Рабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО базовой подготовки укрупненных групп специальностей 110000 Сельское и рыбное хозяйство: 110401 Агрономия, 110809 Механизация сельского хозяйства, 111101 Зоотехния, 111801 Ветеринария и укрупненных групп специальностей 080000 Экономика и управление – 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Организация-разработчик: ГБПОУ СПО «Баймакский с...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан Филиал Министерство образования Республики Башкортостан
Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

Баймакский сельскохозяйственный колледж с. Ургаза




Утверждаю:

Руководитель филиала

__________Мухарлямов М.Я.

«____»__________2014 г.





Рабочая программа


по дисциплине: «Экологические основы природопользования»


по специальностям: 110809 Механизация сельского хозяйства

111801 Ветеринария

080114 Экономика и бух. учет (по отраслям)











с. Ургаза, 2014 г.


РАССМОТРЕНО Составлена в соответствии с

На заседании цикловой комиссии Федеральным Государственным

Общепрофессиональных и специальных образовательным стандартом по

дисциплин специальностям

110809 Механизация сельского хозяйства утвержденным

Протокол № 1 Минобразования науки № 370 от

от «___» ____ 2014 г. 05.10.2009 г.,

111801 Ветеринария утвержденным Приказом Минобрнауки РФ ОТ

27.19.2009г. №326,

Председатель: 080114 Экономика и бухгалтерский

_______________ Хамитова Г.И. учет (по отраслям), утвержденным

Приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2010г. №282

Утверждаю:

Зав. учебной частью:

_________________ Кузнецова О.П.

.




Организация-разработчик: ГБПОУ СПО

«Баймакский сельскохозяйственный колледж» с. Ургаза



Автор: Медведева Л.А. - отличник образования РБ



Рецензенты:

1. Пуликов Н.И.- почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, преподаватель филиала ГБПОУ БСХК.


2. Ахметшин А.И. - главный агроном ГУСП МТС «Зауралье» РБ









СОДЕРЖАНИЕ



Стр.

  1. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. 2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. 3. условия реализации программы учебной дисциплины


9

  1. 4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


10


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экологические основы природопользования

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО базовой подготовки укрупненных групп специальностей 110000 Сельское и рыбное хозяйство: 110401 Агрономия, 110809 Механизация сельского хозяйства, 111101 Зоотехния, 111801 Ветеринария и укрупненных групп специальностей 080000 Экономика и управление - 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

относится к математическому и естественнонаучному циклу

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

  • использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

  • соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

  • использовать необходимые нормативно-правовые документы;

  • применять документацию систем качества;

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • принципы взаимодействия живых организмов и принципы среды обитания;

  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

  • принципы и методы рационального природопользования;

  • методы экологического регулирования;

  • принципы размещения производств различного типа;

  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

  • понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

  • природоресурсный потенциал Российской Федерации;

  • охраняемые природные территории;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


практические занятия

10

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

доклады, составление тестов, конспекты

16

Итоговая аттестация в форме зачёта


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экологические основы природопользования


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студента, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основные понятия экологии

9


Тема 1.1 Особенности взаимодействия общества и природы.

Содержание учебного материала

2

1

Специфика, цель и задачи дисциплины. Рекомендуемая учебная литература

2

2

Значение природы для общества

2

Самостоятельная работа студента-

Подготовить сообщения по теме: « Ученые - экологи»

1


Тема 1.2.

Общая характеристика экологии как науки.

Содержание учебного материала

2

1

Взаимодействие человека и природы.

2

2

Экологические системы и их устойчивость. Экологические законы, принципы и правила

2

Тема 1.3.

Обзор экологических проблем возникающих за счет воздействия антропогенных факторов.

Содержание учебного материала

2


1

Глобальные проблемы экологии: разрешение озонового слоя, парниковый эффект, глобальное потепление

2

2

Уничтожение тропических лесов, дефицит воды, загрязнение Мирового океана


2

Самостоятельная работа студента-

Подготовить сообщение на тему: «Экологические проблемы на территории России, Башкирии, района, села»

2


Раздел 2. Основы природоохранной деятельности.

39

Тема 2.1

Природоресурсный

потенциал.

Содержание учебного материала

2

1

Природоресурсный потенциал земли.

2

2

Природные ресурсы их классификация. Классификация сырья.

2

Самостоятельная работа студента-

Подготовка докладов по темам : « Природоресурсный потенциал республики (области), района, села »

2


Тема 2.2

Принципы и методы рационального природопользования

Содержание учебного материала

2

1

Воздействие основных отраслей промышленности на природную окружающую среду.

2

2

Отрасли: энергетики, транспорта,

2

3

Отрасли: сельского хозяйства, строительной индустрии.

2

4

Отрасли пищевой промышленности, сферы массового питания, коммерции и торговли

2




Тема 2.3.

Основные понятия

промышленной

экологии и мониторинга окружающей среды.

Содержание учебного материала

2

1

Антропосфера, промышленная экология, природно-промышленная экология, природ промышленный комплекс.

2

2

Производственное предприятие.

2

3

Виды мониторинга, методы.

4

Организация мониторинга окружающей среды.

Самостоятельная работа студента - Подготовить тесты по данной теме.

Составить биологический мониторинг своего района

3


Тема 2.4.

Размещения производства и проблемы отходов.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие малоотходных технологий и их основные направления.

2

2

Ресурсосберегающие технологии: снижение уровня потребления природных энергетических ресурсов, освоение нетрадиционных источников энергии.

2

Практические работы

Характеристика видам отхода по способам утилизации, повторного применения, класса опасности, способам транспортировки

2


Самостоятельная работа студента

Конспект «Альтернативные источники энергии в России»

2


Тема 2.5

Правовые и социальные

вопросы

природопользования. Охраняемые природные территории

Содержание учебного материала

2


1

История российского экологического законодательства.

2

2

Экологическое право в системе российского законодательства. Экологические права граждан.Федеральный закон « Об охране окружающей среды». Нормативные акты по рациональному природопользованию

2

3

Заповедники. Государственные природные заказники. Национальные природные парки.

Самостоятельная работа студента: конспект по ФЗ «Об охране окружающей среды»

Подготовить доклады о заповедниках на территории России, республики (области), района.

2


1



Практические работы

Изучение растений, животных, занесенных в Красную книгу

4

Тема 2.6

Концепция устойчивого развития рационального природопользования

Содержание учебного материала

2


1

Стокгольмская концепция ООН - основные принципы международного сотрудничества в области экологии.

2

2

Всемирная хартия природы. Декларация по окружающей среде и развитию в Рио- де- Жанейро.

2

Самостоятельная работа студента: конспект «Всемирной хартии природы»

1


Тема 2.7

Обзор воздействия на природную окружающую среду сельскохозяйственного производства


Содержание учебного материала

2


1

Общая характеристика загрязнений при производстве продукции животноводства, растениеводства.

2

2

Главный способ реализации охраны природы на предприятиях АПК

2

Практические работы

Мониторинг загрязнения почвы, воды и водоисточников, растительных ресурсов при производстве продукции животноводства и растениеводства

4


Самостоятельная работа студента

Конспект «Эрозия почвы и методы борьбы»

2

Тема 2.8

Международное

сотрудничество в области

природопользования и охраны окружающей среды

Содержание учебного материала

2

1

Международные мероприятия, посвященные проблемам окружающей природной среды: конференции, саммиты

2

2

Международные организации, занимающиеся проблемами окружающей среды: ООН, ЮНЕСКО, Римский клуб, Гринпис

2

Всего:

48




3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экологических основ природопользования.

Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, опорные конспекты, карточки-задания, тесты, стенды, раздаточный материал).

Технические средства обучения: «Форма сохранности ископаемых растительных и животных организмов», « Вредители с/х культур»,

«Биоценоз пресного водоема», «Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Классификация растений и животных» - динамическое.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Арустамов, Э.А. и др. Экологические основы природопользования. - М.: торговая корпорация «Дашков и К°», 2006

  2. Степень, Р.А., Паршикова, В.Н. Экология: экологические проблемы товароведения. - М.: Издательский центр «Академия», 2007

  3. Тупикин, Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. - М.: Издательский центр «Академия», 2007

Дополнительные источники:

  1. Алексеев С.В. Экология СПб,2008

  2. Будыкл М. И. Глобальная экология.М,2008

  3. Интернет ресурсы :

  4. Передельский, Л.В., Приходько, О.Е. Строительная экология. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2007

  5. Путилов А.В. Охрана окружающей среды .М,2006

  6. Уатт К. Экология и управление природными ресурсами .М,2007

  7. Черп О.М. ,Виниченко В.Н. Проблема твёрдых бытовых отходов М.,2007

  8. Шилов И.А. Экология .М.,2009

  9. Экология ,под.ред. В.В .Денисова,Ростов-н/Д,2009


hi-edu.ru › e-books/xbook101/01/part-007.htm

otherreferats.allbest.ru›Экология и охрана природы›00086315_0.html

p0d.ru › news/data_html/aaaaacaaa.html

voronova-on.ru › prirodopolzovanie…index.html4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения


анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности

Защита индивидуального задания, тестирование

использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания

тестирование

соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности

Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы

знания

принципы взаимодействия живых организмов и принципы среды обитания

тестирование

особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду

тестирование

об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса

Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы

принципы и методы рационального природопользования

Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы

методы экологического регулирования

тестирование

принципы размещения производств различного типа

тестирование

основные группы отходов, их источники и масштабы образования

Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы

понятие и принципы мониторинга окружающей среды

тестирование

правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности

тестирование

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды

Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы

природоресурсный потенциал Российской Федерации

Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы

охраняемые природные территории

Тестирование, защита практического задания


5


© 2010-2022