Авторская программа экологического кружка

Авторская разработка программы экологического кружка "Юный эколог". Охрана окружающей среды от загрязнения и разрушения, сбережения генетического разнообразия биосферы, сохранение здоровья человека - глобальные проблемы сегодняшнего дня. Среди новых направлений, отраслей знания, проблем является биоэкология, как наука, изучающая закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем и их взаимодействия с внешними условиями, в том числе и деятельностью человека. Интере...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Муслюмовская средняя общеобразовательная школа» Муслюмовского муниципального района РТ





Рабочая программа экологического кружка

«Юный эколог»

(для учащихся 8-11 классов)

(реализация программы 3 года)









Программу составил:

Учитель химии первой квалификационной категорииМБОУ Муслюмовская СОШ Муслюмовского муниципального района РТ Гибадуллина Ф.Г.



Пояснительная записка

Охрана окружающей среды от загрязнения и разрушения, сбережения генетического разнообразия биосферы, сохранение здоровья человека - глобальные проблемы сегодняшнего дня. Среди новых направлений, отраслей знания, проблем является биоэкология, как наука, изучающая закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем и их взаимодействия с внешними условиями, в том числе и деятельностью человека. Интерес к этой науке в наше время стал всеобщим, поскольку экология составляет научную базу стратегии и тактики охраны природы. Ответственное и бережное отношение к природе должно прийти на смену потребительскому. На воспитание такого отношения нацелено экологическое образование, на основе которого построена программа данного курса.

Содержание курса «Юный эколог» предназначено для учащихся 8 -11 классов и рассчитано на 3 года обучения.

Новизна и актуальность.

Курс нацелен на более глубокие знания в области экологии, особенно тех разделов, которые не изучаются в школьном курсе биологии. Содержание этого курса реализует интеграцию знаний по таким предметам, как биология, химия, физика. Так же курс позволяет реализовать свои знания в практической части. Заключительной частью курса является проведение и защита исследовательских работ в разных сферах.

Цель программы:

Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

Задачи программы:

  • способность оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на экологическое качество окружающей среды;

  • формирование целевых и смысловых установок в действиях и поступках подростков по отношению к живой природе, осознание ими необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

  • умение применять полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции по вопросам ресурсосбережения, экологической безопасности жизни;

  • понимание взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;

  • умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

  • выработка личного опыта экологически ориентированной общественно значимой деятельности (в области экологической безопасности в школе и дома, энергосбережения, экономного потребления ресурсов, здоровья окружающей среды, экологически здорового образа жизни, устойчивого развития местного сообщества, социального партнерства; общения с природой и с людьми; экологического просвещения);

  • формирование знаний о нормах и правилах экологической этики и экологического законодательства; представления о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития;

Мониторинговая карта результатов освоения программы курса.

Для мониторинга результатов освоения программы курса внеурочной деятельности экологической направленности используются различные формы игр, наблюдения, тесты и защита проектных работ.

Для выявления субъективного отношения к природе эколого-психологические тесты в начале и конце учебного года.

«Осознанность моего отношения к природе»

Цель: мотивация взаимодействия с природой.

  1. на природе я:

  1. люблю отдыхать и работать - 3 б

  2. только отдыхать - 2 б

  3. бываю редко - 1 б

  1. природа влияет на мои мысли, поведение, настроение:

  1. всегда - 3 б

  2. не всегда - 2 б

  3. не влияет - 1 б

  1. читая книги, я:

    1. никогда, не пропускаю описание природы - 2 б

    2. иногда - 1 б

    3. пропускаю - 0 б

  1. если увижу, что кто-то наносит ущерб природе:

    1. обязательно вмешиваюсь - 2 б

    2. затрудняюсь ответить - 1 б

  1. пройду мимо - 0

  1. мне приходилось вольно или не вольно вредить природе:

  1. да - 0 б

  2. b) нет - 2 б

  3. c). не знаю - 1 б

Уровень

В %

Высокий

53

Средний

44

Низкий

3

Из теста видно отношение к природе .

В конце года проведен тест: «Развитость моего экологического сознания»

Цель: оценка развитости экологического сознания

  1. высшую ценность представляет человек

  1. полностью согласен - 0 б

  2. не уверен - 2 б

  3. не знаю - 1 б

  1. человек разумен, поэтому несет ответственность:

  1. согласен - 2 б

  2. не уверен - 0 б

  3. не знаю - 1 б

  1. отношение человека и природы должны быть взаимовыгодными:

  1. согласен - 2 б

  2. не уверен - 0 б

  3. не знаю - 1 б

  1. бывают вредные и полезные жуки:

  1. согласен - 0 б

  2. не уверен - 2 б

  3. не знаю - 1 б

  1. нет ничего страшного в том, что я поймал бабочку:

  1. согласен - 0 б

  2. не уверен - 2 б

  3. не знаю - 1 б

Уровень

В %

Высокий

67

Средний

33

Низкий

0

Игры: «Защити природу». Игроки представляют себя в образе природного объекта. Они мысленно переживают все то, как они превращаются воображаемого объекта, рассказывают о проблемах, способах защиты и т.д. Эти игры на первый взгляд кажутся просто веселым развлечением на природе, а на самом деле совсем наоборот. Эти игры передают ощущение свежести и таинственного общения с природой.

«Узнай по вкусу», «Чьи листья?», «Корешки и вершки».

В конце каждого года обучения проходит защита проектных работ.

Ожидаемые результаты.

Формирование у учащихся целевых и смысловых установок в действиях и поступках подростков по отношению к живой природе, осознание ими необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на экологическое качество окружающей среды; умения применять полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции по вопросам ресурсосбережения, экологической безопасности жизни; понимания взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; умения придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности.

Учебно-тематическое планирование

(по годам обучения)

Тема, содержание курса по направлениям проектной деятельности

Количество часов

Формы организации деятельности детей при проведении занятий

1

Введение в экологию. Почва. Воздух.

81

Практические работы, экскурсии, конференции, выставки, конкурсы

2

Водная часть Земли. Живые организмы.

81

Практические работы, экскурсии, конференции, выставки, конкурсы

3

Природная среда и человек

81

Практические работы, экскурсии, конференции, выставки, конкурсы


Итого

243


Содержание изучаемого курса.

1 год обучения.

Введение в экологию. Почва. Воздух.

  1. Введение. Введение в экологию, определение экологии. Экология, как наука, изучающая закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем и их взаимодействия с внешними условиями, в том числе и с деятельностью человека. Формы и методы экологии.

  2. Живые организмы. Понятие живых организмов. Растения и животные. Классификация живых организмов.

  3. Понятие окружающая среда. Круговорот веществ в окружающей среде. Живые и неживые компоненты окружающей среды. Факторы взаимно влияющие друг на друга. Неживые компоненты окружающей среды влияющие на рост и развитие живых организмов.

  4. Разнообразие живых организмов. Классификация растений и животных. Классификация растений и животных по месту обитания. Факторы влияющие на классификацию растений и животных.

  5. Неживые компоненты окружающей среды. Почва, воздух и вода. Почва как компонент неживой природы.

  6. Состав и структура почвы. Классификация почв по структуре. Влияние состава и структуры почвы на жизнедеятельность живых организмов обитающих в почве.

  7. Воздействие почвы на живые и неживые компоненты окружающей среды. Круговорот веществ в почве. Химический состав почвы.

  8. Почва - местообитание живых организмов. Животные, обитающие в почве, их строение и особенности жизнедеятельности. Растения, растущие на земле, их строение и особенности жизнедеятельности. Адаптация растений и животных к компонентам почвы.

  9. Почва, как источник питания. Питательные вещества почвы. Солевой состав почвы.

  10. Неживые компоненты окружающей среды. Воздух, как экологический фактор среды обитания.

  11. Воздушная часть Земли. Атмосфера. Строение и состав атмосферы.

  12. Влияния воздуха на живые организмы. Воздух, как абиотический фактор окружающей среды. Адаптация растений и животных к различным условиям воздушной части Земли.

  13. Воздух в жилых помещениях. Воздух, как фактор существования человека в его среде обитания.

  14. Методы индикации чистоты воздуха. Биоиндикация.



Учебно-тематический план.

Тема, содержание курса по направлениям проектной деятельности

Количество часов (всего)

Теорети-ческие

Практи-ческие

Формы организации деятельности детей при проведении занятий

1

Введение. Экология.

1

1


Теоретическое изучение темы.

2

Живые организмы.

1

1


Круглый стол

3

Живые и неживые компоненты окружающей среды.

4


4

Экскурсия на природу. Сбор коллекций, конференция.

4

Разнообразие живых организмов.

6

2

4

Экскурсии, работа с коллекциями, защита мини проектных работ

5

Неживые компоненты окружающей среды. Почва.

1

1


Круглый стол

6

Состав и структура почвы.

6

2

4

Экскурсии, практические работы, эксперименты.

7

Воздействие почвы на живые и неживые компоненты окружающей среды.

10

6

4

Практические работы, экскурсии, исследования, конференции

8

Почва - местообитание живых организмов.

7

3

4

Экскурсии , практические работы, природоохранные мероприятия.

9

Почва, как источник питания.

6

2

4

Экскурсии, конференции

10

Неживые компоненты окружающей среды. Воздух.

1

1


Теоретическое изучение темы

11

Воздушная часть Земли.

10

6

4

Экскурсии, работа с коллекциями, практические работы, защита мини проектных работ

12

Влияния воздуха на живые организмы.

10

6

4

Экскурсии , практические работы, природоохранные мероприятия.

13

Воздух в жилых помещениях.

8

4

4

Лекция, практические работы

14

Методы индикации чистоты воздуха

8

4

4

Лекция, практические работы

15

Проектные работы

2

1

1

Защита проектных работ


Итого

81




Календарно-тематическое планирование.

Тема

Количество часов

Дата выполнения планируемая

Дата выполнения фактическая

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

1

Введение. Экология

1

4.09

6.09

2

Живые организмы.

1

4.09

6.09

3

Живые и неживые компоненты окружающей среды.

4

11.09

11.09

18.09

18.09

20.09

20.09

27.09

27.09

4

Разнообразие живых организмов.

6

25.09

25.09

28.09

2.10

2.10

9.10

28.09

4.10

4.10

11.10

11.10

18.10

5

Неживые компоненты окружающей среды. Почва.

1

9.10

18.10

6

Состав и структура почвы.

6

16.10

18.10

23.10

23.10

26.10

30.10

25.10

25.10

26.10

1.11

1.11

8.11

7

Воздействие почвы на живые и неживые компоненты окружающей среды.

10

30.10

6.11

6.11

13.11

13.11

20.11

20.11

27.11

27.11

4.12

8.11

15.11

15.11

22.11

22.11

29.11

6.12

6.12

7.12

13.12

8

Почва - местообитание живых организмов.

7

4.12

7.12

11.12

11.12

18.12

18.12

25.12

13.12

20.12

20.12

27.12

27.12

3.01

3.01

9

Почва, как источник питания.

6

25.12

1.01

1.01

4.01

8.01

8.01

4.01

10.01

10.01

17.01

17.01

24.01

10

Неживые компоненты окружающей среды. Воздух.

1

15.01

24.01

11

Воздушная часть Земли.

10

15.01

22.01

22.01

29.01

29.01

5.02

5.02

8.02

12.02

12.02

31.01

31.01

7.02

7.02

8.02

14.02

14.02

21.02

21.02

28.02

12

Влияния воздуха на живые организмы.

10

19.02

19.02

26.02

26.02

5.03

5.03

8.03

12.03

12.03

19.03

28.02

7.03

7.03

8.03

14.03

14.03

21.03

21.03

28.03

28.03

13

Воздух в жилых помещениях.

8

19.03

26.03

26.03

2.04

5.04

9.04

9.04

16.04

4.04

4.04

5.04

11.04

11.04

18.04

18.04

25.04

14

Методы индикации чистоты воздуха

8

23.04

23.04

30.04

7.05

10.05

14.05

14.05

21.05

2.05

2.05

3.05

9.05

9.05

16.05

16.05

23.05

15

Проектные работы

2

21.05

28.05

23.05

30.05

2 год обучения.

Водная часть Земли. Живые организмы.

Содержание изучаемого курса.

  1. Неживые компоненты окружающей среды. Вода. Влияние воды на жизнедеятельность живых организмов.

  2. Водная часть Земли. Вода в нашей планете. Формы распространения воды.

  3. Водоемы нашей страны, района и села. История и география водоемов нашего села.

  4. Чистота водоемов нашего села. Источники загрязнения водоемов нашего село и способы их очитки. Организации отвечающие за чистоту водоемов нашего села и их специфика работы.

  5. Вода, которую мы пьем. Способы добывания питьевой воды. Количество воды пригодной для питья. Качество питьевой воды нашего села, и способы их очистки. Источники - загрязнители питьевой воды.

  6. Влияние воды на живые организмы. Влияние воды на жизнедеятельность живых организмов.

  7. Живые организмы водоемов. Живые организмы обитающие в воде, угроза их жизнедеятельности. Адаптация растений и животных к антропогенным факторам окружающей среды.

  8. Растительная среда природы. Распространение растений. Классификация растений по способу организации и по месту обитания.

  9. Растительность разных сред обитания. Приспособленность растений к разным условиям существования.

  10. Животные. Распространение животных, их миграция. Животные эндемики. Классификация животных по способу организации и по месту обитания. Приспособленность животных к разным условиям существования.

  11. Взаимное влияние растений и животных друг на друга.

  12. Влияние абиотических факторов на растительность. Поля, сады и огороды.

  13. Влияние биотических факторов природы на растительность.



Учебно-тематический план.

Тема, содержание курса по направлениям проектной деятельности

Количество часов

Теорети-ческие

Практи-ческие

Формы организации деятельности детей при проведении занятий

1

Неживые компоненты окружающей среды. Вода.

1

1


Круглый стол.

2

Водная часть Земли.

1

1


Круглый стол

3

Водоемы нашей страны, района и села.

4


4

Экскурсия на природу. Сбор информации, конференция.

4

Чистота водоемов нашего села.

8

4

4

Экскурсии, сбор информации, встречи с представителями организаций очистных сооружений. Очистные мероприятия.

5

Вода, которую мы пьем.

10

6

4

Экскурсии, сбор информации, встречи с представителями организаций очистных сооружений и ЖКХ. Практические и экспериментальные работы. Очистные мероприятия.

6

Влияние воды на живые организмы.

6

2

4

Экскурсии, практические работы, эксперименты. Встречи с работниками медицины.

7

Живые организмы водоемов.

9

5

4

Экскурсии, сбор коллекции, практические работы, исследования, конференции, защита проектных работ.

8

Растительная среда природы.

10

6

4

Экскурсии, сбор коллекции, практические работы, исследования, конференции

9

Растительность разных сред обитания.

4

2

2

Экскурсии, сбор коллекции, практические работы, исследования, конференции

10

Животные.

9

5

4

Экскурсии, сбор коллекции, практические работы, исследования, конференции

11

Взаимное влияние растений и животных друг на друга.

6

3

3

Экскурсии, практические работы, эксперименты. Природоохранные мероприятия.

12

Влияние абиотических факторов на растительность

6

3

3

Экскурсии, сбор коллекции, практические работы, исследования, конференции

13

Влияние биотических факторов природы на растительность.

5

2

3

Экскурсии, сбор коллекции, практические работы, исследования, конференции

14

Проектные работы

2

1

1

Защита проектных работ


Итого

81




3 год обучения.

Природная среда и человек.

Содержание изучаемого курса.

  1. Окружающая среда и адаптация. Понятие адаптация. Формы адаптации живых организмов.

  2. Адаптация к абиотическим факторам. Влияние температуры и влажности на живые организмы. Животные с переменной и постоянной температурой тела. Устойчивость растений и животных к колебаниям температуры. Влажность, как экологический фактор. Содержание воды в теле животных и в растениях. Оптимальная влажность и защита от обезвоживания.

  3. Свет, как экологический фактор. Адаптация растений и животных к свету.

  4. Течения и кислород. Воздушные течения, морские течения. Влияние течений и кислорода на растения и животных.

  5. Влияние Луны. Фазы Луны. Адаптация растений и животных к фазам Луны.

  6. Кислотность и соленость. Кислоты и щелочи в почвах и свободной воде. Система карбонатов в природных водах. Различия в кислотности поверхностных вод. Адаптация растений и животных к водно-солевому обмену.

  7. Питание и межвидовые связи. Цепи и пирамиды питания.

  8. Цветы и насекомые. Экология цветковых растений. Опыление цветковых растений.

  9. Взаимосвязи растений и насекомых. Выгодные и невыгодные взаимосвязи.

  10. Подражание, маскировка и обман.

  11. Внутривидовая конкуренция.

  12. Биотопы и биоценозы. Внутреннее строение биотопов и биоценозов.

  13. Жизнь в почве.

  14. Внутренние водоемы.

  15. Распространения животных.

  16. Кризисное состояние природной среды. Экологические бедствия в природной среде.

  17. Измененные природные ландшафты. Последствия вмешательства человека в природные ландшафты.

  18. Биологическое равновесие. Равновесие в природе и нарушение биологического равновесия по воздействием человека.

  19. Животный мир в измененной среде обитания. Изменения происходящие с животными в связи с вмешательством человека в среду обитания.

  20. Угроза водам суши. Экологические бедствия .

  21. Пестициды и удобрения. Последствия ведения сельскохозяйственной деятельности человека.

  22. Горы отходов. Влияние бытовых отходов на окружающую среду.

  23. Загрязнения атмосферы. Выхлопные газы, шумовые загрязнения.

  24. Деградация природы.

Учебно-тематический план.

Тема, содержание курса по направлениям проектной деятельности

Количество часов

Теорети-ческие

Практи-ческие

Формы организации деятельности детей при проведении занятий

1

Окружающая среда и адаптация.

1

1


Круглый стол.

2

Влияние температуры и влажности.

2


2

Практическая работа

3

Свет

2

1

1

Лекция, практическая работа

4

Течения и кислород

1

1


Круглый стол

5

Влияние Луны

1

1


Лекция

6

Кислотность и соленость

1

1


Круглый стол

7

Питание и межвидовые связи

6

2

4

Экскурсия, сбор информации, практическая работа

8

Цветы и насекомые

7

3

4

Экскурсия, сбор информации, практическая работа, семинар

9

Взаимосвязи растений и насекомых

3

1

2

Сбор информации, практическая работа, семинар

10

Подражание, маскировка и обман

1

1


Круглый стол

11

Внутривидовая конкуренция

2

1

1

Сбор информации, практическая работа, семинар

12

Биотопы и биоценозы

6

2

4

Экскурсия, сбор информации, практическая работа, семинар, игра

13

Жизнь в почве

4


4

Сбор информации, практическая работа

14

Внутренние водоемы

6

2

4

Экскурсия, сбор информации, практическая работа, семинар

15

Распространения животных

1

1


Круглый стол

16

Кризисное состояние природной среды

1

1


Круглый стол

17

Измененные природные ландшафты

1

1


Круглый стол

18

Биологическое равновесие

2


2

Экскурсия на природу. Сбор информации, конференция.

19

Животный мир в измененной среде обитания

6

1

5

Экскурсии, сбор информации, встречи с представителями организаций очистных сооружений. Очистные мероприятия.

20

Угроза водам суши

8

2

6

Экскурсии, сбор информации, встречи с представителями организаций очистных сооружений и ЖКХ. Практические и экспериментальные работы. Очистные мероприятия.

21

Пестициды и удобрения

3

1

2

Экскурсии, практические работы, эксперименты. Встречи с работниками сельского хозяйства.

22

Горы отходов

8

2

6

Экскурсии, сбор коллекции, практические работы, исследования, конференции. Встреча с работниками очистных сооружений

23

Загрязнения атмосферы

5

2

3

Экскурсии, сбор коллекции, практические работы, исследования, конференции.

24

Деградация природы

1

1


Круглый стол, игра

25

Проектные работы

2

1

1

Защита проектных работ.


Итого

81






Учителя

Ученика

Учебно-методические компоненты комплекса

Информационное обеспечение

  1. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. - М. 2000

  2. «Какую воду мы пьем» Речкалова Н.И., Сысоева Л.И. ( Химия в школе-2004 №3)

  3. «Человек и природа» Боровский Е.Э. ( Химия в школе - 2004 №8)

  4. «Хартия Земли» .2007

  5. «Химия Земли» Добровольский A.M. (М.Просвещение, 1981)

  6. «Экологические очерки о природе и человеке» Б.Гржимек (Прогресс, 1988)


  1. «Биология. Живой организм» Н.И.Сонин (Москва - 2005)

  2. В.Б.Захаров,Н.И.Сонин «Биология. Разнообразие живых организмов.» (Москва - 2005)

  3. Практикум по зоологии позвоночных (Москва - 1995)

  4. В.А.Корчагина «Биология» (Москва «Просвещение» -2007)

  5. Т.А.Попова «Экология в школе. Мониторинг природной среды» ( Москва - 2005)

  6. Интернет-ресурсы

Алгоритмы деятельности

инструкционные карты, лабораторно-практические задания, задачники, демонстрационные и раздаточные материалы;

Учебно-методическое обеспечение курса внеурочной деятельности

Материально-технического обеспечение программы курса

Место проведения

Средства технического оснащения

Парковая зона села

«Наратастинский бор»

Сад плодово-ягодных растений д. Ст.Варяш

Пришкольный сад

Химический кабинет

Организации села

Кабинет биологии

Компьютерный кабинет с выходом в интернет, интерактивная доска, химические лабораторные оборудования и реактивы, биологические коллекции.

Список литературы.

  1. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. - М. 2000

  2. «Какую воду мы пьем» Речкалова Н.И., Сысоева Л.И. ( Химия в школе-2004 №3)

  3. «Человек и природа» Боровский Е.Э. ( Химия в школе - 2004 №8)

  4. «Хартия Земли» .2007

  5. «Химия Земли» Добровольский A.M. (М.Просвещение, 1981)

  6. «Экологические очерки о природе и человеке» Б.Гржимек (Прогресс, 1988)

  1. Т.А.Попова «Экология в школе. Мониторинг природной среды» ( Москва - 2005)

  2. «Биология. Живой организм» Н.И.Сонин (Москва - 2005)

  3. В.Б.Захаров,Н.И.Сонин «Биология. Разнообразие живых организмов.» (Москва - 2005)

  4. Практикум по зоологии позвоночных (Москва - 1995)

  5. В.А.Корчагина «Биология» (Москва «Просвещение» -2007)



© 2010-2022