Проектирование технологической карты учебного занятия в контексте ФГОС

 Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием и...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Биология 7 класс

Тема: Класс Земноводные, особенности внешнего и внутреннего строения

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК):

Рабочая программа дистанционного курса "Биология 7" на основе программы авторов Пономарёвой И.Н., Кучменко В.С., Корниловой О.А., ДрагомиловаА.Г., Суховой Т.С

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия:

Тема: «Тип Хордовые. Земноводные и Пресмыкающиеся» (4 урока)


1.Класс Земноводные, особенности внешнего и внутреннего строения

2.Размножение, развитие и многообразие земноводных

3.Класс Пресмыкающиеся, особенности внешнего, внутреннего строения и размножение

3.Многообразие и происхождение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся

Тип урока: комбинированный

Цель:

Вовлечь учащихся в образовательную ситуацию по раскрытию особенностей строения и жизнедеятельности земноводных как животных, обитающих в водной и наземной среде, их усложнения по сравнению с классом рыб, пользы, которую земноводные приносят в природе и в жизни человека


Задачи:


образовательные:

создать условия для осознания и осмысления учащимися информации о характерных особенностях животных класса Земноводных, их многообразии, значении в природе и жизни человека, охране Земноводных;

воспитательные:

организовать творческую деятельность учащихся через вовлечение в процесс поиска информации при работе с дополнительной литературой, Интернетом, воспитывать бережное отношение к животному миру, развивать коммуникативные способности учащихся.

развивающие:

способствовать развитию общеучебных умений и навыков, умений характеризовать объекты, сравнивать их, выделять главное в изучаемом материале, делать выводы; способствовать развитию познавательного интереса.


Планируемые результаты:

Личностные:

Обучающиеся осознают ценность живой природы, необходимость бережного, гуманного отношения к земноводным

Обучающиеся получат возможность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к земноводным

Метапредметные (УУД):

Обучающиеся научатся умению анализировать, делать выводы,развивать логическое мышление и биологическую речь, аргументированно отвечать на поставленные вопросы, высказывать собственное мнение и обосновывать его


Обучающиеся получат возможность находить информацию о земноводных в литературе и интернет-ресурсах,анализировать оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

формировать научное мировоззрение на примере развития общебиологического понятия о связи внешнего строения земноводных со средой обитания; развивать свои творческие и коммуникативные способности

Предметные:

Обучающиеся научатся характеризовать строение и процессы жизнедеятельности земноводных в связи со средой обитания

Обучающиеся получат возможность научиться выявлять особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, их усложнения по сравнению с классом рыб

Продукт деятельности: усвоенные учеником знания и умение применить их при выполнении различных заданий, а так же сформированная личностная позиция по отношению к данной группе животных

Рекомендуемые ресурсы:

Учебник, лекции, ресурсы ЦОР - флеш-анимация, видеоролики, форум, тесты различной сложности, индивидуальные задания , материалы для любознательных, творческая лаборатория

Рабочая программа курса

Дополнительные текстовые ресурсы в курсе HYPERLINK "school.bakai.ru/?id=biofn011101"school.bakai.ru/?id=biofn011101

iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=260

Интерактивные задания, ресурсы ЦОР "Тритон", "Дыхание земноводных"


Технические средства:

Компьютер, вебкамера




Основные понятия и термины(знания):

Усвоение понятий:особенности строения и жизнедеятельности в связи со средой обитания, усложнение строения и процессов ж/д по сравнению с рыбами, понятие пользы и вреда земноводных, конечности земного типа, большой и малый круг кровообращения, холоднокровные животные.

Усвоение терминов: земноводные, амфибии, резонаторы,рефлексы, легкие, клоака.


Общеучебные умения, способы действий

На уроке ученик научится: самостоятельно или с дозированной помощью учителя формулировать цель урока, планировать свою деятельность, составлять алгоритм решения проблемной ситуации;

работать с текстом, таблицей, схемой; средствами ИКТ и интернет-ресурсами; сравнивать, анализировать, выделять главное и делать выводы;




Методы, способы, приемы, технологии организации деятельности


Проблемный ,наглядный, практический, частично-поисковый, словесный;

Проверочная работа в виде теста,

самостоятельная работа с текстом,

работа с компьютером и интернет-ресурсами;

работа по алгоритму;

самостоятельная поисковая деятельность;

творческая деятельность;

рефлексия


Форма планируемого результата


Усвоенные знания об особенностях строения и жизнедеятельности земноводных как животных, обитающих в водной и наземной среде, их усложнения по сравнению с классом рыб, пользы, которую земноводные приносят в природе и в жизни человека и применение этих знаний при

выполнении творческого мини-проекта по теме(домашнее задание) ;

Усвоение коммуникативных и ИКТ-компетенций

Выработка личностной позиции по отношению к замноводным животным;

Участие в рефлексии по итогам учебного занятия;


Формы диагностики и контроля результата


Учащиеся оценивают свои, полученные на уроке, знания по результатам компьютерного тестирования и выполнения интерактивных заданий:

1.Проверочная работа по теме: «Рыбы»

2.Промежуточное тестирование по внешнему и внутреннему строению земноводных

3.Выполнение интерактивных заданий




Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся


УУД


1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие, создание доброжелательной обстановки, вопросы о самочувствии и готовности к уроку

Ответное приветствие, готовность начать занятие


Метапредметные УУД


Коммуникативные: Взаимодействие с учителем


1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Отношение многих людей, к животным класса Земноводные или Амфибии, оставляет желать лучшего: ещё в русских народных сказках про царевну лягушку или в сказках о них говорится, как о безобразных, неприятных животных, превращаются в них герои в наказание, на самом деле в природе устроено все очень разумно, животные класса Земноводных приносят большую пользу уничтожая вредных насекомых, слизь и бугорки у жаб нужны им для того чтобы сохранять влагу и жить вдали от водоемов, а яркая окраску у саламандры предупреждает о том что животное ядовито и может себя защитить

Учащиеся вспоминают внешний вид лягушек и жаб, их места обитания. Соглашаются с учителем в том что в сказках их преподносят довольно неприятными животными и высказывают желание узнать больше о пользе земноводных

Предметные:уметь охарактеризовать внешнее строение земноводных

Метапредметные УУД

Регулятивные:Проговаривть

последовательность действий на

уроке.


Коммуникативные:Уметь формулировь собственное мнение и позицию.Уметь использовать речь для регуляции своего действия


Личностные:Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

1.3. Создание проблемной ситуации

Лягушка относится к классу Земноводные или Амфибии.


1.Какие особенности должны иметь животные чтобы у них была возможность обитать в двух таких разных средах: водной и наземно-воздушной?

2.Какие прогрессивные черты приобрели в процессе эволюции земноводные по сравнению с рыбами?

3.Какую пользу, а может быть вред приносят животные класса Земноводных окружающей среде и человеку?

Учащиеся предлагают ответы, полагаясь на приобретенные ранее знания и имеющийся личный жизненный опыт( рыба в воде дышит жабрами, передвигается при помощи плавников, ее активность зависит от температуры воды, животные на суше дышат легкими, передвигаются с помощью конечностей, лягушки живут на болоте и питаются комарами и мухами) и делают вывод: для того чтобы жить в воде и на суше надо иметь приспособления которые дадут эту возможность

Предметные:уметь сравнивать класс рыб и класс земноводных, выявлять приспособления к месту обитания

Метапредметные УУД

Регулятивные:Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать

учебную проблему


Коммуникативные:Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи


Личностные:Определять свое отношение к данной группе животных







2. Операционно - исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Учитель предлагает учащимся сформулировать цель исходя из уже озвученных предположений и выводов и корректирует формулировку и, совместно с учеником, планирует дальнейшую работу

Учащиеся формулируют цель урока и , совместно с учителем планируют свою деятельность на уроке


Метапредметные УУД

Регулятивные:Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.


Коммуникативные: Согласовывать

усилия по решению учебной задачи



2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Учитель объясняет, что земноводные, как и рыбы, позвоночные и их строение можно изучать по тому же плану по которому изучали строение рыб

Учащиеся определяют алгоритм решения проблемной ситуации

Предметные: составить алгоритм изучения земноводных, используя знания, полученные при изучении темы: рыбы

Метапредметные УУД

Регулятивные:Учиться высказывать своѐ предположение (версию)

Коммуникативные:Формулировать собственное мнение и позицию


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

1.1) Учитель оказывает индивидуальную помощь при выполнении проверочной работы при возникающих затруднениях

1.2)Учитель корректирует алгоритм изучения внешнего и внутреннего строения земноводных

2)Учитель задает направляющие вопросы

3)Учитель дает ученикам творческое домашнее задание

1.1)Учащиеся выполняют проверочную работу по теме "Рыбы" - отвечают на вопросы теста.

1.2)Самостоятельно изучают, опираясь на алгоритм и используя учебник, интернет-ресурсы и ресурсы курса внешнее и внутреннее строение земноводных

Сравнивают и делают выводы о появившихся у земноводных особенностях

2)Учащиеся анализируют самостоятельно полученную информацию и делают выводы

3)Учащиеся записывают задание, задают уточняющие вопросы

Предметные:На примере внешнего, внутреннего строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни рыб планировать изучение земноводных

Метапредметные УУД

Регулятивные:Определять порядок учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Коммуникативные:Планировать

действие в соответствии с поставленной задачей.


Личностные: Знакомство с многообразием класса Земноводных




2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

1.1)Учитель объясняет что попытка выполнения теста только одна, торопиться не нужно так как за неправильные ответы начисляются штрафные баллы Контролирует правильность выполнения теста;

1.2)Учитель контролирует и направляет работу ученика по алгоритму



2)Учитель задает вопрос: Какие из приобретенных особенностей позволили рыбам занять следующую ступеньку в эволюции живых организмов?


3)

Учитель дает внеурочное задание(домашнее): выполнить мини-проект "я-учитель"(Составить вопросы для теста по теме Значение земноводных) , дает план и рекомендации по выполнению, литературу и оговаривает время выполнения задания

1.1)Учащиеся выбирают один правильный ответ(из 4) из предложенных в каждом вопросе(10 вопросов); принимают помощь учителя при необходимости;

1.2)Составляют алгоритм:

-местообитание

-образ жизни

-внешнее строение: отделы тела, органы

-внутреннее строение: системы органов

-отличия от рыб - особенности строения;

ищут информацию, используют различные источники информации: HYPERLINK "iclass.home-edu.ru/mod/url/view.php?id=135285"Тритон (ресурс ЦОР), HYPERLINK "iclass.home-edu.ru/mod/url/view.php?id=134633"Дыхание Земноводных (ресурс ЦОР) сравнивают и делают выводы;

выполняют интерактивные задания в курсе:

HYPERLINK "iclass.home-edu.ru/mod/url/view.php?id=131294"Интерактивная схема по внешнему строению земноводных,

HYPERLINK "iclass.home-edu.ru/mod/resource/view.php?id=342852"Скелет лягушки,

HYPERLINK "iclass.home-edu.ru/mod/resource/view.php?id=342853"Системы органов лягушки

2)Учащиеся анализируют выявленные особенности и делают вывод о прогрессивных чертах земноводных по сравнению с рыбами, выполняют задание HYPERLINK "iclass.home-edu.ru/mod/resource/view.php?id=315937"Сравнение рыб и земноводных

3)Учащиеся записывают план творческого задания:

Составь вопросы к тесту по плану:

1.тема: Значение земноводных;

2. Записать вопросы;

3. Придумать варинты ответов к каждому вопросу (около правильных ответов поставить +).

Чтобы тест получился интересным и непростым, вопросов должно быть много!

Предметные: выполнять различные задания, используя полученные из разных источников знания

Метапредметные УУД

Регулятивные:Учиться отличать верно выполненное задание от неверного, принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи,умение корректировать выполнение задания,умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;


Коммуникативные:Формулировать собственное мнение и позицию


3. Рефлексивно - оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Учитель предлагает учащимся проявить самостоятельность в выборе решения проблемных ситуаций и дозированную помощь при необходимости

Учащиеся самостоятельно определяют цель урока, способы решения проблемных ситуаций, анализируют, сравнивают, делают выводы, выполняют задания, творческую работу, принимают помощь учителя


Метапредметные УУД

Регулятивные:определять наиболее эффективные способы достижения

результата.


Коммуникативные:Уметь использовать

речь для регуляции своего действия


Личностные:осознавать личностный смысл предметных знаний

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Учитель предлагает провести рефлексию по вопросам:

1)Каковы особенности строения земноводных в связи со средой обитания?

2)Какие прогрессивные черты приобрели земноводные в прцессе эволюции?

3)Как изменилось твое отношение к представителям класса Земноводные

Ученик отвечает на вопросы, оценивает свои возможности по результатам тестирования и выполнения интерактивных заданий, готовится к выполнению мини-проекта

Предметные: отвечать на вопросы по теме урока

Метапредметные УУД

Регулятивные:самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия


Коммуникативные:Рефлексия своих

действий (полное отображение предметного

содержания и условий осуществляемых

действий)



Личностные:осознавать свое положение в живой природе, отношение к земноводным и их роли в природе и жизни человека


© 2010-2022