В союзе с природой

Внеклассное мероприятия по биологии на тему "В союзе с природой". Целью является обобщить, закрепить и углубить  знания учащихся, полученные на уроках кубановедения и в туристическом кружке. Задачи:образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность;воспита...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Своя игра «В союзе с природой»

Познавательная эколого-биологическая игра

Цель: обобщить, закрепить и углубить знания учащихся, полученные на уроках кубановедения и в туристическом кружке.

Задачи:

образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;

развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность;

воспитательные: воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма;

развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива.

Оборудование: Электронная презентация; интерактивная доска.

Структура занятия:

1. Организационный момент (5 минут)

2. Игра (30 минут)

3. Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса (5 минут)

Ход игры

В игре-конкурсе принимают участие команды в составе трёх человек из числа учащихся 5-8 классов.

Задания для каждого этапа готовятся преподавателем. Ребята заранее знакомятся с правилами участия в игре-конкурсе.

Перед началом праздника звучат песни о природе, голоса птиц, шум прибоя и т.д.

Команды занимают в зале места, заранее закрепленные за ними.

Педагог определяет цель мероприятия, объясняет названия занятия и условия проведения конкурса. Логическое построение игры базируется на эколого-биологических знаниях, приобретенных на занятиях в школе и в туристическом кружке.

I. Вводная часть.

- Добрый день, ребята! Сегодня «Своя игра» для тех, кто хочет больше узнать о том, что окружает нас. Ведь удивительное рядом, надо только посмотреть вокруг! Сегодня нас ждёт эколого-биологическое путешествие по нашей природе.

Правила игры:

Командам предлагается 3 темы, включающие в себя по 5 вопросов. Вопросы оценены баллами от 10 до 50, в зависимости от сложности. Члены команды выбирают тему, затем вопрос. Вопросы задаются по очереди. На обдумывание ответа отводится не более одной минуты. Если ответ правильный, то команда получает очки соответственно номиналу, если ответ неправильный, то очки вычитаются из суммы, набранной командой.

В игре вам попадутся «вопросы - сюрпризы»:

«Счастливый случай» - команда получает число баллов, указанных в данном вопросе.

«Несчастный случай» - команда штрафуется на указанное количество баллов.

«Кот в мешке» - вопрос можно отдать команде - сопернику.

«Вопрос-аукцион» - одна команда может переку- пить у другой вопрос, назначив более высокую цену.

«Своя игра» - команда имеет право уменьшить или увеличить число баллов за вопрос.

«Музыкальная пауза» - вспоминаем песни по указанной теме.

Вы готовы? Удачи Вам!

В союзе с природой

1 команда «Красивые ландыши»

В союзе с природой

2 команда «Веселые ромашки

1 РАУНД. разминка

Сектор Растения вокруг нас.

10 баллов. Название этого растения очень хорошо известно с раннего детства из сказки, но мало кто его ел (репа).

20 баллов. Плод этого дерева позволил открыть всемирный закон тяготения (яблоня).

30 баллов. Какое растение очень любят кошки? (валериана)

40 баллов. (Кот в мешке) Какое растение носит название глаза птицы? (вороний глаз)

50 баллов. Где мочало берёт своё начало? (в лубе липы)

Сектор Превратите выражение в известную пословицу или поговорку.

10 баллов. Счастливый случай.

20 баллов. Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).

30 баллов. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)

40 баллов. Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу - кобыле легче).

50 баллов. Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. ( Утопающий хватается за соломинку ).

В союзе с природой

1 раунд «Разминка»

Сектор Лесная тропа

10 баллов. Какое растение служит символом Кубани? /тополь/

20 баллов. Какие ягоды любили наши далекие предки? Их собирали еще в эпоху камен-ного века. /кизил/

30 баллов. Музыкальная пауза. Назовите (в теч. минуты) песни, в которых упоминается название дерева. За каждый правильный ответ 10 баллов.

40 баллов. Древесина какого дерева обладает ценными качествами и используется в столярном, токарном, мебельном производстве? Из него получают деготь, ацетон и креозот.

  1. аллов Вопрос-аукцион. Какое растение называют «огонь - трава»? /ясенец кавказский/

2 раунд АБВГДейка

Напишите название известных вам цветущих растений, начинающихся с каждой буквы алфавит. Каждая буква - одно очко.


Буква алфавита

Возможный вариант ответа

А

Астра

Б

Бегония

В

Виола

Г

Гладиолус

Д

Дельфиниум

Е

Ежовый плод

Ж

Живокость

З

Золотой шар

И

Ирис

К

Календула

Л

Лилия

М

Мальва

Н

Незабудка

О

Очиток

П

Примула

Р

Роза

С

Статице

Т

Тагетис

У

Уголек в огне

Ф

Флокс

Х

Хмель

Ц

Цинния

Ч

Чернокорень

Ш

Шафран

Э

Эхеверия

Ю

Юкка

Я

Ячмень

В союзе с природой

2 раунд «АБВГДейка»

«Красивые ландыши»


В союзе с природой



2 раунд «АБВГДейка»

«Веселые ромашки»


  1. раунд Поле чудес

Вам предстоит отгадать названия растений, в составе которых входят некоторые понятия. Команда имеет право назвать слово целиком, если готового ответа нет, то команды называют поочередно буквы. Очко зачисляется той команде, которая первая назовет слово целиком.

  1. Это растение называется так же, как и один из видов конфет



и

р

и

с



  1. Название этого растения так же обозначает безвоздушное пространство нашей вселенной



к

о

с

м

о

с



  1. Это растение обозначает предмет, который пастухам помогает контролировать стадо коров



к

о

л

о

к

о

л

ь

ч

и

к

В союзе с природой

3 раунд «Поле чудес»



  1. В названии этого растения содержится морское млекопитающее



д

е

л

ь

ф

и

н

и

у

м



  1. В том растении есть название страны



н

а

с

т

у

р

ц

и

я



  1. В названии этого растения есть постройка для собаки



н

е

з

а

б

у

д

к

а



  1. В этом растении есть один из видов оконных занавесок



т

ю

л

ь

п

а

н



  1. Часть этого растения означает приготовление перед поездкой



в

о

д

о

с

б

о

р



  1. В этом растении находится насекомое, после укуса которого, можно заболеть энцефалитом



к

л

е

щ

е

в

и

н

а



  1. В этом растении содержится волосистая растительность на лице



м

у

с

к

а

р

и


  1. Угадай мелодию

Прослушав мелодии, команды поочередно должны отгадать песни.

  1. Миллион алых роз - А.Воскресенский, Р.Паулс

  2. Ландыши - О.Фадеев, О.Фельцма

  3. Ромашки спрятались - И.Шаферан, Е.Птичкин

  4. Желтые тюльпаны - С.Сигарев, Н.Николаев

  5. Незабудка - М.Рябинин, В. Добрынин

  6. Все васильки, васильки - А. Апухтин

  7. Колокольчики мои - цветики степные - А.Толстой, П.Булахо

  8. Маки - Ю.Антонов

В союзе с природой В союзе с природой

4 раунд «Угадай мелодию»

Конкурс №4: «Правда ли это?»

Из жизни насекомых

1. В Африке водятся мухи-людоеды? (Да. Личинки африканских мух тумбу проникают глубоко под кожу человека, образуя мучительные открытые раны.)

2. Бабочки живут всего один день? (Нет. Некоторые живут по многу месяцев, перезимовывая или улетая в теплые края.)

В союзе с природой

3. Божьи коровки кусаются, когда рассержены? (Нет. Когда божьим коровкам досаждают, из их суставов сочится кровеобразная едкая жидкость, раздражающая кожу.)

В союзе с природой

Из жизни рыб

4. Кончик меча у меч-рыбы отравлен смертоносным мышьяком? (Нет. Меч-рыба абсолютно безвредна.)

В союзе с природой

5. Некоторые рыбы живут внутри огурцов?

(Да. Жемчужные рыбки находят себе убежище в теле морского огурца, куда они проникают через дыхательное отверстие.)

В союзе с природой

6. В Японии едят ядовитых рыб?

(Да. У рыбы-фугу яд находится в печени, в органах размножения, в желудке и некоторых мышцах. При ее приготовлении должен присутствовать опытный знаток, который удалит яд и сделает мясо безвредным.)

В союзе с природой

Из жизни рептилий

7. Чтобы спастись от врагов, крокодилы притворяются бревнами?

(Нет. Таким приемом крокодилы пользуются, чтобы подкрасться к своим жертвам.)

В союзе с природой

8. Кобра танцует под звуки дудочки факира?

(Нет. Кобра не слышит музыки, а следует за движениями дудочки, готовясь к атаке.)

В союзе с природой

9. Змеи могут совершать прыжки в высоту до метра?

(Да. Гадюка, обитающая в Центральной Америке, способна совершать такие прыжки, нападая на жертву.)

В союзе с природой

Из жизни птиц

10. Лапки олушей синеют от холода?

(Нет. У олушей действительно лапки синего цвета, но это никак не связано с низкой температурой.)

В союзе с природой

11. Во время ухаживания пеликаны угощают друг друга рыбой? (Нет. Так поступают другие птицы.)

В союзе с природой

12. Стрижи спят на лету?

(Да. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете опускаются поближе к земле.)

В союзе с природой

Из жизни зверей

13. Дикобраз стреляет своими иглами во врагов?

(Нет. Но если наткнуться на иглы, то они легко обламываются и остаются в теле жертвы.)

В союзе с природой

14. Верблюд хранит запас воды в горбах? (Нет. Их горбы хранят запас жира.)

В союзе с природой

15. Одинокие волки воют на луну?

(Нет. Волки воют для того, чтобы предупредить волков других стай о том, что территория занята.)

В союзе с природой

А пока жюри подводит итоги игры, поиграем со зрителями.

За каждый правильный ответ вы получите 1 балл, который можете отдать команде, за которую болели:

1. Если мне на место «а»

Мягкий знак дадите,

Сразу сорную траву

В птицу превратите. (Лебеда - лебедь.)

2. Меня за аромат давно ты ценишь, Всюду я красой своей горда,

Но если «р» на «к» ты переменишь,

То вырастут рога и борода (Роза - коза.)

3. Первое - нота, второе - тоже,

А в целом я на горох похожа. (Фа - соль.)

4. Три простеньких слова -

Нота, круг, союз -

Дают нам вместе овощ,

Приятный всем на вкус. (Ре - диск - а.)

5. Местоимение, предлог,

Меж них - фамилия поэта.

А целое - известный плод,

Что зреет на исходе лета. (Я- блок - о.)

6. На поляне, у реки гордо держат стебельки,

Как фарфоровые чашки, белоснежные... ромашки.

7. Ветка в гроздья разодета, фиолетового цвета.

Это в жаркий летний день расцвела в саду... сирень.

8. Он стоит на ножке длинной, Будто в пачке балерина.

Как букет, цветок один, темно-красный ... георгин.

9. Вот шершавый стебелек, в середине уголек,

Лепестки блестят, как лак, распустился красный... мак.

10. Если летом на болоте нежные цветы найдете,

Не теряйте ни минутки, собирайте... незабудки.

11. На кустах в саду растет,

Запах сладкий, словно мед,

Но нередко льются слезы

Тех, кто рвет руками... розы.

12. Летом посреди реки, трепеща, как поплавки,

По воде плывут пушинки, темно-желтые... кувшинки.

13. Холод. Все сады пусты.

Ну какие тут цветы?

Но у нас, назло морозу, в марте продают... мимозу.

14. Чтоб отгадать - имей терпенье. С «л» - часть лица, а с «б» - растение. (Лоб - боб.)

15. Личное местоимение - первый слог.

Пение лягушки - слог второй.

Все - растение, у которого плод - ягода. (Ты - ква.)

16. Первый слог - орган растения для питания,

Второй - соединительная буква,

Третий - найдешь в танцах,

Целое - явление в жизни растения. (Лист-о-па-д.)

17. Буква шипящая, гласная буква, нота,

Назойливое двухкрылое насекомое,

Все - дерево с белоснежными пахучими цветами

И вяжущими плодами. (Че - ре -муха.)

18. Первый слог - песня весенней капели, Второй - губы.

Все - растение, про которое сложена загадка:

«Был ребенок, не знал пеленок,

Стар стал, пеленаться стал». (Кап -уста.)

19. Река в Италии течет,

За ней две ноты, еще буква,

А в целом - вышел вкусный плод,

Но только не арбуз, не тыква, а ...по- ми -до-р.

20. Царь зверей, предлог, междометье

В цветке душистом встретил я.

Найти цветок поторопись

И ароматом насладись. (Лев -к- ой.)

Сегодня мы не только в очередной раз выявляли лучших знатоков экологии, но и обнаружили, что существуют некоторые проблемы с качеством знаний, над которыми следует ещё поработать. Я надеюсь, что предложенные вам вопросы были интересны и не будут сразу же забыты при выходе из зала. До свидания.

Литература:

Борисов В. И. Занимательное краеведение. Краснодар, 1975.

Даринский А. В. Вопросы туризма в школьном курсе географии. М.: Просвещение, 1979.

Зайцев И., Максимов И. Легенды и были Черноморья. Краснодар, 1975.

Ковешников В. Н. и др. Сборник туристско-краеведческих статей и очерков. 1994.

Краеведение. Пособие для учителя /Под ред. А. В. Даринского. М.: Просвещение, 1987.

Лотышев И. П. География Краснодарского края. Краснодар: Кубанский учебник, 2000.

Родная Кубань. Книга для чтения. Краснодар, 2003.

Физическая география Краснодарского края. Учебное пособие. Под редакцией А. В. Погорелова. Краснодар, 2000.

Экология Кубани. Краснодар, 1995.

Энциклопедия для детей. Т-12. Россия: природа, население, экономика. М.: Аванта-Плюс, 1998.

Были использованы материалы сайтов:

admkrai.kuban.ru

krasnodar.intergrad.ru

blue-marlin.ru

oopt.priroda.ru


© 2010-2022