Открытый урок в 5 классе на тему Грибы - паразиты

Цели:      1. Содержательная цель: содействовать формированию системы биологических понятий «грибы - паразиты», «головня», «спорынья», «гриб-трутовик».      2. Деятельностная: содействовать формированию умений реализации новых способов действий.За д а ч и  у р о к а : познакомить учащихся с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Основные понятия урока: грибы - паразиты, головня, спо...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Методическая разработка открытого урока по теме «Грибы-паразиты»



Разработала: учитель биологии Чекурова О.П.,
Медико-биологический лицей г.Саратова

Цели:
1. Содержательная цель: содействовать формированию системы биологических понятий «грибы - паразиты», «головня», «спорынья», «гриб-трутовик».
2. Деятельностная: содействовать формированию умений реализации новых способов действий.
За д а ч и у р о к а : познакомить учащихся с особенностями строения и размножения грибов - паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Основные понятия урока: грибы - паразиты, головня, спорынья, гриб-трутовик.

Межпредметные связи: экология, естествознание, медицина.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;

Предметные УУД: Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов - паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы - паразиты от других видов грибов

Оборудование: таблица, медиапроектор, ноутбук, колонки.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

I. Организационный момент

Приветствие, пожелание на урок. Инструктаж по работе на уроке.
Учитель: Сегодня на уроке мы немного поиграем и перевоплотимся в сыщиков из мультфильма «Следствие ведут колобки» (слайды, звучит музыка). И выполним важные государственные задания.

Приветствие учителя. Знакомство с планом работы

II. Проблемная ситуация и актуализация знаний

Задание первое: к нам поступило заявление с просьбой найти преступников.
Из заявления следует, что местонахождение одного из них и его особые приметы известны:

Под сосною у дорожки
Он стоит среди травы.
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть, нет головы.
Состав преступления:

Носит шляпку на ноге
Что-то прячет он в земле.

Что выясняется из заявления:
Если что-то прячет, значит краденное. Нам необходимо составить фоторобот преступника (составляется на доске схема строения гриба)



Учитель: Прошу следственному отделу разойтись по кабинетам и собрать, как можно больше информации о преступнике (повторение д/з)

Начинаем совещание. Прошу доложить.
Кодовая кличка преступника - «Гриб». Каковы особые приметы шляпки гриба (пластинчатые трубчатые). Чем питается?
В каких отношениях находится с деревьями? Как грибы размножаются?
Учитель: один преступник найден, первое дело раскрыто, здесь состав преступления отсутствует.
Итог (выставление оценок).

2 задание: а вот с остальными правонарушителями дело обстоит сложнее. Нам известно только, что там работает организованная группа. Чтобы раскрыть дело, необходимо будет определить не только их основные приметы, составить фоторобот и местонахождение, но и выяснить какова роль каждого в группировке. В ходе следствия надо будет изучить (видеофрагмент) и заполнить необходимые документы (ТПО § стр. , задание № ).
Информация для изучения предоставлена камерами наружного наблюдения. Мы смотрим видеофрагмент и отвечаем на мои вопросы.
Проблемный вопрос: Каких представителей вы увидели, определите тему нашего урока и цели занятия?
К какому типу питания можно отнести данные грибы? (сапрофиты или паразиты).



Воспринимают информацию, отвечают на вопросы.





















Один из учеников выходит к доске, чтобы составить схему строения гриба(фоторобот преступника).

















Отвечают на вопросы.







Оцените свой ответ











Открывают ТПО, смотрят видеофрагмент.



















Участвуют в определении темы, цели урока

III. Совместное открытие знаний.




Итак, грибы-паразиты - это грибы, питающиеся органическими веществами живого организма.

Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, вызывая заболевания -МИКОЗЫ, большинство из них поселяется на различных растениях. Используя материал презентации, просмотренный видеофрагмент, мы с вами заполним таблицу в ТПО. ( Просмотр слайдов). Заполнение таблицы. Дети помогают, учитель задает вопросы.



Названия грибов -паразитов

Поражаемые растения

Наносимый вред

1.



2.



3.



Показания №1 фермера: все было прекрасно, и воды и солнца вдоволь. Зерно наливалось и поспевало на поле у меня. Да только однажды поехал я по делам и проезжая мимо своего пшеничного поля, увидел, что почернели колоски пшеницы, стоят в поле, как обугленные головешки. Пришла беда, погибло большая часть урожая. Как вы думайте, как назвали этот гриб?

Головня - гриб -паразит, который поражает овес, ячмень, просо, кукурузу, пшеницу. Происхождение слова «обугленное, обгорелое полено» .

Черные, созревшие споры гриба во время уборки урожая попадают на здоровое зерно и сохраняются на нем до посева. Вместе с зерном споры попадают в землю и прорастают в нити грибницы. Грибница проникает в проростки злаков и растет внутри стебля, питаясь его соком. Ко времени цветения пшеницы грибница головни достигает колоса. Разрастаясь, образуя массу спор разрушая зерновки.

Показания № 2 фермера: мало собрал я урожая пшеницы в тот год, но выручила рожь. Но когда в пищу жители моего села стали использовать ржаной хлеб, то у многих людей начались судороги, а иногда и наступала смерть.

Данный объект легко обнаруживается в период цветения: на колосьях среди зерновок хорошо заметны черно-фиолетовые рожки, выступающие из колоса.

Объяснение: давайте обратимся к учебнику стр.82 учебника, 2 обзац. Какие выводы вы сделали, какое название носит этот гриб-паразит? -Почему заболи жители села?
-Что за черные рожки появились на колосках ржи?
-Как происходит заражение спорыньей?
-Докажите, что спорынья -гриб паразит.


Они состоят из плотно переплетенных гифов. Это стадия покоя гриба. В период созревания ржи они опадают на землю и зимуют под снегом. Весной на них образуются шаровидные головки красноватого цвета на длинных ножках. Созревание спор происходит во время цветения ржи. Попадая в муку, гриб способен вызывать сужение кровеносных сосудов и судороги мышц, а иногда и гибель.

Учитель: Выяснив причины заболеваний злаков и отравлений у людей, зная о размножении, развитии и условиях произрастания спорыньи и головни сформулируйте ответ на такой вопрос: как можно их уничтожить и не допустить заражения?


И наконец, показания 3 свидетеля: лесника.
Показания №3 лесника:
Спора данного гриба-паразита, попав на ранку в дереве, прорастает в грибницу и разрушает древесину. Через несколько лет образуются многолетние копытообразные плодовые тела. Они выделяют ферменты, разрушающие древесину и превращающие ее в труху.

Даже после гибели дерева гриб продолжает жить на мертвом субстрате (как сапротроф), ежегодно производя большое количество спор и заражая здоровые деревья. Поэтому погибшие деревья и плодовые тела таких грибов рекомендуется удалять из леса.

Его название?





Работают с текстом. Отвечают на вопросы учителя.





Записывают в тетрадь







Смотрят слайды. Определяют признаки паразитов. Переводят текстовый материал в табличный

Названия грибов -паразитов

Поражаемые растения

Наносимый вред

1.

2.

3.







Отвечают на вопрос: «Головня»









































Отвечают на вопросы.



Меры борьбы
1.Уничтожение зараженных растений
2.Применение ядохимикатов











Отвечают на вопросы: гриб-трутовик.

IV. Самостоятельное применение знаний



Рубрика «Верю не верю»

Головня - это гриб поражающий клубни картофеля

Плодовое тело трутовика имеет форму рожка

Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми

Мукор - это гриб - паразит

Споры пеницилла созревают в кисточках

Дрожжи используют для получения антибиотиков

Ответить на вопросы:
1. Что такое микозы? Почему всех наших представителей мы объединили в одну группу?
2. В чем же «виновны» наши с вами подозреваемые? Какие меры борьбы с ними вы можете предложить?

3. Каковы характерные приметы основных представителей? Зарисовать на доске одного из фигурантов дела с обозначениями.

отгадать загадки и расположить по группам:

Паразиты Плесневые

А) Весь грибок с пчелиный бок

А растет на весу и совсем не в лесу (спорынья)

Б) Есть грибы и не в лесу:

В тесте, в пиве и квасу (дрожжи)

В) Конское копыто - к дереву привито (трутовик)

Г) Пока молод, он седой

А постареет - весь почернеет (мукор)

Д) Выросли на палочке

Кисточки-метелочки

Кисточки зеленые

Лекари хваленые (пеницилл)

Е) Это что за дело: просо обгорело.

И в метелках сажа,

И на листьях даже (головня)

Участвуют в беседе. Оценивают свою работу

Отвечают на вопросы












Зарисовывают на доске гриб-паразит


отгадывают загадки











V. Итог урока.

А теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его.

Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:

Домашнее задание: п. 16, ТПО п.16

Мне было интересно… Мне было трудно…

Сегодня я узнал… Я научился...

У меня настроение…

Больше всего мне понравилось... Сегодня на уроке я почувствовал.
Записывают задания

Список литературы

1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. - 304 с.: ил.

2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология 6. - М.: Русское слово.

3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология 6. - М.: Русское слово.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Budetinteresno.narod.ru (Источник).

2. «Библиофонд» - Электронная библиотека (Источник).

3. АГП «ЛИПЕЦКСЕЛЬХОЗПРОДУКТ» (Источник).



© 2010-2022