- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа по биологии (8 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Заборникова Н.С. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по биологии, 8 класс Нина Серафимовна Заборникова
Высшая квалификационная категория
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. БОРИСКИНО-ИГАР
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЛЯВЛИНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено на заседании МО
«____» _______________ 2014 г.
Руководитель МО ___________
Согласовано зам. директора по УВР
_____________И. Ю. Сорокина
«_____» ____________ 2014 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ СОШ
с. Борискино - Игар
_______________ Н. А. Николаев
«______» ______________ 2014 г
Рабочая программа
Биология
8 класс
Учитель Заборникова Нина Серафимовна
Высшая квалификационная категория
2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе примерной программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007» для 8 класса авторов Колесов Д.В., Маш Р.Д.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
-
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
-
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Человек»:
обучения:
-
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей: обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков (102 урока при расширенном изучении курса) и индивидуальные образовательные маршруты учеников
-
продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий
-
продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий
развития:
-
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков
воспитания:
-
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к ампатии через учебный материал уроков и КСО.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 1993.
4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
7. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
8. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-граф, 2010.
Сведения о программе.
Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы основного общего образования: Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007 соответствуют требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень; авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов: «Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана - Граф», 2005.
Обоснование выбора программы.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). Построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Информация о внесенных изменениях. Разделы соответствуют программе. Резервное время можно использовать на проведение контрольно - обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.
Информация о количестве учебных часов. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ с. Борискино - Игар Клявлинского района данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 8 классе в объеме 68 часов, 2 часа в неделю.
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок, ОМС.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные, ОМС; практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Технологии обучения:
Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)
Механизмы формирования ключевых компетенций:
Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.
Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.
Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности
В результате учащиеся: овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.
Виды и формы контроля:
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
Информация об используемом учебнике
Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией профессора И. Н. Пономаревой М.: Дрофа, 2006.
Учебно-тематическое планирование
Название темы
К-во
часов
Лабораторные
работы
1. Введение. Человек как биологический вид. Общий обзор организма человека
6
№ 1. «Изучение микроскопического строения тканей организма человека».
2. Опора и движение
8
№ 4. «Рассмотрение спилов костей»
№ 5. «Изучение прокаленной и декальцинированной костей»
№ 6. «Изучение работы мышц»
№ 7. «Определение наличия плоскостопия»
3. Внутренняя среда организма. Кровообращение и лимфообращение
10
№ 8. «Изучение строения клеток крови человека и лягушки»
№ 9. «Строение сердца»
№ 10. «Изучение скорости кровенаполнения ногтевого ложе»
4. Дыхание
6
№ 11. «Определение ДЖЕЛ»
5. Пищеварение
6
№ 12. «Изучение действия ферментов слюны»
6. Обмен веществ и превращение энергии. Выделение продуктов обмена
5
7. Кожа и теплорегуляция
4
8. Нервная система. Гормональная регуляция
7
№ 13. «Изучение поперечного строения спинного мозга»
№ 14. «Изучение строения головного мозга на модели»
9. Органы чувств. Анализаторы
6
№15 «Изучение строения глаза на модели»
10. Индивидуальное развитие организма
4
11. Психика и поведение человека
4
12. Человек и окружающая среда. Обобщение изученного материала «Человек»
2
Итого
68
Содержание учебной программы:
Тема 1. "Введение. Организм человека: общий обзор" - 6 часов
(9 ч. - расширенный курс)
Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
систематическое положение вида чело-век разумный
-
место человека в живой природе
-
биосоциальную природу человека
-
строение клетки
-
краткие сведения о строении и функциях основных тканей
-
основные процессы жизнедеятельности клетки
-
расположение основных органов в организме человека
на повышенном уровне:
-
соответствие строения тканей выполняемым функциями
-
взаимосвязь органов и систем органов как основа целостности организма
-
уровни организации организма
-
нервно-гуморальная регуляция деятельности организма
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
пользоваться микроскопом
-
распознавать на таблицах части клетки, органы и системы органов
на повышенном уровне:
-
распознавать на микропрепаратах разные виды тканей
-
обосновывать взаимосвязь строения и функций тканей
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
-
анатомия (стр.6)
-
физиология (стр.7)
-
гигиена (стр.8)
-
ткань (стр.21)
-
орган (стр.25)
-
система органов (стр.25)
-
рефлекс (стр.28)
-
рефлекторная дуга (стр.28)
на повышенном уровне:
-
обмен веществ (стр.18)
-
синапс (стр.23)
-
нейроглия (стр.23)
-
гормоны (стр.30)
-
железы внешней секреции (стр.30)
-
железы внутренней секреции (стр.30)
Тема 2. "Опорно-двигательная система" - 8 часов
(11ч - расширенный курс)
Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
значение опорно-двигательной системы
-
скелет человека, его отделы
-
типы соединения костей
-
виды костей
-
рост костей
-
мышцы, их функции
-
влияние ритма и нагрузки на работу мышц
-
утомление
-
роль физических упражнений для опорно-двигательной системы
-
повреждения скелета
на повышенном уровне:
-
сходство скелетов человека и животных
-
особенности строения скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением
-
микроскопическое строение костей
-
основные группы мышц тела человека
-
работа мышц: статическая и динамическая
-
роль нервной системы в регуляции деятельности мышц
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
показывать отделы скелета и отдельные кости
-
узнавать типы мышечной ткани
-
оказывать первую помощь при травмах
-
уметь выявлять нарушение осанки и плоскостопие
на повышенном уровне:
-
распознавать на микропрепаратах виды мышечной ткани
-
обосновывать необходимость активного отдыха для борьбы с гиподинамией
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
-
сустав (стр.38)
-
надкостница (стр.34)
-
гладкая мышечная ткань (стр.51)
-
поперечнополосатая (стр.51)
-
сердечная (стр.51)
-
утомление (стр.55)
-
сколиоз (стр.58)
-
плоскостопие (стр.60)
на повышенном уровне:
-
мышцы-антагонисты (стр.55)
-
мышцы-cинергетики (стр.55)
-
гиподинамия (стр.65)
-
лордоз (стр.58)
-
кифоз (стр.58)
-
статическая и динамическая работа (стр.56)
Тема 3. "Кровь. Кровообращение". - 10 часов
(14 ч. - расширенный курс)
Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
состав внутренней среды организма
-
значение крови и кровообращения
-
состав крови
-
иммунитет
-
СПИД
-
группы крови
-
переливание крови
-
инфекционные заболевания и меры борьбы с ними
-
органы кровообращения
-
строение сердца
-
круги кровообращения
-
виды кровотечений
-
предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний
-
влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды
на повышенном уровне:
-
взаимосвязь между составными частями внутренней среды организма
-
свойства крови
-
состав плазмы
-
особенности строения клеток крови в связи с выполняемыми функциями
-
резус-фактор
-
донорство
-
роль Дженнера, Пастера, Мечникова в создании учения об иммунитете
-
особенности строения сосудов
-
работа сердца
-
движение крови по сосудам
-
кровяное давление
-
нервно-гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
распознавать клетки крови на рисунках
-
определять пульс
-
оказывать первую помощь при кровотечениях
-
соблюдать правила общения с инфекционными больными
-
выделять факторы, отрицательно влияющие на сердечно-сосудистую систему
на повышенном уровне:
-
сравнивать строение клеток крови человека и других животных
-
определять кровяное давление
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
-
внутренняя среда (стр.68)
-
плазма (стр.69)
-
эритроциты (стр.70)
-
лейкоциты (стр.70)
-
свертывание крови (стр.69)
-
фагоцитоз (стр.71)
-
иммунитет (стр.73)
-
вакцина (стр.75)
-
прививка (стр.74)
-
группы крови (стр.77)
-
артерии (стр.81)
-
вены (стр.81)
-
капилляры (стр.81)
-
большой круг кровообращения (стр.81)
-
малый круг кровообращения (стр.82)
-
предсердия (стр.80)
-
желудочки (стр.80)
-
клапаны (стр.80)
-
автоматия сердца (стр.91)
-
капиллярное кровотечение (стр.96)
-
артериальное кровотечение (стр.96)
-
венозное кровотечение (стр.96)
на повышенном уровне:
-
тканевая жидкость (стр.68)
-
лимфа (стр.68)
-
тромбоциты (стр.70)
-
фибриноген (стр.69)
-
фибрин (стр.69)
-
иммунитет клеточный (стр.74)
-
иммунитет гуморальный (стр.74)
-
тимус (стр.74)
-
донор (стр.78)
-
изоантигены (стр.77)
-
гемоглобин (стр.70)
-
лимфатическая система (стр.74)
-
лимфатические узлы (стр.74)
-
реципиент (стр.78)
-
кровяное давление (стр.86)
-
инфаркт (стр.86)
-
инсульт (стр.86)
Тема 4. "Дыхание" - 6 часа
(9 ч. - расширенный курс)
Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
значение дыхания
-
строение и функции органов дыхания
-
жизненная емкость легких
-
инфекционные болезни: грипп, туберкулез
-
гигиена органов дыхания
-
вредное влияние курения на органы дыхания
-
приемы искусственного дыхания
на повышенном уровне:
-
особенности строения дыхательных путей в связи с их функциями
-
дыхательные движения
-
газообмен в легких и тканях
-
нервно-гуморальную регуляцию дыхания
-
взаимосвязи органов дыхания с другими системами органов
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
показывать на рисунках и таблицах органы дыхания
-
владеть приемами искусственного дыхания
на повышенном уровне
-
обосновывать взаимосвязь строения с функциями
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
-
воздухоносные пути (стр.101)
-
плевра (стр.103)
-
грипп (стр.111)
-
туберкулез (стр.112)
-
жизненная емкость легких (стр.114)
на повышенном уровне
-
спирометр (стр.114)
-
легочное дыхание (стр.104)
-
тканевое дыхание (стр.104)
-
эфизема легких (стр.107)
-
реанимация (стр.118)
Тема 5. "Пищеварение" - 6 часов
(9ч - расширенный курс)
Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
пищевые продукты
-
питательные вещества
-
строение и функции органов пищеварения
-
зубы, виды зубов
-
пищеварительные железы
-
всасывание
-
гигиена питания
-
предупреждение желудочно-кишечных заболеваний
-
влияние никотина и алкоголя на пище-варение
на повышенном уровне
-
методы изучения пищеварения
-
пищеварительные ферменты, их значение
-
внутреннее строение зуба
-
роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения
-
функции пищеварительных желез
-
регуляция процессов пищеварения
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
показывать на рисунках органы пищеварения
-
владеть приемами оказания первой помощи при отравлениях
на повышенном уровне:
-
обосновывать взаимосвязь строения с функциями
-
определять топографию органов пищеварения
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
-
пищевые продукты (стр.122-123)
-
питательные вещества (стр.122-123)
-
пищеварение (стр.125)
-
пищеварительные железы (стр.125-128)
-
зуб: коронка, шейка корень (стр.130)
-
резцы, клыки, большие и малые коренные (стр.130)
-
дизентерия (стр.141)
-
холера (стр.141)
на повышенном уровне:
-
ферменты (стр.132, 133, 135)
-
аппендикс (стр.127)
-
лизоцим (стр.132)
-
эмаль, дентин, пульпа (стр.130)
-
пристеночное пищеварение (стр.135)
-
фистула (стр.138)
-
гастрит (стр.142)
-
цирроз
Тема 6. «Обмен веществ и энергии» - 3 часа
(5 ч. - расширенный курс)
Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
общая характеристика обмена веществ и энергии
-
пластический обмен, энергетический обмен и их значение
-
значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей
-
влияние никотина и алкоголя на обмен веществ
-
витамины
-
способы сохранения витаминов в пищевых продуктах
-
рациональное питание
-
режим питания школьников
на повышенном уровне
-
взаимосвязь пластического и энергетического обмена
-
обмен воды и минеральных солей
-
обмен органических веществ
-
роль витаминов в обмене веществ
-
нормы питания
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
применять правила гигиены на практике
на повышенном уровне:
-
составлять суточный рацион питания
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
-
обмен веществ (стр.147)
-
пластический обмен (стр.147)
-
энергетический обмен (стр.148)
-
витамины (стр.153)
-
авитаминоз (стр.153)
-
цинга (стр.154)
-
рахит (стр.154)
на повышенном уровне:
-
гиповитаминоз (стр.153)
-
гипервитаминоз (стр.153)
-
гликоген (стр.154)
-
бери-бери (стр.154)
Тема 7. "Выделение. Кожа" - 6 часов
(9 ч. - расширенный курс)
Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
значение выделения
-
органы мочевыделительной системы
-
профилактика заболеваний почек
-
строение и функции кожи
-
роль кожи в терморегуляции
-
закаливание организма
-
первая помощь при поражении кожи
-
гигиенические требования к одежде и обуви
на повышенном уровне:
-
микроскопическое строение почек
-
образование первичной и вторичной мочи
-
взаимосвязь строения кожи с выполняемыми функциями
-
механизм образования тепла
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы, слои и структурные элементы кожи
-
оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожениях и ожогах
на повышенном уровне:
-
устанавливать связи функций кожи с функциями кровеносной, выделительной и других систем органов
-
обосновывать гигиенические правила
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
-
почка: корковый и мозговой слой, почечная лоханка (стр.158)
-
эпидермис (стр.163)
-
дерма (стр.163)
-
гиподерма (стр.163)
-
пигменты (стр.163)
-
закаливание (стр.168)
-
терморегуляция (стр.168)
на повышенном уровне:
-
нефрон, капсула и каналец нефрона
(стр.157)
-
рецепторы (стр.163)
-
меланин (стр.163)
-
альбинизм (стр.163)
-
термический и химический ожоги
(стр.166)
Тема 8. " Нервная система. Эндокринная система" - 7 часа
(9 ч. - расширенный курс)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций в организме
-
значение нервной системы
-
отделы нервной системы
-
строение и функции спинного мозга
-
строение и функции головного мозга
-
факторы, нарушающие функции нервной системы
на повышенном уровне:
-
отличие гуморальной регуляции функций в организме от нервной
-
особенности строения отделов нервной системы
-
особенности строения головного мозга в связи с социальным поведением
-
вегетативная и соматическая нервные системы
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
находить на таблице железы внутренней секреции
-
показывать на таблицах отделы нервной системы, части спинного и головного мозга
на повышенном уровне:
-
сравнивать гормоны, витамины и ферменты, как биологически активные вещества
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
-
гормоны (стр.173)
-
адреналин (стр.176)
-
инсулин (стр.176)
-
гормон роста (стр.177)
-
тироксин
-
центральная нервная система (стр.178)
-
периферическая нервная система (стр.178)
-
серое вещество (стр.187)
-
белое вещество (стр.187)
-
спинномозговая жидкость (стр.186)
-
продолговатый мозг (стр. 190)
-
мозжечок (стр.190)
-
средний мозг (стр.190)
-
промежуточный мозг
-
кора (стр.190)
-
большие полушария головного мозга (стр.191)
на повышенном уровне
-
сахарный диабет (стр.175)
-
кретинизм (стр.175)
-
микседема (стр.175)
-
базедова болезнь (стр.175)
-
чувствительные, вставочные и двигательные нейроны (стр.178)
-
вегетативные узлы (стр.180)
-
симпатический отдел (стр.181)
-
парасимпатический отдел (стр.181)
-
мост (стр.190)
-
ядра (стр.190)
-
таламус (стр.191)
-
гипоталамус (стр.191)
Тема 9. " Органы чувств" - 6 часов
(10 ч. - расширенный курс)
Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
органы чувств и их значение
-
строение и функции органов зрения и слуха
-
гигиена зрения
-
предупреждение нарушений слуха
на повышенном уровне:
-
анализаторы
-
взаимодействие анализаторов
-
органы равновесия, осязания, обоняния и вкуса
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
узнавать на моделях части органов зрения и слуха
на повышенном уровне:
-
составлять схемы зрительных и слуховых восприятий
-
объяснять соответствие строения органов и выполняемых ими функций
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
-
белочная оболочка (стр.198)
-
роговица (стр.198)
-
сосудистая оболочка (стр.198)
-
радужка (стр.198)
-
зрачок (стр.198)
-
хрусталик (стр.198)
-
стекловидное тело (стр.198)
-
сетчатка (стр.199)
-
палочки (стр.199)
-
колбочки (стр.199)
-
дальнозоркость (стр.201)
-
близорукость (стр.201)
-
барабанная перепонка (стр.203)
-
слуховые косточки (стр.204)
-
слуховая труба (стр.204)
на повышенном уровне
-
анализатор (стр.196)
-
желтое пятно (стр.200)
-
вестибулярный аппарат (стр.206)
-
децибел (стр.205)
-
тактильные рецепторы (стр.208)
-
токсикомания (стр.209)
-
обонятельные рецепторы (стр.209)
-
вкусовые рецепторы (стр.209)
Тема 10. "Поведение и психика" - 6 часов
(9 ч. - расширенный курс)
Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.
В соответствии со Стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
общая характеристика ВНД
-
характеристика условных и безусловных рефлексов
-
понятие о речи, мышлении, внимании, памяти, эмоциях как функциях мозга
-
значение сна
-
гигиена умственного и физического труда
-
режим дня школьника
-
вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на нервную систему
на повышенном уровне:
-
роль И. Сеченова и И. Павлова в создании учения о ВНД
-
образование и торможение условных рефлексов, их биологическое значение
-
социальная обусловленность поведения человека
-
изменение работоспособности в трудовом процессе
-
профилактика нервно-психических расстройств
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
применять упражнения по тренировке внимания и памяти
-
составлять режим дня школьника
на повышенном уровне:
-
сравнивать условные и безусловные рефлексы
-
вырабатывать условные рефлексы у домашних животных
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
-
поведение (стр.215)
-
мышление (стр.216)
-
сон (стр.222)
-
сновидения (стр.222)
-
память (стр.225)
-
воображение (стр.225)
-
мышление (стр.226)
-
воля (стр.227)
-
эмоции (стр.228)
-
внимание (стр.230)
-
работоспособность (стр.232)
на повышенном уровне
-
импринтинг (стр.214)
-
динамический стереотип (стр.215)
-
рассудочная деятельность (стр.217)
-
торможение (стр.219)
-
явление доминанты (стр.220)
-
быстрый сон (стр.222)
-
медленный сон (стр.222)
-
ощущения (стр.224)
-
восприятия (стр.224)
-
динамический стереотип (стр.233)
Тема 11. "Индивидуальное развитие организма" - 4 часов
(7 ч. - расширенный курс)
Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
система органов размножения
-
оплодотворение и внутриутробное развитие
-
рождение ребенка
-
рост и развитие ребенка
-
характеристику подросткового периода
-
вредное влияние никотина, алкоголя и других факторов на потомство
на повышенном уровне:
-
основные этапы внутриутробного развития
-
периоды развития ребенка после рождения и их характеристика (физиологические и психические изменения)
-
условия правильного развития биосоциального существа
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
выделять факторы, влияющие на здоровье потомства
на повышенном уровне:
-
составлять «кодекс» здорового образа жизни будущих родителей
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
-
яичники (стр.238)
-
яйцеклетка (стр.238)
-
семенники (стр.239)
-
сперматозоиды (стр.239)
-
половое размножение (стр.240)
-
оплодотворение (стр.244)
-
матка (стр.244)
-
плацента (стр.244)
-
пуповина (стр.244)
-
рост (стр.246)
-
развитие (стр.246)
на повышенном уровне
-
эмбриональный период
-
плодный период
-
постэмбриональный период
-
акселерация
-
физиологическая зрелость
-
психологическая зрелость
-
социальная зрелость
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса биологии «Человек»
№
Название темы урока
Кол-во
часов
Элементы содержания в соответствии
с ФКГОС ОО
ИКТ
Дата
Тема 1. Общий обзор организма человека (6 часов)
1
Человек как часть природы. Науки об организме человека.
1
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Видеофильм
ОМС - 106-108
2
Место человека в живой природе
1
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
3
Клетка и ее строение
1
Органоиды клетки, строение, функции.
ОМС - 109
4
Ткани
1
Ткани человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.
Л. р. № 1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека».
ОМС - 110
5
Система органов в организме
1
Орган. Основные органы и системы. Строение и процессы жизнедеятельности организма их значение.
ОМС - 111
6
Контрольный тест по теме
1
Тема 2. «Опорно-двигательная система» (8 часов)
7
Скелет. Строение, состав и соединения костей
1
Опора и движение. Опорно-двигательная система.
Л. р. № 2 «Рассмотрение спилов костей»
Л. р. № 3 «Изучение прокаленной и декальцинированной костей»
Видеофильм
ОМС - 112 - 114
8
Скелет головы и туловища
1
ОМС - 115
9
Скелет конечностей
1
ОМС - 115
10
Первая помощь при травмах
1
Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
ОМС - 116
11
Мышцы
1
Строение мышцы, группы мышц по функциям.
ОМС - 117
12
Работа мышц. Утомление мышц.
1
Согласованность сгибателей и разгибателей, причины развития утомления.
Л. р. № 4 «Изучение работы мышц»
ОМС - 118
13
Развитие опорно-двигательной системы.
1
Особенности скелета человека, отличия и сходства скелета у мужчин и женщин, основные виды повреждений, гиподинамия.
Л. р. 5 «Определение наличия плоскостопия»
ОМС - 119
14
Контрольный тест по теме
1
Тема 3. Кровь и кровообращение (10 часов)
15
Внутренняя среда. Строение и функции крови
1
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь.
Л. р. №8. «Изучение строения клеток крови человека и лягушки»
Видеофильм
ОМС -120,121
16
Иммунитет. Переливание крови
1
Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Группы крови. Переливание крови.
ОМС - 122, 123
17
Строение и работа сердца
1
Сердце, околосердечная сумка, клапаны, предсердия, желудочки, артерии, вены, капилляры, большой и малый круг кровообращение.
Л. р. №9. «Строение сердца»
ОМС - 125
18
Движение лимфы
1
ОМС -124
19
Движение крови по сосудам
1
Пульс, давление систолическое, диастолическое, перераспределение крови.
Л. р. №10. «Изучение скорости кровенаполнения ногтевого ложе»
ОМС - 126
20
Регуляция работы сердца и сосудов
1
21
Предупреждение заболеваний сердца и сосудов
1
ОМС - 127
22
Первая помощь при кровотечениях
1
Приемы оказания ПМП.
ОМС - 127
23
Обобщение материала темы
1
24
Контрольный тест по теме
1
Тема 4 «Дыхание» (6 часов)
25
Значение дыхания. Органы дыхания
1
Дыхание. Дыхательная система.
Видеофильм
ОМС - 128
26
Газообмен в легких и тканях.
1
Состав воздуха. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.
ОМС - 129
27
Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания
1
Механизм вдоха и выдоха, нервная и гуморальная регуляция. Л. р. № 11. «Определение ДЖЕЛ»
ОМС - 130, 131
28
Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания
1
Предупреждение распространения инфекционных заболеваний. Заболевания органов дыхания и их профилактика.
ОМС - 132
29
Первая помощь при остановке дыхания
1
Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
ОМС - 132
30
Контрольный тест по теме
1
Тема 5. «Пищеварение» (6 часов)
31
Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения
1
Питание. Пищеварительная система. Пища как биологическая основа жизни.
Видеофильм
ОМС - 134
32
Зубы. Пищеварение в ротовой полости и в желудке
1
Роль ферментов в пищеварении. Л. р. №12. «Изучение действия ферментов слюны»
ОМС - 133,135,136
33
Пищеварение в кишечнике
1
ОМС - 137
34
Регуляция пищеварения
1
Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.
35
Желудочно-кишечные заболевания. Гигиена питания
1
Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
ОМС - 138
36
Контрольный тест по теме
1
Тема 6 «Обмен веществ и превращение энергии» (4 часа)
37
Обменные процессы в организме
1
Обмен веществ и превращения энергии.
ОМС - 139
38
Нормы питания
1
ОМС - 140
39
Витамины
1
Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения
ОМС - 141
Тема 7 «Выделение» (2 часа)
40
Строение и функции почек
1
Выделение. Мочеполовая система.
Видеофильм
ОМС - 142
41
Предупреждение заболеваний почек
1
Мочеполовая инфекция, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
ОМС - 143
Тема 8. Кожа и теплорегуляция (4 часа)
42
Строение и функции кожи
1
Покровы тела.
Видеофильм
ОМС - 144
43
Нарушение кожных покровов
1
Уход за кожей, волосами, ногтями.
44
Роль кожи в теплорегуляции
1
Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика
ОМС - 145
45
Контрольный тест по теме
1
Тема 9. Нервная система. Гормональная регуляция (7 часов)
46
Значение, строение и функционирование нервной системы
1
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система.
Видеофильм
ОМС - 150
47
Вегетативный отдел нервной системы
1
48
Спинной мозг
1
Белое и серое вещество, нервные узлы, передние и задние корешки, передние и задние рога серого вещества, спинномозговой канал и жидкость.
Л. р. №13.. «Изучение поперечного строения спинного мозга»
ОМС -151
49
Головной мозг
1
Продолговатый, средний, промежуточный мозг, мозжечок, большие полушария, мост, борозды, извилины, доли, зоны.
Л. р. №14.. «Изучение строения головного мозга на модели»
ОМС - 152, 153
50
Железы
1
Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции
ОМС - 147
51
Роль гормонов
1
Гормоны
ОМС - 148
52
Контрольный тест по теме
1
Тема 10. «Органы чувств. Анализаторы» (6 часов)
53
Как действуют органы чувств
1
54
Строение и функции органа зрения
1
Л. р. №15. «Изучение строения глаза на модели»
Видеофильм
ОМС - 155
55
Строение и функции органа слуха
1
Видеофильм
ОМС - 156
56
Другие органы чувств.
1
Органы чувств, их роль в жизни человека.
ОМС - 157
57
Заболевания и повреждения глаз, и органов чувств
1
Нарушения зрения и профилактика. Нарушения слуха, профилактика
ОМС - 158,159
58
Контрольный тест по теме
1
Тема 11. Индивидуальное развитие организма (4 часа)
59
Половая система человека. Развитие человека.
1
Размножение и развитие. Забота о репродуктивном здоровье
Видеофильм
ОМС - 167,168
60
Наследственные и врожденные болезни. ЗППП.
1
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи, ЗППП, СПИД
ОМС - 174
61
Эмбриональное и постэмбриональное развитие
1
ОМС - 169,171
62
Психологические особенности личности
1
ОМС - 166
Тема 12. «Психика и поведение человека» (6 часов)
63
Врожденные и приобретенные рефлексы
1
Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы.
ОМС - 160,161
64
Биологические ритмы. Сон и его значение.
1
Сон, его значение. Рациональная организация труда и отдыха.
ОМС - 162
65
Особенности ВНД.
1
Память, эмоции, речь, мышление. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер
ОМС - 163,164
66
Работоспособность. Режим дня
1
Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, как основа безопасности собственной жизни.
67/68
Обобщение изученного материала. Подведение итогов
2
Учебно - методический комплекс
Программа
Программы для основной общеобразовательной школы. Биология. 6 - 9 классы. И. Н. Пономарева и другие. М.: Дрофа, 2008.
Основная литература
Базовый учебник
Учебник: Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. «Биология: Человек» (М., издательский центр «Вентана-Граф», 2011 г.)
Методическое пособие для ученика
Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. «Биология: Человек». Рабочие тетради № 1, № 2 для 8 класса. - М.: «Вентана-Граф», 2014.
Инструмент по отслеживанию результатов работы
1. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 1996.
2. Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1998.
Учебно-методическое пособие для учителя
И. Ф. Ишкина. «Биология. Человек. 8 класс» - поурочные планы, 2 части - Волгоград: Учитель - АСТ, 2003.
О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова. Универсальное издание. Поурочные разработки по биологии (человек) 8 класс. Изд.: ВАКО, 2005 г.
Дополнительная литература
1. Бруновт Е.П. и др. «Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека» (М., «Просвещение», 1978 г.)
2. Л. В. Реброва, Е. В. Прохорова. Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии. (М., «Просвещение», 1996 г.)
3. «Биологический эксперимент в школе» (М., «Просвещение», 1990 г.)
4. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. «Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1983 г.)
5. Демьяненков Е.Н. «Биология в вопросах и ответах» (М., «Просвещение», 1996 г.)
Лернер Г.И.
6. «Человек: анатомия, физиология и гигиена (поурочные тесты и задания)» (М., «Аквариум», 1998 г.)
Электронные издания
1. Афанасьев А. А. Биология. 6-9 кл : Учебное пособие: 1 CD-ROM .- М.: NMG; ФЦ ЭМТО, 2003.- 569 МБ.- (Библиотека электронных наглядных пособий)
Открытая Биология 2.6. - Издательство «Новый диск», 2005.
2. 1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1 С», 1998-2002 гг. Авторы - к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
3. Открытая Биология 2.5 - ООО «Физикон», 2003 г. Автор - Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. - «Кирилл и Мефодий», 1999-2003 гг. Авторы - академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
7. ОМС
8. Видеофильмы
Интернет-ресурсы
sch130.nsc.ru/~eva/abc/ - Nature ABC - Энциклопедия по биологии. На английском языке.
livingthings.narod.ru/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия.***
darwin.museum.ru/expos/dino/ - Мезозой - эпоха динозавров. Литература о динозаврах, рисунки, описание видов.***
Оценка практических умений учащихся.
Оценка умений ставить опыты.
Отметка «5»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов;
при закладке опыта допускаются: 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
в описании наблюдений допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
Правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов; работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
Допущены неточности и ошибки в закладке опыта, написании наблюдения, формировании выводов.
Отметка «2»:
не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Оценка умений проводить наблюдения.
Учитель должен учитывать:
правильность проведения;
умения выделять существенные признаки, логичность и биологическую грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
Отметка «5»:
правильно по заданию проведено наблюдение;
выделены существенные признаки, логичность и научная грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
Отметка «4»:
правильно по заданию проведено наблюдение;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3»:
допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «2»:
Допущены 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
Неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Контроль знаний в форме устных ответов учащихся
Отметка «5» - ставится, если логически последовательно полностью раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология.
Отметка «4» - ставится, если при правильном ответе учащийся не способен самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его.
Отметка «3» - ставится, если учащийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит биологические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ.
Отметка «2» - ставится, если учащийся даёт не правильный ответ на поставленный вопрос, не демонстрирует умение использовать при ответе иллюстративный материал.
Оценка деятельности учащихся при работе с рисунками, схемами, таблицами
Отметка «5» - ставится, если работа выполнена точно, есть обозначения и подписи, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи, при описании используются только существенные признаки, сделаны выводы.
Отметка «4» - ставится, если есть неточность при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы, отсутствуют обозначения и подписи; есть ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.
Отметка «3» - ставится, если при описании объектов преобладают несущественные его признаки, учащийся не может подтвердить свой ответ схемой, рисунком.
Отметка «2» - ставится, если учащийся не знает фактический материал, проявляет отсутствие умения выполнять рисунки, схемы, неправильно заполняет таблицы.
Оценка ответов учащихся при проведении практических и лабораторных работ
Оценка «5» ставится в следующем случае:
-- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
-- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
-- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Примечания
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.
29