Рабочая программа по биологии (8 класс)

  Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы основного общего образования: Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007 соответствуют требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень; авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов: «Биология в основной школе: Программы»...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по биологии, 8 класс Нина Серафимовна Заборникова

Высшая квалификационная категория


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. БОРИСКИНО-ИГАР

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЛЯВЛИНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ




Рассмотрено на заседании МО

«____» _______________ 2014 г.

Руководитель МО ___________




Согласовано зам. директора по УВР

_____________И. Ю. Сорокина

«_____» ____________ 2014 г.



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ СОШ

с. Борискино - Игар

_______________ Н. А. Николаев

«______» ______________ 2014 г


Рабочая программа

Биология

8 класс


Учитель Заборникова Нина Серафимовна

Высшая квалификационная категория






2014

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе примерной программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007» для 8 класса авторов Колесов Д.В., Маш Р.Д.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни


Задачи раздела «Человек»:


обучения:

  • создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей: обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков (102 урока при расширенном изучении курса) и индивидуальные образовательные маршруты учеников

  • продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий

  • продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий


развития:

  • создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков



воспитания:

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к ампатии через учебный материал уроков и КСО.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 1993.

4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.

6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.

7. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

8. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-граф, 2010.

Сведения о программе.

Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы основного общего образования: Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007 соответствуют требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень; авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов: «Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана - Граф», 2005.

Обоснование выбора программы.

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). Построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Информация о внесенных изменениях. Разделы соответствуют программе. Резервное время можно использовать на проведение контрольно - обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Информация о количестве учебных часов. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ с. Борискино - Игар Клявлинского района данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 8 классе в объеме 68 часов, 2 часа в неделю.

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок, ОМС.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные, ОМС; практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Технологии обучения:

Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)

Механизмы формирования ключевых компетенций:

Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.

Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности

В результате учащиеся: овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.

Виды и формы контроля:

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Информация об используемом учебнике

Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией профессора И. Н. Пономаревой М.: Дрофа, 2006.

















Учебно-тематическое планирование


Название темы

К-во

часов

Лабораторные

работы

1. Введение. Человек как биологический вид. Общий обзор организма человека

6

№ 1. «Изучение микроскопического строения тканей организма человека».

2. Опора и движение

8

№ 4. «Рассмотрение спилов костей»

№ 5. «Изучение прокаленной и декальцинированной костей»

№ 6. «Изучение работы мышц»

№ 7. «Определение наличия плоскостопия»

3. Внутренняя среда организма. Кровообращение и лимфообращение

10

№ 8. «Изучение строения клеток крови человека и лягушки»

№ 9. «Строение сердца»

№ 10. «Изучение скорости кровенаполнения ногтевого ложе»

4. Дыхание

6

№ 11. «Определение ДЖЕЛ»

5. Пищеварение

6

№ 12. «Изучение действия ферментов слюны»

6. Обмен веществ и превращение энергии. Выделение продуктов обмена

5

7. Кожа и теплорегуляция

4

8. Нервная система. Гормональная регуляция

7

№ 13. «Изучение поперечного строения спинного мозга»

№ 14. «Изучение строения головного мозга на модели»

9. Органы чувств. Анализаторы

6

№15 «Изучение строения глаза на модели»

10. Индивидуальное развитие организма

4

11. Психика и поведение человека

4

12. Человек и окружающая среда. Обобщение изученного материала «Человек»

2

Итого

68






Содержание учебной программы:


Тема 1. "Введение. Организм человека: общий обзор" - 6 часов

(9 ч. - расширенный курс)

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • систематическое положение вида чело-век разумный

  • место человека в живой природе

  • биосоциальную природу человека

  • строение клетки

  • краткие сведения о строении и функциях основных тканей

  • основные процессы жизнедеятельности клетки

  • расположение основных органов в организме человека

на повышенном уровне:

  • соответствие строения тканей выполняемым функциями

  • взаимосвязь органов и систем органов как основа целостности организма

  • уровни организации организма

  • нервно-гуморальная регуляция деятельности организма

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться микроскопом

  • распознавать на таблицах части клетки, органы и системы органов

на повышенном уровне:

  • распознавать на микропрепаратах разные виды тканей

  • обосновывать взаимосвязь строения и функций тканей

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • анатомия (стр.6)

  • физиология (стр.7)

  • гигиена (стр.8)

  • ткань (стр.21)

  • орган (стр.25)

  • система органов (стр.25)

  • рефлекс (стр.28)

  • рефлекторная дуга (стр.28)

на повышенном уровне:

  • обмен веществ (стр.18)

  • синапс (стр.23)

  • нейроглия (стр.23)

  • гормоны (стр.30)

  • железы внешней секреции (стр.30)

  • железы внутренней секреции (стр.30)


Тема 2. "Опорно-двигательная система" - 8 часов

(11ч - расширенный курс)

Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.


В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение опорно-двигательной системы

  • скелет человека, его отделы

  • типы соединения костей

  • виды костей

  • рост костей

  • мышцы, их функции

  • влияние ритма и нагрузки на работу мышц

  • утомление

  • роль физических упражнений для опорно-двигательной системы

  • повреждения скелета

на повышенном уровне:

  • сходство скелетов человека и животных

  • особенности строения скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением

  • микроскопическое строение костей

  • основные группы мышц тела человека

  • работа мышц: статическая и динамическая

  • роль нервной системы в регуляции деятельности мышц

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать отделы скелета и отдельные кости

  • узнавать типы мышечной ткани

  • оказывать первую помощь при травмах

  • уметь выявлять нарушение осанки и плоскостопие

на повышенном уровне:

  • распознавать на микропрепаратах виды мышечной ткани

  • обосновывать необходимость активного отдыха для борьбы с гиподинамией

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • сустав (стр.38)

  • надкостница (стр.34)

  • гладкая мышечная ткань (стр.51)

  • поперечнополосатая (стр.51)

  • сердечная (стр.51)

  • утомление (стр.55)

  • сколиоз (стр.58)

  • плоскостопие (стр.60)

на повышенном уровне:

  • мышцы-антагонисты (стр.55)

  • мышцы-cинергетики (стр.55)

  • гиподинамия (стр.65)

  • лордоз (стр.58)

  • кифоз (стр.58)

  • статическая и динамическая работа (стр.56)


Тема 3. "Кровь. Кровообращение". - 10 часов

(14 ч. - расширенный курс)

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • состав внутренней среды организма

  • значение крови и кровообращения

  • состав крови

  • иммунитет

  • СПИД

  • группы крови

  • переливание крови

  • инфекционные заболевания и меры борьбы с ними

  • органы кровообращения

  • строение сердца

  • круги кровообращения

  • виды кровотечений

  • предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний

  • влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды

на повышенном уровне:

  • взаимосвязь между составными частями внутренней среды организма

  • свойства крови

  • состав плазмы

  • особенности строения клеток крови в связи с выполняемыми функциями

  • резус-фактор

  • донорство

  • роль Дженнера, Пастера, Мечникова в создании учения об иммунитете

  • особенности строения сосудов

  • работа сердца

  • движение крови по сосудам

  • кровяное давление

  • нервно-гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • распознавать клетки крови на рисунках

  • определять пульс

  • оказывать первую помощь при кровотечениях

  • соблюдать правила общения с инфекционными больными

  • выделять факторы, отрицательно влияющие на сердечно-сосудистую систему

на повышенном уровне:

  • сравнивать строение клеток крови человека и других животных

  • определять кровяное давление

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • внутренняя среда (стр.68)

  • плазма (стр.69)

  • эритроциты (стр.70)

  • лейкоциты (стр.70)

  • свертывание крови (стр.69)

  • фагоцитоз (стр.71)

  • иммунитет (стр.73)

  • вакцина (стр.75)

  • прививка (стр.74)

  • группы крови (стр.77)

  • артерии (стр.81)

  • вены (стр.81)

  • капилляры (стр.81)

  • большой круг кровообращения (стр.81)

  • малый круг кровообращения (стр.82)

  • предсердия (стр.80)

  • желудочки (стр.80)

  • клапаны (стр.80)

  • автоматия сердца (стр.91)

  • капиллярное кровотечение (стр.96)

  • артериальное кровотечение (стр.96)

  • венозное кровотечение (стр.96)

на повышенном уровне:

  • тканевая жидкость (стр.68)

  • лимфа (стр.68)

  • тромбоциты (стр.70)

  • фибриноген (стр.69)

  • фибрин (стр.69)

  • иммунитет клеточный (стр.74)

  • иммунитет гуморальный (стр.74)

  • тимус (стр.74)

  • донор (стр.78)

  • изоантигены (стр.77)

  • гемоглобин (стр.70)

  • лимфатическая система (стр.74)

  • лимфатические узлы (стр.74)

  • реципиент (стр.78)

  • кровяное давление (стр.86)

  • инфаркт (стр.86)

  • инсульт (стр.86)


Тема 4. "Дыхание" - 6 часа

(9 ч. - расширенный курс)

Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение дыхания

  • строение и функции органов дыхания

  • жизненная емкость легких

  • инфекционные болезни: грипп, туберкулез

  • гигиена органов дыхания

  • вредное влияние курения на органы дыхания

  • приемы искусственного дыхания

на повышенном уровне:

  • особенности строения дыхательных путей в связи с их функциями

  • дыхательные движения

  • газообмен в легких и тканях

  • нервно-гуморальную регуляцию дыхания

  • взаимосвязи органов дыхания с другими системами органов

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на рисунках и таблицах органы дыхания

  • владеть приемами искусственного дыхания

на повышенном уровне

  • обосновывать взаимосвязь строения с функциями

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • воздухоносные пути (стр.101)

  • плевра (стр.103)

  • грипп (стр.111)

  • туберкулез (стр.112)

  • жизненная емкость легких (стр.114)

на повышенном уровне

  • спирометр (стр.114)

  • легочное дыхание (стр.104)

  • тканевое дыхание (стр.104)

  • эфизема легких (стр.107)

  • реанимация (стр.118)


Тема 5. "Пищеварение" - 6 часов

(9ч - расширенный курс)

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.


В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • пищевые продукты

  • питательные вещества

  • строение и функции органов пищеварения

  • зубы, виды зубов

  • пищеварительные железы

  • всасывание

  • гигиена питания

  • предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

  • влияние никотина и алкоголя на пище-варение

на повышенном уровне

  • методы изучения пищеварения

  • пищеварительные ферменты, их значение

  • внутреннее строение зуба

  • роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения

  • функции пищеварительных желез

  • регуляция процессов пищеварения

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на рисунках органы пищеварения

  • владеть приемами оказания первой помощи при отравлениях

на повышенном уровне:

  • обосновывать взаимосвязь строения с функциями

  • определять топографию органов пищеварения

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • пищевые продукты (стр.122-123)

  • питательные вещества (стр.122-123)

  • пищеварение (стр.125)

  • пищеварительные железы (стр.125-128)

  • зуб: коронка, шейка корень (стр.130)

  • резцы, клыки, большие и малые коренные (стр.130)

  • дизентерия (стр.141)

  • холера (стр.141)

на повышенном уровне:

  • ферменты (стр.132, 133, 135)

  • аппендикс (стр.127)

  • лизоцим (стр.132)

  • эмаль, дентин, пульпа (стр.130)

  • пристеночное пищеварение (стр.135)

  • фистула (стр.138)

  • гастрит (стр.142)

  • цирроз




Тема 6. «Обмен веществ и энергии» - 3 часа

(5 ч. - расширенный курс)

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.


В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общая характеристика обмена веществ и энергии

  • пластический обмен, энергетический обмен и их значение

  • значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей

  • влияние никотина и алкоголя на обмен веществ

  • витамины

  • способы сохранения витаминов в пищевых продуктах

  • рациональное питание

  • режим питания школьников

на повышенном уровне

  • взаимосвязь пластического и энергетического обмена

  • обмен воды и минеральных солей

  • обмен органических веществ

  • роль витаминов в обмене веществ

  • нормы питания

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • применять правила гигиены на практике

на повышенном уровне:

  • составлять суточный рацион питания

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • обмен веществ (стр.147)

  • пластический обмен (стр.147)

  • энергетический обмен (стр.148)

  • витамины (стр.153)

  • авитаминоз (стр.153)

  • цинга (стр.154)

  • рахит (стр.154)

на повышенном уровне:

  • гиповитаминоз (стр.153)

  • гипервитаминоз (стр.153)

  • гликоген (стр.154)

  • бери-бери (стр.154)


Тема 7. "Выделение. Кожа" - 6 часов

(9 ч. - расширенный курс)

Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.


В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение выделения

  • органы мочевыделительной системы

  • профилактика заболеваний почек

  • строение и функции кожи

  • роль кожи в терморегуляции

  • закаливание организма

  • первая помощь при поражении кожи

  • гигиенические требования к одежде и обуви

на повышенном уровне:

  • микроскопическое строение почек

  • образование первичной и вторичной мочи

  • взаимосвязь строения кожи с выполняемыми функциями

  • механизм образования тепла

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы, слои и структурные элементы кожи

  • оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожениях и ожогах

на повышенном уровне:

  • устанавливать связи функций кожи с функциями кровеносной, выделительной и других систем органов

  • обосновывать гигиенические правила

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • почка: корковый и мозговой слой, почечная лоханка (стр.158)

  • эпидермис (стр.163)

  • дерма (стр.163)

  • гиподерма (стр.163)

  • пигменты (стр.163)

  • закаливание (стр.168)

  • терморегуляция (стр.168)

на повышенном уровне:

  • нефрон, капсула и каналец нефрона

(стр.157)

  • рецепторы (стр.163)

  • меланин (стр.163)

  • альбинизм (стр.163)

  • термический и химический ожоги

(стр.166)


Тема 8. " Нервная система. Эндокринная система" - 7 часа

(9 ч. - расширенный курс)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций в организме

  • значение нервной системы

  • отделы нервной системы

  • строение и функции спинного мозга

  • строение и функции головного мозга

  • факторы, нарушающие функции нервной системы

на повышенном уровне:

  • отличие гуморальной регуляции функций в организме от нервной

  • особенности строения отделов нервной системы

  • особенности строения головного мозга в связи с социальным поведением

  • вегетативная и соматическая нервные системы

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • находить на таблице железы внутренней секреции

  • показывать на таблицах отделы нервной системы, части спинного и головного мозга

на повышенном уровне:

  • сравнивать гормоны, витамины и ферменты, как биологически активные вещества

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • гормоны (стр.173)

  • адреналин (стр.176)

  • инсулин (стр.176)

  • гормон роста (стр.177)

  • тироксин

  • центральная нервная система (стр.178)

  • периферическая нервная система (стр.178)

  • серое вещество (стр.187)

  • белое вещество (стр.187)

  • спинномозговая жидкость (стр.186)

  • продолговатый мозг (стр. 190)

  • мозжечок (стр.190)

  • средний мозг (стр.190)

  • промежуточный мозг

  • кора (стр.190)

  • большие полушария головного мозга (стр.191)

на повышенном уровне

  • сахарный диабет (стр.175)

  • кретинизм (стр.175)

  • микседема (стр.175)

  • базедова болезнь (стр.175)

  • чувствительные, вставочные и двигательные нейроны (стр.178)

  • вегетативные узлы (стр.180)

  • симпатический отдел (стр.181)

  • парасимпатический отдел (стр.181)

  • мост (стр.190)

  • ядра (стр.190)

  • таламус (стр.191)

  • гипоталамус (стр.191)


Тема 9. " Органы чувств" - 6 часов

(10 ч. - расширенный курс)

Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.


В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • органы чувств и их значение

  • строение и функции органов зрения и слуха

  • гигиена зрения

  • предупреждение нарушений слуха

на повышенном уровне:

  • анализаторы

  • взаимодействие анализаторов

  • органы равновесия, осязания, обоняния и вкуса

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • узнавать на моделях части органов зрения и слуха

на повышенном уровне:

  • составлять схемы зрительных и слуховых восприятий

  • объяснять соответствие строения органов и выполняемых ими функций

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • белочная оболочка (стр.198)

  • роговица (стр.198)

  • сосудистая оболочка (стр.198)

  • радужка (стр.198)

  • зрачок (стр.198)

  • хрусталик (стр.198)

  • стекловидное тело (стр.198)

  • сетчатка (стр.199)

  • палочки (стр.199)

  • колбочки (стр.199)

  • дальнозоркость (стр.201)

  • близорукость (стр.201)

  • барабанная перепонка (стр.203)

  • слуховые косточки (стр.204)

  • слуховая труба (стр.204)

на повышенном уровне

  • анализатор (стр.196)

  • желтое пятно (стр.200)

  • вестибулярный аппарат (стр.206)

  • децибел (стр.205)

  • тактильные рецепторы (стр.208)

  • токсикомания (стр.209)

  • обонятельные рецепторы (стр.209)

  • вкусовые рецепторы (стр.209)

Тема 10. "Поведение и психика" - 6 часов

(9 ч. - расширенный курс)

Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.


В соответствии со Стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общая характеристика ВНД

  • характеристика условных и безусловных рефлексов

  • понятие о речи, мышлении, внимании, памяти, эмоциях как функциях мозга

  • значение сна

  • гигиена умственного и физического труда

  • режим дня школьника

  • вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на нервную систему

на повышенном уровне:

  • роль И. Сеченова и И. Павлова в создании учения о ВНД

  • образование и торможение условных рефлексов, их биологическое значение

  • социальная обусловленность поведения человека

  • изменение работоспособности в трудовом процессе

  • профилактика нервно-психических расстройств

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • применять упражнения по тренировке внимания и памяти

  • составлять режим дня школьника

на повышенном уровне:

  • сравнивать условные и безусловные рефлексы

  • вырабатывать условные рефлексы у домашних животных

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • поведение (стр.215)

  • мышление (стр.216)

  • сон (стр.222)

  • сновидения (стр.222)

  • память (стр.225)

  • воображение (стр.225)

  • мышление (стр.226)

  • воля (стр.227)

  • эмоции (стр.228)

  • внимание (стр.230)

  • работоспособность (стр.232)

на повышенном уровне

  • импринтинг (стр.214)

  • динамический стереотип (стр.215)

  • рассудочная деятельность (стр.217)

  • торможение (стр.219)

  • явление доминанты (стр.220)

  • быстрый сон (стр.222)

  • медленный сон (стр.222)

  • ощущения (стр.224)

  • восприятия (стр.224)

  • динамический стереотип (стр.233)


Тема 11. "Индивидуальное развитие организма" - 4 часов

(7 ч. - расширенный курс)

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • система органов размножения

  • оплодотворение и внутриутробное развитие

  • рождение ребенка

  • рост и развитие ребенка

  • характеристику подросткового периода

  • вредное влияние никотина, алкоголя и других факторов на потомство

на повышенном уровне:

  • основные этапы внутриутробного развития

  • периоды развития ребенка после рождения и их характеристика (физиологические и психические изменения)

  • условия правильного развития биосоциального существа

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • выделять факторы, влияющие на здоровье потомства

на повышенном уровне:

  • составлять «кодекс» здорового образа жизни будущих родителей

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • яичники (стр.238)

  • яйцеклетка (стр.238)

  • семенники (стр.239)

  • сперматозоиды (стр.239)

  • половое размножение (стр.240)

  • оплодотворение (стр.244)

  • матка (стр.244)

  • плацента (стр.244)

  • пуповина (стр.244)

  • рост (стр.246)

  • развитие (стр.246)

на повышенном уровне

  • эмбриональный период

  • плодный период

  • постэмбриональный период

  • акселерация

  • физиологическая зрелость

  • психологическая зрелость

  • социальная зрелость











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса биологии «Человек»


Название темы урока

Кол-во

часов

Элементы содержания в соответствии

с ФКГОС ОО

ИКТ

Дата

Тема 1. Общий обзор организма человека (6 часов)

1

Человек как часть природы. Науки об организме человека.

1

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Видеофильм

ОМС - 106-108

2

Место человека в живой природе

1

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

3

Клетка и ее строение

1

Органоиды клетки, строение, функции.

ОМС - 109

4

Ткани

1

Ткани человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.

Л. р. № 1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека».

ОМС - 110

5

Система органов в организме

1

Орган. Основные органы и системы. Строение и процессы жизнедеятельности организма их значение.

ОМС - 111

6

Контрольный тест по теме

1


Тема 2. «Опорно-двигательная система» (8 часов)

7

Скелет. Строение, состав и соединения костей

1

Опора и движение. Опорно-двигательная система.

Л. р. № 2 «Рассмотрение спилов костей»

Л. р. № 3 «Изучение прокаленной и декальцинированной костей»

Видеофильм

ОМС - 112 - 114

8

Скелет головы и туловища

1

ОМС - 115

9

Скелет конечностей

1

ОМС - 115

10

Первая помощь при травмах

1

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

ОМС - 116

11

Мышцы

1

Строение мышцы, группы мышц по функциям.

ОМС - 117

12

Работа мышц. Утомление мышц.

1

Согласованность сгибателей и разгибателей, причины развития утомления.

Л. р. № 4 «Изучение работы мышц»

ОМС - 118

13

Развитие опорно-двигательной системы.

1

Особенности скелета человека, отличия и сходства скелета у мужчин и женщин, основные виды повреждений, гиподинамия.

Л. р. 5 «Определение наличия плоскостопия»

ОМС - 119

14

Контрольный тест по теме

1


Тема 3. Кровь и кровообращение (10 часов)

15

Внутренняя среда. Строение и функции крови

1

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь.

Л. р. №8. «Изучение строения клеток крови человека и лягушки»

Видеофильм

ОМС -120,121

16

Иммунитет. Переливание крови

1

Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Группы крови. Переливание крови.

ОМС - 122, 123

17

Строение и работа сердца

1

Сердце, околосердечная сумка, клапаны, предсердия, желудочки, артерии, вены, капилляры, большой и малый круг кровообращение.

Л. р. №9. «Строение сердца»

ОМС - 125

18

Движение лимфы

1

ОМС -124

19

Движение крови по сосудам

1

Пульс, давление систолическое, диастолическое, перераспределение крови.

Л. р. №10. «Изучение скорости кровенаполнения ногтевого ложе»

ОМС - 126

20

Регуляция работы сердца и сосудов

1


21

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

1

ОМС - 127

22

Первая помощь при кровотечениях

1

Приемы оказания ПМП.

ОМС - 127

23

Обобщение материала темы

1


24

Контрольный тест по теме

1


Тема 4 «Дыхание» (6 часов)

25

Значение дыхания. Органы дыхания

1

Дыхание. Дыхательная система.

Видеофильм

ОМС - 128

26

Газообмен в легких и тканях.

1

Состав воздуха. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.

ОМС - 129

27

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания

1

Механизм вдоха и выдоха, нервная и гуморальная регуляция. Л. р. № 11. «Определение ДЖЕЛ»

ОМС - 130, 131

28

Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания

1

Предупреждение распространения инфекционных заболеваний. Заболевания органов дыхания и их профилактика.

ОМС - 132

29

Первая помощь при остановке дыхания

1

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

ОМС - 132

30

Контрольный тест по теме

1


Тема 5. «Пищеварение» (6 часов)

31

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

1

Питание. Пищеварительная система. Пища как биологическая основа жизни.

Видеофильм

ОМС - 134

32

Зубы. Пищеварение в ротовой полости и в желудке

1

Роль ферментов в пищеварении. Л. р. №12. «Изучение действия ферментов слюны»

ОМС - 133,135,136

33

Пищеварение в кишечнике

1

ОМС - 137

34

Регуляция пищеварения

1

Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.

35

Желудочно-кишечные заболевания. Гигиена питания

1

Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

ОМС - 138

36

Контрольный тест по теме

1


Тема 6 «Обмен веществ и превращение энергии» (4 часа)

37

Обменные процессы в организме

1

Обмен веществ и превращения энергии.

ОМС - 139

38

Нормы питания

1

ОМС - 140

39

Витамины

1

Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения

ОМС - 141

Тема 7 «Выделение» (2 часа)

40

Строение и функции почек

1

Выделение. Мочеполовая система.

Видеофильм

ОМС - 142

41

Предупреждение заболеваний почек

1

Мочеполовая инфекция, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

ОМС - 143

Тема 8. Кожа и теплорегуляция (4 часа)

42

Строение и функции кожи

1

Покровы тела.

Видеофильм

ОМС - 144

43

Нарушение кожных покровов

1

Уход за кожей, волосами, ногтями.

44

Роль кожи в теплорегуляции

1

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика

ОМС - 145

45

Контрольный тест по теме

1

Тема 9. Нервная система. Гормональная регуляция (7 часов)

46

Значение, строение и функционирование нервной системы

1

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система.

Видеофильм

ОМС - 150

47

Вегетативный отдел нервной системы

1


48

Спинной мозг

1

Белое и серое вещество, нервные узлы, передние и задние корешки, передние и задние рога серого вещества, спинномозговой канал и жидкость.

Л. р. №13.. «Изучение поперечного строения спинного мозга»

ОМС -151

49

Головной мозг

1

Продолговатый, средний, промежуточный мозг, мозжечок, большие полушария, мост, борозды, извилины, доли, зоны.

Л. р. №14.. «Изучение строения головного мозга на модели»

ОМС - 152, 153

50

Железы

1

Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции

ОМС - 147

51

Роль гормонов

1

Гормоны

ОМС - 148

52

Контрольный тест по теме

1


Тема 10. «Органы чувств. Анализаторы» (6 часов)

53

Как действуют органы чувств

1


54

Строение и функции органа зрения

1

Л. р. №15. «Изучение строения глаза на модели»

Видеофильм

ОМС - 155

55

Строение и функции органа слуха

1

Видеофильм

ОМС - 156

56

Другие органы чувств.

1

Органы чувств, их роль в жизни человека.

ОМС - 157

57

Заболевания и повреждения глаз, и органов чувств

1

Нарушения зрения и профилактика. Нарушения слуха, профилактика

ОМС - 158,159

58

Контрольный тест по теме

1


Тема 11. Индивидуальное развитие организма (4 часа)

59

Половая система человека. Развитие человека.

1

Размножение и развитие. Забота о репродуктивном здоровье

Видеофильм

ОМС - 167,168

60

Наследственные и врожденные болезни. ЗППП.

1

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи, ЗППП, СПИД

ОМС - 174

61

Эмбриональное и постэмбриональное развитие

1

ОМС - 169,171

62

Психологические особенности личности

1

ОМС - 166

Тема 12. «Психика и поведение человека» (6 часов)

63

Врожденные и приобретенные рефлексы

1

Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы.

ОМС - 160,161

64

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

Сон, его значение. Рациональная организация труда и отдыха.

ОМС - 162

65

Особенности ВНД.

1

Память, эмоции, речь, мышление. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер

ОМС - 163,164

66

Работоспособность. Режим дня


1

Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, как основа безопасности собственной жизни.

67/68

Обобщение изученного материала. Подведение итогов

2





Учебно - методический комплекс


Программа

Программы для основной общеобразовательной школы. Биология. 6 - 9 классы. И. Н. Пономарева и другие. М.: Дрофа, 2008.

Основная литература

Базовый учебник

Учебник: Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. «Биология: Человек» (М., издательский центр «Вентана-Граф», 2011 г.)

Методическое пособие для ученика

Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. «Биология: Человек». Рабочие тетради № 1, № 2 для 8 класса. - М.: «Вентана-Граф», 2014.

Инструмент по отслеживанию результатов работы

1. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 1996.

2. Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1998.

Учебно-методическое пособие для учителя

И. Ф. Ишкина. «Биология. Человек. 8 класс» - поурочные планы, 2 части - Волгоград: Учитель - АСТ, 2003.

О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова. Универсальное издание. Поурочные разработки по биологии (человек) 8 класс. Изд.: ВАКО, 2005 г.

Дополнительная литература

1. Бруновт Е.П. и др. «Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека» (М., «Просвещение», 1978 г.)

2. Л. В. Реброва, Е. В. Прохорова. Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии. (М., «Просвещение», 1996 г.)

3. «Биологический эксперимент в школе» (М., «Просвещение», 1990 г.)

4. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. «Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1983 г.)

5. Демьяненков Е.Н. «Биология в вопросах и ответах» (М., «Просвещение», 1996 г.)

Лернер Г.И.

6. «Человек: анатомия, физиология и гигиена (поурочные тесты и задания)» (М., «Аквариум», 1998 г.)

Электронные издания

1. Афанасьев А. А. Биология. 6-9 кл : Учебное пособие: 1 CD-ROM .- М.: NMG; ФЦ ЭМТО, 2003.- 569 МБ.- (Библиотека электронных наглядных пособий)

Открытая Биология 2.6. - Издательство «Новый диск», 2005.

2. 1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1 С», 1998-2002 гг. Авторы - к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

3. Открытая Биология 2.5 - ООО «Физикон», 2003 г. Автор - Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. - «Кирилл и Мефодий», 1999-2003 гг. Авторы - академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

7. ОМС

8. Видеофильмы

Интернет-ресурсы

sch130.nsc.ru/~eva/abc/ - Nature ABC - Энциклопедия по биологии. На английском языке.

livingthings.narod.ru/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия.***

darwin.museum.ru/expos/dino/ - Мезозой - эпоха динозавров. Литература о динозаврах, рисунки, описание видов.***

Оценка практических умений учащихся.


Оценка умений ставить опыты.


Отметка «5»:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов;

при закладке опыта допускаются: 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

в описании наблюдений допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

Правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов; работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

Допущены неточности и ошибки в закладке опыта, написании наблюдения, формировании выводов.

Отметка «2»:

не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование;

допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.


Оценка умений проводить наблюдения.


Учитель должен учитывать:

правильность проведения;

умения выделять существенные признаки, логичность и биологическую грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»:

правильно по заданию проведено наблюдение;

выделены существенные признаки, логичность и научная грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «4»:

правильно по заданию проведено наблюдение;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «3»:

допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.


Отметка «2»:

Допущены 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

Неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.


Контроль знаний в форме устных ответов учащихся


Отметка «5» - ставится, если логически последовательно полностью раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология.

Отметка «4» - ставится, если при правильном ответе учащийся не способен самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его.

Отметка «3» - ставится, если учащийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит биологические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ.

Отметка «2» - ставится, если учащийся даёт не правильный ответ на поставленный вопрос, не демонстрирует умение использовать при ответе иллюстративный материал.


Оценка деятельности учащихся при работе с рисунками, схемами, таблицами


Отметка «5» - ставится, если работа выполнена точно, есть обозначения и подписи, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи, при описании используются только существенные признаки, сделаны выводы.

Отметка «4» - ставится, если есть неточность при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы, отсутствуют обозначения и подписи; есть ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.

Отметка «3» - ставится, если при описании объектов преобладают несущественные его признаки, учащийся не может подтвердить свой ответ схемой, рисунком.

Отметка «2» - ставится, если учащийся не знает фактический материал, проявляет отсутствие умения выполнять рисунки, схемы, неправильно заполняет таблицы.


Оценка ответов учащихся при проведении практических и лабораторных работ


Оценка «5» ставится в следующем случае:


-- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;


-- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;


-- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.


Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.


Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.


Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.


Примечания
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.


В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.

29


© 2010-2022