Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»

Цель урока:исследовать основные этапы  развития животного мира Земли и узнать, что же ожидает Землю в будущем.Приобретенные знания отразить в фильме - презентации и выступить с ним  перед детьми детского сада и учащимися младших классов. Задачи: - формирование у учащихся способности к самостоятельной мыслительной, практической и исследовательской деятельности; - вовлечение каждого учащегося  в активный познавательный процесс; - развитие коммуникативных, исследовательских умений, развитие умения...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле». Биология. 7класс.

Во время работы на уроке каждый учащийся имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. На уроке учитывается индивидуальность ребенка - его интерес, темп работы, уровень обученности.

Тема урока актуальна, так как позволяет не только познакомиться с историей развития жизни на Земле, но и с тем, что может ожидать её в будущем. Тесно связана с охраной окружающей среды.

Деятельность учащихся на уроке в той или иной степени имеет практический выход на аудиторию детского сада и учащихся начальных классов.

Цель урока: исследовать основные этапы развития животного мира Земли и узнать, что же ожидает Землю в будущем. Приобретенные знания отразить в фильме - презентации и выступить с ним перед детьми детского сада и учащимися младших классов.

Задачи:

- формирование у учащихся способности к самостоятельной мыслительной, практической и исследовательской деятельности;

- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;

- развитие коммуникативных, исследовательских умений, развитие умения работать с информацией, аргументировать свои действия;

- воспитание научного мировоззрения, экологического мышления, любви к окружающему нас миру;

- расширение кругозора за счет усвоения новых понятий;

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: урок - исследование

Оборудование:

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

  1. ТСО (компьютер, видеопроектор, фотоаппарат и видеокамера.)

  2. Интернет как источник информации

  3. Энциклопедия для детей Экология - М: 2005

  4. Энциклопедия для умников и умниц - М.: 2005.

  5. Учебник Биология 7класс под редакцией В.М. Константинова М.«Вентана Граф» 2009г.

Методы и методические приемы:

  • словесно-наглядный;

  • самостоятельная работа учащихся в парах и группах;

  • игровые моменты;

- работа на компьютере, выход в интернет

- работа с энциклопедиями и другими источниками, по сбору информации представляющей интерес при подготовке к уроку.

Художественное оформление: рисунки « Животные, какими мы их представляем», которые будут необходимы для создания фильма- презентации.

Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности.

Управленческий аспект (степень самостоятельности ученика):

Стимулирования и мотивации учебной деятельности.

Стимулирование и мотивация долга и ответственности: использование заданий для самоконтроля, поощрение.

Стимулирование и мотивация познавательного интереса: создание ситуации успеха, неожиданность, проблемный вопрос, новизна.

Контроль и самоконтроль учебной деятельности:

устные (индивидуальный и групповой);

письменные (выполнение разноуровневых заданий).

Каналы общения:

ученик - учитель;

ученик - литературный источник.

ученик - компьютер;

ученик - ученик (работа в парах и группах).

Каналы восприятия: визуальный, аудиальный.

Уровень усвоения ЗУН, на который планирую вывести класс: на V уровень (по Бабанскому) - перенос ЗУН в новые ситуации.

Планируемые результаты работы: создание презентаций: «Эволюция животных на Земле» и выход с ними на детский сад и учащихся младших классов

Ход урока

I. Организационный этап

а) Вступление - приветствие.

- Добрый день, мои юные исследователи! Я рада видеть ваши умные и любознательные лица! Сегодня у нас с вами не совсем обычная работа и я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное мы сможем осуществить. Поэтому мы должны работать слаженно, как единый организм. Сегодняшний урок мы начнем словами Мифтахетин Акмуллы

Земля начальней всех начал: она

Вливает силу жизни в семена,

В природе перемены бесконечны,

Изменчивость землей порождена

Учитель: (целеполагание) - Скажите, какие мысли возникли у вас при чтении этих строк? (учащиеся высказывают свои мысли по поводу слов Мифтахетина Акмуллы)

Учитель: Жизнь на Земле существует потому, что на Земле существует жизнь. Ученым пока не известно, как и в каком месте зародилась жизнь. Не сомневаются они лишь в том, что жизнь на Земле зародилась много миллионов лет назад и предполагают, что за всю историю жизни на Земле существовало 4,5 млрд. видов растений и животных. С глубокой древности лучшие умы человечества интересовало: как возникла и развивалась жизнь на нашей Земле? Всегда ли растения и животные были такими, как сейчас? Кто первым появился на Земле - растения или животные?..

- А вас ребята, волнуют эти вопросы? (дети говорят о том, что их больше всего интересует.) Так давайте сегодня на уроке попробуем найти ответы на вопросы, которые возникли у вас.

На основе сказанного совместно с учителем учащиеся формулируют тему и задачи урока. Выясняют его практическую значимость. Планируют совместно с учителем результат работы. Выносят решение: приобретенные знания отразить в фильме - презентации и выступить с ним перед детьми детского сада и учащимися младших классов.

Тему урока « Развитие животного мира на Земле»

- И перед всеми нами встают общие задачи:

Определить основные этапы развития животных;

Выявить признаки их усложнения в процессе исторического развития;

Назвать причины (движущие силы) эволюции животных;

Убедиться в многообразии животного мира и необходимости бережного отношения ко всему живому на планете Земля

II. Вступительное слово учителя.

Учитель: … Наша планета прекрасна. Космонавты говорят, что из космоса она выглядит как драгоценный камень. Не будь на Земле живых существ, планета была бы ядовитой парилкой Венеры или остывшим телом как Марс. Новые и новые поколения организмов на Земле сменяли друг друга. Они пользовались тем, что создавали их предшественники, и в свою очередь преобразовали Землю для потомков. Если всю историю Земли представить в виде одних суток, первые признаки жизни появятся незадолго до рассвета, а животные напоминающие современных, - только в половине десятого вечера.

Чтобы наглядно увидеть, давайте познакомимся временной шкалой «Развитие жизни на Земле» предложенной учеными.

Схема « Временная шкала развития жизни на Земле»

Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»

Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»

Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Человек Первые одноклеточные

МУрок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»лекопитающие Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле» 23.00 12.00

Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»

Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»

Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»22.00

Пресмыкающиеся

Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»15.00

Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»21.00

Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»

Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»20.00

Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Земноводные 19.00 Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле» 18.00

Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Рыбы

00. -12.00- затвердевание земной коры;

12.00 - появление первых одноклеточных организмов;

18.30 - появление первых рыб;

19.50 - первые попытки организмов выйти на сушу;

20.00 - начало каменноугольного периода, древние земноводные;

21.02 - расцвет века пресмыкающихся;

22.10 - первые млекопитающие;

22.30 - конец века пресмыкающихся, развитие млекопитающих;

23.58 - первые люди.

- а теперь я попрошу вас, мои юные мыслители, прокомментируем данную временную шкалу и сделать вывод

Учащиеся приходят к выводу: 1. Период затвердевания земной коры равен периоду развития жизни на земле.

2.Развитие жизни шло от одноклеточных организмов к многоклеточным.

3. По шкале видно усложнение строения многоклеточных организмов

4. Прослеживается происхождение и эволюция хордовых.

5. Человек появился примерно 2 минуты назад

Учитель: А как же остальное время?

Учащиеся: Природа развивалась без него.

Учитель: давайте проследим, как же шло развитие животных? Но прежде, чем приступить к исследовательской работе, проведем небольшую проверку, чтобы убедиться, что все вы готовы к изучению новой темы. (Выполнение разноуровневых заданий)

Вариант 1. Работа с терминами (диктант)

1.Эволюция - различия между животными одного вида, одной породы.

2. Палеонтология - выживание наиболее приспособленных к условиям обитания особей при конкуренции за пищу, укрытия и другие ресурсы

3. Наследственность - это отбор, для улучшения существующих и выведения новых пород домашних животных, скрещивание домашних животных с дикими предками.

4. Изменчивость - это историческое развитие животного мира.

5. Борьба за существование - способность организмов передавать врожденные признаки потомству.

6. Естественный отбор - это наука, изучающая останки ископаемых животных

7. Искусственный отбор - разнообразие взаимодействия данного организма с объектами живой и неживой природы.

Ответы: 1-4, 2-6, 3- 5, 4-1, 5-7, 6-2, 7-3

Вариант 2. Перечислите признаки сходства и различия во внешнем и внутреннем строении, питании головастика лягушки и рыбы на разных стадиях развития? Заполните таблицу. Сделайте вывод.

Сходство

Различия

Рыба

Головастик лягушки

имеет удлиненное тело, хвостовой плавник, орган боковой линии

жабры, двухкамерное сердце, один круг кровообращения.

Пища растительная

Задние и передние конечности, голая кожа

Легкие и кожа. трехкамерное сердце, два круга кровообращения

хищник

Вывод: 1.в своем развитии зародыши как бы кратко повторяют те основные изменения, которые происходили в течение миллионов лет у сменяющих друг друга животных.

2. На основе сходства эмбрионального развития разных групп животных биологи предположили возможные пути происхождения одних животных от других.

3. Убедительным доказательством эволюции животного мира служат сведения об индивидуальном развитии животных.

Вариант3. (творческое задание с использованием дополнительной литературы и интернета)

Используя сведения биологических наук докажите историческое развитие животных и объясните основные причины эволюции с различных точек зрения.

- 1. Доказательства исторического развития животных, подтверждения их эволюции, получены при изучении ископаемых останков животных. Объяснили, что чем древнее слои Земли, в которых найдены останки животных, тем примитивнее древние животные, обнаруженные в этих слоях. В слоях Земли, которые образовались в палеозое (начался 570 млн л.н.), встречаются остатки рыб, земноводных, пресмыкающихся. Примитивные птицы и млекопитающие появились в мезозое (начался около 245 млн. л.н.). Современные представители отрядов и семейств птиц и млекопитающих появились только в кайнозое (начался около 66 млн.л.н.).

-2. Причины эволюции Воздействие естественных факторов на эволюцию органического мира впервые изучено английским ученым Ч. Дарвином. Его теория эволюции, доказывает, что все организмы обладают свойствами изменчивости и наследственности. Естественный отбор - процесс выживания особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям среды. Возникновение постепенно, через множество поколений, из одного вида новых видов, более приспособленных к жизни в измененных условиях.

Современные биологи предложили еще одно объяснение эволюции- её движущей силой была не конкуренция между видами, а необходимость приспосабливаться к новым экологическим нишам.(журнал Biology Letters Бристольский университет).

Учитель: вариант 1 и 2 проводим взаимопроверку. Вариант третий заслушиваем ответы и оцениваем их.(каждый уч-ся получает оценку).

Критерии оценивания:

  • «5» - 0 ошибок

  • «4» - 1 - ошибка

  • «3» - 2 - ошибки

  • «2» - 3 и более ошибок

Наша жизнь - это движение

Всем известно без сомненья,

Мы в движенье целый день

И нам двигаться не лень.

И в природе с нами вместе

Не стоит ни что на месте.

Если встанут все, поверьте

Это равносильно смерти.

Физкультминутка под музыку «Зверобика».

Учитель: В каком направлении, на ваш взгляд, шло развитие животного мира на Земле? Ученые показывают, что живые существа со временем постепенно изменяются. Но эволюционные изменения происходят чрезвычайно медленно, что мы их не замечаем.

Работа исследовательских лабораторий по темам:

По окончанию работы каждой команды на доске должна появиться схема: «Результаты прогресса».

Лаборатория №1. Тема: «От одноклеточных животных к многоклеточным. Дифференциация вызывает изменения»

Алгоритм выполнения:

  1. Внимательно прочитайте текст учебника § 61 раздел 1 стр. 292

  2. Найдите ответы на вопросы:

  1. Какие организмы появились первыми на Земле и дали начало современным одноклеточным организмам?

  2. Составьте визитку первому животному организму.

  3. Появление каких организмов было огромным событием в эволюции животных?

  4. Какие возможности появились у этих организмов?

  5. Какую роль это событие сыграло в эволюции животных?

  6. Каковы его последствия?

  7. Ответьте на главный вопрос темы: «Какие изменения произошли при переходе от одноклеточных животных к многоклеточным животным?

  1. Обсудите в группе ответы на вопросы

  2. Запишите ответы на вопросы в своих тетрадях.

  3. Проверьте себя по образцу

  4. - Решить вопрос, сколько кадров будет соответствовать этому этапу развития. Наметьте основные моменты фильма на этом этапе.

Лаборатория №2. Тема: «Причина порождает последствия»

Алгоритм выполнения:

  1. Внимательно прочитайте текст учебника § 61 раздел 2 стр. 293

  2. Найдите ответы на вопросы:

  1. Что является причиной происхождения трехслойных животных?

  2. Что является последствием?

1 _________________________________________2 _______________________________

  1. Ответьте, какой защитный механизм сформировался у животных, перешедших к паразитическому образу жизни?

  2. Каково его значение?

  3. Следующий важный этап в историческом развитии животных?

  4. Каковы последствия прогрессивного развития животных?

1 _________________________________________2 ________________________________

3.____________________________________4.____________________________________

  1. Ответьте на главный вопрос, какие последствия породила причина?

3. Обсудите в группе ответы на вопросы

4. Запишите ответы на вопросы в своих тетрадях

5.Проверьте себя по образцу

6. Решить вопрос, сколько кадров будет соответствовать этому этапу развития. Наметьте основные моменты фильма на этом этапе.

Лаборатория № 3. Тема: «Взаимовыгодное сосуществование ведёт к прогрессу»

Алгоритм выполнения:

  1. Внимательно прочитайте текст учебника § 61 раздел 3 стр. 293-295, рассмотрите рис. 227 на стр. 294

  2. Найдите ответы на вопросы:

  1. Прогрессивные черты хордовых животных обеспечили им дальнейшую эволюцию?

1_______________________________2,__________________________________3_________________________________4.____________________________________5.____________________________________________6.________________________________7._________________________8__________________________9._______________________________

  1. Составьте визитку древним хордовым животным

  2. Основные отличия позвоночных животных от их предков - бесчерепных?

1.________________________2.______________________________3._______________________________________________4._______________________5._________________________________________6.____________________7._________________________________

  1. Первые водные позвоночные животные? Период их широкого распространения?

  2. Ответьте на главный вопрос, почему взаимовыгодное сосуществование ведет к прогрессу?

3. Обсудите в группе ответы на вопросы

4. Запишите ответы на вопросы в своих тетрадях

5.Проверьте себя по образцу

6. Решить вопрос, сколько кадров будет соответствовать этому этапу развития. Наметьте основные моменты фильма на этом этапе.

Лаборатория № 4. Тема: «Освоение различных сред жизни. Приспособление к меняющимся условиям среды»

Алгоритм выполнения:

1.Внимательно прочитайте текст учебника § 61 раздел 4 стр. 295-296. Рассмотрите рис. 227 на стр. 294

2.Найдите ответы на вопросы:

  1. Какие изменения в строении и функциях организма проявились у древних земноводных в связи с изменением климата?

  2. К чему это привело?

  3. В чем преимущества в строении и жизнедеятельности птиц и млекопитающих перед рептилиями?

  4. Назовите основные этапы эволюции хордовых животных

  5. Ответьте на главный вопрос, основные приспособления хордовых к меняющимся условиям среды?

3. Обсудите в группе ответы на вопросы

4. Запишите ответы на вопросы в своих тетрадях

5.Проверьте себя по образцу

6. Решить вопрос, сколько кадров будет соответствовать этому этапу развития. Наметьте основные моменты фильма на этом этапе.

Лаборатория №5. Индивидуальные творческие задания

Задание 1. Из предложенной литературы составьте схему адаптации животных к средам жизни.

Задание 2. Укажите правильную последовательность (составьте рассказ):

  1. Знакомясь с жизнедеятельностью животных, их поведением, мы имеем дело с организменным уровнем организации жизни.

  2. Группа животных одного вида. обитающих в определенных условиях, обладающих общими признаками, называют популяцией.

  3. Сохранение вида возможно, если животные живут группами.

  4. Следовательно, это популяционно - видовой уровень.

  5. Это биоценотический уровень.

  6. Популяции разных видов, населяющие одно и тоже местообитания , входят в состав биоценоза.

  7. В любом биоценозе различают три группы организмов: продуценты- производители, консументы - потребители и редуценты - разрушители.

  8. Уровни организации жизни.

  9. Многообразие условий обитания, различие популяций, разнообразие биоценозов обеспечивают устойчивость природных экосистем различного уровня.

  10. Из одной клетки состоит организм простейших.

  11. Из клеток разного типа состоят ткани высших животных.

  12. У кишечнополостных появляется два слоя тела: эктодерма и энтодерма.

  13. При изучении животных мы познакомились с клеточным уровнем жизни.

Задание 3. .Всем вам знакома песенка про трагическую судьбу кузнечика сидящего на лугу. Шуточные стихи описывают простейшие и широко распространенные взаимоотношения между организмами входящими в состав биоценоза. Составьте простейшую схему отношений между организмами.

Задание 4. В основе большинства взаимосвязей между, входящими в состав биоценоза, лежат «гастрономические» интересы- различные типы пищевых отношений. Приведите пример простой пищевой цепи в наземном биоценозе.

Задание 5. Вы владеете уже достаточной суммой экологических знаний, чтобы ответить на вопрос Что является самой большой ценностью в мире?

После работы каждой команды на доске появляется схема: «Результаты прогресса».

Результаты прогресса.

1группа.

ОУрок - исследование «Развитие животного мира на Земле»дноклеточные

Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»

КУрок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»олониальные

МУрок - исследование «Развитие животного мира на Земле»ногоклеточные - специализация клеток

2группа

ТУрок - исследование «Развитие животного мира на Земле»рехслойные животные

Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»

ФУрок - исследование «Развитие животного мира на Земле»ормирование систем органов

Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»

ФУрок - исследование «Развитие животного мира на Земле»ормирование наружного хитинового скелета

3группа (также как схема)

Внутренний скелет

Центральная нервная система - головной и спинной мозг

Совершенные системы органов

Пищеварения Дыхания Кровообращения Выделения Размножения

Совершенные органы чувств

4 группа (также как схема)

Совершенствование органов передвижения

Освоение разных сред жизни

Теплокровность

Развитый головной мозг

Совершенное размножение

Приспособление к условиям окружающей среды

Лаборатории докладывают о результатах работы. Их ответы комментируются.

Творческие задания (ответы)

Задание 1. . Из предложенной литературы составьте схему адаптации животных к средам жизни.

  • Наземно - воздушной: млекопитающие, птицы, рептилии, амфибии, брюхоногие моллюски, пауки, насекомые

  • Почвенной: черви, многоножки, медведки, первично - бескрылые насекомые

  • Водные: рыбы, водные млекопитающие, ракообразные, моллюски, иглокожие, черви- полиметы, пиявки

  • Паратизированию в других организмах - простейшие, плоские и креглые черви, членистоногие.

Задание 2. Укажите правильную последовательность (составьте рассказ):

Ответ: 8, 13, 10, !2, 11, 1, 2, 3, 6, 5, 7, 9

Задание3.Всем вам знакома песенка про трагическую судьбу кузнечика сидящего на лугу. Шуточные стихи описывают простейшие и широко распространенные взаимоотношения между организмами входящими в состав биоценоза. Составьте простейшую схему отношений между организмами и внешней средой.

Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»

Схема отношений между организмами и внешней средой.

Задание 4. . В основе большинства взаимосвязей между, входящими в состав биоценоза, лежат «гастрономические» интересы- различные типы пищевых отношений. Приведите пример простой пищевой цепи в наземном биоценозе.

Схема. Пищевая цепь в наземном биоценозе

Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»Урок - исследование «Развитие животного мира на Земле»

Задание 5. Вы владеете уже достаточной суммой экологических знаний, чтобы ответить на вопрос Что является самой большой ценностью в мире?

- Конечно же «Жизнь» во всех ее проявления.

Учитель: Это можно сказать словами Н. Рериха «Самая большая ценность в мире жизнь: чужая, своя. Жизнь животных и растений. Жизнь на всём протяжении: и в настоящем, и в прошлом, и в будущем!». Все живущие на Земле - от микроскопической амебы до многотонного кита важная и неотъемлемая часть мироздания.

Внимательно оглянитесь вокруг, по новому посмотрите на привычные, казалось бы вещи. Задумайтесь, не слишком ли мы расточительно пользуемся тем, что нам дает природа. Стоит и нам позаботиться о природе. Давайте составим заповеди «Нормы поведения в природе». Каждая лаборатория составляет заповеди поведения в природе. После совместного обсуждения составляется единый текст заповеди «Нормы поведения в природе.

Заповеди « Нормы поведения в природе»

  • Живите в дружбе с дикой природой, не считайте себя её владыкой.

  • Не убивайте дичь всю без остатка, не бейте спящих животных.

  • Не убивайте любую живность ради баловства.

  • Не разоряйте гнезда.

  • Не нарушайте покой птиц и зверей с малыми детенышами.

  • Подкармливайте птиц и зверей, чтобы не покидали свою территорию и выводил на ней свое потомство.

  • Не навредите живой природе, ибо она твоя родная мать, а ты лишь дитя её.

  • Не истощайте природу, ибо её блага - достояние будущих поколений.

  • Все в природе имеет свою душу и нуждается в почтительном, уважительном отношении к себе.

Учитель: Вы внимательно читали текст учебника § 61, заслушали результаты работы исследовательских лабораторий, выполнили творческие задания, я думаю, что вы готовы сделать вывод о современном животном мире

Выводы:

1. Современный животный мир - результат длительного исторического развития органического мира.

2.Современный животный мир представляет собой совокупность живых систем разного уровня, активно взаимодействующих с окружающей средой.

3. Необходимо рационально использовать свои знания о животном мире, постоянно заботиться о его сохранении и восстановлении

Рефлексия: оценка и самооценка работы на уроке и своего вклада в создание фильма - презентации.

- Произошло ли приращение знаний в ходе работы над темой урока?

- Что нового вы узнали и чему научились на уроке?

- Что лично вам дала такая работа?

Оценивание результатов работы на уроке.

Домашнее задание. § 61учебника. Закончить фильм - презентацию.

Творческое задание. В стихотворной форме выразите свое отношение к нарушителям экологического равновесия.


© 2010-2022