- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока Природные сообщества
Конспект урока Природные сообщества
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Серебрякова Н.Ю. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока
по биологии в 6 классе
по теме «Природные сообщества»
Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ).
Вид: Заочное путешествие
Тема: «Природные сообщества»
Тип урока:урок «открытия» нового знания (ОНЗ).
Цели: познакомить учащихся с сущностью понятия «Растительные сообщества», сформировать знания об основных закономерностях живых систем.
Планируемые результаты(для учащихся):
Личностные: сформировать гражданскую позицию бережного отношения к природным экосистемам России;развивать в обучающихся навыкисамообразования.
Предметные: Познакомиться с многообразием природных экосистем России, выявить причины разнообразия растительного и животного мира страны.
Метапредметные: Осознание целесообразности сохранения биоразнообразия.
Задачи урока:
Воспитывающая: воспитание бережного отношения к природе и чувства патриотизма.
Развивающая: развитие представлений о разнообразии природных сообществ и природных зон России и своего региона; развитие навыков
учебно-исследовательской деятельности.
Обучающая: сформировать понятие «фитоценоз», изучить многообразие природныхсообществ, выработать умение использовать ранее
изученный материал, составлять план действий при овладении новым учебным материалом.
Оборудование:
Таблицы «Природные сообщества».
Гербарный материал,
Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор)
Описание хода урока.
1.Организационный момент
Учителькаждому ученику раздаётся дубовые листья красного,зеленого и желтого цвета.
2.Повторение пройденного (Актуализация знаний)
Задание№1
Работая с коллекцией, определить, какие растения относятся к культурным?
Задание№2
Фронтальная работа с классом:
? - Что такое культурные растения? Какое значение они имеют?
Задание№3
Выбрать любое культурное растение и указать место его происхождения.
3.Изучение нового материала
Этап урока
Содержание
Методические указания
Слово учителя
Учитель: Ребята, у нас сегодня будет урок-путешествие в сказочный мир нашего прекрасного Краснодарского края.
А как можно совершать путешествия? Обучающиеся:По воде на плотах, байдарках, пешим ходом, на лошадях, на транспорте.
Учитель:Какие интересные места можно посетить?
Обучающиеся:Горы, реки, озера, моря, ледники, скалы, города, дольмены, памятники.
Учитель:А мы с вами совершим виртуальное путешествие.
Демонстрируется слайд «Путешествие в заповедную сказку Краснодарского края»
Формулировка цели занятия
Учитель:Я вас сегодня приглашаю посмотреть уникальные места нашего края, узнать, какие природные сообщества будут встречаться на нашем пути. Только нам необходимо выяснить, что должен знать и уметь настоящий юный путешественник?
Обучающиеся:Знать растения и узнавать их в природных условиях,знать правила поведения на природе, слушаться взрослых.
Учитель:Мы будем путешествовать по уникальным местам нашего края, побываем в еловом, лиственном, дубовом и в смешанном лесу. Познакомимся с уникальнымиживотными, которые населяют различные сообщества.
Демонстрация слайда « Реки, горные вершины Заповедника»
Основной этап урока-путешествия
Учитель:Ребята, какое важное событие произошло в нашем крае в этом году? Обучающиеся: олимпиада в Сочи.
Учитель:Молодцы! Туризм - тоже вид спорта, пока не олимпийский, но очень популярный в нашей стране. Поэтому мы с вами пройдем по маршруту, который назван «Олимпийским» в честь нашей Олимпиады.
Давайте наш маршрут проложим через горы Кавказа к морю и закончим в Красной поляне - сердце зимней олимпиады.
Начинается наш маршрут с кордона Черноречье - это ворота нашего Кавказского природного биосферного заповедника. Здесь нам необходимо получить пропуск на прохождение через заповедник. Как вы думаете, почему?
Обучающиеся:С целью охраны природы. В заповедникелесники, ученые охраняют и растения, и животных, и воду, и всю живую и неживую природу.
Учитель: На примере нашего заповедника мы можем изучить одно из самых потрясающих сообществ мира! Наши леса обладают характерной освещенностью и различными жизненными формами, которые хорошо выражены в лиственном лесу. Крупные деревья образуют первый ярус: дубы,ель; второй ярус представлен черемухой, рябиной; третий ярус составляют кустарники; четвертый - травы и папоротники и, наконец, пятый - лишайники, мхи и грибы.
А вы знаете, какими видами животных знаменит заповедник? Кого он охраняет?
Обучающиеся: Косуль,туров.
Учитель:Хочу вас познакомить с некоторыми из них. Это гордость заповедника - зубр кавказский, поголовье которого было восстановлено с нуля за 60 лет, а сегодня их около тысячи особей.Это олень благородный, тур кавказский, редкая, очень скрытная птица улар кавказский, бурый медведь.
Охраняются и растения, которые создают фитоценозы.
Ребята, давайте найдем определение фитоценоза в учебнике.
Обучающиеся: Разные виды растений образуют группировки - фитоценозы.
Учитель: Итак, мы с вами в еловом лесу.
Каковы же особенности елового леса? Обучающиеся ищут информацию в учебнике.
Учитель:Кавказскаяель, которая здесь достигает до 60 метров высоты.В нижнем ярусе произрастают горечавка, подснежник кавказский, колокольчик.Но самым загадочным, редким и таинственным является, знаете кто?
Обучающиеся:Снежный барс.
Учитель:Правильно. Этоснежный барс или ирбис. Он живет в труднодоступных ущельях, днем прячется в пещерах, а ночью или в пасмурные дни охотится. Охотится на оленей, косуль, но может полакомиться и сусликом, зайцем. Очень редкий зверь, но очень смелый и ловкий. Наверно, за это он и стал символом Олимпиады.
Итак, мы с вами получили пропуск в заповедник, узнали, какие можем встретитьсообщества.
Демонстрация эмблемы Олимпиады
Демонстрация слайдов о заповеднике
Слайды с изображением охраняемых животных и растений
Работа в группах
Учитель делитобучающихся на 4 группы, каждой группе дается свое сообщество(сосновый, смешанный, дубовый, березовый лес).
Ответить на вопросы плана.
-
Распределить растения по ярусам.
-
Какие условия создаются в данном природном сообществе(свет, температура, влажность)?
-
Каких животных можно встретить в данном природном сообществе?
Представитель от каждой группы защищает свое сообщество.
Работа с учебниками
Слайды различных природных сообществ
Продолжение путешествия
Учитель:Какие вы молодцы!
Предлагаю сделать привал. Нам предстоит разбить лагерь. Разведем костер. Огонь не только объединяет туристов, но и участников Олимпиады. Олимпийский огонь традиционно зажигают в Греции. Эстафета Олимпийского огня сочинской олимпиады длилась123 дня и имела протяженность 40 000 километров. Олимпийский огонь сочинской Олимпиады был внесен на самую высокую точку Кавказа - гору Эльбрус(5642 метра) и опускался на дно Байкала.
Ребята, авы знаете, как правильно разжечь костер в лесу?
(Идет фронтальная беседа, в результате которой составляется памятка«Правила пожарной безопасности в лесу»).
-
Разводим не на корнях.
-
Снимаем верхний слой земли.
-
Границы костра выкладываем камнями.
-
Используем найденный материал(опавшие сухие ветки).
-
Уходя, тушим костер водой,место костровища накрываем дерновиной.
-
В Заповеднике костры разводят в строго определенных местах.
Слайд олимпийский огонь
Слайд костер
Подведение итогов:
Учитель: А сейчас я хочу вам вручить сертификаты о заочном прохождении знаменитого маршрута «Олимпийский». Поздравляю вас: вы приняты в туристическое братство туристов Кубани.
(Вручаются заранее подготовленные сертификаты).
Рефлексия:
Учитель: Ребята, на доске прикреплено дерево, а у каждого из вас на столе лежат дубовые листочки разных цветов. Выберите нужный,по вашему мнению,дубовый листик и булавочкой закрепите на дереве!
Зеленый- беречь природу!
Желтый- я интересуюсь!
Красный- мне безразлично!
Учитель: Итак, совершив виртуальное путешествие в Кавказский природный биосферный заповедник, мы с вами пришли к выводу, что природу нужно охранять и беречь.
Дерево, нарисованное на ватмане
Домашнее задание
§31, рис.59. Нарисовать свой пример смены растительных сообществ.