Урок по биологии на тему Внутренняя среда организма. Кровь

Учащиеся знакомятся с основными понятиями внутренней среды организма человека и ее компонентами,составом внутренней среды, ее роль в организме значение ее постоянства, сформировывают знания о составе крови и ее функциях, роль анализа крови для диагностики и лечения больных, совершенствуют умение работать с текстом, выделяют главное, заполняют схемы и таблицы, анализируют и делают выводы.Выполняют лабораторную работу.
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внутренняя среда организма. Кровь (8-й класс)

Цели урока:

  • образовательная - продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах; охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме значение ее постоянства; сформировать знания о составе крови и ее функциях; разъяснить роль анализа крови для диагностики и лечения больных;

  • развивающая - совершенствовать умение работать с текстом, выделять главное, заполнять схемы и таблицы, анализировать и делать выводы;

  • воспитывающая - совершенствовать умение общаться, высказывать свое мнение, признавать право на иное мнение, участвовать в диалоге, в совместной деятельности, в согласовании и координации деятельности, в объективном оценивании своего вклада в решении общих задач коллектива, воспитывать толерантность.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты: "Кровь человека", "Кровь лягушки".

Ход урока.

1 этап: Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!

2 этап: Прием "Удивляй"

Слайд 1.(Приложение №1)

Учитель:

- А знаете ли вы, что долгое время за кровью признавали могучую и исключительную силу: кровью скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов "плакать кровью"; древние греки приносили кровь в жертву своим богам.

Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей - здоровая душа.

Действительно, кровь - самая удивительная ткань нашего организма.

- Ребята, а что вы знаете о крови?

- (Ответы учащихся)

Слайд 2.

Французский физиолог Клод Бернар назвал кровь - " зеркалом организма"

- Действительно ли это так? Давайте разберемся. Вы уже поняли, что речь на уроке пойдет о крови.

- Как же назвать тему урока? Как можно красиво назвать тему?

-Давайте назовем тему урока: "Внутренняя среда организма. Кровь - зеркало организма".

Слайд 3.

3 этап. Постановка целей.

- Что нам нужно узнать, уточнить, исходя из темы урока?

Учащиеся высказывают свои предложения.

Учитель на доске прикрепляет листы с надписью:

Узнать:

Состав крови.

Функции крови.

Внутренняя среда организма.

- Ребята, проведите ранжирование, т.е. определите, в какой последовательности следует рассматривать данные вопросы.

- Мы с вами будем работать в группах. Какие правила нужно помнить, работая в группах?

(Вместе с учащимися составляется свод правил).

Правила работы в группах:

  1. Работают все.

  2. Каждый высказывает свое мнение.

  3. Внимательно слушаем каждого в группе, не перебиваем.

  4. Замечания высказываем в тактичной форме.

  5. Обсуждаем вопросы в группе в полголоса.

4 этап. Усвоение новых знаний.

Учитель: Начинаем работу.

1. Обратите внимание на доску, какой вопрос рассматриваем первым?

- Что представляет собой внутренняя среда организма и каковы ее функции?

Слайд 4.

Задание 1. Пользуясь текстом учебника (стр. 82-84), заполните схему и установите взаимосвязь между компонентами внутренней среды организма.

Вопросы: - Каковы компоненты внутренней среды организма? Как они связаны между собой.

Отчет о проделанной работе (ответы на вопросы).

Слайд 5.

Учитель: Сравните свою схему со схемой на слайде. Если есть неточности, то дополните свою схему. Сделайте вывод

Учащиеся: вывод: внутренняя среда организма представлена кровью, тканевой жидкостью и лимфой, которые связаны между собой.

2. Объяснение учителя:

Гомеостаз - динамическое поддержание постоянства внутренней среды. Понятие гомеостаз ввел в 1929 году американский физиолог У. Кеннон. Часть воды, минеральных и питательных веществ потребляется клетками, на смену им приходят новые вещества из органов дыхания и пищеварения. Аналогично происходит и удаление шлаков: выделяемые клетками вещества выводятся из организма. Вследствие этого происходит поддержание концентрации этих веществ в тканях и крови, причем содержание всех компонентов непрерывно колеблется около определенной средней точки.

3. Общее количество крови в организме 7% его веса, по объему это 5-6 литров у взрослого человека и 3 литра - у подростков. Кровь - одна из важнейших жидкостей в организме.

Решаем вторую задачу

-Каков состав крови?

Слайд 6.

Заполните схему 2, используя текст учебника, рис. 43 стр. 85.

- Сравните составленную схему со схемой на слайде.

Слайд 7.

- Сделайте вывод.

Учащиеся: вывод: кровь представлена плазмой и форменными элементами. В состав плазмы входят неорганические вещества: вода, минеральные вещества и органические вещества: белки, жиры, углеводы. Форменные элементы: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Учитель:

4.Если принять все форменные элементы за 100%, то эритроциты составляют -96%; лейкоциты - 3%; тромбоциты - 1%.

- Давайте более подробно изучим форменные элементы.

Слайд 8.

Используя текст учебника заполнить таблицу:

1 - 4 группы - эритроциты

2 - 5 группы - лейкоциты

3 - 6 группы - тромбоциты

Через 5 - 6 минут группы отчитываются по заданиям. При отчете одной группы все остальные заполняют колонки таблицы.

Слайд 9.

Сравните свою таблицу с таблицей на слайде. Сделайте вывод.

Учащиеся: вывод: форменные элементы крови различны по размерам, форме, строению и выполняемым функциям.

- Молодцы! Зная состав крови, определите, какие функции она выполняет в организме?

(ответы учащихся). В тетради записываются функции крови: защитная, транспортная, гуморальная, терморегуляция.

Учитель:

5. Прием "Удивляй": Вы обратили внимание, что из всех форменных элементов эритроциты составляют 96 %. В 1 мм3 содержится 4 - 5 млн. эритроцитов, а всего в крови человека их 25 триллионов. Если положить все эритроциты друг на друга, то получится " столбик" высотой 62 тысяч км, на оси этой длины могло бы вращаться несколько таких планет, как наша Земля. Общая поверхность всех эритроцитов составляет 3800м.2. Это в 1500 раз больше всей поверхности человеческого тела.

-У червей кровь зеленая.

- У моллюсков - голубая.

- А какая кровь по цвету у большинства позвоночных, к которым относится и человек?

- Чем это объясняется ?

- Почему эритроциты красные?

6. Объяснение учителя о составе гемоглобина

Гемоглобин:

Гемо (железо, красный цвет). Глоба (белок)

7. Эритроциты выполняют важнейшую функцию - перенос кислорода.

- А связано это с формой и размерами эритроцита?

- Давайте сравним эритроциты крови человека и лягушки?

Слайд10.

8. Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки". Самостоятельная работа.

- Сделайте вывод.

Учащиеся: вывод: эритроциты крови человека в процессе эволюции утратили ядро, приобрели двояковогнутую форму и уменьшились в размерах для того, чтобы переносить как можно больше кислорода.

Слайд 11.

Проверьте верно ли сделали вывод? Молодцы!

5 Этап. Закрепление знаний.

Предлагаю вам в группе решить задачу. Ответ обосновать.

1 группа: При переходе горцев на жительство в равнины и обратно, количество красных кровяных телец (эритроцитов) в крови меняется в сторону увеличения или уменьшения. В каком случае - как?

2 группа: При быстром восхождении на гору у здоровых туристов развивается "горная болезнь" - одышка, сердцебиение, головокружение, слабость. Эти признаки при частой тренировке со временем проходят. Предположите, какие изменения происходят при этом в крови человека.

3. группа: При исследовании крови человека у него обнаружили повышенное содержание глюкозы (до 2%) и срочно положили на обследование в больницу. Почему это сделали?

4. группа: Концентрация солей физиологического раствора, заменяющего иногда в опытах кровь, разная для холоднокровных (0,65%) и теплокровных (0,95%). Чем объясняется такое различие?

5. группа: Если прилить в кровь чистую воду, то клетки крови лопаются, если поместить их в концентрированный раствор соли, то сморщиваются. Почему этого не происходит, если человек выпьет много воды и употребит много соли?

Заслушиваются и оцениваются ответы учащихся.

- Молодцы! У Вас все получилось!

Представьте ситуацию: Вы врачи, к Вам на прием пришли больные с результатами анализа крови. Установите диагноз.

- Можно ли по крови определить состояние здоровья человека?

Учащиеся изучают бланки анализа крови разных "больных" и ставят диагноз. Каждая группа отчитывается о выполнении задания.

6. Этап. Рефлексия.

- Так является кровь - зеркалом организма?

Обратите внимание на доску.

- Мы выяснили состав внутренней среды?

- Мы установили состав и функции крови?

- Справились с поставленными задачами?

- Мы достигли цели урока?

ДА!

-На уроке хорошо работали все. Молодцы!

Предлагаю проверить свои знания, выполнив тест.

Слайд 12.

Проверьте и оцените свою работу.

Слайд 13.

Критерий оценки:

0 ошибок - 5 балов.

1 ошибка - 4 балов.

2 ошибки - 3 балов.

3 ошибки - 2 балов.

7. Этап. Домашнее задание: §17,минисочинение по теме: "Путешествие эритроцитов по кровеносному руслу".

Поделиться…


© 2010-2022