- Преподавателю
- Биология
- Проектирование технологической карты учебного занятия в контексте ФГОС
Проектирование технологической карты учебного занятия в контексте ФГОС
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сляднева С.В. |
Дата | 06.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Биология 7 класс
Тема: Класс Земноводные, особенности внешнего и внутреннего строения
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК):
Рабочая программа дистанционного курса "Биология 7" на основе программы авторов Пономарёвой И.Н., Кучменко В.С., Корниловой О.А., ДрагомиловаА.Г., Суховой Т.С
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия:
Тема: «Тип Хордовые. Земноводные и Пресмыкающиеся» (4 урока)
1.Класс Земноводные, особенности внешнего и внутреннего строения
2.Размножение, развитие и многообразие земноводных
3.Класс Пресмыкающиеся, особенности внешнего, внутреннего строения и размножение
3.Многообразие и происхождение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся
Тип урока: комбинированный
Цель:
Вовлечь учащихся в образовательную ситуацию по раскрытию особенностей строения и жизнедеятельности земноводных как животных, обитающих в водной и наземной среде, их усложнения по сравнению с классом рыб, пользы, которую земноводные приносят в природе и в жизни человека
Задачи:
образовательные:
создать условия для осознания и осмысления учащимися информации о характерных особенностях животных класса Земноводных, их многообразии, значении в природе и жизни человека, охране Земноводных;
воспитательные:
организовать творческую деятельность учащихся через вовлечение в процесс поиска информации при работе с дополнительной литературой, Интернетом, воспитывать бережное отношение к животному миру, развивать коммуникативные способности учащихся.
развивающие:
способствовать развитию общеучебных умений и навыков, умений характеризовать объекты, сравнивать их, выделять главное в изучаемом материале, делать выводы; способствовать развитию познавательного интереса.
Планируемые результаты:
Личностные:
Обучающиеся осознают ценность живой природы, необходимость бережного, гуманного отношения к земноводным
Обучающиеся получат возможность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к земноводным
Метапредметные (УУД):
Обучающиеся научатся умению анализировать, делать выводы,развивать логическое мышление и биологическую речь, аргументированно отвечать на поставленные вопросы, высказывать собственное мнение и обосновывать его
Обучающиеся получат возможность находить информацию о земноводных в литературе и интернет-ресурсах,анализировать оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
формировать научное мировоззрение на примере развития общебиологического понятия о связи внешнего строения земноводных со средой обитания; развивать свои творческие и коммуникативные способности
Предметные:
Обучающиеся научатся характеризовать строение и процессы жизнедеятельности земноводных в связи со средой обитания
Обучающиеся получат возможность научиться выявлять особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, их усложнения по сравнению с классом рыб
Продукт деятельности: усвоенные учеником знания и умение применить их при выполнении различных заданий, а так же сформированная личностная позиция по отношению к данной группе животных
Рекомендуемые ресурсы:
Учебник, лекции, ресурсы ЦОР - флеш-анимация, видеоролики, форум, тесты различной сложности, индивидуальные задания , материалы для любознательных, творческая лаборатория
Рабочая программа курса
Дополнительные текстовые ресурсы в курсе HYPERLINK "school.bakai.ru/?id=biofn011101"school.bakai.ru/?id=biofn011101
iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=260
Интерактивные задания, ресурсы ЦОР "Тритон", "Дыхание земноводных"
Технические средства:
Компьютер, вебкамера
Основные понятия и термины(знания):
Усвоение понятий:особенности строения и жизнедеятельности в связи со средой обитания, усложнение строения и процессов ж/д по сравнению с рыбами, понятие пользы и вреда земноводных, конечности земного типа, большой и малый круг кровообращения, холоднокровные животные.
Усвоение терминов: земноводные, амфибии, резонаторы,рефлексы, легкие, клоака.
Общеучебные умения, способы действий
На уроке ученик научится: самостоятельно или с дозированной помощью учителя формулировать цель урока, планировать свою деятельность, составлять алгоритм решения проблемной ситуации;
работать с текстом, таблицей, схемой; средствами ИКТ и интернет-ресурсами; сравнивать, анализировать, выделять главное и делать выводы;
Методы, способы, приемы, технологии организации деятельности
Проблемный ,наглядный, практический, частично-поисковый, словесный;
Проверочная работа в виде теста,
самостоятельная работа с текстом,
работа с компьютером и интернет-ресурсами;
работа по алгоритму;
самостоятельная поисковая деятельность;
творческая деятельность;
рефлексия
Форма планируемого результата
Усвоенные знания об особенностях строения и жизнедеятельности земноводных как животных, обитающих в водной и наземной среде, их усложнения по сравнению с классом рыб, пользы, которую земноводные приносят в природе и в жизни человека и применение этих знаний при
выполнении творческого мини-проекта по теме(домашнее задание) ;
Усвоение коммуникативных и ИКТ-компетенций
Выработка личностной позиции по отношению к замноводным животным;
Участие в рефлексии по итогам учебного занятия;
Формы диагностики и контроля результата
Учащиеся оценивают свои, полученные на уроке, знания по результатам компьютерного тестирования и выполнения интерактивных заданий:
1.Проверочная работа по теме: «Рыбы»
2.Промежуточное тестирование по внешнему и внутреннему строению земноводных
3.Выполнение интерактивных заданий
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся
УУД
1. Мотивационно ориентировочный
1.1. Вхождение в контакт
Приветствие, создание доброжелательной обстановки, вопросы о самочувствии и готовности к уроку
Ответное приветствие, готовность начать занятие
Метапредметные УУД
Коммуникативные: Взаимодействие с учителем
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся
Отношение многих людей, к животным класса Земноводные или Амфибии, оставляет желать лучшего: ещё в русских народных сказках про царевну лягушку или в сказках о них говорится, как о безобразных, неприятных животных, превращаются в них герои в наказание, на самом деле в природе устроено все очень разумно, животные класса Земноводных приносят большую пользу уничтожая вредных насекомых, слизь и бугорки у жаб нужны им для того чтобы сохранять влагу и жить вдали от водоемов, а яркая окраску у саламандры предупреждает о том что животное ядовито и может себя защитить
Учащиеся вспоминают внешний вид лягушек и жаб, их места обитания. Соглашаются с учителем в том что в сказках их преподносят довольно неприятными животными и высказывают желание узнать больше о пользе земноводных
Предметные:уметь охарактеризовать внешнее строение земноводных
Метапредметные УУД
Регулятивные:Проговаривть
последовательность действий на
уроке.
Коммуникативные:Уметь формулировь собственное мнение и позицию.Уметь использовать речь для регуляции своего действия
Личностные:Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
1.3. Создание проблемной ситуации
Лягушка относится к классу Земноводные или Амфибии.
1.Какие особенности должны иметь животные чтобы у них была возможность обитать в двух таких разных средах: водной и наземно-воздушной?
2.Какие прогрессивные черты приобрели в процессе эволюции земноводные по сравнению с рыбами?
3.Какую пользу, а может быть вред приносят животные класса Земноводных окружающей среде и человеку?
Учащиеся предлагают ответы, полагаясь на приобретенные ранее знания и имеющийся личный жизненный опыт( рыба в воде дышит жабрами, передвигается при помощи плавников, ее активность зависит от температуры воды, животные на суше дышат легкими, передвигаются с помощью конечностей, лягушки живут на болоте и питаются комарами и мухами) и делают вывод: для того чтобы жить в воде и на суше надо иметь приспособления которые дадут эту возможность
Предметные:уметь сравнивать класс рыб и класс земноводных, выявлять приспособления к месту обитания
Метапредметные УУД
Регулятивные:Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать
учебную проблему
Коммуникативные:Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи
Личностные:Определять свое отношение к данной группе животных
2. Операционно - исполнительский
2.1. Целеполагание и планирование
Учитель предлагает учащимся сформулировать цель исходя из уже озвученных предположений и выводов и корректирует формулировку и, совместно с учеником, планирует дальнейшую работу
Учащиеся формулируют цель урока и , совместно с учителем планируют свою деятельность на уроке
Метапредметные УУД
Регулятивные:Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные: Согласовывать
усилия по решению учебной задачи
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации
Учитель объясняет, что земноводные, как и рыбы, позвоночные и их строение можно изучать по тому же плану по которому изучали строение рыб
Учащиеся определяют алгоритм решения проблемной ситуации
Предметные: составить алгоритм изучения земноводных, используя знания, полученные при изучении темы: рыбы
Метапредметные УУД
Регулятивные:Учиться высказывать своѐ предположение (версию)
Коммуникативные:Формулировать собственное мнение и позицию
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа
1.1) Учитель оказывает индивидуальную помощь при выполнении проверочной работы при возникающих затруднениях
1.2)Учитель корректирует алгоритм изучения внешнего и внутреннего строения земноводных
2)Учитель задает направляющие вопросы
3)Учитель дает ученикам творческое домашнее задание
1.1)Учащиеся выполняют проверочную работу по теме "Рыбы" - отвечают на вопросы теста.
1.2)Самостоятельно изучают, опираясь на алгоритм и используя учебник, интернет-ресурсы и ресурсы курса внешнее и внутреннее строение земноводных
Сравнивают и делают выводы о появившихся у земноводных особенностях
2)Учащиеся анализируют самостоятельно полученную информацию и делают выводы
3)Учащиеся записывают задание, задают уточняющие вопросы
Предметные:На примере внешнего, внутреннего строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни рыб планировать изучение земноводных
Метапредметные УУД
Регулятивные:Определять порядок учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно
Коммуникативные:Планировать
действие в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: Знакомство с многообразием класса Земноводных
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий
1.1)Учитель объясняет что попытка выполнения теста только одна, торопиться не нужно так как за неправильные ответы начисляются штрафные баллы Контролирует правильность выполнения теста;
1.2)Учитель контролирует и направляет работу ученика по алгоритму
2)Учитель задает вопрос: Какие из приобретенных особенностей позволили рыбам занять следующую ступеньку в эволюции живых организмов?
3)
Учитель дает внеурочное задание(домашнее): выполнить мини-проект "я-учитель"(Составить вопросы для теста по теме Значение земноводных) , дает план и рекомендации по выполнению, литературу и оговаривает время выполнения задания
1.1)Учащиеся выбирают один правильный ответ(из 4) из предложенных в каждом вопросе(10 вопросов); принимают помощь учителя при необходимости;
1.2)Составляют алгоритм:
-местообитание
-образ жизни
-внешнее строение: отделы тела, органы
-внутреннее строение: системы органов
-отличия от рыб - особенности строения;
ищут информацию, используют различные источники информации: HYPERLINK "iclass.home-edu.ru/mod/url/view.php?id=135285"Тритон (ресурс ЦОР), HYPERLINK "iclass.home-edu.ru/mod/url/view.php?id=134633"Дыхание Земноводных (ресурс ЦОР) сравнивают и делают выводы;
выполняют интерактивные задания в курсе:
HYPERLINK "iclass.home-edu.ru/mod/url/view.php?id=131294"Интерактивная схема по внешнему строению земноводных,
HYPERLINK "iclass.home-edu.ru/mod/resource/view.php?id=342852"Скелет лягушки,
HYPERLINK "iclass.home-edu.ru/mod/resource/view.php?id=342853"Системы органов лягушки
2)Учащиеся анализируют выявленные особенности и делают вывод о прогрессивных чертах земноводных по сравнению с рыбами, выполняют задание HYPERLINK "iclass.home-edu.ru/mod/resource/view.php?id=315937"Сравнение рыб и земноводных
3)Учащиеся записывают план творческого задания:
Составь вопросы к тесту по плану:
1.тема: Значение земноводных;
2. Записать вопросы;
3. Придумать варинты ответов к каждому вопросу (около правильных ответов поставить +).
Чтобы тест получился интересным и непростым, вопросов должно быть много!
Предметные: выполнять различные задания, используя полученные из разных источников знания
Метапредметные УУД
Регулятивные:Учиться отличать верно выполненное задание от неверного, принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи,умение корректировать выполнение задания,умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
Коммуникативные:Формулировать собственное мнение и позицию
3. Рефлексивно - оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий
Учитель предлагает учащимся проявить самостоятельность в выборе решения проблемных ситуаций и дозированную помощь при необходимости
Учащиеся самостоятельно определяют цель урока, способы решения проблемных ситуаций, анализируют, сравнивают, делают выводы, выполняют задания, творческую работу, принимают помощь учителя
Метапредметные УУД
Регулятивные:определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
Коммуникативные:Уметь использовать
речь для регуляции своего действия
Личностные:осознавать личностный смысл предметных знаний
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов
Учитель предлагает провести рефлексию по вопросам:
1)Каковы особенности строения земноводных в связи со средой обитания?
2)Какие прогрессивные черты приобрели земноводные в прцессе эволюции?
3)Как изменилось твое отношение к представителям класса Земноводные
Ученик отвечает на вопросы, оценивает свои возможности по результатам тестирования и выполнения интерактивных заданий, готовится к выполнению мини-проекта
Предметные: отвечать на вопросы по теме урока
Метапредметные УУД
Регулятивные:самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия
Коммуникативные:Рефлексия своих
действий (полное отображение предметного
содержания и условий осуществляемых
действий)
Личностные:осознавать свое положение в живой природе, отношение к земноводным и их роли в природе и жизни человека