Возможности дистанционных техноглогий в обучении биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Возможности дистанционных технологий в обучении биологии

Актуальность: дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения. Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования.

Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

  1. электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);

  2. телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений; просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения), принимая, таким образом, участие в дискуссии);

  3. пересылка данных (услуги FTR-серверов);

  4. гипертекстовые среды (WWW - серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW - документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию);

  5. ресурсы мировой сети Интернет (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал);

  6. видеоконференции (Видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями. Такая практика весьма популярна в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи).

Этот способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:

  1. выполнение проектов и исследовательских работ;

  2. работа с детьми - инвалидами или часто болеющими;

  3. при заочной (экстернатной) форме обучения;

  4. работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);

  5. увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Я предлагаю использовать в качестве инструмента дистанционных технологий уже созданные и работающие социальные сети, такие как сайт «В контакте» (vkontakte.ru). Какие же преимущества дает учащимся и педагогам использование социальных сетей с учебной целью:

1. Поскольку сегодня подростки значительное время проводят в социальных сетях, то и общение в них (а также и получение знаний) для них становится не нудным изучением предмета, а привычным и приятным занятием, что приводит к более эффективному освоению материала.

2. Ученик, общаясь в социальной сети с учителем ведет себя менее скованно, что позволяет ему задавать вопросы по предмету, не боясь для окружающих выглядеть не знающим или смешным.

3. Учащиеся имеют возможность общаться в реальном времени не только с педагогом, но и между собой. Могут организовывать подобие конференций, особенно перед контрольными и итоговыми работами, семинарами.

4. Учитель для ученика психологически становится не только учителем, но и просто участником социальной сети - взаимодействие на вертикальном уровне сменяется на взаимодействие на горизонтальном уровне. Это вызывает большее доверие со стороны ребенка и улучшает процесс усвоения информации.

5. У педагога значительно расширяется канал связи и время общения с аудиторией, так как можно быстро оповещать обучаемых о ближайших событиях в учебном процессе. При этом появляется возможность проведения воспитательной работы с прогульщиками и отстающими, так как в социальной сети их можно застать чаще, чем в школе.

Как эффективнее всего организовать использование социальных сетей для дистанционных консультаций учащихся? Проанализировав информацию в сети Интернет, я предлагаю вариант такой взаимодействия преподавателя с учащимися - использование социальной сети совместно с электронной почтой, skype.

В начальный период преподавания дисциплины происходит взаимное добавление учащихся и учителя «в друзья».

Для быстрого обмена сообщениями на сайте есть чат, где можно задать вопрос преподавателю и обсудить отдельные задания не только внутри одного класса, школы , но и из других учебных заведений. В разделе сайта «ссылки» есть возможность перейти на специализированные сайты профессиональных сообществ или на другие учебные сайты, что способствует экономии времени для сучащихся при поиске необходимой информации.

Результат использования элементов дистанционного обучения: 100% качество при сдаче ГИА по биологии, лауреаты всероссийских олимпиад по биологии, призеры муниципальных конкурсов по биологии.

Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, ученик с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем своей практической деятельности. В ходе такого обучения обучающиеся должны уметь (научиться) приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.

Таким образом, анализ современного состояния развития информационных технологий позволяет прийти к выводу, что дистанционное обучение следует рассматривать как один из инструментов обучения. Благодаря использованию различных элементов дистанционного обучения учащиеся быстро адаптируются при освоении новой дисциплины, так как попадают в специфическую информационную среду, которая создана преподавателем, экономят время на поиск новой информации и могут получить учебные задания в любое удобное для них время.



© 2010-2022