- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии. 9 класс Сонин
Рабочая программа по биологии. 9 класс Сонин
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ситникова Н.А. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МАОУ «НОВОИЛЬИНСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»
Согласовано
Руководитель ЕНЦ «Планета»
____________ Спирина Н.В.
Протокол №_____ от
«____» __________ 2015г
Согласовано
Заместитель директора по УВР МОУ НАТЛ
____________ Зубарева Н.И.
«____» __________ 2015г
Утверждаю
Директор МАОУ НАТЛ
____________ Ардаева Г.С.
Приказ №_____ от
«____» __________ 2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
для учащихся 9 классов
Составитель: Ситникова Н.А.
Учитель биологии МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»
Учебник: «Биология. Общие закономерности. 9класс».
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И.
М.: Дрофа, 2011.
2015- 2016
С.Новоильинск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии (9 класс)
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального Закона «Об образовании», Федерального государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы по биологии основного общего образования.
Учебный предмет «биология» является необходимым компонентом учебного плана образовательного учреждения, т.к. общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, развитие предметных и универсальных компетенций учащихся, определяющих современное качество образования. Обязательный минимум учебного предмета включает основные ценности и достижения национальной и мировой науки, фундаментальные идеи и факты, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающих условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональной грамотности.
Программа адресована учащимся 9 классов Новоильинского агротехнического лицея Заиграевского района Республики Бурятия, ориентирована для работы по учебнику для 9-х классов (авторы С.Г.мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин), учитывает агротехническую направленность обучения школьников НАТЛ.
Программа учитывает возрастные особенности школьников, а также обязательный минимум образовательного стандарта, представленный в форме набора предметных тем (модулей), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы, обеспечивая преемственность ступеней общего образования в изучении учебного предмета.
Цели и задачи (обучения, развития, воспитания):
Изучение биологии в 9 классе НАТЛ предусматривает решение следующих задач:
Обучения:
-
овладение знаниями, умениями, навыками в рамках стандарта;
-
формирование навыков работы с учебной литературой;
-
применение полученных знаний для объяснения различных явлений и процессов, решения практических задач.
Развития:
-
овладение методами научного познания законов природы и формирование на этой основе представления о картине мира;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-
приобретение умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы.
Воспитания:
-
формирование представлений о познаваемости законов природы, необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества;
-
воспитание личностных качеств учащихся: трудолюбие, настойчивость в достижении цели, навыков общения, самоконтроля.
Основным требованием к содержанию школьного образования в настоящее время выступает фундаментальность знаний, что реализуется в изучении основных видов предметных явлений и средств их описания.
Кроме собственных предметных знаний в содержании биологии включается исторический материал, изучение культурного фонда эпохи, формируются эмоционально-целостные представления о мире, природе, о значении научных знаний.
Рабочая программа является интегрированным курсом классической дисциплины «Биология», включающим элементы разделов в области зоологии, анатомии, морфологии, экологии, физиологии. Особое место в данной программе уделяется национально-региональному компоненту. Разработка региональной составляющей содержания программы с экологическим подходом в обучении биологии, позволяет учащимся установить связь между известными фактами из окружающей действительности и изученным материалом. Рабочая программа включает в себя климатические, природные, экологические, исторические и экономические особенности Республики Бурятия и Заиграевского района, осуществляется интегрированная связь с такими предметами как экология, география, история
Характеристика предмета
Биология, как учебный предмет- неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание», биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировозренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные программой. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений, исследований. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации по разным источникам. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты.
На изучение курса биологии в 9 классах отводится 68 часа. Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
Цели обучения
Основными целями обучения школьного курса биологии являются:
-
овладение знаний о живой природе, как важной составной части содержания образования в целом, методами познания, учебными умениями;
-
формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
-
формирование биосферного мышления, необходимого для полноценного функционирования в обществе, для гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на земле.
Целью изучения курса «Биология 9 класс. Общие закономерности» является формирование
-
у учащихся 9 классов знаний об основных закономерностях органического мира;
-
обеспечения понимания научной картины мира; значения живых организмов в природе и жизни человека.
Формы текущего и итогового контроля
При работе по данной программе предусмотрены такие формы контроля: фронтальная беседа, фронтальный опрос, заполнение схем, таблиц( в течение года на уроках повторения), лабораторные работы, различные тесты( открытые тесты на опознание, на дополнение, закрытый тест на исключение и т.д.). Формы итогового контроля: контрольная работа, тест.
Ожидаемые результаты(характеристика компетенций, которыми должны владеть учащиеся):
На основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащийся должен овладеть ключевыми компетенциями, социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе:
-
Ценностно-смысловые компетенции. Ориентация ученика на общечеловеческие, вечные ценности, перевод их в личные ценности каждого ученика на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества. К числу таких ценностей относятся человек, семья, труд, знания, культура.
-
Общекультурные компетенции. Понимание и развитие личностного отношения, как к своей малой родине, так и к государству в целом- особенности национальной и общечеловеческой культуры, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир.
-
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включая овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
-
Социально-трудовые компетенции. Использование информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, интернет), умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
-
Компетенции личностного самосовершенствования. Включают навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, работать как индивидуально, так и в группе и пр.
Требования к результатам обучения
Изучение биологии в основной школе должно быть направленно на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
-
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье- сберегающих технологий;
-
Реализация установок здорового образа жизни;
-
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметных результатов:
-
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметных результатов
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа составлена на учебный год для учащихся 9 классов Новоильинского агротехнического лицея и рассчитана на 2 часа в неделю. Всего 68 часов за учебный год.
II. Содержание учебного предмета «Биология 9 класс. Общие закономерности»
Введение (1 час)
Место курса « Общие закономерности» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Региональный компонент: экосистема Заиграевского района.
I. Эволюция Живого мира на Земле (20 часов)
1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа)
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Царства живой природы. Региональный компонент: видовое разнообразие местного биогеоценоза.
1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об изначальной целесообразности и неизменности живой природы. Работы К. Линнея, Ж.Б. Ламарка.
1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 часа)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Изменчивость. Борьба за существование. Естественный отбор.
1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Лабораторные и практические работы 1. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
1.5. Микроэволюция (2 часа)
Вид как генетически изолированная система. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Видообразование. Эволюционная роль мутаций.
Лабораторные и практические работы
2. Изучение критериев вида.
1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический процесс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Общие закономерности биологической эволюции. Результаты эволюции.
1.7. Возникновение жизни на Земле (2 часа)
Органический мир, как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический, биологический этапы развития жизни. Теория академика А.И. Опарина.
1.8. Развитие жизни на Земле (3 часа)
Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, и кайнозойскую эры. Происхождение человека. Стадии эволюции человека. Человеческие расы. Региональный компонент: национальный состав поселка.
II. Структурная организация живых организмов (14часов)
2.1. Химическая организация клетки (4 часа)
Химический состав живых организмов. Элементарный состав клетки. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические вещества (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры и липиды) и их основные функции в организме.
2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)
Обмен веществ в клетке. Мембрана - универсальный строительный материал клеточных органелл. Поступление веществ в клетку. Фагоцитоз и пиноцитоз. Биосинтез белка как регулируемый процесс. Ферменты и их регуляторная функция (белки в роли ферментов запускают биосинтез белка). Биосинтез углеводов на примере фотосинтеза. Фиксация энергии солнечного излучения в форме химических связей. Автотрофы и гетеротрофы. Извлечение и использование энергии, запасенной в форме химических связей. Энергетический обмен клетки. АТФ - универсальный переносчик энергии.
2.3. Строение и функции клеток (7 часов)
Строение клеток прокариот и эукариот, клеток растений, грибов и животных. Основные функции клеточных органелл. Взаимодействие ядра и цитоплазмы в клетке. Клеточная теория (Р. Гук, А. Левенгук, М. Шлейден и Т. Шванн).
Цикл деления и развития клетки. Митоз и мейоз. Роль генов и хромосом в передаче наследственных признаков в ряду клеточных поколений и поколений организмов.
Вирусы - неклеточные формы жизни. Вирусные инфекции и их профилактика.
Лабораторные и практические работы 3. Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.
III. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
3.1. Размножение организмов (2 часа)
Размножение. Половое и бесполое размножение и их биологический смысл. Образование половых клеток. Оплодотворение. Зигота - оплодотворенная яйцеклетка. Биологическое значение размножения.
3.2. Индивидуальное развитие организмов (3 часа)
Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Формы постэмбрионального развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Достоинства и недостатки разных типов жизненных циклов. Типичный онтогенез многоклеточного организма. Важнейшие стадии онтогенеза. Закон зародышевого сходства К. Бэра. Биогенетический закон Э Геккеля и К Мюллера.
IV. Наследственность и изменчивость организмов (18часов)
4.1. Закономерности наследования признаков (9 часов)
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Законы наследования признаков Г. Менделя. Генетическое определение пола и связь генов с хромосомами. Сцепленное наследование. Цитологические основы наследственности.
Лабораторные и практические работы 4. Решение генетических задач.
4.2. Закономерности изменчивости (5 часов)
Изменчивость. Основные формы изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотип и фенотип. Мутации. Комбинативная изменчивость. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Лабораторные и практические работы 5. Изучение изменчивости организмов.6. Построение вариационного ряда, кривой.
4.3. Селекция растений, животных, микроорганизмов (4 часа)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт. Порода. Штамм. Методы селекции растений и животных. Основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельского хозяйства, медицины и других отраслей.
V. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии (9 часов)
5.1. Биосфера, её структура и функции (6 часов)
Экология - наука о взаимоотношениях организмов с средой обитания, включающей их живое и неживое окружение. Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Взаимоотношения организмов и их адаптации к абиотическим (свет, температура, влажность), биотическим (конкуренция, хищничество и паразитизм, мутуализм, комменсализм, нейтрализм) и антропогенным факторам среды. Закон оптимума. Лимитирующий фактор. Регулирующая роль факторов среды.
Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в круговороте веществ и превращении энергии в природе. Пищевые связи организмов в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии цепей питания. Пищевые пирамиды на суше и в океане. Смена биоценозов. Причины смены сообществ, формирование новых сообществ.
Экскурсия (региональный компонент): взаимоотношения организмов и среды обитания (на примере экосистемы своей местности)
Лабораторные и практические работы 7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) 8. Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.
5.2. Биосфера и человек (3 часа)
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Проблемы рационального природопользования, охрана природы. Роль человека в биосфере.
Лабораторные и практические работы 9. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах своей местности.
II. Учебно-тематическое планирование «Биология 9 класс. Общие закономерности»С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин . 2 часа в неделю, всего 68 часов
№ п\п
Часы
Тема урока
Дата
Контроль
Практическая часть
Элементы содержания
Основные понятия
Домашнее задание
Введение (1 час)
1.
1
Биология как наука о живой природе. Предмет и задачи общей биологии. Роль биологии в практической деятельности людей.
сентябрь
Биология и биологические науки. Становление биологии как науки.
Введение
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа)
2.
1
Многообразие животного мира. Основные признаки живого.
сентябрь
Свойства организмов.
Жизнь
Классификация
стр. 8-12, читать
3
Уровни организации живых организмов.
сентябрь
Молекула, Вещество, Клетка, Ткань, Орган
Вид, Популяция, Биогеоценоз, Биосфера
сообщение о К. Линнее
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)
4
1
Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики. Работы К. Линнея.
сентябрь
Систематика
Эволюция
сообщение о Ж. Ламарке
5
Эволюционное учение Ж.Б. Ламарка.
Искусственная, естественная система
сообщение о Ч. Дарвине
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 часа)
6
1
Научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.
сентябрь
Достижения в области естественных наук. Результаты путешествия Ч. Дарвина.
стр.18-29
7
1
Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Искусственный отбор
порода, сорт
стр.18-29
8
1
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе
сентябрь
Борьба за существование (внутривидовая, межвидовая, борьба с факторами окружающей среды)
Естественный отбор
Изменчивость
стр.18-29
9
1
Формы естественного отбора. Факторы эволюции.
октябрь
Формы отбора: стабилизирующий, движущий, половой
стр.18-29
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)
10
1
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Физиологические адаптации.
октябрь
Приспособленность. Виды приспособленности: мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска, физиологические адаптации.
стр. 35-49, читать
11
1
Приспособленность организмов к среде обитания.
октябрь
П.Р. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Адаптация. Приспособительные особенности растений и животных. Относительность приспособленности.
стр. 35-49, читать
Тема 1.5. Микроэволюция (2 часа)
12
1
Микроэволюция. Вид, его критерии и структура. Популяция - элементарная эволюционная единица.
октябрь
П.Р. Изучение критериев вида.
Микроэволюция. Вид,
популяция. Критерии вида: морфологический, физиологический, экологический, географический
стр.53-55
13
1
Эволюционная роль мутаций.
Морфологический
Мутация. Географическая
поведенческая, репродуктивная изоляция
стр.53-55
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)
14
1
Макроэволюция. Главные направления эволюции. Биологический прогресс. Биологический регресс.
Пути достижения биологического прогресса.
ноябрь
Макроэволюция
Биологический прогресс
Биологический регресс
Ароморфоз
Дегенерация
Идиоадаптация
стр. 59-60
15
1
Общие закономерности биологической эволюции. Результаты эволюции.
ноябрь
Дивергенция
Конвергенция
стр.66-70, читать
16
1
Зачет «Учение об эволюции органического мира»
Тестовая работа Эволюция органического мира
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле (2 часа)
17
1
Видообразование
ноябрь
Гипотеза. Коацерваты, протобионты. Теории возникновения жизни.
стр. 70-77
18
1
Современные представления о возникновении и развитие жизни на Земле (теория академика А.И. Опарина).
ноябрь
Этапы развития
индивидуальные задания
19
1
Начальные этапы развития жизни.
ноябрь
этапы развития
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (3 часа)
20
1
Жизнь в архейскую и протерозойскую, палеозойскую эры.
ноябрь
Архей
Протерозой, Палеозой
Автотрофы, гетеротрофы. Прокариоты, эукариоты.
индивидуальные задания
21
1
Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры.
ноябрь
Псилофиты. Мезозой. Кайнозой. Ароморфозы и идиоадаптации растений, животных
стр.88-93, конспект
22
1
Происхождение человека. Место и роль человека в системе органического мира.
декабрь
Антропология. Антропогенез. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы. Биологическая и социальная сущность человека.
стр.93-103
Раздел 2. Структурная организация живых организмов
Тема 2.1. Химическая организация клетки (4 часа)
23
1
Элементарный состав клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
декабрь
Микроэлементы, макроэлементы. Неорганические вещества: вода, минеральные соли. Их биологическая роль.
стр.104-106
24
1
Органические вещества клетки. Углеводы, липиды.
Липиды. Углеводы. Биологическая роль углеводов, липидов.
стр.107-113
25
1
Органические вещества клетки. Белки
декабрь
Белки. Катализаторы. Ферменты. Биологическая роль.
стр.107-113
26
1
Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты
Нуклеиновые кислоты. ДНК, РНК. Строение, биологическая роль.
стр.107-113
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)
27
1
ДНК, РНК
декабрь
пр. работа
Нуклеиновые кислоты. ДНК, РНК. Строение, биологическая роль.
стр.113.
28
1
Биосинтез белка
декабрь
Биосинтез, ген, генетический код, транскрипция, трансляция
стр.113-117
29
1
Обмен веществ
Ассимиляция, диссимиляция, гликолиз, брожение, дыхание. Этапы обмена
стр.113-117
30
1
Пластический обмен
январь
Пластический обмен.
стр.113-117
31
1
Энергетический обмен
январь
Фотосинтез
Хемосинтез
темновая фаза, световая фаза.
стр.117-120, читать
Тема 2.3. Строение и функции клеток (7 часов)
32
1
Прокариотическая клетка. Неклеточные формы жизни.
январь
Прокариоты. Клетки бактерий. Вирусы-неклеточные формы жизни.
стр.121-122
33
1
Эукариотическая клетка. Цитоплазматическая мембрана. Органоиды цитоплазмы.
январь
Эукариоты
Органоиды . Цитоплазма. Строение, функции органоидов.
стр. 125-132
34
1
Эукариотическая клетка. Ядро.
Прокариоты, эукариоты. Хромосома. Хроматида. Кариотип. Гаплоидный, диплоидный набор хромосом, соматические клетки
стр.132-136
35
1
Обобщение.Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот.
январь
Прокариоты
Эукариоты
Особенности строения клеток разных организмов.
36
1
Деление клеток. Митоз.
февраль
Митоз. Митотический цикл, интерфаза, хроматиды. Биологическая роль митоза.
стр.136, читать
37
1
Клеточная теория строения организмов.
февраль
Клеточная теория. История изучения клетки
стр. 141, читать
38
1
Зачет по теме: «Структура и организация живых организмов»
Тестовая работа
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Тема 3.1. Размножение организмов (2 часа)
39
1
Сущность и формы размножения. Бесполое размножение организмов.
февраль
Бесполое размножение. Спора
Почкование Регенерация Вегетативное размножение
стр.145-149
40
1
Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение.
февраль
Мейоз, половые клетки: яйцеклетка сперматозоид Гаметогенез
Оплодотворение
стр.150-155
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (3 часа)
41
1
Онтогенез. Эмбриональное развитие.
февраль
Оплодотворение. Онтогенез. Эмбриогенез, эмбрион. Этапы эмбриогенеза: дробление, гаструляция, органогенез.
стр.156
42
1
Онтогенез. Постэмбриональное развитие.
февраль
постэмбриональный период. Прямое непрямое развитие. Полный, неполный метаморфоз. Рост, старение.
стр.162, читать
43
1
Биогенетический закон.
Общие закономерности развития.
С.Р. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
закон Бера
биогенетический закон К. Мюллера и Э. Геккеля
стр.166
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (9 часов)
44
1
Наука генетика. Этапы развития. Основные понятия генетики
февраль
Генетика, ген, геном, фенотип, генотип, аллельные гены, изменчивость, наследственность, гибридизация
стр.171-172
45-46
2
Гибридологический метод. Первый и второй законы Г. Менделя.
март
Закон доминирования чистая линия. Закон расщепления. Гибрид, гомозигота, гетерозигота, доминантный, рецессивный признак
стр.174-175
47
1
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
март
Дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание
стр.176
48
1
Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование
Анализирующее скрещивание, неполное доминирование
стр.186
49
1
Сцепленное наследование генов. Теория Т.Моргана. Генетика пола.
март
Хромосома
стр.186,188
50
1
Решение генетических задач.
март
П.Р. Решение генетических задач.
Закономерности наследования признаков при моногибридном, дигибридном, анализирующем скрещивании, при неполном доминировании
Составить задачу на моногибридное скрещивание
51
1
Взаимодействие генов. Роль отечественных ученых в развитии генетики.
март
ген, генотип, множественное действие генов, взаимодействие генов
стр.192
52
1
Контрольно-обобщающий урок по теме: Закономерности наследственности.
Тема 4.2. Закономерности изменчивости (5 часов)
53
1
Генотипическая изменчивость. Мутации.
апрель
Геном, Изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия. Виды мутаций
сообщение наследственные болезни человека
54
1
Комбинативная изменчивость. Значение комбинативной изменчивости.
Комбинативная изменчивость
стр.201
55
1
Фенотипическая или модификационная изменчивость. Норма реакции.
апрель
Модификация, изменчивость, норма реакции, вариационный ряд, вариационная кривая.
56
1
Выявление изменчивости организмов.
П.Р. Изучение изменчивости.
Проявление наследственной и ненаследственной изменчивости.
Сообщение о Н.И. Вавилове
Тема 4.3. Селекция растений, животных, микроорганизмов (4 часа)
57
1
Развитие селекции. Центры происхождения культурных растений.
апрель
Селекция, центры происхождения. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения растений. Происхождение животных
стр.204
58
1
Селекция. Методы селекции растений и животных.
Методы селекции, гетерозис, гибридизация, мутагенез, порода, сорт.
сообщение о достижениях в селекции
59
1
Селекция микроорганизмов. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства.
апрель
Биотехнология, штамм. Генная инженерия, клонирование. Достижения отечественных ученых
стр.211
Раздел 5. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии
Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции (6 часов)
60
1
Наука экология. Биосфера, её структура и функции. Круговорот веществ в природе.
май
Экология. Биосфера. Живое вещество уровни организации биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере Биогеохимический цикл, микроэлементы, биогенные элементы. Биохимический цикл азота, углерода, фосфора
стр.215-230
61
1
Абиотические факторы. Интенсивность действия факторов среды.
Абиотические факторы. Ограничивающий фактор
стр.231-235
62
1
Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.
май
Цепи питания симбиоз антибиоз
стр.239-268
63
1
Биогеоценозы. Биоценозы. Влияние условий на формирование.
Биогеоценоз экосистема продуценты консументы редуценты Биоценоз
стр.239-268
64
1
Пищевые связи в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии.
май
П.Р. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Трофический уровень, цепи и сети питания, экологические пирамиды, поток энергии. Механизмы передачи энергии.
стр.239-268
65
1
Взаимоотношения организмов и среды обитания.
П.Р. Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.
Видовое разнообразие, плотность популяции, биомасса
Результаты П.Р.
Тема 5.2. Биосфера и человек (3 часа)
66
1
Природные ресурсы и их использование. Проблемы рационального природопользования.
май
Агроэкосистема, природные ресурсы: неисчерпаемые, исчерпаемые, возобновимые, невозобновимые. Проблемы рационального природопользования.
сообщения экологические проблемы, охрана природы
67
1
Антропогенные факторы. Влияние действия антропогенных факторов на окружающую природу. Охрана природы.
май
П.Р. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах своей местности.
Антропогенные факторы. Последствия хозяйственной деятельности человека.
Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы
стр.280
68
1
Обобщающее повторение. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.
май
Тестовая контрольная работа по материалам ГИА
Взаимодействие организма и среды.
Вопросы, Тесты
IV. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:
знать/понимать:
-
Особенности жизни как формы существования материи;
-
Роль физических и химических процессов в живых системах;
Фундаментальные понятия биологии;
-
Сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
-
Основные теории биологии: клеточную. Хромосомную. Наследственности, эволюционную. Антропогенеза;
-
Соотношение социального и биологического в эволюции человека;
-
Основные области применения биологических знаний в практике с/х. отраслях промышленности. Охране окружающей среды.
уметь:
-
Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни, развития групп растений, животных, человека.
-
Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
-
Работать с микроскопом и изготовлять простейшие микропрепараты для исследований.
-
Решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном мире.
-
Работать с учебной и научно-популярной литературой, информацией электронных образовательных ресурсов, составлять план, конспект, реферат, презентацию.
-
Владеть языком предмета.
V. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учащихся
-
1. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 класс: учебник для общеобразовательных учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2011.
-
Видеофрагменты из мультимедийного приложения к учебнику 9 кл
Литература для учителя
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6 -11 классы.- М.: Дрофа, 2007.
-
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности». 9 класс. М. «Дрофа». 2011 год
-
Цибулевский С.В., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику. М.: Дрофа. 2010.
-
Борисова Л.В. Тематическое и поурочное планирование по биологии. 9 класс. М.6 Издательство «Экзамен». 2006
-
Материалы для подготовки к ГИА. Тестовые задания.(Сборники разных авторов))
-
Козлова Т.А, Кучменко В.С. «Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие, -М.:Дрофа, 2002 г.
Учебно-лабораторное оборудование
-
Комплект портретов ученых.
-
Таблицы по темам курса
-
Магнитные модели по теме: генетика, индивидуальное развитие, биосинтез белка, клетка, экосистема.
-
Оборудование для лабораторного практикума.
-
Микроскопы, микропрепараты.
-
Гербарий растений.
-
Коллекции, влажные препараты животных.
-
Растения кабинета
-
Дидактические карточки задания.
-
Видеофильмы «Биология. Экология»
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор,ПК.
Приложение
ТЕСТ №1
Движущие силы эволюции
Впишите необходимые термины.
1.Движущими силами эволюции являются: 1) наследственная изменчивость, 2) ... 3) ...
2.Избирательное выживание и преимущественное размножение наиболее приспособленных особей-...
3.Исходным материалом для естественного отбора является ...
4.Накопление благоприятных и уничтожение неблагоприятных изменений идет в результате ...
5.Результатом отбора является образование: а) ……………….…………………….. б) . ………………
6.Форма естественного отбора, поддерживающая постоянство средней нормы - ...
7.Расхождение признаков в пределах вида, популяции в процессе естественного отбора - ...
8.Сближение признаков у разных групп организмов, обитающих в одинаковых условиях - ...
9.Относительно изолированная группа особей одного вида - ...
10.Повышение уровня организации организмов в ходе эволюции - ...
11.Возрастание приспособленности, увеличение численности, расширение ареала вида - ...
12.Упрощение уровня организации живых организмов в ходе эволюции, исчезновение некоторых систем органов (часто паразитизм) - ...
13.Снижение уровня приспособленности организмов к условиям обитания, уменьшение численности, сужение ареала - ...
14.Сохранение популяции или вида за счет гибели более слабых происходит в результате ...
15. Индивидуальное развитие организмов - ...
16.Историческое развитие организмов - ...
17.Закон повторения в индивидуальном развитии краткого исторического развития зародышевых форм - ...
18.Образование нового вида путем освоения новых мест обитания в пределах одного ареала - ...
19.Органы, утратившие в ходе эволюции свое биологическое значение называются ...
20.«Явление возврата к признакам предков - ...
21.Органы,возникающие в результатеконвергенции, выполняющие одинаковые функции - ...
22.Частные приспособительные изменения, возникающие без изменения общего уровня организации-
23.Возрастание приспособленности, увеличение численности, расширение ареала вида - ...
24.Упрощение уровня организации живых организмов в ходе эволюции, исчезновение некоторых систем органов (часто паразитизм) - ...
25.Образование новых видов путем изоляции популяций при распаде ареала - ...
26.Снижение уровня приспособленности организмов к условиям обитания, уменьшение численности, сужение ареала - ...
27.Историческое развитие организмов - ...
28.Образование нового вида путем освоения новых мест обитания в пределах одного ареала - ...
29.Органы,возникающие в результатеконвергенции, выполняющие одинаковые функции - ...
30.Частные приспособительные изменения, возникающие без изменения общего уровня организации -
31.Относительная целесообразность строения и функций организмов называется ...
32.Форма естественного отбора, поддерживающая крайние признаки популяции в изменяющихся условиях - ...
33.Сохранение популяции или вида за счет гибели более слабых происходит в результате ...
34.Индивидуальное развитие организмов - ...
35.Историческое развитие организмов - ...
36.Образование нового вида путем освоения новых мест обитания в пределах одного ареала - ...
называются ...
37.Частные приспособительные изменения, возникающие без изменения общего уровня организации - ...