- Преподавателю
- Биология
- Модульные технологии в преподавании биологии. Из опыта работы
Модульные технологии в преподавании биологии. Из опыта работы
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Светлакова С.А. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Модульные технологии в преподавании биологии.
Из опыта работы .
1. В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностноориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучение, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий.
Поэтому эпиграфом к своему выступлению я выбрала слова китайского философа: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь».
2.Применение модульной технологии позволяет развивать самостоятельность,
планировать и контролировать освоение предмета
и произвести самооценку.
3.Возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением - мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.
4. В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют:
5.Модульный урок имеет свои особенности:
-
каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации - это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.;
-
целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. Учебное содержание здесь - средство для достижения целей этого важного процесса
6. Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:
-
Тщательно проработать весь учебный материал и каждого урока в отдельности.
-
Выделить главные основополагающие идеи.
-
Сформулировать для учащихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить...
-
Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся.
-
Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты...
-
Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта).
-
Копирование (через принтер, ксерокопии) технологических карт по числу учащихся в классе.
7. Алгоритм составления модульного урока:
-
Определение места модульного урока в теме.
-
Формулировка темы урока.
-
Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
-
Подбор необходимого фактического материала.
-
Отбор методов и форм преподавания и контроля.
-
Определение способов учебной деятельности учащихся.
-
Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.
8. Модульные программы - это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы. Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы:
-
Определение целей обучения для учащихся и их формулирование.
-
Отбор содержания.
-
Распределение содержания по урокам с учётом принципов модульного обучения:
1. определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль);
2. блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные, практические и творческие работы);
3. контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания. -
Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).
-
Написание модульной программы (желательно печатный материал).
9. Модульные уроки имеют свои особенности. Одна из них заключается в том, что каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации - это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта, прочтение стихотворения, загадки и т.д., например, перед изучением темы «Скелет человека» читаю стихотворение.
«Как интересно заглянуть во внутрь организма
и руку ногу повернуть и челюсть нашу нижнюю.
Наш мозг надежно защищен коробкой черепною,
И в лицевом отделе нос костями тоже образован он.
А позвоночник, столбик наш
Изгибы вот имеет.
И мозг надежно прячет он
От копчика до шеи.
А сердце, печень защищает
Клетка костно-хрящевая.
Рука- орудие труда,
Костями образована.
А пясть с фалангами всегда
Удерживает здорово.
Мы можем шить и вышивать
На турнике кружиться.
Вот только б руку не сломать
Не осторожно оступившись.
И ноги наши молодцы!
работу выполняют.
А бегать, прыгать, свод стопы
Нам тоже помогают.
Вот краткий экскурс совершив
На этом ставим точку.
А глубже тему изучить
контроль пройти, оценку получить,
компьютер нам поможет.
10. модульные уроки вовлекают ученика в практическую учебную деятельность, позволяют перевести обучение на субъект - субъектную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей, мыслительной деятельности и навыков самостоятельной работы с источниками знаний.
Например, на уроке «Зрительный анализатор. Строение органа зрения» учащиеся выполняют исследовательское задание, находят слепое пятно.
11.Вторая особенность модульных уроков - обязательная рефлексия, оценка степени достижения целей. Для этого в последнем УЭ в колонке, где указаны задания, записываю:
-
Назовите самые интересные моменты урока
-
Что понравилось на уроке?
-
Что не понравилось?
-
Для подведения итогов можно составить синквейн.
1.Понятие (1слово)
2.Прилагательные (2слова)
3.Глаголы (3слова)
4.Предложение (4слова)
5.Существительное (1слово)
12. А вам предлагаю провести рефлексию, моего выступления, закончив фразы:
1.Я думал …
2.Теперь я думаю …
3. Я делал …
4.Я сделаю…