- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования
Рабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Медведева Л.А. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования Республики Башкортостан Филиал Министерство образования Республики Башкортостан
Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
Баймакский сельскохозяйственный колледж с. Ургаза
Утверждаю:
Руководитель филиала
__________Мухарлямов М.Я.
«____»__________2014 г.
Рабочая программа
по дисциплине: «Экологические основы природопользования»
по специальностям: 110809 Механизация сельского хозяйства
111801 Ветеринария
080114 Экономика и бух. учет (по отраслям)
с. Ургаза, 2014 г.
РАССМОТРЕНО Составлена в соответствии с
На заседании цикловой комиссии Федеральным Государственным
Общепрофессиональных и специальных образовательным стандартом по
дисциплин специальностям
110809 Механизация сельского хозяйства утвержденным
Протокол № 1 Минобразования науки № 370 от
от «___» ____ 2014 г. 05.10.2009 г.,
111801 Ветеринария утвержденным Приказом Минобрнауки РФ ОТ
27.19.2009г. №326,
Председатель: 080114 Экономика и бухгалтерский
_______________ Хамитова Г.И. учет (по отраслям), утвержденным
Приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2010г. №282
Утверждаю:
Зав. учебной частью:
_________________ Кузнецова О.П.
.
Организация-разработчик: ГБПОУ СПО
«Баймакский сельскохозяйственный колледж» с. Ургаза
Автор: Медведева Л.А. - отличник образования РБ
Рецензенты:
1. Пуликов Н.И.- почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, преподаватель филиала ГБПОУ БСХК.
2. Ахметшин А.И. - главный агроном ГУСП МТС «Зауралье» РБ
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
-
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
3. условия реализации программы учебной дисциплины
9
-
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО базовой подготовки укрупненных групп специальностей 110000 Сельское и рыбное хозяйство: 110401 Агрономия, 110809 Механизация сельского хозяйства, 111101 Зоотехния, 111801 Ветеринария и укрупненных групп специальностей 080000 Экономика и управление - 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
относится к математическому и естественнонаучному циклу
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
-
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
-
использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
-
соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;
-
использовать необходимые нормативно-правовые документы;
-
применять документацию систем качества;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
-
принципы взаимодействия живых организмов и принципы среды обитания;
-
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
-
об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
-
принципы и методы рационального природопользования;
-
методы экологического регулирования;
-
принципы размещения производств различного типа;
-
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
-
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
-
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
-
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
-
природоресурсный потенциал Российской Федерации;
-
охраняемые природные территории;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
практические занятия
10
контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
доклады, составление тестов, конспекты
16
Итоговая аттестация в форме зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экологические основы природопользования
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студента, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основные понятия экологии
9
Тема 1.1 Особенности взаимодействия общества и природы.
Содержание учебного материала
2
1
Специфика, цель и задачи дисциплины. Рекомендуемая учебная литература
2
2
Значение природы для общества
2
Самостоятельная работа студента-
Подготовить сообщения по теме: « Ученые - экологи»
1
Тема 1.2.
Общая характеристика экологии как науки.
Содержание учебного материала
2
1
Взаимодействие человека и природы.
2
2
Экологические системы и их устойчивость. Экологические законы, принципы и правила
2
Тема 1.3.
Обзор экологических проблем возникающих за счет воздействия антропогенных факторов.
Содержание учебного материала
2
1
Глобальные проблемы экологии: разрешение озонового слоя, парниковый эффект, глобальное потепление
2
2
Уничтожение тропических лесов, дефицит воды, загрязнение Мирового океана
2
Самостоятельная работа студента-
Подготовить сообщение на тему: «Экологические проблемы на территории России, Башкирии, района, села»
2
Раздел 2. Основы природоохранной деятельности.
39
Тема 2.1
Природоресурсный
потенциал.
Содержание учебного материала
2
1
Природоресурсный потенциал земли.
2
2
Природные ресурсы их классификация. Классификация сырья.
2
Самостоятельная работа студента-
Подготовка докладов по темам : « Природоресурсный потенциал республики (области), района, села »
2
Тема 2.2
Принципы и методы рационального природопользования
Содержание учебного материала
2
1
Воздействие основных отраслей промышленности на природную окружающую среду.
2
2
Отрасли: энергетики, транспорта,
2
3
Отрасли: сельского хозяйства, строительной индустрии.
2
4
Отрасли пищевой промышленности, сферы массового питания, коммерции и торговли
2
Тема 2.3.
Основные понятия
промышленной
экологии и мониторинга окружающей среды.
Содержание учебного материала
2
1
Антропосфера, промышленная экология, природно-промышленная экология, природ промышленный комплекс.
2
2
Производственное предприятие.
2
3
Виды мониторинга, методы.
4
Организация мониторинга окружающей среды.
Самостоятельная работа студента - Подготовить тесты по данной теме.
Составить биологический мониторинг своего района
3
Тема 2.4.
Размещения производства и проблемы отходов.
Содержание учебного материала
2
1
Понятие малоотходных технологий и их основные направления.
2
2
Ресурсосберегающие технологии: снижение уровня потребления природных энергетических ресурсов, освоение нетрадиционных источников энергии.
2
Практические работы
Характеристика видам отхода по способам утилизации, повторного применения, класса опасности, способам транспортировки
2
Самостоятельная работа студента
Конспект «Альтернативные источники энергии в России»
2
Тема 2.5
Правовые и социальные
вопросы
природопользования. Охраняемые природные территории
Содержание учебного материала
2
1
История российского экологического законодательства.
2
2
Экологическое право в системе российского законодательства. Экологические права граждан.Федеральный закон « Об охране окружающей среды». Нормативные акты по рациональному природопользованию
2
3
Заповедники. Государственные природные заказники. Национальные природные парки.
Самостоятельная работа студента: конспект по ФЗ «Об охране окружающей среды»
Подготовить доклады о заповедниках на территории России, республики (области), района.
2
1
Практические работы
Изучение растений, животных, занесенных в Красную книгу
4
Тема 2.6
Концепция устойчивого развития рационального природопользования
Содержание учебного материала
2
1
Стокгольмская концепция ООН - основные принципы международного сотрудничества в области экологии.
2
2
Всемирная хартия природы. Декларация по окружающей среде и развитию в Рио- де- Жанейро.
2
Самостоятельная работа студента: конспект «Всемирной хартии природы»
1
Тема 2.7
Обзор воздействия на природную окружающую среду сельскохозяйственного производства
Содержание учебного материала
2
1
Общая характеристика загрязнений при производстве продукции животноводства, растениеводства.
2
2
Главный способ реализации охраны природы на предприятиях АПК
2
Практические работы
Мониторинг загрязнения почвы, воды и водоисточников, растительных ресурсов при производстве продукции животноводства и растениеводства
4
Самостоятельная работа студента
Конспект «Эрозия почвы и методы борьбы»
2
Тема 2.8
Международное
сотрудничество в области
природопользования и охраны окружающей среды
Содержание учебного материала
2
1
Международные мероприятия, посвященные проблемам окружающей природной среды: конференции, саммиты
2
2
Международные организации, занимающиеся проблемами окружающей среды: ООН, ЮНЕСКО, Римский клуб, Гринпис
2
Всего:
48
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экологических основ природопользования.
Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, опорные конспекты, карточки-задания, тесты, стенды, раздаточный материал).
Технические средства обучения: «Форма сохранности ископаемых растительных и животных организмов», « Вредители с/х культур»,
«Биоценоз пресного водоема», «Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Классификация растений и животных» - динамическое.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Арустамов, Э.А. и др. Экологические основы природопользования. - М.: торговая корпорация «Дашков и К°», 2006
-
Степень, Р.А., Паршикова, В.Н. Экология: экологические проблемы товароведения. - М.: Издательский центр «Академия», 2007
-
Тупикин, Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. - М.: Издательский центр «Академия», 2007
Дополнительные источники:
-
Алексеев С.В. Экология СПб,2008
-
Будыкл М. И. Глобальная экология.М,2008
-
Интернет ресурсы :
-
Передельский, Л.В., Приходько, О.Е. Строительная экология. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2007
-
Путилов А.В. Охрана окружающей среды .М,2006
-
Уатт К. Экология и управление природными ресурсами .М,2007
-
Черп О.М. ,Виниченко В.Н. Проблема твёрдых бытовых отходов М.,2007
-
Шилов И.А. Экология .М.,2009
-
Экология ,под.ред. В.В .Денисова,Ростов-н/Д,2009
hi-edu.ru › e-books/xbook101/01/part-007.htm
otherreferats.allbest.ru›Экология и охрана природы›00086315_0.html
p0d.ru › news/data_html/aaaaacaaa.html
voronova-on.ru › prirodopolzovanie…index.html4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности
Защита индивидуального задания, тестирование
использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания
тестирование
соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности
Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
знания
принципы взаимодействия живых организмов и принципы среды обитания
тестирование
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду
тестирование
об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса
Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
принципы и методы рационального природопользования
Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
методы экологического регулирования
тестирование
принципы размещения производств различного типа
тестирование
основные группы отходов, их источники и масштабы образования
Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
понятие и принципы мониторинга окружающей среды
тестирование
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности
тестирование
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды
Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
природоресурсный потенциал Российской Федерации
Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
охраняемые природные территории
Тестирование, защита практического задания
5