• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Шебекино Белгородской области»

«Рассмотрено»

Руководитель УМО

__________Арнаутова Н.З

Протокол № __от

«_____»__________2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ «СОШ № 4 г.Шебекино»

___________Коровянская О.И.

«____»____________2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 4 г.Шебекино»

_________Касьянова Е.И.

Приказ № _____

от «____»_________2014г.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ « ГОМЕОСТАЗ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

И МЕХАНИЗМЫ ЕГО СОКРАНЕНИЯ»

ДЛЯ 10 «А» КЛАССА



Автор-составитель: Арнаутова Н.З., учитель химии и биологии

МБОУ «СОШ № 4 г. Шебекино»





2014-2015 учебный год

Календарно- тематическое планирование элективного курса

« Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения»

№ урока

Изучаемый материал

( раздел , тема)

№ урока по теме

Дата

По плану

Фактическая

Введение(2ч)

1

1.Рабо­ты К. Бернара и У. Кеннона. Элементы теории управления.

1


2.

Возникновение внутренней среды в филогенезе.

2



Клеточные механизмы саморегуляции (5ч)

3.

Мембранные белки, их свойства.

1



4.

Виды генов.

2



5.

Транспорт веществ через мембраны.

3



6.

Внутриклеточный метаболизм.

4



7.

Межклеточная (тканевая) жид­кость. Механизмы регуляции метаболизма.

5



Физиологические механизмы регуляции (7ч)

8

Регуляция ритмов сердца и кровяного давления.

1



9

Роль вегета­тивной нервной системы в регуляции сердечного ритма и кровяно­го давления.

2



10

Механизмы защиты от инфекций.

3



11

Барьерная роль кожи.

4



12

Кле­точный и гуморальный иммунитет

5



13

Кле­точный и гуморальный иммунитет

6



14

Механизмы заживления ран, свёртывания крови.

7



Терморегуляция (8 часов)

15

Влияние температуры на рост и распространение животных.

1



16

Адаптация растений к низким и высоким температурам.

2



17

Способы теплообмена ме­жду организмом и окружающей средой

3



18

Регуляция температуры тела у водных и наземных животных.

4



19

.Механизмы теплоотдачи у животных.

5



20

.Поведенческие механизмы гомеостаза.

6



21

Правило К. Бергмана. Правило У. Аллена

7



22

Адаптация к экстре­мальным климатическим условиям.

8



Роль печени в поддержании гомеостаза (3 часа)

23

Строение и функции печени

1



24

Углеводный и белковый обмен в печени.

2



25

Жировой обмен в печени

3



Экскреция и осморегуляция ( 5 часов)

26

Значение экскреции и осморегуляции.

1



27

Экскреция у растений и животных.

2



28

Механизмы экскреции

3



29

Осморегуляция у растений

4



30

Влияние окружающей среды на экскрецию и осморегуляцию.

5



Роль почек в экскреции и осморегуляции (3ч+1ч заключение)

31

Основные принципы работы почек

1



32

Образование первичной и вторичной мочи.

1



33

.Гуморальная регу­ляция водного и солевого баланса крови. Регуляция рН крови.

1



34

Решение обобщающих тестов.

1



Контрольно-оценочные материалы

Обобщающий тест

  1. Тест «Проверь себя»

Вариант №1

1. Где расположен дыхательный центр:

а) в легких; 6) в мозжечке; в) в продолговатом мозге; г) в коре больших полушарий?

2. Какие мышцы участвуют в дыхательных движениях:

а) диафрагма; 6) межреберные; в) спинные; г) брюшные?

3. Благодаря чему происходит вентиляция альвеол в легких:

а) легочному газообмену; б) дыхательным движениям (вдоху и выдоху); в) эластичности

альвеол: г) малой скорости течения крови в капиллярах?

4. Каково значение дыхания для организма: а) охлаждение организма; б) выделение углекислого газа; в) окисле­ние питательных веществ; г) освобождение энергии?

5. Каков состав вдыхаемого воздуха: а) 21% кислорода, 79% азота, 0,03% углекислого газа, немного водяных паров и инертные газы; б) 16% кислорода, 79% азота, 4% углекислого газа, водяные пары и инертные газы; в) 23% кислорода, 77% азота, 0,03% углекислого газа, водяные пары и инертные газы; г) 21% кислорода, 79% азота, 0,3% углекислого газа, водяные пары и инертные газы?

6. Какое физическое свойство является причиной газообмена в легких и тканях: а) сокращение и расслабление дыхательных мышц; б) расширение и сужение грудной клетки; в) диффузия газов; г) сокращение и расслабление диафрагмы?

7. В какой среде наиболее активны ферменты слюны: а) кислой; б) щелочной; в) нейтральной?

8. Какие вещества расщепляет фермент желудочного сока пепсин: а) белки; б) жиры; в) углеводы?

9. Куда открываются выводные протоки печени и поджелудочной железы; а) в ротовую полость; б) в желудок; в) в двенадцатиперстную кишку; г) в толстый кишечник?

10. Как отразится на здоровье человека длительный недостаток в пище витамина С: а) расстроится деятельность нервной системы, появятся судорож­ные сокращения мышц, разовьются параличи; б) повышается восприимчивость организма к различным инфекционным заболеваниям,
воспалится наружная оболочка глаз, кишечник, легкие и другие внутренниеорганы; в) появится слабость, воспалятся и начнут кровоточить десны, расшатаются и выпадут зубы, распухнут суставы; г) разовьется рахит?

11. При недостатке каких витаминов в организме развивается воспа­ление внутренних органов, болезнь «куриная слепота», повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям: а) А; б) С; в) группы В; г) Д?



  1. Закончи предложения

1. Образует верхний слой кожи - эпидермис…………

2. Основа второго слоя кожи (дермы)…………

3. Участвуют в обмене веществ. ………………………

4. Превращается в ногти и волосы………………..

5. Функция - запасание жира и энергии……………..

6. Выполняют функцию выделения……………….





  1. «Рассмотри»

1. Рассмотрите рисунок 1. Что на нем обозначено цифрами 1-6?

2. Какие из изображенных органов относятся к мочевыделительной системе, а какие не? Ответ обоснуйте. Какое значение для организма человека имеет выделение мочи?

3. Рассмотрите рисунок 2. Какие части почек обозначены на нем цифрами 1 - 5? В какой части почки расположены нефроны?

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения



Вариант №2

1. Под влиянием чего могут осуществляться дыхательные движения: а) сознания; б) концентрации углекислого газа в крови: в) кон­центрации кислорода в крови; г) вегетативной нервной системы?

2. Благодаря чему уменьшается объем грудной полости при спокойном выдохе: а) благодаря расслаблению вдыхательной мускулатуры и диафрагмы; б) благодаря расслаблению вдыхательной мускулатуры и сокращению выдыхательной; в) благодаря расслаблению диафрагмы?

3. Почему при увеличении объема полости грудной клетки во время вдоха увеличивается и объем легких: а) потому что легочная ткань эластична; б) благодаря отрицатель­ному давлению в межплевральной полости; в) благодаря эластичности легочной ткани и отрицательному давлению в межплевральной полости; г) под действием атмосферного давления воздуха?

4.Благодаря чему кислород диффундирует из альвеол в капилляры: а) разнице концентрации; б) разнице давления; в) свободному пространству; г) сквозным отверстиям?

5. Каков состав выдыхаемого воздуха: а) 21%) кислорода, 79% азота, 0,3% углекислого газа, немного водя­ных паров и инертных газов; б) 16% кислорода,79% азота, 0,4% углекислого газа, немного водяных паров и инертных газов; в) 16% кислорода, 79% азота, 4% углекислого газа, немного водяных паров и инертных газов; г) 4% кислорода, 79% азота, 16% углекислого газа, немного водяных паров и инертных газов?

6. В каком из дыхательных органов находятся голосовые связки: а) в трахее; б) в глотке; в) в гортани; г) в бронхах?

7. В какой среде действуют ферменты сока поджелудочной железы: а) кислой, б) щелочной; в) нейтральной?

8. Какие вещества расщепляет фермент слюны амилаза: а) белки; б) жиры; в) углеводы?

9. Какая пищеварительная железа выполняет следующие функции: очищает кровь от вредных веществ, превращает глюкозу в гликоген, аммиак - в мочевину, создает щелочную среду в кишечнике: а) желудок; б) печень; в) поджелудочная железа; г) слюнная железа?

10. Что вызывает у человека длительное отсутствие или недостаток в организме витамина Д: а) расстройство нервной деятельности; б) рахит; в) цингу; г) болезнь бери-бери?

11. Каких витаминов не хватало в пище человека, если у него наблюдается расстройство деятельности нервной системы, отмечаются судорожные сокращения мышц, паралич конечностей:

а)А; б)В1; в)С; г)Д?

II. Закончи предложения

1. Третий слой кожи…………

2. Чувствительная часть кожи…………………

3. Придает коже эластичность………………

4. Находятся во втором слое. …………………

5. Вырабатывают жир, смягчают кожу.

6. Поддерживают постоянство температуры тела (терморегуляция)……………..

III. «Рассмотри»

1. Рассмотрите рисунок 1. Что на нем обозначено цифрами 1-6?

2. Какие из изображенных органов относятся к мочевыделительной системе, а какие не? Ответ обоснуйте. Какое значение для организма человека имеет выделение мочи?

3. Рассмотрите рисунок 2. Какие части почек обозначены на нем цифрами 1 - 5? В какой части почки расположены нефроны?

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения

Ответы:

Тест «Проверь себя»

Вариант №1

1-в; 2-а,б,г; 3-б; 4-б,в,г; 5-а; 6-в; 7б; 8а; 9в; 10в;11а.

Вариант №2

1-а,б; 2-а; 3-в; 4-а; 5-в; 6-в; 7б; 8в; 9б; 10б; 11б.

Закончи предложения:

Вариант 1:

1. Эпителиальная ткань

2. Соединительная ткань

3. Потовые железы, кровеносные сосуды, лимфатические сосуды.

4. Эпителиальная ткань

5. Подкожная клетчатка

6. Потовые железы.

Вариант 2

1. Подкожная клетчатка

2. Рецепторы, нервные окончания

3. Соединительная ткань

4. Рецепторы, сальные железы, потовые железы, волосяные сумки, корни волос, кровеносные сосуды, нервные окончания, мышечная ткань, эпителиальная ткань, лимфатические сосуды, соединительная ткань.

5. Сальные железы

6. Потовые железы, кровеносные сосуды.



9



© 2010-2022