Модульные технологии в преподавании биологии. Из опыта работы

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модульные технологии в преподавании биологии.

Из опыта работы .

1. В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностноориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучение, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий.

Поэтому эпиграфом к своему выступлению я выбрала слова китайского философа: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь».

2.Применение модульной технологии позволяет развивать самостоятельность,

планировать и контролировать освоение предмета

и произвести самооценку.

3.Возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением - мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

4. В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют:

Модульные технологии в преподавании биологии. Из опыта работы.

5.Модульный урок имеет свои особенности:


  • каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации - это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.;

  • целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. Учебное содержание здесь - средство для достижения целей этого важного процесса

6. Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:

  • Тщательно проработать весь учебный материал и каждого урока в отдельности.

  • Выделить главные основополагающие идеи.

  • Сформулировать для учащихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить...

  • Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся.

  • Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты...

  • Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта).

  • Копирование (через принтер, ксерокопии) технологических карт по числу учащихся в классе.

7. Алгоритм составления модульного урока:

  • Определение места модульного урока в теме.

  • Формулировка темы урока.

  • Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

  • Подбор необходимого фактического материала.

  • Отбор методов и форм преподавания и контроля.

  • Определение способов учебной деятельности учащихся.

  • Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.

8. Модульные программы - это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы. Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы:

  • Определение целей обучения для учащихся и их формулирование.

  • Отбор содержания.

  • Распределение содержания по урокам с учётом принципов модульного обучения:
    1. определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль);
    2. блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные, практические и творческие работы);
    3. контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

  • Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).

  • Написание модульной программы (желательно печатный материал).

9. Модульные уроки имеют свои особенности. Одна из них заключается в том, что каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации - это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта, прочтение стихотворения, загадки и т.д., например, перед изучением темы «Скелет человека» читаю стихотворение.

«Как интересно заглянуть во внутрь организма

и руку ногу повернуть и челюсть нашу нижнюю.

Наш мозг надежно защищен коробкой черепною,

И в лицевом отделе нос костями тоже образован он.

А позвоночник, столбик наш

Изгибы вот имеет.

И мозг надежно прячет он

От копчика до шеи.

А сердце, печень защищает

Клетка костно-хрящевая.

Рука- орудие труда,

Костями образована.

А пясть с фалангами всегда

Удерживает здорово.

Мы можем шить и вышивать

На турнике кружиться.

Вот только б руку не сломать

Не осторожно оступившись.

И ноги наши молодцы!

работу выполняют.

А бегать, прыгать, свод стопы

Нам тоже помогают.

Вот краткий экскурс совершив

На этом ставим точку.

А глубже тему изучить

контроль пройти, оценку получить,

компьютер нам поможет.

10. модульные уроки вовлекают ученика в практическую учебную деятельность, позволяют перевести обучение на субъект - субъектную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей, мыслительной деятельности и навыков самостоятельной работы с источниками знаний.

Например, на уроке «Зрительный анализатор. Строение органа зрения» учащиеся выполняют исследовательское задание, находят слепое пятно.

11.Вторая особенность модульных уроков - обязательная рефлексия, оценка степени достижения целей. Для этого в последнем УЭ в колонке, где указаны задания, записываю:

  1. Назовите самые интересные моменты урока

  2. Что понравилось на уроке?

  3. Что не понравилось?

  4. Для подведения итогов можно составить синквейн.

1.Понятие (1слово)

2.Прилагательные (2слова)

3.Глаголы (3слова)

4.Предложение (4слова)

5.Существительное (1слово)

12. А вам предлагаю провести рефлексию, моего выступления, закончив фразы:

1.Я думал …

2.Теперь я думаю …

3. Я делал …

4.Я сделаю…


© 2010-2022