Рабочая программа Ажурный крючок

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Она расчитана на 5 лет. Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием                                                                                                                                                                                      
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Хохольский лицей»

Хохольского муниципального района Воронежской области


РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

На заседании методического объединения внеурочной деятельности

Заместитель директора по ВР Солнцев М.Ю.

________________

Приказом МКОУ «Хохольский лицей»

протокол № 1 от 30.08.2013г.

«____» __________ 2013г.

№ 170 от 31.08.2013г.



Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

внеурочной деятельности

«Ажурный крючок»

для 5-9 классов


Разработала: учитель

Нархова Н. А.









2014-2015 учебный год

Дополнительная образовательная программа

«Ажурный крючок»

Введение

Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Это один из древнейших видов прикладного искусства. Существует предположение, что метод изготовления полотна вязанием появился на севере Африки. В XIII-XVI вв. вязание пришло из стран Востока в Европу, в том числе и на белорусские земли, в Великое княжество Литовское, несколько позднее, в XVIII в., вязать научились в России.

Вязание крючком очень разнообразно и по технике выполнения, и по назначению. Появившись как способ изготовления предметов одежды и отделки к ней, оно постепенно взяло на себя и задачи по оформлению интерьера. Клубок ниток и небольшой инструмент крючок таят в себе неорганичные возможности для творческого труда. Подбор ниток, выбор узора, фасона, создание изделия - занятие увлекательное и нужное, полезное в повседневной жизни.

Вязание крючком - такой вид рукоделия, посредством которого легко заинтересовать детей прикладным творчеством, научить создавать красивые изделия, воспитывать художественный вкус.

Занятия в кружке выявляют склонность детей к прикладным видам деятельности, развивают креативные способности, включают в атмосферу творчества, формируют привычку к труду.

Пояснительная записка

Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.

Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 8-12 человек в возрасте с 11 лет. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания крючком. Группы могут формироваться по возрастному признаку.

Программа кружка рассчитана на 5 года обучения. Количество занятий: первый год - 70 ч. (1 раз в неделю по 2 часа), второй - 70 ч. (1 раз по 2 часа), третий - 70 ч. (1 раз по 2 часа), четвертый - 70ч. (1 раз по 2 часа), пятый - 70ч. (1 раз по 2 часа).

Программа первого года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами вязания крючком и техникой вязания узоров и кружев. Второй год - на обучение детей вязания продольных и поперечных кружев. Третий год направлен на овладение учащимися вязания в филейной, брюггской и ирландской технике. Четвертый год предполагает работу по обучению учащихся основам пестрого вязания, техники выполнения орнамента, особенностям кругового объемного вязания. Пятый год - технологии изготовления вязаной одежды.

Цель программы - привитие учащимся трудовых навыков, формирование у них эстетического вкуса, развитие творческих способностей путем обучения вязания крючком.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательные:

  • Познакомить с историей, развитием техники вязания крючком, современными тенденциями в моде вязаных вещей;

  • Обучить правильному положению рук при вязании;

  • Обучить правильно пользоваться инструментами;

  • Познакомить с основными условным обозначениями;

  • Обучить строить схемы для вязания по описанию;

  • Научить четко выполнять основные приемы вязания;

  • Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;

  • Обучить особенностям кроя и вязания различных моделей;

  • Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

2. Воспитательные:

  • Привить интерес к данному виду творчества;

  • Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

  • Воспитать творческого отношения к труду, развить эстетического восприятия мира, художественного вкуса;

  • Привить основы культуры труда.

3. Развивающие:

  • Развить творческие способности;

  • Развить произвольность психических процессов;

  • Развить образное мышление;

  • Развить воображение и фантазию;

  • Развить моторные навыки.

В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше, предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.

Работа в кружке должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор и фасон изделия. Роль педагога в данном случае - направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.

Используются следующие методы обучения:

- словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);

- метод показа, или наглядный метод;

- метод расчлененного разучивания элемента вязания.

Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся.

Предполагаемые результаты:

1-ый год обучения

Учащиеся должны знать:

  • Историю техники вязания крючком;

  • Правила поведения, правила техники безопасности;

  • Виды инструментов и материалов, используемых для вязания крючком;

  • Условные обозначения, понятие «раппорт»;

  • Основные приемы набора петель и вязания крючком.

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе с крючком, ножницами;

  • правильно пользоваться крючком, ножницами;

  • правильно читать условные обозначения;

  • подбирать материалы для вязания;

  • выполнять основные узоры;

  • свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту.

2-ой год обучения

Учащиеся должны знать:

  • Правила поведения, правила техники безопасности;

  • Особенности вязания продольных и поперечных кружев;

  • Понятие «прошва»;

  • Особенности вязания в брюггской, филейной и ирландской технике.

Учащиеся должны уметь:

  • Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе;

  • Вязать продольные и поперечные кружева;

  • Вязать в брюггской, филейной и ирландской технике.

3-й год обучения

Учащиеся должны знать:

  • Особенности вязания в брюггской, филейной и ирландской технике.

Учащиеся должны уметь:

  • Вязать в брюггской, филейной и ирландской технике.

4-й год обучения

Учащиеся должны знать:

  • Правила поведения, правила техники безопасности;

  • Понятие пестрое вязание, способы замены нитей;

  • Понятие орнамент, способы его выполнения;

  • Виды украшения вязаных изделий;

  • Понятия «пропорции фигуры», «выкройка-основа», «контрольный образец»;

  • Особенности кругового объемного вязания.

Учащиеся должны уметь:

  • Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;

  • Вязать узоры в технике пестрого вязания;

  • Выполнять орнамент;

  • Изготовливать помпоны, кисти, шнуры, вязать цветы;

  • Определять плотность вязания.

5-й год обучения

Учащиеся должны знать:

  • Правила поведения, правила техники безопасности;

  • Современные тенденции в моде вязаной одежды;

  • Особенности ухода за вязаной одеждой;

  • Особенности снятия мерок и особенности расчета для вязания носок перчаток, варежек, шапочек;

  • Последовательность выполнения деталей изделия;

  • Особенности сборки изделия, виды швов.

Учащиеся должны уметь:

  • Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;

  • Снимать мерки и выполнять расчет для вязания носок, перчаток, варежек, шапочек;

  • Вязать носки, перчатки, варежки, шапочки;

  • Вязать по выкройке и по расчету;

  • Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

  • Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами при вязании вещей;

  • Правильно соединять элементы между собой, выполнять швы различных видов;

  • Выполнять заключительную отделку готовых изделий.

Результатами обучения по данной программе могут являться положительные психические изменения (развитие памяти, внимания, мышления, моторики рук), развитие творческих способностей, профессиональное самоопределение учащихся, а также повышение престижа объединения.


Контроль за реализацией программы

Важным моментом работы по данной программе является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.

Контроль степени результативности реализации образовательной программы может проводиться в различных формах.

С целью проверки теоретических знаний можно использовать викторины, игры, кроссворды, карточки, письменные и устные опросы.

О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.

Критерием оценки умений может также считаться выполнение индивидуальных альбомов с образцами вязания, а также участие в конкурсах и выставках на уровне Дома детского творчества, района и области.

Формой итогового контроля может быть выставка творческих работ.

Выставка - форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться творческий приз.

Содержание программы.

Вводное занятие.

Из истории вязания. Из истории ниток. Какие бывают нити. О пряже и волокнах. Виды крючков. Соответствие толщины ниток и крючка. Как оборудовать рабочее место. Как правильно смотать клубок. Цветовое решение. Техника безопасности при вязании крючком. Подготовка ниток к вязанию. Как распустить изделие. Обработка и выравнивание старых и бывших в употреблении ниток.

Украшение вязанных изделий.

Аппликация. Материалы, используемые для аппликации, их обработка и способы прикрепления к вязанному изделию.

Основные приёмы вязания.

Положение рук и крючка. При вязании крючок держат в правой руке, как карандаш. Головка крючка при любом движении повернута к себе. Конец нити от клубка перекинут через указательный палец левой руки ( у самого ногтя ) на себя и прижат большим пальцем. С другой стороны нить пропущена под средний палец, затем поверх безымянного и под мизинец. Большим пальцем придерживай свободный конец, а остальными слегка прижимай пропущенную между пальцами нить, чтобы она имела некоторое натяжение (оно должно быть равномерным на протяжении всего вязания). Во время вязания третьим пальцем правой руки придерживай петли на крючке. Нить, идущая от клубка, называется рабочей.

Косичка из воздушных петель - введи крючок под рабочую нить, лежащую на указательном пальце левой руки (от себя), слева направо и поверни его вместе с нитью так, чтобы на нём образовалась петля, а под ним - перехлёст нити. Немного растяни петлю и прижми перехлёст большим пальцем левой руки к указательному, чтобы удержать петлю и не дать ей затянуться. Снова введи крючок под рабочую нить (от себя) и, захватив её, протяни в образованную петлю. Протянув крючок с нитью через первую петлю, отпусти большой палец с перехлеста - петля затянется, а на крючке появится новая петля. Так повторяй до тех пор, пока не свяжешь цепочку из воздушных петель задуманной длины.

Полустолбик - связав косичку из 10 - 15 воздушных петель, введи крючок в третью петлю от крючка, захвати рабочую нить и протяни её сразу через петлю косички и петлю на крючке. Так провяжи все петли до конца косички. Закончив первый ряд, прежде чем повернуть вязание, сделай ещё одну воздушную петлю. Это так называемая петля для высоты ряда. Она как бы поднимает вязание на следующий ряд. Такую петлю надо обязательно провязывать в конце каждого ряда. Повернув вязание, провяжи полустолбики в каждую петлю нижнего ряда. Их должно получиться столько же, сколько их было в первом ряду.

Столбики без накида - свяжи косичку их 12 воздушных петель. Введи крючок в третью петлю косички, вытяни через неё рабочую нить. На крючке образуются две петли. Придерживая их средним пальцем, вновь подхвати рабочую нить и протяни ее через обе петли на крючке. Так провяжи ряд до конца. Провяжи вязание. (Не забудь о петле для высоты ряда.) в зависимости от того, куда ты будешь вводить крючок при провязывании следующего ряда, у тебя будут получаться различные вязки. Если надо связать полотно, имеющее гладкую поверхность, вводи крючок под обе дужки петли косички предыдущего ряда. Если будешь захватывать крючком только заднюю дужку косички, вводя его в ее середину, получится выпуклый рельеф, вязка станет похожей на резинку, связанную спицами.

Столбик с накидом в один приём - свяжи косичку из 12 воздушных петель. Сделай накид - накинь на крючок рабочую нить. Придерживая средним пальцем петлю и накид, введи крючок в четвертую петлю косички и вытяни через неё рабочую нить. Опять подхвати крючком рабочую нить и протяни ее сразу через все три петли, находящиеся на крючке, образуя одну новую до конца ряда. Для высоты подъёма сделай две воздушные петли, так как ряд столбиков с накидом выше ряда столбиков без накида.

Столбик с накидом в два приёма - этот столбик в первой части выполняется как предыдущий. Однако получившиеся на крючке три петли провязывают в два приёма: сначала рабочую нить протягивают в вытянутую петлю и накид (на крючке остаётся две петли), затем ещё раз подхватывают рабочую нить и протягивают её через оставшиеся две петли.

Столбики с 2, 3 накидами - вяжется как столбик с накидом в два приема, только на крючке получается четыре (пять) петель: сначала рабочую нить протягивают в вытянутую петлю и первый накид (на крючке остаются три (четыре) петли), затем ешё раз подхватывают рабочую нить и протягивают через второй накид (остается две (три) петли). Затем рабочую нить протягивают через оставшиеся две петли.

Пышный столбик - при его выполнении используются те же приёмы, что при вязании столбика с накидом. Сначала делают накид, вытягивают рабочую нить из петли предыдущего ряда, но не провязывают ее, а снова делают накид и вновь вытягивают рабочую нить той же петли предыдущего ряда. Так можно сделать 2 - 4 раза, после чего затянуть все петли на крючке сразу одной петлей.

Длинные петли - для начала вяжется косичка из 10 - 15 воздушных петель, провязывается на ней 2 - 3 ряда столбиков без накида. Повернув полотно для вязания четвёртого ряда, перед провязыванием второй петли цепочки перехвати полотно правой рукой, а большой палец левой руки подведи под рабочую нить и немного оттяни ее на себя. Перехвати полотно левой рукой так, чтобы конец петли, находящейся на большом пальце, был подведён к крючку, и провяжи столбик без накида, после чего освободи большой палец из петли. На полотне окажется закреплённая длинная петля. Опять подхвати полотно правой рукой, большим пальцем левой рукой оттяни рабочую нить, образовав из неё петлю, и закрепи её провязыванием следующего столбика без накида. Вяжется так до конца ряда. Перевернув полотно, провязывается следующий ряд столбиками без накида. Это закрепляющий ряд. Далее опять вяжется ряд длинными петлями, а следующий - закрепляющий.

Тунисское вязание. При этой технике вязания в процессе работы на крючке находится много петель, поэтому требуется специальный крючок, который длиннее обычного и толщина которого одинакова по всей длине крючка. При вязании в тунисской технике работают всегда на правой стороне, т.е. работа не переворачивается. Каждый ряд состоит из лицевых и изнаночных рядов. В лиц.р. петли подхватываются справа налево, в изн.р. слева направо. Основу простого тунисского узора составляет цепочка воздушных петель, которую нельзя вязать туго.

Соединение мотивов. Соединяя между собой отдельные мотивы, связанные по кругу, можно выполнять различные изделия: скатерти, салфетки, воротнички, дорожки и т.д. Соединяются между собой мотивы и в процессе вязания и после их выполнения. В процессе вязания это делается следующим образом: довязав до ушка (выступающая петелька из нескольких воздушных петель), вяжут 2-3 воздушные петли (половинка ушка), вынимают крючок из вязания, сверху вводя его в ушко из воздушных петель выполненного мотива, затем вводят крючок в последнюю воздушную петлю выполненного мотива. На крючке две петли (сверху петля выполненного мотива, снизу - выполняемого). Накидывая нить на крючок, протягивают ее через эти две петли. Далее вяжут ещё 2-3 петли (вторая половина ушка выполняемого мотива) и продолжают вязать. В ряде случаев мотивы сшиваются при помощи швейной иглы.

Вывязывание полотен различной формы.

Круглое полотно. Свяжи цепочку из трёх воздушных петель и замкни ее в кольцо, соединив петлей первую и третью петли. Сделай ещё одну воздушную петлю и, вводя крючок в середину кольца, провяжи 5 столбиков без накида, шестым соедини первый и последний столбики. Второй ряд - 10 столбиков без накида (вводить крючок по 2 раза в одну и ту же петлю). Третий ряд - 20 столбиков. Четвёртый ряд - столбики без накида с провязыванием по 2 столбика в каждую петлю . Получается 30 столбиков. 5 ряд - 40 столбиков и т.д.

Квадратное полотно. Квадрат от центра - свяжи три воздушные петли, соедини их в круг. Затем свяжи 2 ряда по 2 столбика без накида в каждую петлю нижележащего ряда. В следующем ряду раздели получившееся число петель на четыре части (по три петли), пометь угловые петли и вяжи в каждую их них по 3 столбика без накида. При вязании последующих рядов провязывай по 3 столбика без накида в каждую среднюю петлю из трёх провязанных из одной петли предыдущего ряда.

Квадратное полотно. Квадрат от угла - вяжется косичка из трёх воздушных петель, замыкается в круг, делается петля для подъёма ряда и провязывается 1 столбик без накида, 3 столбика без накида во вторую петлю косички и 1 столбик без накида. Работа поворачивается , вяжется воздушная петля на подъём ряда, затем 2 столбика без накида в следующие 2 петли нижележащего ряда, 3 столбика без накида в петлю, которая ложится по диагонали квадрата, и ещё 2 столбика без накида в следующие 2 петли нижележащего ряда. Работа поворачивается. Последующие ряды провязываются таким же способом.

Треугольник. Свяжи косичку из трёх воздушных петель, замкни их в кольцо. Провяжи одну воздушную петлю на подъём ряда и поверни вязание. Провяжи 1 столбик без накида в первую петлю косички, 3 столбика без накида во вторую петлю и 1 столбик без накида в третью петлю косички. Вместо 3 начальных петель теперь получилось 5 столиков без накида. Работу поверни, свяжи одну петлю на подъём ряда, один столбик без накида над столбиком предыдущего ряда, над средним столбиком из трёх провязанных из одной петли в нижележащем ряду свяжи вновь 3 столбика без накида, затем 1 столбик и т.д. до конца ряда. Второй ряд состоит уже из 7 столбиков без накида. Такие же прибавки делаются в каждом ряду. В начале вязания каждого нового ряда после провязывания воздушной петли и в конце ряда провязывай по 2 столбика без накида в петлю нижележащего ряда, иначе углы полотна будут загибаться вверх.

Шестиугольник. Полотно в форме шестиугольника вяжется по схеме.

Цветы, которые никогда не завянут. Эти цветы украсят ваш дом, оживят самые темные уголки, в которых не выжили бы даже неприхотливые комнатные растения. Вязаные цветы: розы, кувшинки, анютины глазки, маргаритки, пионы, бархатцы.

Отделочные элементы.

Крючком можно вязать пуговицы - они могут быть круглыми, прямоугольными, объёмными (в форме бочонка), в виде цветочка с лепестками.

Для выполнения круглой пуговицы вырезают из плотного картона кружок желаемого размера. Затем вяжут косичку из трёх воздушных петель, замыкают их в кольцо и провязывают из его центра 8-10 столбиков без накида. Во втором ряду (если пуговица большая, то и в третьем) делают прибавления петель для увеличения диаметра вязанного круга. Когда диаметр вязанного и картонного кружков становятся равными, делают равномерные убавления, провязывают из двух столбиков один. Выполнив первый ряд с убавлениями, вкладывают картонный кружок внутрь связанного чехла и довязывают его до конца. Нитку обрывают и закрепляют с помощью иголки.

Можно связать круглую пуговицу и без картонки. Для этого в кольцо из воздушных петель провязывают сначала один ряд столбиков без накида, а сверху второй (можно и третий), пока не заполнится отверстие в середине.

Пуговицу в виде цветка можно выполнить, используя предыдущую, на петлях которой можно провязать 5-6 лепестков из длинных и коротких столбиков или из цепочек воздушных петель с обвязыванием их в последующем ряду столбиками без накида.

Для изготовления объёмной пуговицы вяжут прямоугольное полотно размером 3х2 см и, скатав его трубочкой (по короткому краю), крепко перевязывают его в середине.

Особенности вязания крючком.

Прибавление числа петель. Прибавление петель вывязыванием из одной петли предыдущего ряда двух или несколько новых петель. Прибавление надо делать через одинаковое число петель и рядов, что обеспечит равномерность изменения формы полотна.

Убавление числа петель - делают двумя способами. 1 способ - равномерно внутри всего ряда или в его конце не провязывают одну из петель предыдущего ряда. 2 способ - рабочую нить протягивают сначала под одной петлей предыдущего ряда, затем под следующей и образовавшиеся две петли провязывают вместе. При втором способе убавления петель кривая линия края полотна получается более плавной, чем при первом способе. Убавление надо делать через одинаковое число петель и рядов, что обеспечит равномерность изменения формы полотна.

Сохранение длины ряда. Надо соблюдать следующие правила. 1. При прямом расположении столбиков, провязав петли на подъём ряда (например, для вязания столбиков без накида - 1 петлю, с накидом - 2 петли и т.д.), выполни первый столбик, вводя крючок во второй столбик предыдущего ряда, так первый закроется цепочкой. Заканчивая ряд, введи крючок в последнюю петлю цепочки, которую связана для подъёма предыдущего ряда. 2. При шахматном расположении столбиков после набора петель для подъёма ряда выполни первый столбик, вводя крючок во второй столбик. Закрывая ряд, предпоследний столбик выполни между последним столбиком и цепочкой предыдущего ряда, а последний - в петлю подъёма. Если первый столбик выполнен перед вторым предыдущего ряда, то предпоследний выполняется перед последним.

Техника филейного вязания.

Отделочное кружево. Очень красивы салфетки, носовые платки и др. вещи, отделанные кружевом, связанным крючком. Предварительно край изделия из ткани надо подогнуть на 3…4 мм, приметать нитками в цвет ткани, а затем обвязать столбиками без накида. Расстояние между столбиками зависит от толщины ткани и ниток, но оно не должно быть более 4 мм, чтобы не стягивалась ткань. Петли столбиков служат основанием для вязания кружева. Оно может быть совсем простым и более сложным.

Орнамент в вязании.

Условные обозначения при вязании крючком.

Когда освоены основные приёмы вязания - происходит знакомство с условными обозначениями этих приёмов, позволяющих коротко и ясно записывать различные узоры вязания в виде схем. Для того, чтобы научиться легко понимать схемы вязания и работать по ним, необходимо поупражняться в вывязывании различных образцов.

Вязание салфеток по схемам.

Выбор салфетки (наиболее простые варианты) и её вязание.

Организация выставки.

Подготовка изделий к выставке. Посещение выставки. Обсуждение выставки.

Экскурсия на природу.

Цель - воспитание чувства гармони. В природе всё красиво и органично. Использование увиденного в своих изделиях.

Тематический план

1 год обучения

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

0

2

Основные приемы вязания крючком

40

3

37

3

Вязание кружев

29

2

27

Итого:

60

6

64


Учебно-тематический план

1 год обучения

Тема

1

Вводное занятие

Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. История вязания крючком

Выбор крючка и пряжи. Основные правила вязания крючком.

2

Основные приемы вязания крючком

- Образование первой петли. Цепочка из воздушных петель.

-Полустолбик без накида

- Столбик без накида.

- Полустолбик с накидом.

- Столбик с накидом.

- Столбик с двумя накидами. Столбик с тремя накидами.

- Условные обозначения. Понятие «раппорт». Правила чтения схем.

- Узоры на основе столбиков и воздушных петель

- Ракушка. Ракушка на ножке.

- Пучок из двух недовязанных столбиков с накидами.

- Узоры на основе «ракушки» и «короны»

- Витой столбик.

- Пышный столбик.

- Узоры, связанные пышными столбиками.

- Рельефные столбики

- Узоры на основе рельефных столбиков

- Вытянутые петли

- Узоры с вытянутыми петлями

- Узоры, связанные с возвращением в предыдущие ряды.

- Перемещенные столбики

- Узоры с перемещенными столбиками

- Крестообразные столбики

- Узоры с крестообразными столбиками

- Итоговое занятие

4

Вязание кружев

Способы прибавления и убавления петель.

Вязание круга.

Квадрат, связанный от середины

Квадрат, связанный от угла

Треугольник, связанный от центра

Треугольник, связанный от середины стороны

Треугольник, связанный от угла

Вязание пятиугольника

Кружева из отдельных мотивов. Правила выполнения мотивов и способы их соединения.

Вязание салфетки

Вязание прихватки

Итоговое занятие. Оформление выставки работ учащихся


Тематический план

2 год обучения

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

0

2

Повторный курс

10

0

10

3

Продольные и поперечные кружева

58

2

56

Итого:

70

4

66


Тематический план

3 год обучения

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Техника филейного вязания

22

2

20

2

Брюггские кружева

22

2

20

3

Ирландское кружево

26

2

24

Итого:

70

6

64

Учебно-тематический план

2-3год обучения

Тема

1

Вводное занятие

Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. Беседа «Художественные возможности вязания крючком»

2

Повторный курс

Основные приемы вязания крючком

Особенности вязания круга и многоугольников

3

Продольные и поперечные кружева

Виды кружев. Возможности использования продольных и поперечных кружев в оформлении одежды и интерьера.

Правила выполнения продольных кружев.

Вязание продольных кружев.

Обвязывание кружевом носового платка

Правила выполнения поперечных кружев

Вязание поперечных кружев

Вязание закладки в книгу

Итоговое занятие

4

Техника филейного вязания.

Филейное полотно. Основные правила вязания в филейной технике.

Схематическое изображение филейного кружева.

Способы прибавления и убавления клеток.

Косая филейная клетка.

Узоры на основе косой филейной клетки.

Вязание кружева в филейной технике.

Итоговое занятие.

5

Брюггские кружева

Брюггская техника вязания крючком

Тесьма. Схемы для изображения тесьмы

Техника выполнения различных видов тесьмы

Техника выполнения скошенных рядов

Виды соединений:

- «звездочка»,

- «змейка»,

- «полоска»,

- «крестик»,

- «паучок»,

- «круг».

Схемы для изображения брюггских кружев

Вязание салфетки в технике брюггского кружева.

Итоговое занятие. Оформление выставки работ учащихся

6

Ирландское кружево.

Ирландская техника вязания крючком.

Вязание сеточек фона. Сеточка «Соты»

Вязание сеточек фона. Сеточка «Пико»

Вязание сеточек фона. Сеточка «Трилистник»

Вязание сеточек фона. Сеточка «Пико из дуг»

Вязание сеточек фона. Сеточка «Чешуйки».

Вязание сеточек фона. Сеточка «Трельяж».

Вязание сеточек фона. «Свободная сеточка».

Оформление кромки. Прямой край.

Оформление кромки. Прямой край с фестонами.

Оформление кромки. Кромка из дуг.

Вязание мотивов. Кружочек.

Вязание мотивов. Клевер.

Вязание мотивов. Листик.

Вязание мотивов. Цветок.

Вязание прошвы в технике ирландского кружева.

Итоговое занятие.

Итого:


Тематический план

4 год обучения

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

0

2

Повторный курс

2

0

2

3

Пестрое вязание

10

1

9

4

Техника выполнения орнамента

12

2

10

5

Круговое объемное вязание

44

2

42

Итого:

70

7

63


Тематический план

5 год обучения

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

2

Повторный курс

2

1

1

3

Технология изготовления вязаной одежды

54

2

52

4

Украшение изделий

12

1

11

Итого:

70

6

64

Учебно-тематический план

4-5 год обучения

Тема занятия

1

Вводное занятие

- Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности.

- Беседа «Современные тенденции в моде вязаной одежды».

2

Повторный курс

- Основные приемы вязания крючком

- Продольные и поперечные кружева

- Филейное вязание

- Брюггские кружева

- Ирландское кружево

3

Пестрое вязание

- Пестрое вязание. Способы замены нитей.

- Узоры в технике пестрого вязания.

- Вязание баночки для карандашей.

- Техника цветения.

- Выполнение прихватки в технике цветения.

- Итоговое занятие

4

Техника выполнения орнамента

- Орнамент. Техника вязания орнамента.

- Выполнение обложки для книги.

- Итоговое занятие

5

Круговое объемное вязание

- Снятие мерок и расчет для вязания носок.

- Способы вязания носок.

- Вязание носок.

- Снятие мерок и расчет для вязания варежек и перчаток.

- Способы вязания варежек и перчаток.

- Вязание варежек.

- Виды шапочек. Снятие мерок и расчет для вязания шапочек.

- Вязание шапочки.

- Итоговое занятие.

6

Технология изготовления вязаной одежды

- Пропорции фигуры. Снятие мерок.

- Подготовка к работе над изделием. Особенности вязания изделия по выкройке и по расчету.

- Особенности ухода за вязаной одеждой

- Особенности сборки изделия. Виды швов.

- Выполнение отчетной работы.

- Итоговое занятие. Оформление выставки работ учащихся.

7

Украшение изделий

- Виды украшения

- Помпоны

- Кисти

- Шнуры

- Технология изготовления вязаных цветов

- Коллективная работа пано «Цветы»

- Коллективная работа «Букет»

- Итоговое занятие.


Методическое обеспечение программы.


Для того, чтобы учащиеся успешно усваивали полученные знания, умения, навыки, используется сочетание наглядного показа приемов работы с демонстрацией изделий. Выполнив упражнения после знакомства с новыми приемами вязания, школьники вяжут не многочисленные образцы узоров, а конкретные изделия с использованием новых приемов вязания. Такой метод обучения вселяет уверенность и пробуждает интерес к занятиям. В процессе работы школьники знакомятся с основами цветоведения, что положительно влияет на воспитание хорошего вкуса.

При работе с учащимися используются традиционные методы обучения: объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний, использование схем, рисунков, готовых изделий. На всех этапах происходит совместное обсуждение при выборе изделий, цветовой гаммы, последовательности выполнения работы. Осуществляется систематический показ наиболее удачных работ. Используемый дидактический материал - схемы узоров, связанные образцы узоров, готовые изделия.

В течение года организуется промежуточная выставка - смотр работ, а в конце каждого года обучения проводится районная выставка творческих работ «Мир руками детей».

Надо иметь в виду, что каждый ученик имеет разный, отличный от других темп обучения, который зависит от таких факторов, как: имел ли учащийся хоть какие-то навыки в вязании или первый раз взял крючок в руки, какова активность восприятия нового материала, скорость ею усвоения; каков тип нервной системы школьника, обладает ли он усидчивостью. Различная начальная подготовленность учащихся требует четкого дифференцированного подхода к итогам их работы. Поэтому первые успехи начинающих, их немногочисленные изделия требуют не меньшего одобрения, чем широкий перечень освоенных изделий и более сложные изделия опытных вязальщиков. В связи с этим промежуточные результаты у каждого школьника будут свои. Итогом каждого года обучения служит выставка творческих работ, которая дает возможность оценить уровень техники вязания, качество выполненного изделия, самостоятельность при его изготовлении, самостоятельность в решении творческих задач.

Санитарные нормы:

Обучение технике вязания крючком должно осуществляться в хорошо освещенном кабинете с удобной мебелью. Тепловой режим должен соответствовать нормам СанПиНа.

Оборудование,

Для занятий учащимся понадобятся:

  • вязальные крючки,

  • нитки,

  • целлофановый пакет для хранения ниток, изготавливаемого изделия,

  • ножницы,

  • линейка,

  • цветная бумага и картон (для оформления изделий),

  • тетрадка, в которую обучающиеся будут вносить необходимую информацию (условные обозначения, схемы узоров).

Используемая литература:

  1. Журналы «Валя - Валентина» - М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС».

  2. Журналы «Вязание». - Нижний Новгород, ООО «Слог».

  3. Журналы «Вязание для взрослых». - М., Изд. дом «Ниола 21-й век»

  4. Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».

  5. Максимова М.В. Азбука вязания. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.

  6. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. - Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с.

  7. Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком - Мн.: Хэлтон, 1999. - 336с.

  8. Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. - 173с.

  9. Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком: Научно-популярная литература, 1986. - 96 с.

  10. Вязаные цветы и плоды. - АРТ-РОДНИК, 2007. - 64 с.

  11. Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2006. - 64 с.

  12. Вязаные прихватки. - АРТ-РОДНИК, 2007. - 64 с.

  13. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2011. - 128 с.

Литература для детей:

  1. Журналы «Валя - Валентина» - М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС».

  2. Журналы «Вязание». - Нижний Новгород, ООО «Слог».

  3. Журналы «Вязание для взрослых». - М., Изд. дом «Ниола 21-й век»

  4. Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».

  5. Максимова М.В. Азбука вязания. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.

  6. Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком - Мн.: Хэлтон, 1999. - 336с.

  7. Вязаные цветы и плоды. - АРТ-РОДНИК, 2007. - 64 с.

  8. Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2006. - 64 с.

9. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2011. - 128 с.



© 2010-2022