Рабочая программа по экологии животных. ФГОС

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


«Экология животных» - курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Планирование составлено на основе: Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-9 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-9 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. - Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с.

Он является продолжением курса 6 класса «Экология растений» и продолжает знакомить с общими экологическими понятиями и конкретными материалом о взаимоотношении животных с окружающей средой.

В начале курса учащиеся знакомятся со средой обитания животных, биотических и абиотических факторах окружающей среды; получают знания о внутривидовых и межвидовых взаимоотношениях животных как движущих силах эволюции. Данный курс даёт понятия об антропогенных факторах, влияющих на животных дикой природы.

Вторая часть курса знакомит учащихся с животными Саратовской области и с охраняемыми животными, занесёнными в Красную книгу Саратовской области. Большое место в данном курсе отводится вопросам сохранения биологического разнообразия в пределах Саратовской области и привлечения внимания обучающихся к необходимости бережного отношения к своей малой родине и всем её обитателям.

Содержание курса «Экология животных» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нём раскрыты основные понятия и некоторые основополагающие законы химической, биологической, географической областей знаний. Курс содержит занимательный краеведческий материал, углубляет и расширяет знания школьников об объектах живой и неживой природы, о явлениях, происходящих в ней, а так же интересную информацию об экологических особенностях животных Саратовской области.

Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой.

Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологиче-
ских понятий и способствует формированию эволюционного и

экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих

процессах.
Содержание курса направлено на достижение следующих целей:
- дать представление об экологических факторах, влияющих на жизнь

животных;

- понимание ценности знаний о своеобразии царства животных в системе

биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической

деятельности;
- сформировать основополагающие понятия об экологии животных, об

организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о

биологическом разнообразии в природе как результате эволюции и как основе

её устойчивого развития;

- сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, о последствиях влияния человека на животный мир.

В соответствии с учебным планом на изучение экологии животных в 7

классе отводится 34 часа в год.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Результаты изучения курса «Экология животных» приведены в разделе

«Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью

соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию

деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической

деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и животного мира родного края.
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и

направлен на диагностирование достижения учащимися уровня

функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);
- аттестация по итогам обучения за четверть (проверочные работы).
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Для изучения курса «Экология животных» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, урок. Одним из условий формирования

компетенций является - внедрение современных технологий, в том числе ИКТ, которые обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной

эффективностью использовать их в процессе обучения экологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества,

уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник «Экология животных» авт.: В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин, обеспечивающий процесс обучения.





Учебно-тематический план по экологии в 7 классе



Тема

Кол-во часов

1.


Гл.I. Условия существования животных

4

2.


Гл.II. Среды обитания животных

8

3.


Гл.III. Биотические отношения в жизни животных

8

4.


Гл.IV. Неживая природа в жизни животных

5

5.


Гл.V. Сезонные изменения в жизни животных

2

6.


Гл.VI. Численность животных

2

7.


Гл.VII. Изменения в животном мире Земли

5



Календарно-тематическое планирование

Экология 7 класс


п/п


Наименование раздела, темы урока с указанием типа урока


Кол-во

часов

Практи

ческая

часть

Домаш

нее

задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

Глава 1.Условия существования животных 4часа

1.

Среда обитания и условия существования.

(Обучение новому материалу)

1


§1



2.

Пища и её роль в жизни животных.

(Обучение новому материалу, закрепление пройденного)

1


§2



3.

Убежища, укрытия и жилища.
(Комбинированный урок)

1

§3



4.

Зачёт №1
(Проверочная работа)

1




Глава 2. Среды обитания животных 8 часа

5.

Наземно-воздушная среда жизни: тундра, леса умеренной зоны,

(Урок обучения новому материалу)

1

§4
стр. 30-39



6.

Животные: степей, саванн и прерий.

(Комбинированный урок)

1


§4
стр.40-47



7.

Животные пустынь, тропических лесов, горных областей.

(Расширение и углубление знаний)

1


§5



8.

Водная среда жизни
(Урок обучения новому материалу)

1


§6



9.

Пресные воды

1


§6
стр.72-76



10.

Животный мир почвы
(Комбинированный урок)

1


§7



11.

Живой организм как среда обитания
(Комбинированный урок)

1


§8



12.

Зачёт №2
(Проверочная работа)

1





Глава 3. Биотические отношения в жизни животных 8 часов

13.

Животные-вегетарианцы

(Урок обучения новому материалу)

1


§9



14.

Животные в жизни растений

(Комбинированный урок)

1


§10



15.

Пищевые отношения между животными различных видов
(Комбинированный урок)

1


§11



16.

Непищевые отношения между животным различных видов
(Комбинированный урок)

1


§12



17.

Поиск брачного партнёра
(Комбинированный урок)

1


§13



18.

Родители и потомство
(Комбинированный урок)

1


§14
стр.134-139



19.

Лидеры и подчинённые, своя территория
(Комбинированный урок)

1


§14
стр.140-146



20.

Зачёт № 3
(Проверочная работа)

1






Глава 4.Неживая природа в жизни животных 5 часов

21.

Свет в жизни животных
(Урок обучения новому материалу)

1


§15



22.

Вода в жизни животных

(Комбинированный урок)

1

Лабораторная работа №1
«Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»

§16



23.

Температура в жизни животных
(Расширение и углубление знаний)

1


§17



24.

Кислород в жизни животных
(Комбинированный урок)

1


§18



25.

Зачёт №3
(Проверочная работа)

1





Глава 5. Сезонные изменения в жизни животных 2 часа

26.

Спячка и оцепенение

(Комбинированный урок)

1

Лабор. Раб №2. «Сезонные изменения в жизни насекомых»

§19



27.

Миграции и кочёвки

(Расширение и углубление знаний)


1

Практ. Раб: ведение фенологических наблюдений за животными

§20



Глава 6. Численность животных 2 часа

28.

Популяции животных

(Урок обучения новому материалу)

1


§21



29.

Как и почему меняется численность животных

(Комбинированный урок)

1

Лабор. Раб №3.
«Определение численности и плотности популяций животных»

§22



Глава 7. Изменения в животном мире Земли 5 часов


30.

Исчезнувшие и исчезающие виды животных

(Урок обучения новому материалу)

1


§23



31.

Редкие и охраняемые животные

(Комбинированный урок)

1


§24



32.

Животные и человек. Домашние животные.

(Комбинированный урок)

1


§25



33.

Животные населённых пунктов. Жильё человека как среда обитания животных

(Комбинированный урок)

1


§26



34.

Зачет №4

1















Требования к уровню подготовки учащихся

1.Учащиеся должны знать:

- четыре среды жизни и важнейшие абиотические и биотические факторы среды;

- принципы экологической классификации животных;

- важнейшие типы взаимодействий животных с другими организмами и со средой обитания;

- разнообразие сообществ животных своей местности и ландшафтных зон России;

- основные принципы охраны редких и исчезающих видов животных.

2. Учащиеся должны уметь:

- выявлять закономерности действия экологических факторов на животных;

- определять значение различных адаптаций животных с условиями обитания;

- находить важнейшие связи животных с другими компонентами природных систем;

- выявлять влияние антропогенных факторов на сокращение и управление численностью животных.






Список литературы для учителя:

1. Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательной школы

«Экология животных»

Авторы: В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П.Шаталова, А.О.

Шубин М. Изд-во «Вентана-Граф» 2010г.

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Экология животных»

М. «Вентана-Граф» 2010г.

3. Блинников В.И., Блинникова Л.Н. «Биоэкологические экскурсии в

природу» 2008г.

4. Красная книга. Саратовская область. 2007г

  1. Охраняемые территории Саратовской области. 2007г.

  2. Снакин В.В., Маляров, Гурова Т.Ф. и др.» Экологический мониторинг».

  3. Методическое пособие для учителей. М. 2008г

8. Тарасов А.О. «Экология и охрана природы» Саратов 1998г.

9. Формозов А.Н. «Звери, птицы и их взаимосвязи со средой обитания»

М. 1996г.


Список литературы для учащихся:

1. Акимушкин И.И. «Мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и

пресмыкающиеся» М. 1999г.

2. Асланиди К.Б., Малярова М.А., Потапова Г.В. и др.

«Экологическая азбука для детей и подростков» М. 1999г.

3. Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательной школы

«Экология животных»

Авторы: В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П.Шаталова, А.О.

Шубин М. Изд-во «Вентана-Граф» 2010г.

4. Рабочая тетрадь к учебнику «Экология животных»

М. «Вентана-Граф» 2010г.

5. Красная книга. Саратовская область. 2007г.

6. Сергеев Б.Ф. «Жизнь океанских глубин» М. 1996г.


Лист внесенных изменений

п/п


Наименование раздела, темы урока с указанием типа урока


Кол-во

часов

Практи

ческая

часть

Домаш

нее

задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7






































































































































































































© 2010-2022