- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока
Конспект урока
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кансапарова Д.Р. |
Дата | 01.06.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока по теме «Витамины»
Цель: Раскрыть роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания.
Задачи:
образовательная: сформировать представление о витаминах и их роли в обмене веществ в организме, понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах и мерах профилактики;
развивающая: продолжать развивать логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы;
воспитательная: осуществлять гигиеническое и экологическое воспитание школьников; убедить учащихся в том, что витамины - биологически активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
На прошлом уроке мы изучили тему «Обмен веществ и энергии». Давайте повторим.
-
Что такое обмен веществ? Почему его так назвали?
-
Какие два вида обмена вы знаете?
-
Что такое пластический обмен? Приведите пример.
-
Что такое энергетический обмен? Приведите пример.
-
Как в организме происходит обмен белков, жиров, углеводов?
Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода. В 1881 г. русский врач Н.И. Лунин произвел опыт над двумя группами мышей. Одних кормил натуральным молоком, а других искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы скоро погибли. Опыты Н.И. Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. И результат был один и тот же.
Как объяснить результаты опытов? Почему мыши, вскармливаемые искусственной пищей, вскоре погибали?
Н. И Лунин предположил, что в пище есть еще какие - то незаменимые вещества, необходимые для поддержания жизни. Которые позже назвали витаминами
Для того чтобы происходили обменные процессы нам необходимы витамины.
Откройте свои тетради, запишите дату, и тему урока «Витамины»
Мы с вами изучим:
-
Что такое витамины.
-
Какова их роль в организме.
-
Что такое авитаминозы и гипервитаминозы.
Итак, витамины - это не белки, не жиры и не углеводы, а особая группа веществ, с своеобразным химическим строением.
Запишите в тетради: В 1881 году русский ученый Николай Иванович Лунин открыл витамины. А через 30 лет польский ученый Казимир Функ дал название.
Витамин состоит из двух частей «вита» - жизнь и «амин» - содержащий азот. При дальнейших исследованиях выяснилось, что не все витамины сдержат азот, но старое название за ними осталось.
Витамин - биологически активные вещества синтезирующиеся в организме или поступающие с пищей, которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма.
Витамины необходимы для работы ферментов и входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, влияют на рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям.
В отличие от ферментов, не все витамины могут синтезироваться организме человека, и поступают в организм с пищей (витамин А, витамины группы В, витамин С.). Лишь некоторые витамины вырабатываются в организме. Витамин К вырабатывается бактериями, имеющимися в нашем кишечнике.
Витамин D образуется в коже под влиянием солнечного света.
В настоящее время известно более 25 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита A, B, C, D и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы - B1, B2, B12 и др.
В зависимости от количества витамина в организме выделяют 3 заболевания:
Запишите в тетради:
Авитаминоз - недостаток одного витамина в организме.
гиповитаминоз - недостаток группы витаминов в организме.
Гипервитаминоз - избыток витамина в организме.
Ответьте на вопрос: как вы думаете, почему нельзя использовать много аптечных витаминов? Хотя многие из них обладают приятным вкусом?
витамины - это лекарственные препараты, употреблять их без меры нельзя. Если увеличить суточную дозу то может быть избыток витамина. Гипервитаминоз приводит к чрезмерному ускорению обменных процессов или направляет их по другому пути. Вызывает заболевания.
Все витамины делятся на 2 большие группы:
Водорастворимые - С, группы В.
Жирорастворимые - А, D, Е, К. для лучшего усвоения этих витаминов продукты употребляют с маслом или сметаной.
Сейчас мы заполним таблицу по сообщениям, которые вы подготовили.
Витамин
Источник
Функция
Гипо/ гипервитаминоз
А
Печень, сливочное масло, сыр;
Каротин - морковь, красный перец, абрикос, тыква, помидор и др.
Рост эпителиальной ткани,
Пигмент родопсин улучшает сумеречное зрение.
Потребность 1 мг.
Гипо- «куриная слепота», сухая кожа.
Гипер- узменяется цвет кожи и слизистых, малокровие.
В
Злаковые растения, дрожжи, молоко и кисломолочные продукты, яйца, печень, почки
Влияет на работу нервной и мышечной системы, необходим для обмена белков, жиров и углеводов, участвует в образовании красных кровяных телец.
Потребность 1,2 - 1,8 мг.
Гипо- утомляемость, раздражимость, бери-бери сопровождается параличом и судорогами, задержка роста, потеря веса, трещинки в уголках рта, нарушение нервной системы, малокровие
С
Шиповник, черная смородина, лимон, капуста и другие овощи и фрукты
Участвует в обмене веществ, синтезе антител
Потребность 50 - 100 мг.
Гипо- цинга - кровоточат десны, выпадают зубы. Слабость, вялость, головокружение, снижен иммунитет.
Гипер- заболевания печени и поджелудочной железы
D
Морская рыба, яичный желток, кисло- молочные продукты. Образуется под воздействием солнечных лучей
Участвует в обмене веществ, образование костей и зубов.
Потребность 0,005 мг.
Гипо- рахит - деформация (искривление) костей, нарушение нервной системы.
Носовые кровотечения.
Гипер- заболевания печени, вымывание Са из костей.
Е
Зародыши пшеницы, зеленые овощи, растительные масла.
Органы размножения, рост и развитие организма.
Потребность 30 - 50 мг.
Гипо- слабость, ухудшается настроение, ухудшается состояние кожи.
К
Зеленые листья салата, капусты, крапивы. Образуется микрофлорой кишечника
Необходим для нормального свертывания крови.
Потребность 1 - 2 мг.
Гипо- нарушается процес свертывания крови, склонность к кровотечению.
Витамин Е.Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп. Витамин Е чрезвычайно необходим тем, кто занимается силовыми тренировками. При недостатке - слабость, ухудшается настроение, ухудшается состояние кожи.
Содержится в тех же продуктах что витамины A и D.
Витамин К. Регулирует свертываемость крови. При недостатке - носовые кровотечения, синяки. В норме витамин К способен вырабатываться в кишечнике, под действием кишечных бактерий, поэтому возможен гиповитаминоз при длительном использовании некоторых антибиотиков, которые изменяют состав кишечной микрофлоры. Витамин К содержится в зеленых листьях салата, капусте, крапиве.
Итак, мы познакомились только с несколькими витаминами. Их функции очень многообразны, но в их действии на организм много общего. Например, все они влияют на организм в ничтожно малых количествах. Многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому понятно, что их недостаток сейчас же вызывает нарушение обмена веществ.
Теперь познакомимся с правилами приготовления пищи для сохранения витаминов:
Чистить овощи следует только перед варкой, а не заранее (витамин С разрушается под воздействием кислорода.
Варить желательно в эмалированной кастрюле (при контакте с железом некоторые витамины (В и С) разрушаются).
Варить, закрыв крышкой или в скороварке не слишком долго.
Варить овощи в кожуре и опускать их в кипящую воду.
Лучше употреблять в сыром виде.
При использовании препаратов необходимо соблюдать суточную дозу.
Вы поняли, что витамины крайне нужны организму, при их недостатке развиваются авитаминозы. Давайте поможем больным людям: выслушаем их жалобы, поставим диагноз и предложим лечение.
-
У меня странная болезнь, днём, на свету, я вижу хорошо, а вот в сумерках как захожу в комнату, где мало света, я ничего не вижу. Будто на глаза надеты тёмные очки. Выхожу на свет, зрение восстанавливается. Доктор, помогите, пожалуйста. (А - куриная слепота - врач окулист).
-
Уважаемый доктор! Помогите! Меня замучили постоянные носовые кровотечения и боли в спине, точнее в позвоночнике, кости искривлены. Суставы болят, как после тяжёлой нагрузки. (Д - рахит - врач хирург).
-
Больная М., 13 лет, увлеклась новомодной диетой и, пытаясь похудеть, в течение месяца исключала из пищи все жиры. На прием поступила с признаками сумеречной слепоты («куриная слепота»): кожа сухая, волосы ломкие, на слизистой ротовой полости мелкие язвы… (Перечисленные симптомы характерны для дефицита в организме жирорастворимого витамина А. Больной рекомендуется включать в рацион: сливочное масло, тресковую печень, салаты из помидоров и моркови с растительным маслом.)
-
В Х1Х в. Русские матросы стали свидетелями странной болезни, распространенной в портах Восточного Китая и острова Ява. Больные люди еле - еле передвигали ноги, будто на них висели гири. Больных буквально скручивали судороги, затем следовали паралич, и наступала смерть. - У нас такой болезни нет, а здешний народ болеет оттого, что чёрного хлебца не ест! - говорили матросы. Как называется это заболевание и каковы его причины?( Это болезнь бери - бери. Она возникает при недостатке в пище витамина В1, которого много в отрубях, оболочках зерен и в хлебе. Болезнь обычна в районах, где население питается полированным рисом.)
-
Страничка из бортового журнала чайного клипера «Глория» «…Ураган настиг наш корабль как удар молнии. Синие воды Индийского океана скрылись под седой пеной, мачты ломались и падали за борт, ветер ревел как тысячи разъяренных демонов. Ещё вчера это был самый быстрый парусник. Наши трюмы полны чая нового урожая, и мы ожидали премию за срочную доставку груза в Британию. Мы совершенно потеряли ход, но трюмы и груз не пострадали от воды, вдоволь было сухарей и солонины, было даже достаточно пресной воды. Дни потянулись монотонной чередой, и через месяц команду сразила странная болезнь. Силы покидали людей, заболевший человек становился равнодушным к собственной судьбе. Любое действие требовало страшных усилий. На коже появились багровые пятна. Распухали и кровоточили дёсны, расшатывались и выпадали зубы. Больные матросы умирали один за другим. Корабельный доктор безнадежно качал головой и называл эту болезнь научным словом «скорбут». Что это за болезнь, каковы её причины? Могли бы вы на месте доктора спасти заболевших? (Спасение от скорбута (цинги) - под ногами у больных, в трюме. Чайный лист, и чай, особенно зелёный, содержит значительное количество витамина С.)
-
Молодая мама не любила гулять с маленьким сыном. Она укладывала ребенка в комнате, закрывала окна занавесками, чтобы солнечный свет не проникал внутрь, а сама включала телевизор и смотрела любимый сериал. Через некоторое время бабушка заметила ,что у малыша деформировалась грудная клетка, на ребрах появились утолщения, ножки стали искривляться. Бабушка настояла на том, чтобы ребенка показать врачу. Какой диагноз поставил врач и какое назначил лечение? (недостаток витамина D. Развивается рахит. Врач назначил солнечные ванны, рыбий жир, яичный желток, кисло- молочные продукты.)
-
Мой приятель считает, что вся сила в витамине С и для успешных занятий спортом нужно в рацион питания включать больше овощей. С вечера, начистив картошки, свеклы и репы, заливает их водой, чтобы, не теряя времени, утром приступить к варке. Люблю наблюдать, как в старинном железном котелке бурлит вода - варятся нарезанные овощи, поднимается ароматный пар. Овощи должны хорошо развариться - при этом гибнут болезнетворные микробы, а разваренные овощи хорошо усваиваются организмом. Теперь несколько бульонных кубиков и суп готов! Согласны ли вы с этим кулинаром? Ответ объясните. (такое приготовление приводит к полному разрушению многих витаминов. Овощи следует чистить только перед варкой, а не заранее; не следует варить слишком долго; витамин С разрушается при контакте с железом. Пищу желательно варить под крышкой.)
Диагноз вы поставили правильно, но вы должны уметь предотвращать подобные заболевания. Сейчас зима, время авитаминозов, поэтому обязательно нужно принимать аптечные витамины, а еще нужен специальный рацион питания. У нас в школе об этом заботятся. Вы получаете фрукты, витаминные напитки.
Общие выводы урока.
Что нового мы узнали на уроке?
1. Витамины - биологически активные вещества, действующие на организм в ничтожно малых количествах.
2. Они необходимы для нормального обмена веществ в организме, т.к. входят в состав почти всех ферментов, являющихся катализаторами - ускорителями процессов обмена веществ.
3. Витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые.
4. Авитаминоз - отсутствие или недостаток одного витамина в организме в результате потребления неполноценных питательных веществ.
5. Гиповитаминоз - недостаток того или иного витамина, приводящий к нарушению деятельности различных физиологических систем.
6. Гипервитаминоз - передозировка витаминов, проявляющаяся как тяжелое отравление организма.