Итоговая контрольная работа за 1 полугодие ( 11 класс)

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вариант 1.

1. Вставь слова и предложения:


  1. Совокупность особей одного вида, обитающих в определенном пространстве, свободно скрещивающихся между собой и дающих потомство составляют в природе систему….

  2. Борьба за местообитания между птицами одного вида перед размножением….

  3. К какой окраске относится приспособленность организмов, которые живут в открытой местности и могут оказаться доступными для врагов….

  4. Критерий, показывающий сходство внешних и внутренних признаков особей одного вида…..

  5. Критерий вида, показывающий нескрещиваемость между собой особей разных видов….

  6. Результат микроэволюции….

  7. Естественный отбор - это….

  8. Наследственная изменчивость - это….

  9. Результат искусственного отбора….

2.Выбрать один верный ответ:

1.Наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой

  1. Экология 3) Эволюция

  2. Генетика 4) антропология

2. Тип эволюционного изменения, при котором неродственные организмы приобретают сходные признаки

  1. Параллелизм 3) конвергенция

  2. Дивергенция 4) идиодаптация

3.Гетерозис - это

  1. Аутбридинг 3) эффект гибридной силы

  2. Полиплоидия 4) мутагенез

4. Приспособление камбаловых и скатов к жизни на дне - это пример

  1. Ароморфоз 3) дегенерация

  2. конвергенция 4) идиоадаптация

5. Какое из названных приобретений животных можно считать ароморфозом?

  1. Утрата шерстяного покрова слонами;

  2. Появление яиц у пресмыкающихся и их развитие на суше;

  3. Удлинение конечностей у лошади;

6. Какое из направлений эволюции приводит к серьезным перестройкам организма и возникновению новых таксонов?

  1. идиоадаптация; 3) ароморфоз;

  2. дегенерация; 4) конвергенция

7. Разные виды додарвиновских вьюрков возникли путем:

  1. ароморфоза; 3) дегенерации;

  2. идиоадаптации 4) параллелизма

8. Какие эволюционные изменения ведут к упрощению уровня организации

  1. ароморфоз 3) дегенерация

  2. конвергенция 4) дивергенция

9.Основным критерием возникновения нового вида является

  1. появление внешних различий 3) географическая изоляция

  2. репродуктивная изоляция 4) экологическая изоляция

10. Разнообразие приспособлений объясняется:

  1. только влиянием условий среды на организм;

  2. взаимодействие генотипа и среды;

  3. только приспособлениями генотипа

11.Пример внутривидовой борьбы за существование:
1) Уничтожение мышей лисицами 2) Отношения между лосями и зубрами из-за корма

3)Отношения между волками из-за корма

4)отношения между культурными растениями и сорняками

12. Назовите форму межвидовой борьбы за существование: аскарида, обитающая в

кишечнике человека:

1) Паразитизм 2) Симбиоз 3) конкуренция 4) Хищничество

13.Индивидуальное развитие организма

  1. филогенез 3) онтогенез

  2. филогенетический ряд 4) микроэволюция

14. Трудовую деятельность и речь человека относят к факторам эволюции

  1. Биотическим 3) Антропогенным

  2. Биологическим 4) Социальным

15. К древнейшим людям относят:

1) встралопитека и гейдельбергского человека 2) парапитека и дриопитека

3) синантропа и питекантропа 4) синантропа и неандертальца

16.Исторически сложившаяся в определенных географических условиях группа людей, обладающая некоторыми общими наследственно обусловленными морфологическими и физиологическими признаками, это 1) вид 2) раса 3) популяция 4) сообщество

3. Выбери три правильных ответа.

1. Ламарку принадлежат высказывания

А) все особи стремятся к совершенству

Б) все сотворено творцом, все неизменно и постоянно

В) все развивается от простого к сложному

Г) выдвинул идею о движущих силах эволюции

Д) разделил организмы на виды, роды, кассы

Е) ввел двойные латинские названия.

2.Выберите признаки биологического прогресса

А) возрастание числа популяций вида

Б) увеличение числа особей

В) снижение уровня приспособленности к условиям обитания

Г) уменьшение численности вида

Д) сокращение площади видового ареала

Е) более широкое распространение вида

4.Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции

А) сохранение темных бабочек в результате отбора

Б) потемнение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды

В) появление в популяции березовой пяденицы темноокрашенных особей в результате мутаций

Г) размножение темноокрашенных бабочек

5. Правильно расположи таксоны классификации животных по возрастанию

А) вид

Б) семейства

В) царство

Г) тип

Д) класс

Е) род


Вариант 2.

1. Вставь слова и предложения:

  1. Борьба за существование между видами….

  2. Как называется борьба за существование между особями одного вида за пищу, место, свет, влагу….

  3. Возникновение определенных признаков у организмов для существования в условиях окружающей среды….

  4. Критерий, определяющий занимаемое местообитание каждого вида….

  5. Критерий, определяющий отличия строении половых аппаратов, сроках размножения….

  6. Группа особей одного вида, длительное время обитающая в определенном ареале…

  7. Борьба за существование - это….

  8. Модификационная изменчивость - это….

  9. Результат естественного отбора….

2.Выбрать один верный ответ:

1.Наука о выведении новых сортов растений, животных, микроорганизмов называется

  1. Цитология 3) генетика

  2. Селекция 4) биотехнология

2. Эволюция - это

  1. представление об изменениях и превращениях

  2. объяснение исторических смен форм живых организмов

  3. необратимое историческое развитие живой природы

  4. раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов

3.Совокупность генетического материала вида, рода, класса

  1. генотип 3) генофонд

  2. кариотип 4) гамета

4.Близкородственное скрещивание

  1. инбридинг 3) аутбридинг

  2. гибридизация 4) мутагенез

5. Подражание менее защищенного организма, одного вида, более защищенному организму другого вида

  1. маскировка 3) мимикрия

  2. угрожающая окраска 4) покровительственная окраска

6. Какое из приспособлений можно считать идиоадаптацией?

  1. превращение листьев кактуса в колючки; 3)утрата органов кровообращения у плоских червей;

  2. возникновение теплокровности; 4)появление четырехкамерного сердца

7. Крупные изменения, приводящие к повышению организации:

1) Регресс 2) Дегенерация 3) Ароморфоз 4) Адаптация

8. Водоросли относятся к низшим, а мхи к высшим растениям, потому что:

  1. мхи размножаются спорами, а водоросли нет;

  2. у мхов есть хлорофилл, а у водорослей нет,

  3. у мхов есть органы, повышающие их организацию по сравнению с водорослями.

  4. Мхи имеют высокие стебли

9. В результате появления хлорофилла растения перешли:

  1. к автотрофному питанию; 3) к гетеротрофному питанию;

  2. к смешанному типу питания 4) к хемотрофному питанию

10. Сложные отношения между особями одного вида, разных видов и с неживой природой

называют:
1) Естественным отбором 2) отбором 3) Борьбой за существование 4) Макроэволюцией

11. Как называется процесс формирования крупных систематических единиц: из видов -

новых родов, из родов - новых семейств

1) Макроэволюция 2) Микроэволюция 3) Биологический прогресс 4)Биологический регресс

12. Родственное скрещивание между братьями и сестрами ведет к

  1. гомозиготности 3) гетерозиготности

  2. гетерозису 4) конвергенции

13. Процесс, обеспечивающий выживание особей с полезными в данных условиях среды

признаками, называют
1) Искусственным отбором 2) Борьбой за существование

3) Естественным отбором 4) Видообразованием

14. К биологическим факторам эволюции человека относят

  1. Членораздельную речь 3)Общественный образ жизни

  2. Использование опыта предыдущих поколений 4)Борьбу за существование и естественный отбор

15. К атавизмам человека относят появление

  1. Хвостовых позвонков 3) Диафрагмы

  2. Дифференцированных зубов 4) Шестипалой конечности

16. Наука, занимающаяся изучением человека, его происхождением, развитием, существованием в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.

1) антропогенез 2) антропология 3) эмбриология 3) экология

3. Выбери три правильных ответа.

1.Ароморфоз

А) повышается общий уровень организации живых организмов

Б) происходит утрата органов или систем органов

В) живые организмы выходят в новую среду обитания

Г) приспосабливаются к конкретной среде обитания

Д) является широким приспособлением

Е) покрытосеменные растения сбрасывают листья

2. Естественный отбор:

А) действует в природе постоянно

Б) сохраняются признаки интересующие человека

В) обеспечивает формирование приспособленности к условиям жизни в биоценозах

Г) приводит в образованию новых видов

Д) способствует созданию новых пород животных

4. Установи соответствие.

1. Биологический прогресс.

2. Биологический регресс.

А. Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде.

Б. Уменьшение численности особей вида.

В. Ведет к вымиранию вида.

Г. Образуются новые популяции.

Д. Образуются новые виды

Е. Расширение ареала..

5. Правильно расположи таксоны классификации растений по убыванию

А) род

Б) семейства

В)царство

Г) отдел

Д) класс

Е) вид

ОТВЕТЫ

Вариант 1.

1. Вставь слова и предложения ( 18 баллов, каждый правильный ответ - 2 балла):

  1. Популяция

  2. Внутривидовая борьба

  3. Покровительственная (маскировка)

  4. Морфологический

  5. Генетический

  6. Образование вида

  7. Главный направляющий фактор эволюции, это процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды, и гибели в ходе эволюции неприспособленных. Естественный отбор - следствие борьбы за существование; Творческая роль естественного отбора выражается в преобразовании популяций, приводящем к появлению новых видов

  8. Свойство живых организмов приобретать новые признаки и передавать их по наследству

  9. Новые сорта растений, породы животных, штаммы микроорганизмов

2.Выбрать один верный ответ (15 баллов, каждый правильный ответ - 1 балл):

  1. 1 9. 2

  2. 3 10. 2

  3. 3 11.3

  4. 4 12. 1

  5. 2 13. 3

  6. 3 14. 4

  7. 2 15. 3

  8. 3 16. 2

3. Выбери три правильных ответа (6 баллов, каждый правильный ответ - 3 балла).

1. АВГ

2. АБЕ

4.Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции - БВАГ ( 5 баллов)

5. Правильно расположи таксоны классификации животных по возрастанию - АЕБДГВ (5 баллов)

Итого за работу - 18 + 16 + 6 + 5+ 5 = 50 баллов ( 100 %)

Вариант 2.

1. Вставь слова и предложения:

  1. Межвидовая

  2. Внутривидовая

  3. Приспособления ( адаптации)

  4. Географический

  5. Физиологический

  6. Популяция

  7. один из движущих факторов эволюции, наряду с естественным отбором и наследственной изменчивостью, совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

  8. Свойство живых организмов приобретать новые признаки, но не передавать их по наследству. Модификации позволяют организмам приспособиться к изменяющимся условиям среды

  9. Эволюция (изменение, усложнение организмов), возникновение новых видов (увеличение

количества [многообразия] видов), приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

2.Выбрать один верный ответ:

  1. 2 9. 1

  2. 3 10. 3

  3. 3 11.1

  4. 1 12. 1

  5. 3 13. 3

  6. 1 14. 4

  7. 3 15. 1

  8. 3 16. 2

3. Выбери три правильных ответа.

1. АВД

2. АВГ

4.Установите соответствие: 122111

5. Правильно расположи таксоны классификации растений по убыванию - ВГДБАЕ

Итого за работу - 18 + 16 + 6 + 10 = 50 баллов ( 100 %)

Критерии оценок: «5»: 80 - 100 % от общего числа баллов - 40 -50 баллов

«4»: 70 - 79 % - 35- 39 баллов
«3»: 50 - 69 % - 25 - 34 баллов

«2»: менее 50 % - менее 25 баллов









Естественный отбор - главный, ведущий, направляющий фактор эволюции, лежащий в основе теории Ч.Дарвина. Все остальные факторы эволюции случайны, один лишь естественный отбор имеет направление (в сторону приспособления организмов к условиям среды).

Определение: избирательное выживание и размножение наиболее приспособленных организмов.

Творческая роль: выбирая полезные признаки, естественный отбор создает новые виды.

Причина: борьба за существование.

Материал: наследственная изменчивость

Эффективность: чем больше в популяции различных мутаций (чем выше гетерозиготность популяции), тем больше эффективность естественного отбора, быстрее идёт эволюция.

Формы:

  • Стабилизирующий - действует в постоянных условиях, отбирает средние проявления признака, сохраняет признаки вида (кистепёрая рыба латимерия)

  • Движущий - действует в изменяющихся условиях, отбирает крайние проявления признака (отклонения), приводит к изменению признаков (берёзовая пяденица)

  • Половой - конкуренция за полового партнера.

Следствия естественного отбора:

  • Эволюция (изменение, усложнение организмов)

  • Возникновение новых видов (увеличение количества [многообразия] видов)

  • Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Любая приспособленность относительна, т.е. приспосабливает организм только к одним определенным условиям.

  • Направленный отбор - изменения среднего значения признака в течение долгого времени, например увеличение размеров тела;

  • Дизруптивный отбор - отбор на крайние значения признака и против средних значений, например, большие и маленькие размеры тела;

  • Стабилизирующий отбор - отбор против крайних значений признака, что приводит к уменьшению дисперсиипризнака.

Частным случаем естественного отбора является половой отбор, субстратом которого является любой признак, который увеличивает успешность спаривания за счёт увеличения привлекательности особи для потенциальных партнёров[8]. Черты, которые эволюционировали за счёт полового отбора, особенно хорошо заметны у самцов некоторых видов животных. Такие признаки, как крупные рога, яркая окраска, с одной стороны могут привлекать хищников и понижать выживаемость самцов[9], а с другой это уравновешивается репродуктивным успехом самцов с подобными ярко выраженными признаками



© 2010-2022