План-конспект урока Карагасский олень

В данной разработке урока рассказывается о тофаларском олене. В настоящее время острой стала проблема сохранения этого вида. Тофаларский олень крупнее северного и поэтому разведение именно этого вида в тофаларии становится более рентабельным. Но существует и ряд проблем, связанных с разведением нашего вида оленя. Этоо и недостаточное финансирование, отсутствие необходимой научной и материальной базы, а также отдалённость Тофаларии и её труднодоступность. Моя работа будет интересна тем. кто заним...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект внеклассного занятия по биологии «В краю оленьих троп. Карагасский олень». Разработка представлена учителем биологии МКУ Алыгджерской школы-интернат Болюх Людмилой Викторовной.

Цели:

  • Познакомить обучающихся с особенностями тофаларского оленя

  • Раскрыть возможности использования оленя в современных условиях

Задачи:

  • Воспитывать любовь к родному краю

  • Воспитывать бережное отношение к природе и её богатствам;

  • Учить бережному отношению к народным традициям

Оборудование: слайды с фотографиями тофаларского оленя, сувениры из оленьей шкуры и рогов, обереги с использованием изображения оленя.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Ребята, мы с вами живём в одном из живописнейших уголков нашей необъятной России. Край наш называется - Тофалария. Наш земляк, иркутский писатель Валентин Распутин назвал Тофаларию «краем у самого неба». О красоте нашего края сложено немало песен и стихов, снято документальных фильмов. Кто хоть раз побывал в Тофаларии, непременно мечтает посетить нашу малую Родину ещё и ещё раз. (Слайды № 2, 3,4 ) Но сегодня наш разговор пойдёт о другой достопримечательности Тофаларии - Карагасском (Тофаларском) олене. Дома вы должны были узнать у родителей, где и как используется олень тофаларами - коренными жителями. И сегодня вместе с вами мы обобщим все сведения о тофаларском олене.

2. Знакомство с Тофаларским оленем.

- Перед вами фотография нашего тофаларского оленя (Слайд №5). Он является разновидностью Северного оленя, но гораздо крупнее. О размерах тофаларского оленя вы можете судить по этой фотографии Слайд №13 )

У тофалар олень всегда играл огромную роль в повседневной жизни. Олени (карагасская порода) используются для верховой езды и перевозки грузов вьюком. Распространено доение важенок. В прошлом тофалары вели кочевой образ жизни, совершая сезонные перекочевки из таежных долин на летние горные пастбища. С раннего детства тофаларских ребятишек учили искусству езды верхом на олене. Следуя старинному обычаю доверять чутью домашних оленей, тофалары смело пускались вскачь по горным склонам, преследуя добычу. Навьючив на спины животных тяжелый груз, совершали длительные переходы через заснеженные перевалы.

В пищу, мясо оленя использовали редко, в основном это было мясо диких животных: медведя, кабарги и изюбра. Каждый олень в тофаларской семье был на особом счету. Оленей передавали по наследству и вовремя захоронений умерших никогда не убивали оленя, принадлежавшего покойному, как это делалось у северных народностей. Исключение делалось оленю, принадлежавшему шаману. Его не убивали на могиле шамана, а просто привязывали рядом с захоронением. Считалось, что на этом олене шаман совершит своё последнее путешествие в загробный мир.

У тофалар, как говорилось ранее, всегда было распространено доение важенок - олених. Молоко важенки обладает гораздо большей жирностью, чем молоко коровы. Если молоко коровы обладает в среднем 4% жирностью, то молоко важенки имеет жирность около 20%. Молоко олених заготавливали впрок осенью. Для этих целей брали кишки убитых животных, хорошо промывали их и завязывали концы кишки. Молоко таким образом замораживали. Если было нужно, то от кишки отрубали нужный кусок, добавляли молоко в чай и в горячую пищу. Охотник мог целый день обходиться без пищи, используя только замороженное молоко. Дети у тофалар были всегда краснощёкими и очень редко болели простудными заболеваниями.

В настоящее время тофаларский олень играет также огромную роль в экономике нашего края. Его предполагается использовать, как производителя, для постановки опытов по выведению новой улучшенной породы оленя. Карагасский олень является наиболее прирученным из всех видов оленей.

Как мясное животное, олень дает высокого качества мясо - равное по вкусу и цене даже дичи. Мясная продукция карагасского оленя опять-таки наиболее высокая сравнительно с другими видами оленей. Далее он, как и всякий другой олень, дает материалы, имеющие на рынке значительную ценность - рога, как поделочный материал и украшения, волос как набивочный материал; кожа его поддается выделке под лучшую замшу; если дешев его мех, то мех молодых оленей - выпоротков и пыжиков ценится высоко, а мех с его ног - камасы являются незаменимым материалом для шитья теплых сапог, столь необходимых для нашего севера. Наконец при перечислении свойств карагасского оленя не следует забыть его специальные свойства, как упряжного, верхового и вьючного животного при особенностях сибирского рельефа и климата.
Всё перечисленное выше свидетельствует о том, как важно развивать оленеводство в Тофаларии. Ведь в Сибири огромные пространства как на севере, в полосе тундры и тайги, так и в пределах высокогорной тайги обречены на полную бездеятельность, ибо они непригодны ни для какой культуры. Зато это наилучшие места для оленей; в этих местах выковалось и создалось это удивительное животное, и оно призвано привлечь эти места к их хозяйственному использованию. Ведь с развитием туризма в Тофаларии тофаларский олень будет ещё одним объектом для привлечения туристов. А его целебное молоко может стать основой для создания саноторно-курортного лечения больных.

Но пока мы видим. Что количество тофаларских оленей уменьшается с каждым годом. И этому есть несколько причин.

  1. С распадом Тофаларского коопзверопромхоза у оленьего стада не стало единого хозяина, который бы отвечал за сохранность оленей.

  2. Приходит в упадок домашнее оленеводство тофов. В районе создано тофаларское крестьянско-фермерское хозяйство "Уткум", занимающееся охотой и оленеводством, однако и у него дела идут не блестяще. Основным источником существования большинства тофов в настоящее время является индивидуальная промысловая деятельность и гуманитарная помощь продуктами питания.

  3. Необходима поддержка государства и научных организаций в развитии оленеводства в Тофаларии

  4. Заключение

- Ребята, сегодня вы познакомились с тофаларским оленем, узнали о его значении в жизни нашего народа. Дома прочтите легенду об олене из сборника В. Рассадина «Сказки седого Саяна».

Литература

1. Агапитов Н.Н. Прибайкальские древности. - Изв. ВСОРГО, Иркутск,

1885 т №12, № 4,5 с 1-15.

2. Ангарский И. Записки о карагасах / Восточное обозрение/ СПб, 1891, №6.

3. Бебнева Ю.В. 500 рецептов от всех болезней. - М.: ООТД «Издательство «Мир книги»», 2007.

4. Берков Б., Беркова Г. Целебные народные средства. - М., 1999.

5. Бояркин В.М. География Иркутской области. - Иркутск: Восточно - Сибирская издательская компания, 2000.

6. Василевич Г.М. Некоторые данные по охотничьим обрядам и представлениям тунгусов. - Этнография, М., 1930 №3, кн. 2.

7. Васильев В.Н. Краткий очерк быта карагазов. - Этнографическое обозрение. М., 1910

8. Вестник Нижнеудинского района. - Нижнеудинск, 2007-20008.

9.Евсенин И.А. Карагасы: Краткий очерк, - Красноярск, 1919.

10. Карагасы - Сибирская советская энциклопедия. Новосибирск, 1931 т № 2.

11. Карелов А.М., Никольский А.А. Системы интенсивного освоения промысловых пушных животных. - М.: Росагропромиздат, 1989

12. Красник В. В краю оленьих троп. - Иркутск, 1985.

13. Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР (в трех частях) М. «Просвещение», 1974.

14. Мельникова Л.В. Тофы. - Иркутск, 1994.

15. Мухачев А.Д. Основы оленеводства. - М.: «Просвещение», 1986.

16. Охотничьи просторы. Альманах № 46 М.: Ф и С, 1989.

17. Петри Б.Э. Карагасский суглан. - Иркутск, 1926.

18. Петри Б.Э. Охотничьи угодья и расселения карагасс. - Иркутск, 1927.

19. Правила производства охоты и ведения охотничьего хозяйства на территории Иркутской области. - Иркутск, 2007.

20. Рассадин В.И. Этапы истории тофаларов по языковым данным. - мат.конференции «Этногенез народов северной Азии», Новосибирск, 1969.

21. Рассадин В.И. О культе медведя у тофаларов. - Новосибирск, 1973.

22. Рассадин В.И. Тофалары - энциклопедия мировых культур. Бостон (США), 1994.

23. Рассадин В.И. Легенды, сказки и песни седого Саяна. - Иркутск, 1996.

24. Рассадин И.В. Хозяйство, быт и культура тофаларов. - Улан-Удэ, 2005.

25. Сайт http/tofalaria.ru

26. Симсон И.И. Техника безопасности охоты. - М.: Россельхозиздат, 1987.

27. Телятьев В.В. Целебные клады. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное

издательство, 1985.

28. Чернышев И. В краю оленьих троп. - Иркутск: Восточно - Сибирское книжное издательство, 1962.



© 2010-2022