- Преподавателю
- Биология
- Методическая разработка воспитательного мероприятия Экология и культура - будущее России
Методическая разработка воспитательного мероприятия Экология и культура - будущее России
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бембеева Н.Б. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка воспитательного мероприятия
на открытом занятии кружка растениеводов в рамках
Всероссийского открытого урока охраны окружающей среды
Тема: «Экология и культура - будущее России».
«Охранять природу - значит охранять Родину»
М. Пришвин
Цели: формирование экологического сознания обучающихся, включение их в жизнь общества посредством социально-значимой деятельности экологической направленности.
Задачи:
-
содействовать формированию у школьников представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной позиции;
-
привлечь внимание учащихся к проблемам охраны окружающей среды;
-
показать связь живых организмов со средой обитания;
-
прививать любовь к малой родине, воспитывать в детях бережное отношение к окружающей среде, чувство гордости за природу России, родного края.
Оборудование - компьютер, проектор;
- выставка справочных изданий и книг о природе, произведений М.М. Пришвина и Д.Н. Кугультинова;
- видеоматериалы, материалы проектов (презентации, доклады), эмблемы; презентация к занятию.
Возраст участников: 11 - 14 лет
Ход мероприятия
1. Вступительное слово руководителя кружка растениеводов - педагога дополнительного образования, учителя биологии.
Здравствуйте ребята! (Слайд 1 - тема занятия)
Эпиграфом к нашему занятию служат слова русского писателя, натуралиста Михаила Михайловича Пришвина «Охранять природу - значит охранять Родину».
Этот год - Год охраны окружающей среды в Российской Федерации. (Слайд 2 - 2013 - год охраны окружающей среды)
На самом большом форуме в истории человечества - Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20» (20-22 июня 2012 г., Рио-де-Жанейро, Бразилия), главы большинства государств, включая Россию, договорились, что надо жить по программе, которая называется «Будущее, которого мы хотим».
Как же туда попасть, в это будущее, которого мы так хотим?
Что для этого надо делать? (Слайд 3 -цели и задачи занятия)
Главное, стараться все меньше тратить природные ресурсы и наносить вред природе и все больше использовать свои изобретения. Этот завет экологов и есть основа пути развития, который выбрала наша страна. Сегодня такой путь развития и такую экономику называют «зелеными», то есть дружелюбными по отношению к природе. Значит и нам надо бережно относиться к природе. Использовать лучшие технологии, чтобы не навредить природе и исправить то, что уже нарушено.
Экология - от слова «дом», это - наука о жизни в окружающем мире, об искусстве жить красиво в гармонии с природой.
(Слайд 4 - определение понятия «Экология»)
Экоогия (от др.-греч. οἶκος- обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука) - наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Э. Геккель.
Экология - это наука о динамической устойчивости жизни и биосферы и механизмах, обеспечивающих эту устойчивость.
К.С. Лосев.
Чтобы «вписать» свою деятельность в природные процессы, необходимы не только знания, но и культура. В настоящее время существует множество определений культуры, но в самом общем значении культура - это характеристика человеческой жизнедеятельности.
(Слайд 5 - Определение понятия «Культура»)
Культура (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование) - система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.
Культуру можно рассматривать как
- различные достижения человечества (живопись, музыка, архитектура и др.);
- способ взаимодействия с окружающей средой (различные типы хозяйствования в историческом процессе);
- необходимое условие выживания и развития человечества на современном этапе.)
Забота экологов и работников культуры - сохранение и приумножение культурного и природного богатства. По тому, как высоко люди ценят свою жизнь и здоровье, природу и культуру и определяется уровень развития любого общества. Поэтому неслучайно этот год - год экологии, а следующий год будет годом культуры. Экология и культура - будущее России.
- Демонстрация видеоматериалов Всероссийского урока охраны окружающей среды.
2. Выступление школьного библиотекаря. (Слайд 6 - Хартия Земли)
С 1987 по 2002 годы в мире велась большая работа по созданию документа под названием Хартия Земли. В нем записаны нормы поведения по обеспечению устойчивого развития. В начале этого документа говорится о том, что мы живем в такое время, когда человечество должно сделать свой выбор. Нам надо понять, что при всем многообразии жизни, мы все - одна семья с общей судьбой. Необходимо объединить усилия, чтобы создать устойчивое сообщество, основанное на уважении к природе и правам человека. Мы должны осознать свою ответственность друг перед другом, перед жизнью на нашей планете и будущими поколениями.
Земля - наш общий дом. Условия среды и уникальное сообщество живых существ обеспечивают саму возможность существования и эволюции жизни. Благополучие всех живых существ и человека зависит от сохранения экосистем, всего многообразия животных и растений, плодородия почв, чистой воды и воздуха. Сохранение природных ресурсов, многообразия жизни и красоты Земли - наша обязанность.
Нам необходимо общее понимание базовых ценностей, как этической основы для развивающегося мирового сообщества. С этой целью были предложены принципы, которые должны определять поведение отдельных людей и организаций, бизнеса и правительства.
Принципы устойчивого развития: (выборочно)
1. С уважением относиться ко всему многообразию жизни.
2. Проявлять заботу о жизни.
4. Сохранять культурное и природное наследие для нынешнего и будущих поколений.
5. Сохранять и восстанавливать целостность экосистем.
6. Использовать принцип предотвращения вреда и принцип предосторожности в качестве основы для обеспечения устойчивого развития.
7. Использовать модели производства и потребления, которые не нарушают экологические требования и права человека.
8. Развивать исследования в области экологической устойчивости и практическое использование их результатов.
12. Поддерживать право каждого на благоприятную природную и социальную среду для поддержания духовного и физического здоровья человека.
15. Проявлять гуманное отношение к живым существам.
В Основном Законе нашей страны Конституции Российской Федерации также записано «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». (Слайд 7 - статья 42 Конституции РФ)
3.Выступление учащейся, члена кружка растениеводов:
В нашей малой родине Калмыкии ведется большая работа по охране природы. Ученые экологи Калмыцкого государственного университета добились признания Калмыкии зоной экологического бедствия. В нашем регионе Черные Земли создан биосферный заповедник, где сохраняется коренная растительность степей и полупустынь, защищаются от надвигающейся антропогенной пустыни уникальные природные сообщества, изучается и охраняется реликтовое животное сайгак. (Слайд 8 - Черные Земли) В 2010 году у нас в республике Калмыкия проведен год Сайгака. (Слайд 9 - «2010 - год Сайгака)
4. Выступление учащегося члена кружка растениеводов
- Представление исследовательского проекта «Сайгак - символ Калмыкии», выполненного в соответствии с положением о республиканской научной эколого-биологической олимпиаде в сфере дополнительного образования детей (сложность выполнения для параллели 6 - 8 классов).
- Демонстрация рисунков участников конкурса «Степная антилопа».
5. Выступление учащегося, члена старшей группы кружка растениеводов.
В нашей стране в 2013 году проводятся мероприятия в рамках Года охраны окружающей среды. Главная цель проведения Года охраны окружающей среды - обеспечение права каждого человека на благоприятную окружающую среду. Кроме того - это вклад в развитие экологической культуры всех граждан России, вовлечение каждого из нас в деятельность по сохранению природы и сбережению ее богатств.
- Демонстрация презентации о деятельности кружка растениеводов в течение 2013 года.
6. Выступление учащейся, члена кружка растениеводов, победителя конкурса эмблемы года:
Министерство природных ресурсов и экологии России провело конкурс на создание эмблемы Года охраны окружающей среды в Российской Федерации. Победителем всероссийского конкурса стал Денис Ежов из города Муром Владимирской области. По замыслу победителя конкурса, эмблема несет важную смысловую нагрузку - единство. Для того чтобы изменить экологическую ситуацию в стране, необходимо объединиться всем россиянам. На эмблеме изображены очертания России без подразделения на регионы и города. Только так, объединив силы, можно противостоять тотальному загрязнению окружающей среды. Под окружностью автор подразумевает земной шар. В борьбе с экологическими проблемами должен участвовать каждый человек на Земле. Росток символизирует возрождение экологического процветания. Цветовое оформление эмблемы основано на цветах флага Российской Федерации, а также зеленом цвете, символизирующем природу и зарождение жизни. (Слайд 10)
Мы тоже сделали эмблему года. На ней изображен цветок лотоса, символ чистоты. Даже в грязной воде цветок лотоса остается сухим, излучает чистоту и свежесть. Тому причиной - особая структура его лепестков и листьев: они могут отталкивать воду и самоочищаться. На флаге Калмыкии изображен священный цветок лотос.
- Демонстрация эмблемы года кружка растениеводов.
7. Конкурс «Выбираем символы Калмыкии» (Слайд11)
- Представление мини-проектов о растениях Калмыкии. Учащиеся 5 и 6 классов демонстрируют результаты групповой проектной работы «Лотос» и «Тюльпан» в форме презентаций, подготовленных с использованием Интернет-ресурсов.
8. Викторина «Природа и поэзия» (Слайд 12 - «Полынь»)
- Проведение фрагмента викторины по стихотворениям Д.Н. Кугультинова. Учащиеся, члены старшей группы кружка читают отрывки стихотворения «Полынь», задают вопросы и предлагают найти ответы, используя тексты (на столах текст «География Калмыкии», подготовленный учащимися, с использованием Интернет-ресурсов (Википедия) и текст «Природные зоны», составлен учителем по сборнику «Растительный мир Калмыкии»). Ведущие викторины обращают внимание учащихся на то, что в текстах выделена информация о природе Яшкульского района.
Полынь.
Когда апрель рассыпал горсти
Лучей - сверкающих монет,
Я собирал в степи букет…
Цветы, как праздничные гости,
Меня пьянили пестротой -
Пунцовы, золотисты, сини…
И я не замечал полыни -
Такой привычной и простой.
Вопрос: Почему весной в степи наблюдается буйное цветение трав?
Ответ: Климат Калмыкии резко континентальный. Лето продолжительное и жаркое с t до 44о, а зима суровая, неустойчивая и малоснежная. Среднегодовое количество осадков невелико. Лето засушливое, поэтому многие виды растений вегетируют в весенний период, когда в почве имеются запасы влаги.
…Жарою сделалась теплынь,
И перешли в другие страны
Ромашки, лютики, тюльпаны
Осталась горькая полынь.
Вопрос: Почему в жаркие летние дни не увидишь в степи цветущих тюльпанов.
Ответ: Ранней весной степь покрывается зеленью эфемеров и эфемероидов, причем у некоторых развиваются яркие цветки. Уже в мае эти растения засыхают, так, как имеют короткий период развития.
Эфемеры - однолетние растения, которые до летней засухи полностью заканчивают свой жизненный цикл.
Эфемероиды - многолетние растения, которые рано весной успевают развить побеги, отцвести и дать плоды. После этого надземные побеги отмирают, а подземные (обычно луковицы или клубни) остаются живыми и в следующую весну дают новые побеги. У некоторых эфемероидов новые побеги развиваются уже осенью и способны перезимовывать.
Не помышляя о разлуке,
Она выносит знойный ад.
Струит целебный аромат
Со степью, с нами делит муки.
Вопрос: Почему полынь нормально вегетирует в жаркие летние дни?
Какие приспособления помогают этим растениям выжить в условиях недостатка влаги?
Ответ: Листья и стебли полыни покрыты волосками, предохраняющими их от излишнего испарения влаги. Хорошо развитые стержневые корни выкачивают влагу из нижних горизонтов почвы.
Вопрос: Почему автор пишет «струит целебный аромат»?
Ответ: Многие виды полыни обладают специфическим запахом, выделяют пахучие вещества, лекарственным сырьем являются трава и корни.
И машет мне рукой своей
Как будто вовсе не в обиде,
Что обольстясь красой гостей
Я проходил ее не видя.
Вопрос: Когда цветет полынь?
Ответ: Массовое цветение полыни происходит в конце лета - ранней осенью, хотя может начинаться уже с мая (у некоторых видов). Ранней весной степь приобретает сизоватый оттенок от цветущей и плодоносящей полыни.
9. Выступление классного руководителя.
В сказке «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери есть такой диалог: «Куда вы посоветуете мне отправиться?» - спросил он у географа. «Посети планету Земля, - отвечал географ, - у неё плохая репутация». (Слайд 13 - «Люби и береги родную природу». «В этом виноват человек»). Экологические проблемы Земли - последствия хозяйственной деятельности человечества
(Слайд 14 - Экологические проблемы)
-
Исчерпание ресурсов
-
Деградация экосистем (разрушение естественных природных сообществ, сокращение биоразнообразия)
-
Загрязнение среды (широкомасштабное загрязнение, до 2 тысяч новых химических соединений ежегодно поступает на мировой рынок)
-
Нарушение баланса биосферы (изменение климата, химического состава атмосферы, деградация почв и др.)
Прошло уже 20 лет как на Конференции ООН в 1992 г., была принята концепция устойчивого развития. Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 года, была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию).
(Слайд 15 - «Устойчивое развитие»)
Устойчивое развитие - «sustainable development» - самоподдерживаемое развитие. Устойчивое развитие - это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы.
Основные направления деятельности:
• Социальная справедливость
• Экологическая безопасность
• Экономическая эффективность
Современный экологический кризис порожден безудержным ростом экономики без должного внимания к состоянию окружающей среды («здоровью» среды) и связанному с этим здоровьем человека. Глава Республики Калмыкия Алексей Орлов подписал Указ «Об объявлении 2013 года Годом безопасности жизнедеятельности населения в Республике Калмыкия» (г. Элиста, 29 декабря № 224). В течение года проводятся мероприятия в целях обеспечения безопасности населения в Республике Калмыкия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. (Слайд 16)
Существующие проблемы взаимоотношения человека и окружающей среды могут представлять серьезные трудности для дальнейшего развития человечества, как в России, так и во всем мире. Эти проблемы не решаются сами собой, а требуют срочного решения от человека. Чтобы решить экологические проблемы необходимо хозяйственную деятельность человека «вписать» в природные процессы. А для этого нужны не только экологические знания, но и экологическая культура. Но, если специальными глубокими экологическими знаниями могут обладать только специалисты-экологи, то высокий уровень экологической культуры необходим всем гражданам нашей страны для ее дальнейшего развития и процветания. Многие проблемы можно решить уже сейчас, но надо это делать сообща. И начать надо с себя. Наши дела всегда важнее наших слов.
7. Динамическая пауза - проведение игры, иллюстрирующей, что наши дела всегда важнее наших слов. (Проведение игры ведущими учениками)
Игра «Раз, два, три. Хлоп!» Д. Медоуз - 2 мин.
Шаг 1. Попросите всех участников встать так, чтобы все они вас видели, но чтобы между ними было расстояние около метра.
Шаг 2. Затем покажите, как надо держать руки - словно вы собираетесь хлопнуть в ладоши - и попросите всех участников держать руки так же. Теперь скажите: «Я буду медленно считать до трех, а потом скажу «Хлоп!». Когда я скажу «Хлоп!», хлопните все в ладоши».
Шаг 3. Медленно считайте вслух «Раз. Два. Три». Затем хлопните в ладоши (все громко хлопнут вместе с вами), выдержите паузу в пару секунд, а потом скажите «Хлоп!». Большинство присутствующих хлопнет в ладоши одновременно с вами, не дожидаясь слова «Хлоп!», хотя вы попросили хлопнуть их именно после этой команды. Выдержите минутную паузу, чтобы у каждого было время подумать. Повторите игру несколько раз.
7. Конкурс социальных проектов.
- Выступление ведущего ученика:
Будущее России. Как минимум, есть два варианта сценария развития нашей страны:
1. Мы ничего не делаем, проблемы продолжают усугубляться, и мы продолжаем ничего не делать. Но такой сценарий нас не устраивает.
2. Мы ищем практические пути решения и решаем проблемы. Этот сценарий нас устраивает, но мы должны понимать, что существующие и все возникающие экологические проблемы легко не решаются. Мы не можем решить эти проблемы поодиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас.
- Представление социальных проектов, разрабатываемых учащимися классов, где обучаются члены кружка растениеводов в рамках Всероссийской акции «Я - гражданин» по темам: «Мусор в нашей жизни»; «Озеленение школьного двора»; «Покормите птиц зимой». Учащиеся демонстрируют результаты групповой проектной работы в форме презентации, подготовленной по собственным материалам (фотографии, рисунки, анализ статистических материалов, таблицы, диаграммы).
Этапы проекта: (Слайд 17)
-
Выявить локальную проблему охраны окружающей среды в селе Яшкуль
-
Сделать фотографии или рисунки, провести анализ статистических материалов, составить таблицы, диаграммы.
-
Предложить пути решения проблемы
-
Составить план действий
-
Поэтапное выполнение проекта
-
Подготовка презентации
7. Беседа с элементами дискуссии «Экология и мы».
- постановка проблемных вопросов совместно с учащимися;
- актуализация возможности каждого человека участвовать в решении экологических проблем и обеспечении устойчивого развития;
- обсуждение видеоматериалов, рассмотренных на предыдущих занятиях;
Примерные вопросы для обсуждения
1. Каков мир вокруг нас?
Какие локальные экологические проблемы существуют в нашем регионе, селе, доме? В чем их причина? Как их решать?
2. Почему нам так нужна природа /окружающая природная среда/?
Можно ли быть здоровым в «больной» среде?
3. Как живут рядом с нами другие живые организмы - животные и растения?
4. Что такое экология сегодня?
Каковы перспективы развития человечества
5. Как жить дальше, как попасть в «Будущее, которого мы хотим»?
Каковы правила поведения для устойчивого развития?
7. Что может сделать каждый, чтобы сохранить природу родного края?
/Главная мысль, которая должна быть доведена до учащихся, - это мысль о том, что людям может быть хорошо только тогда, когда хорошо окружающей их природе. Во время проведения беседы учащимся предлагается рисовать - иллюстрировать обсуждаемые вопросы на листах А3., где уже наклеены красиво оформленные заголовки «Сохраним природу», «Земля - наш общий дом». После проведения мероприятия рисунки вывешиваются на стенде в рекреации школы./
- Демонстрация слайдов презентации по ходу дискуссии
(Слайд 18) «Будущее, которого мы хотим».
Из итогового документа Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20» (20-22 июня 2012 г., Рио-де-Жанейро, Бразилия), через 20 лет после Конференции ООН в 1992 г., на которой была принята концепция устойчивого развития.
1. Мы, главы государств и правительств и высокопоставленные представители, собравшись в Рио-де-Жанейро, Бразилия, с 20 по 22 июня 2012 года на встречу при всестороннем участии гражданского общества, подтверждаем нашу приверженность курсу на устойчивое развитие и на обеспечение построения экономически, социально и экологически устойчивого будущего для нашей планеты и для нынешнего и будущих поколений.
(Слайд 19) Рисунок «Это - наша планета и мы выбираем, какой она будет»
(Слайд 20) Зеленый мир
«Зелёная» экономика - (англ. Green economy, Ecological economy) - направление в экономической науке, сформировавшееся в последние два десятилетия, в рамках которого считается, что экономика является зависимым компонентом природной среды, в пределах которой она существует и является ее частью. Суть «зеленой» экономики - обеспечение экономического роста и решения социально-экономических проблем при минимизации негативного воздействия на окружающую природную среду.
- Демонстрация информационных плакатов общероссийской общественной организация Центр экологической политики и культуры. (Слайды 21 - 23)
8. Подведение итогов воспитательного мероприятия:
- Заключительное слово учителя об итогах занятия, о вопросах, вызвавших наибольший интерес.
12 марта 2013 года в нашей стране проводился Урок Вернадского в честь 150-летия со дня рождения выдающегося российского ученого В.И. Вернадского. Владимир Иванович Вернадский разработал учение о биосфере и ноосфере - сфере разума. Он утверждал: «Идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, законами природы, отвечают ноосфере. Можно смотреть, поэтому в наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим». (Слайд 24)
Концепция празднования 150-летия со дня рождения В.И. Вернадского «Ноосферное мышление - мышление XXI века». По тому, как люди ценят природу и ее ресурсы, а также свою жизнь и здоровье определяется уровень развития любого общества. Эти ценности и должны лечь в основу политики и идеологии страны для обеспечения нашего социально-экономического и духовного развития.
- Чтение стихотворения Д. Н. Кугультинова «С тем, что жизнь лишь на Земле цветущей…» учащимся - призером конкурса чтецов (Слайд 25)
Литература
1. Кугультинов Д.Н. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 2. Стихотворения, поэмы. Пер. с калм./Предисл. Ч. Айтматова. - М.: Худож. Лит., 1998. - 558 с.
2. Растительный мир Калмыкии. - Элиста: Калмиздат, 1977
Интернет-ресурсы (Слайд 26)
1. Указ Президента РФ от 10 августа 2012 г. N 1157 "О проведении
в Российской Федерации Года охраны окружающей среды"
graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1623111
2. Указ Президента РФ от 21 августа 2012 г. № 1206 "О праздновании
150-летия со дня рождения В.И. Вернадского"
graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1623733
3. Конституция Российской Федерации constitution.ru/
4. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию
base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=233558
5. Хартия Земли (текст документа)
ecologyandculture.ru/upload/File/Books/Khartiya.pdf
6. ecologyandculture.ru/index.php - Центр экологической политики
и культуры. Общероссийская общественная организация.
7. Видеоматериал для Общероссийского урока «Экология и культура - будущее России» ecologyandculture.ru/upload/File/Movie.mp4
8. Информационные плакаты ecologyandculture.ru/index.php?
type_id=149&link=change&cnt= sustainabledevelopment.ru/