Рабочая программа 5 класс

Рабочая программа учебного предмета "Биология",базовый уровень 5 класс на 2014-2015 год. программа разработана на основе авторской программы Н.И.Сонина.1час в неделю ,35 часов в год. ФГОС.Данная программа представляет собой целостный документ,включающая в себя:пояснительная записка,структура документа, общаяхарактеристика учебного предмета,учебно- тематический план, календарно- тематическое планирование,переченнь учебно- методических и технических средств обучения.Целью учебного предмета являетс...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чунское районное муниципальное образование

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

п. Весёлый Чунский район Иркутская область



Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественнонаучного цикла

Протокол №____ от _____.

Руководитель ШМО: _______

(С.В.Образ)

Согласовано на заседании методического совета школы.

Протокол № ____ от_______

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:________________

(С.Ю.Кулемина)

Утверждено директором

МОБУ СОШ №7 п.Весёлый.

Приказ № ____ от _______

Директор МОБУ СОШ №7: _________ (В.И.Калашников)

м.п.





Рабочая программа

учебного предмета «Биология»

базовый уровень, 5 класс,

на 2014-2015 учебный год

(разработана на основе

авторской программы Н.И.Сонина,

1 час в неделю, 35 часов за год).


Составитель:

Образ Светлана Викторовна,

учитель биологии

МОБУ СОШ №7 п. Весёлый.

Высшее образование.

Первая квалификационная категория.

Литература:

1. Программы для общеобразовательных учреждений. СонинН.И. Биология. Введение в биологию. - Волгоград: Учитель, 2013г.

2.Н.И Сонин,А.А.Плешаков. Биология. Введение в биологию.5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012.




п. Весёлый

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189.

  • Типовым Положением об общеобразовательном учреждении в редакции Постановлений правительства Российской Федерации от 10.03.2009 № 216.

  • Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Региональным учебным планом для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы», утверждённым распоряжением министерства образования Иркутской области от 12.08.2011г. № 920-мр.

  • Письмом Министерства образования Иркутской области от 04.06.2014г. №55-37-5064/14 «Об использовании регионального учебного плана общеобразовательными организациями Иркутской области».

  • Уставом муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №7 п. Весёлый, утверждённым постановлением мэра Чунского района Иркутской области 12.12.2011г. №685.

  • Приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 29.08.2014 года № О-154.1 «Об утверждении учебного плана МОБУ СОШ №7 п. Весёлый на 2014-2015 учебный год».

  • Бессрочной лицензией на право ведения образовательной деятельности (серия РО № 045859, регистрационный № 4701), выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 03.04.2012 года.

  • Свидетельством о государственной аккредитации (серия 38АО1 № 0000230, регистрационный №2070), подтверждающим государственный статус общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, выданным Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 20.09.2012 г.

  • Положением о рабочей программе, утверждённым приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 31.08.2011 № О-124.

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.

Структура документа

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 5 класс представляет собой целостный документ, включающий в себя следующие разделы: пояснительная записка (нормативно-правовая основа создания рабочей программы, структура документа, общая характеристика учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся), учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методических и технических средств обучен

Общая характеристика учебного предмета.

Биология находится на стыке естественных и общественных наук. Она является как бы точкой пересечения всех естественнонаучных знаний и философской мысли. Занимая промежуточное положение между естественными и общественными науками, она всегда испытывала давление этических и эстетических норм, запросов человеческого общества. Биологические знания всегда формировали и формируют определённое мировоззрение личности, её отношение к природе, обществу, культурным ценностям. Это, в свою очередь , определяет жизненную позицию человека, его идеалы, отношение к окружающей действительности, глобальным проблемам современности. В настоящее время выживание и дальнейшее развитие человеческого общества основано на понимании уникальности жизни и биосферы в целом. Исторический и культурологический подход к изучению биологии позволит преодолеть разобщенность школьных предметов, показать взаимное влияние различных наук и их взаимодействие с миром .Биология-наука о жизни. Живое на Земле представлено необычайным разнообразием форм, множеством видов живых существ. Важное место в этой науке занимают вопросы возникновения и законы развития жизни на Земле- эволюционное учение. Биологию подразделяют на отдельные науки по предмету изучения. Так, микробиология изучает мир бактерий; ботаника исследует строение и жизнедеятельность представителей царства растений; зоология- царства животных. Вместе с тем развиваются области биологии, изучающие общие свойства живых организмов: генетика- закономерности наследования признаков, биохимия- пути превращения органических молекул, экология- взаимоотношения популяций с окружающей средой. Функции живых организмов изучает физиология.

В соответствии с уровнем организации живой материи выделились такие научные дисциплины, как молекулярная биология, цитология- наука о клетке, гистология-учение о тканях. Биология использует самые различные методы: исторический, описательный, инструментальный.

В самых различных областях биологии всё больше возрастает значение пограничных дисциплин, связывающих биологию с другими науками- физикой, химией, математикой. В дальнейшем практическое значение биологии ещё больше возрастёт. Это связано с быстрым ростом населения планеты, а также с постоянно возрастающей численностью городского насел

Основные цели и задачи

Целью учебного предмета является:

- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или группу или общность-носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Задачи учебного предмета:

- обеспечить ориентацию в системе моральных норм и ценностей : признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными.

Место учебного предмета «Биология» в учебном плане.

Согласно учебного плана для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе основной школы отводится 35 часов (1 час в неделю). Данная рабочая программа составлена с полном соответствии по объёму и содержанию авторской. Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МОБУ СОШ № 7 п. Весёлый. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии и программой учебного курса автора-составителя Н.И.Сонина.


Требования к уровню подготовки обучающихся

В целях предметных результатов обучения учащиеся должны знать: основные признаки живой природы; устройство светового микроскопа; основные органоиды клетки; основные признаки представителей Царства живой природы; природные зоны нашей планеты; предков человека; основные экологические проблемы; правила поведения в опасных ситуациях. Должны уметь сравнивать различные среды обитания; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; работать с лупой и световым микроскопом; соблюдать правила поведения и работы с приборами; приводить примеры обитателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами; объяснять роль растений и животных в жизни человека; вести здоровый образ жизни.

В целях метапредметных: результатов обучения учащиеся должны уметь проводить простейшие наблюдения, наблюдения, опыты; сравнивать, ставить задачу под руководством учителя, использовать дополнительные источники информации; находить и использовать причинно-следственные связи, выделять в тексте смысловые части; работать в соответствии с поставленной задачей; составлять простой и сложный план текста.

В целях личностных: формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела

Всего часов

Из них

практические и лабораторные работы

контрольные работы

1. Живой организм: строение и изучение

8

4

Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»

Лабораторная работа№3 «Строение клеток живых организмов»

Лабораторная работа №4 « Определение состава семян пшеницы. Определение свойств белков ,жиров, углеводов»

1.

Контрольная работа по теме

«Живой организм»

2. Многообразие живых организмов

14

-

1.

Контрольная работа по теме

«Многообразие живых организмов»

3. Среда обитания живых организмов

6

2.

Лабораторная работа №5 «Определение наиболее распространённых растений и животных»

Практическая работа №1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения»

1.

Контрольная работа по теме

«Среда обитания живых организмов»

4. Человек на Земле

5

2.

Лабораторная работа №6 «Измерение своего роста и массы тела»

Лабораторная работа №7 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

1.

Контрольная работа по теме « Человек на Земле»

5. Повторение курса биологии за 5 класс

2

Всего

35

8

4



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п\п

Тема урока

Цель

урока

Планируемые результаты освоения предмета, курса

УУД, формируемые при изучении темы

Тип урока

Контроль

Дата

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

Познавательные


Раздел 1. Живой организм: Строение и изучение (8 часов, из них л.р. - 4, к.р. - 1)

1

Введение. Живой организм.

Сформировать основные понятия живых организмов.

Научаться называть основные живых организмов;

Работают в соответствии с поставленной задачей

Проявляют любознательность и интерес к изучению .

Составлять план работы с учебником.

Осуществляют нравственно-этическое оценивании.

Планировать учебное сотрудничество с учителем.

Применять приёмы работы с информацией: поиск и отбор информации

Формирование новых знаний.

Фронтальный опрос.

2

Наука о живой природе. Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научна исследований»

Сформировать основные методы биологических исследований; научить составлять план работы.

Научаться соблюдать правила техники безопасности; объяснять значение биологических знаний

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.

Составлять план работы с учебником. Осуществлять постановку учебной задачи.

Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

Владеть коммуникативными, корректно вести диалог.

Применять приёмы работы с информацией: поиск и отбор информации. Подводить итоги работы.

Комплексное применение знаний, умений, навыков.

Письменный отчёт о проделанной работе.

3

Методы изучения природы. Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы».

Сформировать навыки работы с лупой и световым микроскопом . научить обобщать и систематизировать знания.

Научаться определять основные методы биологических исследований.

Работать с тексте параграфа и его компонентами. Узнавать изучаемые компоненты на таблицах и в природе.

Понимают значение знаний, образования в жизни человека, имеют желание и стремление учиться.

Составлять работы с учебником, выполнять задания св соответствии с поставленной целью.

Понимают значение знаний, образования в жизни человека, имеют желание и стремление учиться

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, вести дискуссии и аргументировать свои позиции

Формировать приёмы работы с информацией, подводить итоги работы.

Комплексное применение знаний, умений, навыков.

Письменный отчёт о проделанной работе.

4

Увеличительные приборы. Живые клетки . лабораторная работа №3 « Строение клеток живых организмов».

Сформировать основные понятия темы, научить выявлять основные органоиды клетки на микропрепаратах и таблицах.

Познакомятся с устройством светового микроскопом, научатся называть основные органоиды клетки.

Работают в соответствии с поставленной задачей

Стремятся хорошо учиться, сориентированные на качественное получение образования.

Составлять план работы, отвечать на поставленные вопросы, выполнять лабораторную работу.

Стремятся хорошо учиться, сориентированные на качественное получение образования

Сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения.

Соблюдать правила поведения

Комплексное применение знаний, умений, навыков.

Письменный отчёт о проделанной работе.

5

Химический состав клетки. Лабораторная работа № 4 « Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков,жиро,углеводов»

Научить сравнивать химический состав тел живой и неживой природы.

Научаться называть основные органические и минеральные веществ, входящие в состав клетки.

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды.

Уметь составлять план работы с учебником, выполнять лабораторную работу.

Осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды.

Сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения.

Использовать приёмы работы с информацией, поиск и отбор источников, осваивать приёмы исследовательской деятельности.

Комплексное применение знаний, умений, навыков.

Письменный отчёт о проделанной работе.

6

Вещества и явления в окружающем мире

Сформировать основные понятия о физических и химических явлениях, простых и сложных веществах

Научаться наблюдать веществ в различных агрегатных состояниях, называть признаки тел живой и неживой природы.

Работать с тексте параграфа и его компонентами. Узнавать изучаемые компоненты на таблицах и в природе.

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук демонстрируют интеллектуальные и творческие способности.

Уметь принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Отвечать на поставленные вопросы.

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук демонстрируют интеллектуальные и творческие способности.

Строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Использовать приёмы работы с информацией, поиск и отбор источников, осваивать приёмы исследовательской деятельности.

Комбинированный урок

Терминологический диктант. Индивидуальный опрос.

7

Великие естество испытатели.

Сформировать понятия о вкладе естествоиспытателей в развитии биологии других наук.

Научиться называть ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Работают в соответствии с поставленной задачей

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук .

Уметь принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Применять приёмы работы с информацией, осуществлять постановку и формулирование проблемы.

Формирование новых знаний

Фронтальный опрос .Работа по карточкам.

8

Контрольная работа по теме «Живой организм»

Научить применять полученные знания в практической работе.

Научаться применять полученные знания в практической работе.

Работают в соответствии с поставленной задачей

Правильно идентифицируют себя с позиции школьника, проявляют индивидуальные и творческие способности.

Уметь принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя.

Правильно идентифицируют себя с позиции школьника, проявляют индивидуальные и творческие способности.

Устанавливать причинно- следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

Контроль знаний.

Тестовая контрольная работа

Раздел №2 Многообразие живых организмов (14 часов из них - контрольная работа-1 )

9

Как развивалась жизнь на Земле.

Сформировать основные понятия о строении и жизнедеятельности изучаемых биологических объектах

Научаться выделять основные признаки представителей Царств живой природы.

Работают в соответствии с поставленной задачей

Имеют адекватную позитивную самооценку, понимают необходимость учения.

Принимать учебную задачу, составлять план работы с учебником, отвечать на вопросы.

Имеют адекватную позитивную самооценку, понимают необходимость учения

Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Использовать разнообразные приёмы работы с информацией, осуществлять постановку и формулирование проблемы.

Формирование новых знаний.

Работа с таблицей.

10

Разнообразие живого.

Сформировать основные понятия о систематике, классификации живых организмов.

Научаться называть основные признаки живых организмов,различать изученные объекты в природе.

Работают в соответствии с поставленной задачей

Проявляют интеллектуальные и творческие способности, оценивать жизненные ситуации.

Уметь отвечать на поставленные вопросы, давать оценку ответам одноклассников.

Проявляют интеллектуальные и творческие способности, оценивать жизненные ситуации.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Использовать разнообразные приёмы работы с информацией, осуществлять постановку и формулирование проблемы.

Комбинированный урок.

Работа по карточкам.

11

Бактерии

Формирование основных понятий по теме, строение и жизнедеятельность бактерий.

Научаться различать изученные объекты в природе.

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Понимают социальную роль и нравственную позицию учеников.

Принимают учебную задачу, адекватно воспринимают информацию учителя.

Понимают социальную роль и нравственную позицию учеников.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Уметь использовать разнообразные приёмы работы с информацией. Осуществлять постановку проблемы.

Комбинированный урок

Терминологический диктант. Индивидуальный опрос.

12

Грибы.

Формирование основных понятий темы ,выявление существенных признаков в строении грибов.

Научиться различать изученные объекты в природе и на таблицах.

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика.

Уметь принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя.

Имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика.

Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Уметь использовать разнообразные приёмы работы с информацией. Осуществлять постановку проблемы

Формирование новых знаний.

Индивидуальный опрос. Работа по таблице.

13

Растения .Водоросли.

Выявить существенные признаки строения жизнедеятельности растений.

Научиться различать изученные объекты в природе и на таблицах.

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Проявляют любознательность интерес к изучению природы методами естественных наук.

Уметь составлять план работы с учебником, отвечать на вопросы.

Проявляют любознательность интерес к изучению природы методами естественных наук.

Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Уметь осуществлять поиск необходимой информации дополняющей и расширяющий кругозор.

Контроль и коррекция знаний.

Тестирование по темам «Бактерии», «Грибы».

14

Мхи .Папоротники.

Выявить существенные признаки строения жизнедеятельности растений.

Научиться различать изученные объекты в природе и на таблицах.

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Имеют адекватную позитивную самооценку.

Уметь составлять план работы с учебником, отвечать на вопросы.

Имеют адекватную позитивную самооценку.

Уметь сравнивать разные точки зрения.

Уметь осуществлять поиск необходимой информации дополняющей и расширяющий кругозор

Формирование новых знаний.

Индивидуальный опрос.

15

Голосеменные растения.

Научить участвовать в коллективной беседе , выявлять существенные признаки.

Научиться различать изученные объекты в природе и на таблицах.

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы.

Уметь принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя.

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы.

Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Использовать разнообразные приёмы работы с информацией.

Комбинированный урок.

Работа по карточкам с заданиями.

16

Покрытосеменные(цветковые )растения.

Формирование основных понятий по теме. Выявление существенных признаков.

Научиться различать изученные объекты в природе и на таблицах.

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Составлять план ,адекватно воспринимать информацию.

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Уметь осуществлять поиск необходимой информации дополняющей и расширяющий кругозор

Контроль и коррекция знаний

Тестирование по темам.

17

Значение растений в природе и жизни человека.

Формирование основных понятий по теме. Выявление существенных признаков

Научаться проводить простейшую классификацию живых организмов.

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы.

Уметь адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником.

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы.

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, сравнивать разные точки зрения

Уметь выполнять постановку и формулирование проблемы., осуществлять поиск необходимой информации .

Комбинированный урок.

Терминологический диктант. Индивидуальный опрос.

18

Животные .Простейшие.

Сформировать навыки участия в коллективной беседе

Научаться объяснять роль представителейЦарств живой природы в жизни человека.

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Уметь адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником.

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Адекватно использовать речевые средства

Использовать приёмы работы с информацией, осуществлять поиск необходимой информации.

Формирование новых знаний.

Индивидуальный опрос.

19

Беспозвоночные

Формирование навыков и умений наблюдательной способности ,основные понятия темы.

Научаться различать изученные объекты в природе на таблицах

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Проявляют интерес к новому материалу способу учебной задачи способу действия

Уметь адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником

Проявляют интерес к новому материалу способу учебной задачи способу действия

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, аргументировать свою точку зрение отстаивать свою позицию.

Овладевать приемами работы с информацией, систематизировать информацию, осуществлять постановку и формулировать проблему.

Формирование новых знаний.

Работа по карточкам с заданиями.

20

Позвоночные

Формирование новых понятий темы, наблюдательности за способами передвижения позвоночных животных

Научаться различать изученные объекты в природе на таблицах

Участвовать в совместной деятельности.

Проявляют интерес к новому материалу способу учебной задачи способу действия

Уметь адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником

Проявляют интерес к новому материалу способу учебной задачи способу действия

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, аргументировать свою точку зрение отстаивать свою позицию.

Овладевать приемами работы с информацией, систематизировать информацию, осуществлять постановку и формулировать проблему

Комбинированный урок

Работа по карточкам с заданиями.Фронтальный опрос.

21

Значение животных в природе и в жизни человека

Научить объяснять роль животных в природе и в жизни человека

Научаться различать изученные объекты в природе на таблицах использовать дополнительный источник информации

Участвовать в совместной деятельности.

Осознают необходимость ответственного отношения к природе, проявляют любознательность

Уметь адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником

Осознают необходимость ответственного отношения к природе, проявляют любознательность

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, аргументировать свою точку зрение отстаивать свою позицию

Осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации систематизировать информацию составлять небольшое сообщение к уроку

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

22

Контрольная работа по теме: «Многообразие живых организмов»

Контроль и систематизация знаний

Применять полученные знания в самостоятельной работе

Участвовать в совместной деятельности.

Осознают потребность и готовность к самообразованию в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

Уметь выполнять задания в соответствии с поставленной задачей

Осознают потребность и готовность к самообразованию в том числе и в рамках самостоятельной деятельности

Устанавливать причинно-следственные связи владеть навыками контроля и оценки своей деятельности

Контроль знаний

Тестовая контрольная работа

Раздел 3. Среда обитания живых организмов. (6часов из них л.,р.-1; пр..-1; к..р.-1)

23

Три среды обитания живых организмов

Формирование новых понятий темы, характеристика основных сред обитания

Научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие зоны земли.

Участвовать в совместной деятельности.

Осознают необходимость ответственного отношения к природе, проявляют любознательность.

Уметь адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником

Осознают необходимость ответственного отношения к природе, проявляют любознательность

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, аргументировать свою точку зрение отстаивать свою позицию

Овладевать приемами работы с информацией, систематизировать информацию, осуществлять постановку и формулировать проблему

Формирование новых понятий и знаний.

Работа по карточкам с заданиями работа с таблицей

24

.Жизнь на разных материках.

Формирование новых понятий темы, характеристика основных сред обитания

Научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие зоны земли

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Осознают необходимость ответственного отношения к природе, проявляют любознательность.

Уметь адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником

Осознают необходимость ответственного отношения к природе, проявляют любознательность

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, аргументировать свою точку зрение отстаивать свою позицию

Овладевать приемами работы с информацией, систематизировать информацию, осуществлять постановку и формулировать проблему

Комбинированный урок

Терминологический диктант. Индивидуальный опрос.

25

Природные зоны Земли

Научить приводить примеры типичных обитателей материков и природных зон.

Научаться называть среды обитания организмов.

.Демонстрируют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды.

Уметь адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы .

Демонстрируют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей .

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства, обмениваться мнениям в паре.

Использовать разнообразные приёмы работы с информацией, отвечать на вопросы.

Формирование новых знаний.

Индивидуальный опрос.

26

Жизнь в морях и океанах. Лабораторная работа № 5 «Определение наиболее распространённых растений и животных»

Сформировать навыки работы по выполнению лабораторной работы с биологическими объектами.

Научаться называть сообщества морей и океанов, сравнивать различные среды жизни.

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Осознают ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды.

Выполнять задания в соответствии с поставленной цели.

Осознают ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды.

Уметь обмениваться мнениям в парах, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания

Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами.

Комплексное применение знаний, умений и навыков.

Письменный отчёт о проделанной работе.

27

Практическая работа № 1 « Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и пути их решения»

Сформировать основные понятия природных зон, характеризовать их основные особенности

Научаться сравнивать различные среды обитания, приводить примеры обитателей морей и океанов.

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Осознают ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды.

Уметь адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы .

Осознают ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды.

Слушать и понимать речь других людей.

Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами.

Применение знаний.

Письменный отчёт о проделанной работе.

28

Контрольная работа по теме « Среда обитания живых организмов»

Обобщение и контроль знаний.

Научаться применять полученные знания в самостоятельной работе.

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Ориентируются на моральную норму трудолюбия и умения в любом деле.

Принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя.

Ориентируются на моральную норму трудолюбия и умения в любом деле.

Уметь устанавливать причинно- следственные связи, владеть навыками контроля и оценки знаний.

Контроль знаний.

Тестовая контрольная работа.

Раздел 4 Человек на Земле (5часов из них лаб..р.,-2; к.,р.-1)

29

Как человек появился на Земле. Лабораторная работа №6 «Измерение своего роста и массы тела»

Формирование основных понятий антропогенеза

Научаться называть этапы происхождения человека, их характерные черты, образ жизни.

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Осознают ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды

Уметь адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы .

Осознают ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды

Уметь обмениваться мнениям в паре, слушать друг друга, делиться своими впечатлениями.

Овладевать приемами работы с информацией, систематизировать информацию, осуществлять постановку и формулировать проблему

Комплексное применение знаний ,умений и навыков.

Письменный отчёт о проделанной работе.

30

Как человек изменил Землю.

Научить анализировать последствия хозяйственной деятельности человека.

Научаться называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Демонстрируют ответственное отношение к природе, проявляют интерес к здоровому образу жизни.

Составлять план работы с учебником, принимать активную задачу.

Демонстрируют ответственное отношение к природе, проявляют интерес к здоровому образу жизни.

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства, обмениваться мнениям в паре.

Формулировать ответы на вопросы учителя.

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос.

31

Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля

Научить узнавать и называть в природе редкие и исчезающие виды растений и животных.

Научаться объяснять роль растений и животных в жизни человека, соблюдать правила поведения в природе

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Осознают ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды

Принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя.

Осознают ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды

Строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениям в паре.

Овладевать приемами работы с информацией, систематизировать информацию, осуществлять постановку и формулировать проблему

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос.

32

Здоровье человека и безопасность жизни. Лабораторная работа№7 «Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи»

Научить обосновывать необходимость соблюдения правил поведения в природе. Выполнить лабораторную работу.

Научаться соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Демонстрируют ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды

Составлять план работы с учебником, принимать активную задачу.

Демонстрируют ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды

Уметь обмениваться мнениям в паре, слушать друг друга, делиться своими впечатлениями.

Использовать разнообразные приёмы работы с информацией, отвечать на вопросы.

Применение знаний.

Письменный отчёт о проделанной работе.

33

Контрольная работа по теме «Человек на Земле»

Контроль и учёт знаний

Научаться применять полученные знания в самостоятельной работе, объяснять роль растений и животных в жизни человека.

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Проявляют интеллектуальные и творческие способности, понимают необходимость учения.

Принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя.

Проявляют интеллектуальные и творческие способности, понимают необходимость учения.

Уметь устанавливать причинно- следственные связи, владеть навыками контроля и оценки знаний.

Контроль знаний.

Тестовая контрольная работа.

Повторение (2часа)

.

34

Обобщение и повторение по теме « Многообразие живых организмов»

Научить участвовать в коллективной беседе, обмениваться мнениям и ,сравнивать.

Научаться соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях, различать на живых объектах растения

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Демонстрируют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды

Свободно ориентироваться в содержании и заданиях учебника.

Демонстрируют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды

Слушать и понимать на слух речь учителя, осознан строить речевое высказывание.

Использовать разнообразные приёмы работы с информацией, отвечать на вопросы.

Систематизация знаний

Фронтальный опрос ,работа по карточкам.

35

Обобщение и повторение изученного за год.

Систематизировать и обобщить знания за год.

Научаться вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками, объяснять роль растений и животных в жизни человека.

Составлять простой и сложный план текст а Участвовать в совместной деятельности.

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Свободно ориентироваться в содержании и заданиях учебника.

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства, обмениваться мнениям в паре.

Использовать разнообразные приёмы работы с информацией, отвечать на вопросы.

Систематизация знаний

Нахождение дополнительной информации в научно- популярной литературе, справочниках.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Учебно-методическая литература:

1.Программы для общеобразовательных учреждений. Н.И.Сонин, А.А.Плешаков «Биология. Введение в биологию.

2. .Н.И Сонин ,А.А.Плешаков. Биология. Введение в биологию.5 класс учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012.

3.Рабочая тетрадь Н.И.Сонин 5 класс М: Дрофа 2012.

4.Г А Воронина. Тесты по биологии 5 класс. М: Издательство «Экзамен»

5.Ю.В. Амахина .Методические рекомендации по проведению лабораторных работ

6. Задачник -практикум 5 класс .М: ООО « Баласс»

7. Таблицы по разделам курса.

Технические средства обучения:

1.Мультимедийная установка.

2. Телевизор.

3. Коллекции презентаций по основным разделам курса.

4. Интернет - ресурсы:

- http;//bio.1September/ru-газета «Биология»

- sbio.enfo- научные новости биологии

- Электронное приложение Drofa.ru/

Оставляю за собой право корректировки календарно - тематического планирования в течение учебного года.

Учитель:______________________ Образ С.В..


© 2010-2022