“Состав и свойства крови ”

Школа: ГУ «Средняя школа №1 г.Рудного» Учитель: Подольская Светлана Александровна Предмет: биология                            Класс: 8 «Б» Тема урока: “Состав  и свойства крови ”. Цели: Обучающая: формировать понятия “кровь”, “плазма”, “форменные элементы”, “эритроциты”, «фибриноген», «сыворотка», «гемоглобин», «оксигемоглобин», «карбоксигемоглобин», «анемия – малокровие»; раскрыть особенности строения эритроцитов  в связи с их функциями; Развивающая: продолжить формирование умений учащихся... Внутренняя среда организма   Учитель: на ИД заполните ручкой схему (1 учащийся по желанию)           1. Постановка проблемы: “В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы кораблей выходят из гаваней вновь в плавание» (На ИД текст) - Прочтите текст и соотнесите его с темой, которую мы сейчас изучаем. Скажите: “О чем идет речь в тексте?” (Учащиеся предполагают, что о крови и ее клетках.) - В течение урока нам предстоит это подтвердить. Тема урока “Состав и свойства крови”... Назв    наличие            ядра                 форма              место                  образования Про            продолжительность      жизни              место                разрушения                  кол-во В             в  1 мм3               крови                    значение               1 учащийся из группы заполняет такую же таблицу на ИД, другой – ее озвучивает. Остальные учащиеся класса заполняют информационные карты. 4 группа:  Используя текст § 30, закончите предложения: Дыхательный пигмент – зто… Гемоглобин содержится в… В состав гемоглобина входит элемент … Соединение гемоглобина с кислородом называется… Соединение гемоглобина с углекислым газом называется… Придает крови красный цвет … Ответьте на вопрос:   «Почему в результате длительного вдыхания угарного газа наступ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школа: ГУ «Средняя школа №1 г.Рудного»

Учитель: Подольская Светлана Александровна

Предмет: биология

Класс: 8 «Б»

Тема урока: "Состав и свойства крови ".

Цели:

Обучающая:

формировать понятия "кровь", "плазма", "форменные элементы", "эритроциты", «фибриноген», «сыворотка», «гемоглобин», «оксигемоглобин», «карбоксигемоглобин», «анемия - малокровие»; раскрыть особенности строения эритроцитов в связи с их функциями;

Развивающая:

продолжить формирование умений учащихся обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови; отрабатывать навыки работы с текстом и тестовыми заданиями; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме, навыки использования мультимедийного оборудования, интерактивной доски.

Воспитывающие:

воспитать самостоятельность и творческий подход в овладении знаниями,

воспитывать культуру речи,

формировать здоровый образ жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  • компьютер, интерактивная доска,

  • информационные карты,

  • диск "Биология. Анатомия и физиология человека",

  • тест.

План урока

1. Проверка знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Закрепление изученного материала.

4. Итог урока.

Тип урока: комбинированный.

Знать: особенности строения эритроцитов в связи с их функциями; основные понятия урока: "кровь", "плазма", "форменные элементы", "эритроциты", «фибриноген», «сыворотка», «гемоглобин», «оксигемоглобин», «карбоксигемоглобин», «анемия - малокровие».

Уметь: самостоятельно подготовить сообщение по теме, используя дополнительный материал;

работать с учебником и в рабочих тетрадях, на ИД; объяснять функции клеток крови.





Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Проверка знаний

Тестовые задания (два варианта). Выберите один правильный ответ:

1 вариант.

  1. Кровь - это:

А) эпителиальная ткань; В) мышечная ткань;

С) соединительная ткань; Д) нервная ткань; Е) поперечнополосатая ткань.

  1. В отличие от других тканей кровь

А) не имеет клеточного строения; В) имеет вытянутые клетки;

С) имеет звездчатые клетки; Д) состоит из округлых клеток; Е) имеет клетки с отростками.

  1. Кровь не участвует в;

А) транспорте веществ; В) регуляции температуры тела;

С) гуморальной регуляции; Д) защите организма; Е) накоплении питательных веществ.

4. Антитела - это:

А) чужеродные для организма вещества; В) особый белок - резус фактор; С) белки, нейтрализующие вредные вещества; Д) белки, переносящие кислород; Е) форменные элементы крови.

5. Все клетки тела окружает:

А) лимфа; В) раствор поваренной соли; С) желудочный сок;

Д) тканевая жидкость; Е) кровь.

6. Из тканевой жидкости образуется:

А) кровь; В) лимфа; С) плазма крови; Д) клетки крови; Е) слюна.

7. Защитную функцию в крови выполняют:

А) эритроциты; В) лейкоциты; С) лимфа; Д) плазма крови; Е) тромбоциты.

8. В свертывании крови участвуют:

А) эритроциты; В) лейкоциты; С) лимфа; Д) плазма крови; Е) тромбоциты.

2 вариант.

1. Лимфа относится к ткани:

А) соединительной; В) мышечной;

С) эпителиальной; Д) нервной; Е) поперечнополосатой.

2. Лейкоциты:

А) переносят углекислый газ; В) защищают организм; С) переносят кислород;

Д) участвуют в свертывании крови; Е) вступают в прочное соединение с угарным газом.

3. Тканевая жидкость образуется из

А) эритроцитов; В) лейкоцитов; С) плазмы крови; Д) лимфы; Е) тромбоцитов.

4. Основная функция кровеносной системы:

А) движение; В) синтез белков; С) накопление питательных веществ;

Д) перенос веществ; Е) расщепление питательных веществ.

5. Тромбоциты:

А) участвуют в свертывании крови; В) поглощают и переваривают пищу;

С) препятствуют свертыванию крови; Д) переносят кислород; Е) переносят питательные вещества.

6. Количество литров крови в организме взрослого человека:

А) 6 - 6,5; В) 3,5 - 4; С) 4,5 - 5; Д) 1,5 - 2; Е) 2,5 - 3

7. Обеспечивают иммунитет организму:

А) эритроциты; В) плазма крови; С) лимфа; Д) лейкоциты; Е) тромбоциты.

8. Транспорт питательных веществ и кислорода является функцией системы:

А) выделительной; В) нервной; С) кровеносной; Д) пищеварительной; Е) дыхательной.

По окончании теста учащиеся обмениваются тетрадями, идет взаимопроверка.

Ответы к тестам и шкала оценивания на ИД:

Вариант - 1 1 - с, 2- д, 3- е, 4 - с, 5 - д, 6 - в, 7 - в, 8 - е.

Вариант - 2 1 - а, 2 - в, 3 - с, 4 - д, 5 - а, 6- с, 7- д, 8 - с.

«5»- 8 верных ответов «4» - 6-7 верных ответов «3» 4- 5 верных ответов «2» - 0-3 верных ответов

Оценка за тест выставляется в журнал и дневники учащихся.

  1. Изучение нового материала

У

Внутренняя среда организмачитель: на ИД заполните ручкой схему (1 учащийся по желанию)

“Состав и свойства крови ”“Состав и свойства крови ”“Состав и свойства крови ”



1. Постановка проблемы:

"В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы кораблей выходят из гаваней вновь в плавание» (На ИД текст)

- Прочтите текст и соотнесите его с темой, которую мы сейчас изучаем. Скажите: "О чем идет речь в тексте?" (Учащиеся предполагают, что о крови и ее клетках.)

- В течение урока нам предстоит это подтвердить. Тема урока "Состав и свойства крови"

(Запись даты урока и темы учащимися в тетрадь).

2. Целеполагание. Работа с учебником: учащиеся на основании содержания § 30 ставят цели урока, выделяют основные понятия урока - (на ИД выходят цели урока и основные понятия темы)

Домашнее задание: § 30, подготовиться к тестированию

3. Работа в группах по изучению нового материала.

Учитель каждой группе учащихся дает задание на 3 минуты.

1 группа: Используя текст § 30, изучите состав крови и с помощью слов на ИД

составьте схему «Состав крови»:

“Состав и свойства крови ”“Состав и свойства крови ”Состав крови

межклеточное вещество - клетки крови -

“Состав и свойства крови ”плазма - жидкая часть крови - 55% форменные элементы - 45%

-“Состав и свойства крови ”“Состав и свойства крови ”“Состав и свойства крови ”неорганические вещества:

- вода-90% - соли - 0,9% эритроциты лейкоциты тромбоциты

- органические вещества:

- белки - жиры - углеводы

1 учащийся из группы заполняет такую же схему на ИД, где даны понятия, отражающие состав крови, другой - ее озвучивает. Остальные учащиеся класса заполняют информационные карты.

2 группа: Используя текст § 30, изучите состав крови и найдите определения понятий:

«фибриноген», «сыворотка».

Ответьте на вопрос: «Почему из крови, предназначенной для хранения удаляют фибриноген?»

3 группа: Используя текст § 30, выполните теоретическую лабораторную работу-заполните таблицу «Характеристика эритроцита»

Назв наличие

ядра

форма

место

образования

Про продолжительность

жизни

место

разрушения

кол-во

В в 1 мм3

крови

значение

1 учащийся из группы заполняет такую же таблицу на ИД, другой - ее озвучивает. Остальные учащиеся класса заполняют информационные карты.

4 группа: Используя текст § 30, закончите предложения:

Дыхательный пигмент - зто…

Гемоглобин содержится в…

В состав гемоглобина входит элемент …

Соединение гемоглобина с кислородом называется…

Соединение гемоглобина с углекислым газом называется…

Придает крови красный цвет …

Ответьте на вопрос: «Почему в результате длительного вдыхания угарного газа наступает смерть?»

1 учащийся из группы дописывает предложения на ИД, другой - ее озвучивает.

Остальные учащиеся класса заполняют информационные карты.

Учитель: Значит эритроциты транспортируют О2 - к тканям, а СО2- к легким (показ модели из диска «Образование и расщепление оксигемоглобина»)

5 группа. Используя дополнительный материал (тексты предложены учащимся), найдите три причины

анемии (малокровия), методы ее лечения.

1 учащийся пишет причины анемии на ИД, другой учащийся называет методы лечения анемии, остальные учащиеся класса заполняют информационные карты.

  1. Закрепление

Учащимся предлагается выполнить тестовое задание по теме «Состав и свойства крови» в программе . Задания взяты из банка тестов ЕНТ по биологии.

Задания носят тренинговый характер и позволяют учителю оценить первоначальный уровень усвоения знаний, а учащимся провести оценку результативности своего труда и рефлексию урока.

Шкала оценивания результатов тестирования:

«5» - 14 - 15 верных ответов, «4» - 12 -13 верных ответов,

«3» - 8-11 верных ответов, «2» - 0- 7 верных ответов.

Вопросы теста:

1.Функция эритроцитов:

А) участвуют в иммунной защите; В) вырабатывают антитела;

С) переносят кислород; Д) обезвреживают бактерии; Е) участвуют в свертывании крови.

2. Клетки крови иначе называются:

А) гамма - глобулинами; В) плазменными элементами; С) сывороткой;

Д) форменными элементами; Е) физиологическими элементами.

3. Белок, участвующий в свертывании крови:

А) актин; В) гемоглобин; С) гамма - глобулин; Д) фибриноген; Е) фибрин.

4. В норме 1 мм3 крови содержит эритроцитов:

А) 4-5 тысяч; В) 40-50 тысяч; С) 400-500 тысяч; Д) 4-5 млн; Е) 40-50 млн.

5. Если от цельной крови отделить клетки крови, то остается:

А) гамма - глобулин; В) сыворотка; Д) плазма; Е) физиологический раствор; Е) форменные элементы.

6. Эритроциты у человека образуются в:

А) красном костном мозге; В) печени; С) почках; Д) селезенке; Е) в желтом костном мозге.

7. Воды в плазме крови примерно:

А) 8% В) 50% С) 70% Д) 90% Е) 10%.

8. У взрослого человека в среднем содержится крови в литрах:

А) 2 В) 5 С) 8 Д) 11 Е) 14

9. В состав молекулы гемоглобина входит:

А) железо; В) магний; С) цинк; Д) медь; Е) кобальт.

10. Кровь относится к ткани:

А) эпителиальной; В) мышечной; С) соединительной; Д) нервной; Е) поперечнополосатой.

11. Разрушение старых эритроцитов осуществляется в:

А) почках и печени; В) печени и селезенке; С) легких и почках; Д) селезенке; Е) желтом костном мозге.

12. Плазмой крови называется:

А) плазма крови без фибриногена; В) содержимое эритроцитов; С) 0,9% раствор солей;

Д) плазма без клеток крови; Е) тканевая жидкость.

13. Безъядерные клетки крови:

А) эритроциты; В) лейкоциты и тромбоциты; С) тромбоциты и эритроциты;
Д) лейкоциты; Е) тромбоциты.

14. Средняя продолжительность жизни эритроцита:

А) несколько часов; В) до 10 дней; С) до месяца; Д) 120 дней; Е) около года.

15. Дыхательным пигментом называют:

А) эритроцит; В) гемоглобин; С) лейкоцит; Д) инсулин; Е) лизоцим.

После завершения ответов компьютер подсчитывает верные и неверные ответы и выводит оценку на экран, эта оценка может быть выставлена в журнал учащихся (на усмотрение учителя и учащегося).

IV. Итог урока

Рефлексия





Информационная карта по теме: «Состав и свойства крови»

“Состав и свойства крови ”“Состав и свойства крови ”“Состав и свойства крови ”Состав крови

“Состав и свойства крови ”

1.___________________________вещества 1._____________________-_______________клетки

__________ - %_____________ - % 2._____________________-______________ клетки

2.___________________________вещества 3._____________________-_______________ клетки

-____________-__________-______________

Белок, участвующий в свертывании крови - __________________________.

Плазма крови без фибриногена - _____________________________________.

«Характеристика эритроцита»

Назв наличие

ядра в

клетке

форма

К клетки

место

образования

Про продолжительность

жизни

место

разрушения

кол-во

В в 1 мм3

крови

значение

эритроцита


Дыхательный пигмент - зто____________________________ Гемоглобин содержится в…________________________________

В состав гемоглобина входит элемент____________________

Соединение гемоглобина с кислородом называется___________________________

Соединение гемоглобина с углекислым газом называется______________________

Придает крови красный цвет________________________

Причины анемии - малокровия Методы лечения анемии - малокровия

1._______________________________________________ 1._______________________________________________

2._______________________________________________ 2._______________________________________________

3._______________________________________________ 3._______________________________________________







© 2010-2022