Урок по теме Класс Млекопитающие. Отряд Ластоногие

Разработка урока по теме "Класс Млекопитающие. Отряд Ластоногие". Учащиеся знакомятся с особенностями отряда Ластоногие на примере нерпы байкальской, эндемика о. Байкал. Изучение образа жизни нерпы байкальской было основано на технологии проблемного обучения, путем деления детей на группы. Каждой группе были розданы пакеты с заданиями проблемного характера. Такая форма работы позволила учащимся активизировать мыслительную деятельность, направить ее на разрешение проблемной ситуации путем выдви...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебное занятие

«Класс Млекопитающие. Отряд ластоногие»

Девиз урока:

«Знать еще не все

Знания нужно уметь использовать»

Гетте


Класс: 7 «б»

УМК: Пасечник В.В., учебник «Биология. Животные», Латюшин В.В., Шапкин В.А.

Цель: познакомить учащихся с характеристикой отряда Ластоногие на примере нерпы байкальской

Задачи:

1. Углубить знания учащихся о классификации животных, закрепить умения учащихся распознавать отряды, семейства и виды животных класса Млекопитающие.

2. Выявить особенности строения отряда Ластоногие связанные со средой обитания.

3. Развивать умение учащихся работать с разными источниками информации: учебником, дополнительной литературой, видеоматериалами и цифровыми источниками информации.

4. Развивать мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их деятельности на уроке. Развивать коммуникативно-организаторские способности учащихся, навыки самопрезентации.

5. воспитание чувства любви к природе, понимание ее хрупкости и необходимости защиты.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация Power Point, кроссворды, видеосюжет.

Методы и приёмы:

В ходе урока ученики закрепят следующие знания:

  • Особенности организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания на планете;

  • Черты приспособленности представителей разных отрядов к среде обитания;

  • Сущность понятия «эндемики»

  • Основные меры по охране животных

Учащиеся отработают следующие умения:

  • Определять относительный характер приспособленности животных к среде;

  • Называть и узнавать изученных животных по фотографиям

  • Устанавливать зависимость между строением и образом жизни зверей;

  • Сравнивать, находя общие и отличительные признаки;

Ход урока:

I. Организационный момент

-здравствуйте ребята! Сегодня урок биологии проведу я, зовут меня Ольга Петровна. Я рада познакомиться и надеюсь, что наше общение будет приятным и плодотворным. Предлагаю провести наш урок под девизом: «Знать еще не все, знания нужно уметь использовать». Вы согласны?

на слайде: представители класса Млекопитающие

Я хочу прочесть вам строки, но в них последняя фраза не завершена, помогите мне.

Вокруг насколько хватит глаз

Венец творенья - высший класс

Созданья процветающие это …

Млекопитающие!

- Вы уже изучили представителей некоторых отрядов класса Млекопитающие, а сегодня на уроке вы пополните знания о систематике Млекопитающих и познакомитесь с другими животными этого класса.

II. Повторение пройденного материала

-Ребята, я предлагаю вам вспомнить о тех представителях класса Млекопитающие, которые вы уже изучили. По рисунку и фотографии определите название животного и название отряда, к которому он относится.

(на слайдах по очереди появляются животные, учащиеся дают название животного и отряда)

Заяц, отряд Зайцеобразные

Летучая мышь, отряд рукокрылые

Еж, Отряд Насекомоядные

Кенгуру, отряд Сумчатые

Бурундук, отряд грызуны

Ехидна, отряд Однопроходные

Коала, отряд сумчатые

Выхухоль, отряд Насекомоядные

Белка, отряд Грызуны

Крот

-Хорошо, вы успешно справились с этим заданием. А теперь, внимательно посмотрите на этих животных (на слайде 10 животных) и скажите, что общего между ними?

(учащиеся называют сходства: вынашивание детей, выкармливают детенышей молоком, забота о потомстве, теплокровные, живорождение. Обратить внимание: Чем покрыто тело? Где обитают?)

На слайде:

  1. тело покрыто шерстью

  2. обитают в наземно-воздушной среде, почвенной.

-Молодцы, мы вспомнили представителей некоторых отрядов, выделили их общие черты.

III. Изучение новой темы

1. Классификация отряда

-«Сегодня мы будим изучать животных, способности которых вызывают удивление, восторг и много вопросов». мы познакомимся с вами с необычным отрядом класса Млекопитающих, это отряд Ластоногие. На слайде: тема урока. Откройте учебник на стр. 173. и запишите тему урока в тетради.

- О чем нам говорит название отряда Ластоногие? (конечности превращены в ласты)

-Взгляните на рисунки учебника и скажите, какие животные относятся к отряду Ластоногие?

На слайде: морж, тюлень, морской лев, морской котик, морской слон.

- Все многообразие отряда подразделяется на 3 семейства: моржи, ушастые тюлени (котики и сивучи), настоящие тюлени. Настоящие тюлени не имеют ушных раковин и в отличи от ушастых они не используют задние ногти для движения по твердой поверхности.

На слайде: ушастый тюлень и настоящий тюлень.

2. Характерные признаки отряда.

-Отряд Ластоногие - необычный отряд по сравнению с теми отрядами, которые вы уже изучили. Где они обитают? (в водной среде).

-Прочитайте текст учебника и найдите как можно больше признаков, которые позволили ластоногим освоить водную среду обитания. Если вы будете готовы отвечать, поднимите руки. (читают текст учебника)

-Итак, я вижу, что вы готовы. Предлагаю вам, называть по одному признаку не повторяясь. (учащиеся называют по одному признаку не повторяясь)

  1. Конечности видоизменены в ласты.

  2. Обтекаемая форма тела

  3. маленькая голова

  4. Под кожей толстый слой жира.

  5. Ушные отверстия при нырянии замыкаются.

  6. Носовые отверстия открываются только при вдохе и выдохе.

-Молодцы, вы быстро справились с заданием и сумели правильно выделить признаки, характерные для обитания этих животных в воде.


3. Образ жизни

-Ребята, я думаю, что настала пора поближе познакомиться с этими животными. иму урока в тетради. х, которыеоторых отрядов, выделили их общие черты. отряд)А поможет нам в этом уникальное животное, единственное млекопитающее в озере Байкал, это… нерпа. Нерпа - представитель отряда Ластоногие, семейства настоящих тюленей. кто из вас встречался с нерпой? Где?

На слайде: фото нерпы.

-Нерпа не только единственное млекопитающее Байкала, но она и еще является эндемиком Байкала, что это значит?

-Итак, вы хотите узнать больше о нашем уникальном животном? Предлагаю вам поработать в группах, а для этого давайте разделимся по ______________________

(кто любит зиму, весну, лето, осень. Или у кого день рождение летом, зимой, осенью, весной?)

Образование групп, пересадка - физминутка)

- я раздам карточки с заданиями для каждой группы. Вы вместе обсуждаете и обдумываете ответ на вопрос. Первой отвечает группа «Зима», затем соответственно весна, лето и осень.

Во время работы групп, звучит музыка, на слайдах фотографии нерп.

1 группа: 1. Зимой нерпа собирается большей частью в глубоких частях озера. В течение периода, когда Байкал полностью скован льдом, нерпы обычно живут поодиночке, пользуясь системой ходов во льдах для того, чтобы дышать. Толщина льда на Байкале достигает полутора метров. Каким образом, нерпа, животное совершенно «безоружное», может пробить такую толщу? (расчищают когтями, зубами, головой и ластами). 2. Во время рождения детеныша, нерпа старается не отлучаться от него, в случае опасности у нерпы всегда есть запасное логовище. О чем это говорит? ( развита забота о потомстве). Почему маленького нерпенка называют «белёк»? (шкурка серебристо-белого цвета).

2 группа: 1. Как вы считаете, почему именно весной нерпа наиболее беззащитна? В это время подкожный слой жира значительно уменьшается. Какие физиологические процессы способствуют этому? (1. период размножения, происходит трата энергии; 2 . линька). 2. Нерпу называют индикатором качества воды. Объясните это выражение (она реагирует на загрязнение, обитает только в чистой воде).

3. группа. 1. Наблюдения показали, что нерпа реагирует на часто возникающие на Байкале землетрясения, она тут же покидает свое место. Предложите варианты, что позволяет нерпе вовремя принять меры? (может слышать ультразвуки, возникающие в результате смещения тектонических блоков. Во время сильных толчков нерпа очень беспокойна. При сравнительно слабых толчках она покидает места отдыха, что может быть связано с перемещением рыбы, которая таким образом реагирует на землетрясения). 2. Нерпа - вершина в пищевой цепи в экосистеме Байкала. Обоснуйте правильность этого утверждения. Составьте пищевую цепь озера Байкал.

4 группа: 1. Нерпа имеет особенности необходимые для охоты. Объясните, для чего нерпе увеличенные глазные яблоки и почему у неё повышенная концентрация гемоглобина в крови? ( - для поиска пищи в условиях сла­бой освещенности и в сумерки; для глубо­ководного погружения в поисках пищи на длительное время). 2. Нерпа хорошо поддается дрессировке. В нерпинарии можно увидеть, как нерпа танцует под музыку, рисует кистью, играет с предметами. О чем это говорит?

- итак, вы готовы? Представители группы зачитывают вопросы и дают свои ответы, если вам не удалось правильно ответить, к вам на помощь придут товарищи из других групп.

(по мере ответа групп, на слайдах появляются правильные ответы)

Молодцы, вы успешно справились и с этим заданием. Посмотрите на слайд и прочитайте, что же у нас вышло:

На слайде:

1. Нерпа -ледоруб.

2. Нерпа - заботливая мама. Нерпенок имеет серебристо-белую окраску.

3. Нерпа -беззащитна, особенно весной.

4. Нерпа - индикатор чистоты воды.

5. Нерпа - предвестник землетрясений.

6. Нерпа - вершина в пищевой цепи в экосистеме Байкала

7. Нерпа - хороший охотник.

8. Нерпа - талантлива.

IV. Заключение

К отряду Ластоногие относится еще одни представители это морские коровы (фото слайд). К сожалении, сейчас мы не можем познакомиться с ними. Как вы думаете почему? Они были истреблены человеком ещё в 18 в.

Численность нерпы байкальской уменьшается с каждым годом. Какие меры нужно предпринять, чтобы ситуация не повторилась, как это произошло с морской коровой?

Я предлагаю каждой группе принять участие по созданию мини-проекта «Защитим нерпу, сохраним Байкал». 1 группа нарисует листовки, 2 группа выпустит бюллетень, 3 группа сочинит стихотворение, а 4 группа подготовит агитационное выступление.

(работа под музыку)

Итак, каждая группа представляет свою работу. Листовки и бюллетени вывешиваем на доску.

V. Итоги урока

Сегодня к своим знаниям о млекопитающих вы добавили новые знания. А я еще раз хочу напомнить вам девиз урока: «Знать еще не все. Знания нужно уметь использовать». Использовать - значит приносить пользу. В заключении нашего урока я хочу прочесть отрывок стихотворения А.А. Вознесенского

Стихотворение о Байкале.

Благодарю вас за урок, за вашу эрудицию, пытливость ума, любознательность. Я получила огромное удовольствие и удовлетворение от общения с вами.





Самоанализ урока по теме «Класс Млекопитающие. Отряд ластоногие»

Цель: познакомить учащихся с характеристикой отряда Ластоногие на примере нерпы байкальской

Задачи:

1. Углубить знания учащихся о классификации животных, закрепить умения учащихся распознавать отряды, семейства и виды животных класса Млекопитающие.

2. Выявить особенности строения отряда Ластоногие связанные со средой обитания.

3. Развивать умение учащихся работать с разными источниками информации: учебником, дополнительной литературой, слайдовой презентацией.

4. Развивать мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их деятельности на уроке. Развивать коммуникативно-организаторские способности учащихся, способствовать развитию творческого самовыражения учащихся.

5. воспитание чувства любви к природе, понимание ее хрупкости и необходимости защиты.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация Power Point, пакет с заданиями проблемного характера, фотографии эндемиков Байкала, музыкальное сопровождение «Мелодия Байкала», фломастеры, листы бумаги.

Методы и приёмы:

1. Характеристика класса. Место урока в системе знаний.

Урок биологии был проведен в 7 классе. Обучение ведется по УМК Пасечника В.В. по учебнику Латюшина В.В.. Курс 7 класса предполагает изучение раздела зоологии в следующей последовательности: систематика, строение, эволюция. В данный момент времени, согласно календарно-тематическому планированию, учащиеся изучают систематику класса Млекопитающих. Урок является продолжением знакомства учащихся с представителями разных отрядов класса Млекопитающих.

2. Этапы урока

1). Организационный момент. Для того, чтобы психологически подготовить учащихся к общению и к усвоению знаний на учебном занятии был предложен девиз урока «Знать еще не все, знания нужно уметь использовать».

Мотивационный момент. Строки с неоконченной фразой подводят учащихся к самостоятельному определению цели урока. Определяет уровень усвоения темы.

2). Повторение пройденного материала. На этапе повторения пройденных знаний использовались слайды с изображениями некоторых ранее изученных представителей. Работа позволила ребятам активно включиться в ход урока, определила исходный уровень знаний о систематике класса Млекопитающих. На основе сравнения животных учащиеся повторили общую характеристику класса.

Интегрирующая цель данного этапа:

  1. Повторить учебный материал по изученным представителям класса млекопитающие.

  2. Совершенствовать приемы учебной деятельности (классификация, обобщение, выделение существительных признаков, умение анализировать).

  3. Способствовать формированию коммуникативных компетенций.

3) Изучение новой темы.

Вводная часть к изучению новой темы. Для того, чтобы обеспечить мотивацию к усвоению новых знаний, обратить внимание, создается небольшая интрига с помощью фразы: «Сегодня мы будим изучать животных, способности которых вызывают удивление, восторг и много вопросов».

Изучение систематики отряда Ластоногие и их внешних особенностей осуществлялось с помощью объяснительно-иллюстративного метода. Была организована самостоятельная работа учащихся по учебнику для того, чтобы выяснить особенности внешнего строения ластоногих в связи с их образом жизни. Ребята на основе фронтального опроса представили результаты этой работы.

Основной этап урока - изучение многообразия, места обитания и образа жизни Ластоногих был основан на примере нерпы байкальской. Нерпа для учащихся - реальный представитель отряда Ластоногие в отличие от моржей, котиков и т.д. Кроме того, большинство детей первично знакомы с нерпой: были в нерпинарии, байкальском лимнологическом музее. Все это является дополнительным мотивом для успешного изучения темы.

Для организации самостоятельного поиска знаний из разных источников: учебник, слайдовая презентация, учебник «Байкаловедение», учащиеся были разделены на группы. В основе деления на группы также использовались элементы краеведения. Ребята выбирали снимки эндемиков Байкала. Работа в группах способствовала развитию навыков коммуникативного общения между членами группы.

Изучение образа жизни нерпы байкальской было основано на технологии проблемного обучения. Каждой группе были розданы пакеты с заданиями проблемного характера. Такая форма работы позволила учащимся активизировать мыслительную деятельность, направить ее на разрешение проблемной ситуации путем выдвижения идей, обсуждения, анализа и выбора правильного ответа. Дети были сосредоточены, сплочены. Следует отметить, что практически каждый член группы поработал на данном этапе урока, что позволило учащимся успешно справиться с заданиями.

Для усиления эмоционального настроя учащихся по изучаемой теме, группам было предложено творческое задание - создание мини проекта «Защитим нерпу, сохраним Байкал». Группы работали по разным направлениям, итогом работы были красочная листовка, содержательный бюллетень, авторское стихотворение, лаконичное выступление агит-бригады. Все это позволило создать атмосферу единения классного коллектива, осознать значимость совместных усилий. Главная цель данного этапа урока - воспитание бережного отношения к природе, развитие экологического мышления.

Для завершенности данного этапа, в качестве напутствия учащимся было прочитано стихотворение А.А. Вознесенского.

4. Заключение

Для рефлексии, учащиеся использовали девиз урока «Знать еще не все, знания нужно уметь использовать». Это было отражено в работе с проблемными ситуациями, в создании мини-проекта.

Выводы: цели урока были достигнуты.

В ходе урока ученики закрепили следующие знания:

  • Черты приспособленности представителей разных отрядов к среде обитания;

  • Сущность понятия «эндемики»

  • Основные меры по охране животных

Учащиеся отработали следующие умения:

  • Называть и узнавать изученных животных по фотографиям

  • Устанавливать зависимость между строением и образом жизни зверей;

  • Анализировать, обобщать, сравнивать.





© 2010-2022