Конспект урока по биологии на тему Индивидуальное развитие организмов 9 класс

Данная работа направлена на изучение основных закономерностей индивидуального развития организма. в работе предусматривается поэтапное изучение темы направленное на развитие начальных этапов критического мышления. Онтогенез- это индивидуальное развитие организма от момента образования зиготы до смерти. Его делят на два этапа: 1. эмбриональный - от зарождения до рождения. Рождение – это выход зародыша из утробы или яйцевых оболочек. 2. Постэмбриональный- от рождения до смерти. Смерть- это прекращ...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9 класс

Биология

Тема: Индивидуального развития организмов.

Цель: Формирование представлений об этапах индивидуального развития организмов, основных этапах эмбриогенеза, производных зародышевых листков, типах постэмбрионального развития

Задачи:

- рассмотреть и изучить особенности онтогенеза, стадии развития зародыша и изменение происходящие на каждой стадии. Познакомиться с эмбриональным и постэмбриональным процессами развития.

- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли.

- воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно; воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность и ответственность, любовь и интерес к предмету.

Методы и приемы: Словесный - объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение, работа с учебником,

Тип урока

Комбинированный

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся

  2. Актуализация ЗУН

  1. что означает процесс оплодотворения и его значение

  2. характеристика процесса оплодотворения у растений.

  3. Характеристика оплодотворения у животных

  1. Изучение нового материала

1. Онтогенез- это индивидуальное развитие организма от момента образования зиготы до смерти. Его делят на два этапа:

1. эмбриональный - от зарождения до рождения. Рождение - это выход зародыша из утробы или яйцевых оболочек.

2. Постэмбриональный- от рождения до смерти. Смерть- это прекращение всех жизненных процессов.

СХЕМА НА ДОСКЕ:

ЗКонспект урока по биологии на тему Индивидуальное развитие организмов 9 классКонспект урока по биологии на тему Индивидуальное развитие организмов 9 классигота рождение смерть

ЭКонспект урока по биологии на тему Индивидуальное развитие организмов 9 классмбриональный период постэмбриональный

Конспект урока по биологии на тему Индивидуальное развитие организмов 9 класс

О Н ТО Г Е Н Е З

2. Изучим эмбриональный период хордовых - эмбриогенез на примере ланцетника.

Ланцетник- примитивное хордовое животное. По форме напоминает хирургический инструмент - ланцет. Обитает в теплых морских водах. Закапывается в песок, вытащив передний конец тела с ротовым отверстием наружу. Является живой переходной формой между позвоночными и беспозвоночными. Одно из немногих хордовых, у которых хорда- эластичный тяж на спинной стороне сохраняется всю жизнь.

ВСЕ ПОД запись:

1 этап эмбриогенеза- дробление

С момента оплодотворения образуется зигота. Затем она начинает делиться путем митоза, но мелкие клетки не расходятся, как обычно. Этот процесс называется дробление- последовательный ряд митотических делений зиготы, в результате которых образуется бластула. Бластула- это однослойный зародыш. Он состоит из:

А) бластомеров- это мелкие клетки, образовавшиеся в результате дробления.

Б) бластоцель- первичная полость тела, заполненная жидкостью.

Зигота бластула бластомеры

Бластоцель

2 этап- гаструляция.

Гаструляция- это образование зародышевых листков. В результате интенсивного деления отдельных клеток происходит перемещение- впячивание одной стенки бластулы во внутрь бластоцеля. В результате образуется двухслойный зародыш, а затем и трехслойный- гаструла. Так образуютсязародышевые листки: эктодерма- наружный слой, энтодерма - внутренний, мезодерма- средний. При образовании мезодермы образуется вторичная полость - целом.

3 этап- гистогенез- образование тканей и органогенез- образование органов.

нейруляция- образование комплекса осевых органов ( нервная трубка, хорда, кишечная трубка). Зародыш на стадии нейруляции называется нейрула.

Из эктодермы на спинной стороне образуется нервная пластинка, ее края приподнимаются и утолщаются, края смыкаются и образуется нервная трубка. Из эктодермы так же образуются кожа, волосы, ногти, когти, органы зрения, слуха, обоняния, эмаль зубов.

Из мезодермы:

Все соединительные ткани, скелет, кровь, кровеносная и лимфатическая система, половая система, мускулатура.

Из энтодермы:

Пищеварительная система ( железы, печень, желудок, кишечник), органы дыхания, щитовидная железа.

Органогенез

Зародышевые листки

Органы, система органов

Эктодерма

Кожа, кожные железы, нервная трубка - спинной и головной мозг, органы чувств.

Мезодерма

Скелет, мышцы, кровеносная и выделительная системы.

Энтодерма

Пищеварительный канал, печень, легкие.

На развитие эмбриона могут оказывать влияние различные мутагены: алкоголь, никотин, наркотики, лекарства. Например, использование снотворного талидомида в Западной Европе в 50- годы привел к рождению нескольких тысяч уродов от матерей, которые принимали снотворное.

Недостаток витамина В может стать причиной ряда морфологических уродств и внутренних органов (сердца, печени). Избыток некоторых гормонов может стать причиной аномалией развития.

Постэмбриональный период.

Различают два основных типа постэмбрионального развития.

Прямое, при котором рожденная особь имеет такое же строение, как и взрослый организм и отличается лишь меньшими размерами. (тараканы, человек, млекопитающие, птицы, клопы).

Различают а) неличиночный (яйцекладный) тип, при котором зародыш развивается внутри яйца (рыбы, птицы) и б) внутриутробный тип, при котором зародыш развивается внутри организма матери.

Непрямое, при котором личинка сильно отличается от взрослой особи оп строению, образу жизни, питанию, передвижению, не способны к размножению. ( земноводные, жуки, чешуекрылые, мухи, пчелы)


  1. Закрепление

1.Что такое онтогенез?
2.Какие этапы можно выделить в онтогенезе животных и растений?
3.Дайте ответ:

  • Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

  • Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)

  • Ряд митотических делений следующих друг за другом (дробление)

  • Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри (бластула)

  • Двухслойный зародыш с полостью внутри (гаструла)

  • Наружный слой клеток двухслойного зародыша (эктодерма)

  • Внутренний слой клеток двухслойного зародыша (энтодерма)

  • Третий зародышевый листок (мезодерма)


  1. Д/з

© 2010-2022