- Преподавателю
- Биология
- План урока по бологии «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные»
План урока по бологии «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ахтаева М.Ю. |
Дата | 30.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные»
Цели урока:
-
обобщить и систематизировать знания по данной теме;
-
определить качество усвоения знаний о характерных особенностях типа Кишечнополостные.
Задачи урока:
Образовательная:
-
уметь характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных;
-
распознавать представителей типа на таблицах, рисунках и фотографиях, влажных препаратах;
-
выявлять черты сходства кишечнополостных и одноклеточных животных;
Развивающая:
-
развивать навыки самостоятельной работы с учебником, дидактическим и раздаточным материалом, мультимедийными приложениями;
-
уметь характеризовать, сравнивать и объяснять, делать выводы и обобщения.
Воспитательная:
-
активизировать познавательную деятельность учащихся через игровую деятельность во время урока;
-
вызвать живой интерес к изучению видов животных применением мультимедийных слайдов презентации и музыки;
-
эстетическое и экологическое воспитание: показать гармоничность и целесообразность всего живого;
-
формировать экологическое мышление учащихся.
Тип урока: урок закрепления новых знаний.
Форма проведения: урок - игра. Урок проводится в форме экспедиции «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов - альпинистов, покоряющих вершину Знаний.
Игра проходит в два этапа:
первый- « Подготовка к экспедиции»,
второй- « Восхождение»
Средства обучения:
Наглядные пособия, раздаточный и дидактический материал по типу Кишечнополостные, электронная презентация к уроку на диске
CD_- R , компьютер, мультимедийный проектор и экран, детский рюкзачок с заданиями, мультимедийное приложение « Электронный атлас для школьника. Зоология 7-8 классы», маршрутные листы для каждого ученика, где учащиеся отмечают этапы прохождения маршрута и ставят баллы, вырезанные из цветной бумаги облака ( 5 штук), магниты для магнитной доски.
План урока:
-
Оргмомент.
Подготовка класса к уроку. Приветствие. Наличие учащихся.
-
Мотивация учебной деятельности учащихся.
-
Обобщение, систематизация и контроль знаний учащихся.
( Электронная презентация по ходу урока) .
Проведение игры « Покорение вершины Знаний»
-
этап - « Подготовка к экспедиции»
а) Подготовка снаряжения « Что возьмём с собой в дорогу?»
б) « Метеосводка»
в) Тренажёр»
2 - этап - « Восхождение».
1 высота- « Снежная лавина»
2 высота- « Опасный переход»
3 высота- « Пик Знаний»
-
Подведение итога урока.
V . Домашнее задание: § 13 ( стр. 58-65)
Ход урока:
-
Оргмомент.
Подготовка класса к уроку. Приветствие. Наличие учащихся.
-
Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и целей урока.
-
Обобщение и систематизация знаний учащихся.
(Электронная презентация по ходу урока)
Актуализация знаний учащихся о многоклеточных животных, их отличии от простейших.
Подцарство Простейшие - относят организмы, тело которых состоит из одной клетки. Физиологически клетка простейшего выполняет функции самостоятельного организма. Клетка простейшего- самостоятельная особь, выполняющая все функции целостного организма. Таким образом простейшие сочетают в себе функции клетки и целого организма.
Подцарство Многоклеточные организмы- их тело состоит из большого числа клеток, которые различаются по строению и функциям. Для многоклеточных характерно индивидуальное развитие, начинающееся с деления одной клетки. Возникновение многоклеточных - качественно новый этап в развитии животного мира на Земле.
( Обобщающая беседа с учащимися)
Мы продолжаем наше путешествие по изучению царства животных, подцарства Многоклеточные типа Кишечнополостные.
Урок пройдёт в форме игры, где вам придётся штурмовать высоты
1.Показ первого слайда :
1 этап - « Подготовка к экспедиции»
2 - этап - « Восхождение»
Девиз урока : « Передовик не тот кто один впереди, а тот, кто сам шагает и другим помогает».
I этап - « Подготовка к экспедиции».
Как известно, экспедиции всегда предшествует тщательная подготовка, поэтому сейчас мы проверим свою готовность к покорению горной вершины Знаний.
-
« Проверка снаряжения» ( слайд презентации на экране).
« Что возьмём с собой в дорогу».
В рюкзачке ( импровизированном) находятся карточки с названиями основных терминов и понятий по всей теме урока, на которые учащиеся должны дать чёткие и краткие ответы, достав из рюкзачка карточку с заданием.( за каждый правильный ответ - 1 б)
Основные понятия темы: ( показ слайда на компьютере)
-
Кишечная полость.
-
Дифференцировка клеток
-
Эктодерма
-
Энтодерма
-
Мезоглея
-
Коралловые полипы
-
Медузы.
-
Нервные клетки.
-
Стрекательные клетки
-
Промежуточные
-
Эпителиально-мускульные
-
Железистые
-
Половые
-
Радиально-осевая симметрия
-
Гермафродиты
-
Регенерация
-
Почкование
-
Половое размножение
-
Бесполое размножение
-
Планула
-
Полип
-
Рефлекс
-
Гаметы
-
« Метеосводка»-( показ слайда) ( за каждый правильный ответ - 3б)
На магнитной доске прикреплены облака, вырезанных из цветной бумаги. На обратной стороне которых написан текст задания. Под облаками табличка « Пасмурно». Отвечая правильно на вопросы и выполняя задания, учащиеся меняют табличку на « Ясно»-
« Восхождение разрешается»
Вопросы и задания.
На обратной стороне первого облака № 1.
Как называется оплодотворение, когда сперматозоиды одной особи, оплодотворяют яйцеклетку другой особи? ( Перекрёстное)
Облако №2
Как называется личинка медуз и кораллов?
- планула
Облако №3
Бесполое размножение у гидры называется
- почкование
Облако № 4.
Назовите ядовитых кишечнополостных?
- медуза оса, корнерот, физалия ( «португальский кораблик»).
Облако № 5. Ловчие органы актинии
- щупальца.
-
« Тренажёр». Класс разбивается на 2 команды, и каждая команда выполняет несколько заданий.
а) « Слушай не зевай». Каждой команде по очереди даются вопросы, отвечать надо очень быстро ( за правильный ответ - 1 б)
Задания для 1 команды: дополнить предложения
-
Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая нервной системой называется…..( рефлексом)
-
Пресноводное кишечнополостное животное , которое было впервые описано А. Левенгуком.. ( гидра)
-
Колония мадрепоровых кораллов вдоль береговой линии .. (риф)
-
Студенистый неклеточный слой у кишечнополостных… мезоглея.
-
Низшие двухслойные многоклеточные животные с лучевой симметрией.. ( кишечнополостные)
-
Основание тела у гидры.. ( подошва)
-
Крупная медуза - обитательница полярных вод … ( цианея)
Задания для 2 команды
-
Мифологический герой , уничтоживший лернейскую гидру… ( Геракл)
-
« Португальский кораблик» …- ( физалия)
-
Отверстие у гидры, ведущее в кишечную полость.. (рот)
-
Часть тела сцифоидных медуз… ( зонтик)
-
Сожительство актинии с моллюсками, рыбами, крабами… ( симбиоз)
-
Ловчий орган актинии… ( щупальца)
-
Повреждение кожи человека, вызванное воздействием стрекательных клеток медуз… ( ожог)
-
Симметрия у кишечнополостных …( лучевая)
-
Что называется регенерацией? Как она развита у гидр? У каких животных она встречается? ( процесс восстановления утраченных или повреждённых частей тела. Даже из 1/200 части гидра может восстановиться в целый организм. ( крабов, раков, ящерицы и человека ( регенерирует только кожа).
Б) Калейдоскоп « Кто он» ( на слайде презентации) -
В) « Восстановите порядок» ( слайды презентации, задания прилагаются).
Вторая часть игры.
II- этап - « Восхождение»
-
Высота « Снежная лавина»- программированный опрос.
( 17 баллов)
Тип Кишечнополостные. Вставь пропущенные термины.
-
Кишечнополостные- низшие многоклеточные двуслойные животные с_______________ симметрией тела.
-
Известно около _______________ тысяч видов кишечнополостных .
-
Гидры и медузы - одиночные организмы, а кораллы - _____________________.
-
Кишечнополостных животных, ведущих прикреплённый образ жизни, называют____________________________________.
-
На верхнем конце тела гидры имеется рот, окружённый_____________________.
-
Медузы резко выталкивают из-под колокола воду и вследствие этого получают толчок вперёд, такой способ движения называется__________________________.
-
Тип взаимоотношений кишечнополостных с другими животными в биоценозе, называется _________________________________________.
-
Тело кишечнополостных состоит из двух слоёв клеток- наружного и __________________________________.
-
Внутри тела этих животных имеется полость, которая называется__________________________.
-
Наружный слой тела кишечнополостных представлен клетками: нервными, кожно-мускульными, промежуточными и ______________________________.
-
Стрекательные клетки, имеющие капсулы с ядом, размещаются в основном на органе тела, который называется_______________________________.
-
Внутренний слой тела кишечнополостных образован пищеварительно-мускульными и __________________________клетками.
-
У кишечнополостных происходит внутриклеточное и ______________________ пищеварение.
-
Дышат кишечнополостные растворённым в воде _________________, поглощая его поверхностью всех клеток.
-
Ответная реакция организма на действие раздражителей, осуществляемая при участии нервной системы, называется ____________________________.
-
Процесс восстановления утраченных или повреждённых частей тела называется ________________________________________.
-
Кишечнополостные размножаются бесполым и ___________________способами
Термины :
-
Регенерация.
-
Лучевая.
-
Реактивный.
-
Полипами.
-
Девяти тысяч
-
Колониальные.
-
Щупальцами
-
Хищничество
-
Половым
-
Внутреннего
-
Кишечная
-
Стрекательные
-
Железистые
-
Внутриполостное
-
Кислородом
-
Рефлекс
-
Внутриполостное
-
Щупальцами.
( Задания на карточках каждому учащемуся.( Прилагаются)
-
Высота. « Опасный переход». « Из части- целое» ( прилагаются ) Слайды презентации.
-
Высота. « Пик Знаний».
«Самые, самые»- интересные сведения , прочитанные учащимися из литературы и справочных пособий, энциклопедий. ( Учащиеся по очереди делают краткие сообщения)
-
Итог урока. Выставление отметок за урок.
V.Домашнее задание. § 13 ( стр. 58-65)
5