Визуальная среда школы глазами современного ученика

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Визуальная среда школы глазами современного ученика»

Ерофеева Виктория Алексеевна

ученица 8 класса

Манжесова Марина Нурисламовна

учитель биологии БОУ «Тарская СОШ № 5»

Омская область



Школа - это место, где миллионы детей и подростков проводят основную часть своего времени. Это время изучения, познания мира. Очень важно учитывать при этом окружающую обстановку. Находясь в комфортной визуальной среде, обучающимся проще усваивать учебный материал. В наше время «багаж» знаний, который нужно усвоить в школе, становится все сложнее, а для этого требуется больше времени. Все это увеличивает нервную и зрительную нагрузку, которая негативно сказывается на здоровье школьника. Кроме того, визуальная среда - очень важный фактор, воздействующий на человека, от него зависит не только наше зрение, но и психическое и физическое состояние, общее самочувствие, настроение человека.

Гипотеза: предположим, что у современных школьников существуют определенные цветовые предпочтения в оформлении классных помещений.

Цель исследования: изучить мнение обучающихся о визуальной среде в БОУ «Тарская СОШ № 5».

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Отобрать необходимые методики для исследования мнений о визуальной среде школы.

3. Исследовать мнение обучающихся о визуальной среде в БОУ «Тарская СОШ № 5».

4. Проанализировать полученные результаты и занести их в таблицу, построить диаграммы, сформулировать выводы и рекомендации по оформлению школьных кабинетов по результатам исследования.

Объект исследования: визуальная среда школьника.

Предмет исследования: отношение школьников к визуальной среде в БОУ «Тарская СОШ № 5»

Организация и методы исследования состояли из двух этапов диагностического и аналитического. На диагностическом этапе использовалась нестандартизированная методика - разработанная нами анкета. Основными методами явились методы - беседа, наблюдение. Аналитический этап включал в себя статистическую обработку данных, занесение их в таблицу и построение диаграмм. Практическая значимость данной работы заключается в создании рекомендаций по оформлению классных помещений.

Под видимой средой следует понимать окружающую среду, которую человек воспринимает через орган зрения. Ее можно условно поделить на две части: естественную и искусственную. Естественная видимая среда находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения - лес, берег моря. Совсем другое дело - искусственная среда (производственные и жилые помещения: офисы, магазины, транспорт - автобусы, автомобили, поезда, самолёты, подводные лодки и космические корабли). Она все больше отличается от природной среды и во многих случаях находится в противоречии с законами зрительного восприятия человека. Такая среда породила новую проблему экологии человека - проблему видеоэкологии.

Мы провели исследование состояния видимой среды именно в школе, потому что большую часть дня проводим именно здесь. Во время урока нам приходится смотреть на доску, на парты; слушая учителя, мы невольно обращаем внимание на стены, двери, пол. В своем исследовании мы решили изучить мнение обучающихся о наиболее комфортном цветовом оформлении классных кабинетов, о качестве освещения, необходимости наличия цветов в кабинетах, какой должна быть классная доска. Нами было опрошено 139 обучающихся БОУ «Тарская СОШ № 5» с 5 по 11 классы. В анкете обучающимся необходимо было оценить 4 предложенных кабинета с различным цветовым оформлением (рисунки 1,2,3,4).

Визуальная среда школы глазами современного ученикаВизуальная среда школы глазами современного ученика

Рисунок 1. Кабинет биологии №4. Рисунок 2. Кабинет химии №10.

Визуальная среда школы глазами современного ученикаВизуальная среда школы глазами современного ученика

Рисунок 3. Кабинет английского языка № 9. Рисунок 4. Кабинет истории № 8.

Обучающимся предлагалось ответить вопросы о комфортности, уровне освещения и качестве оформления интерьера (рисунок 5).

Визуальная среда школы глазами современного ученика

Рисунок 5. Визуальное восприятие школьных кабинетов.

В составленной нами анкете также предлагались вопросы о том, в какой цвет лучше покрасить кабинет, какого цвета должна быть классная доска и необходимы ли в кабинетах цветы (рисунки 6,7; таблица 1).

Визуальная среда школы глазами современного ученикаВизуальная среда школы глазами современного ученика

Рисунок 6. Варианты ответов обучающихся на вопрос: Рисунок 7. Варианты ответов обучающихся на вопрос:

«В какой цвет Вы покрасили бы стены в своем кабинете?» «Какого цвета должна быть классная доска?»

Таблица 1

Необходимы ли в кабинетах цветы? Почему?

Количество опрошенных (%)

да, легче дышать

84 человека (68%)

да, с ними уютно

54 человека (44%)

нет

14 человек (11%)

нет, могут упасть

8 человек (6%)

нет, это некрасиво

5 человек (4%)

Рекомендации по изменению визуальной среды

школьных кабинетов

1. Озеленение. Наличие растений не только способствует обогащению воздуха кислородом, но и благоприятно действует на психику человека. К тому же озеленение - самый экономичный способ улучшения визуальной среды.

2. Улучшение освещенности кабинетов. Занятия в кабинетах с достаточным освещением не утомляют зрение учащихся.

3. Поддержание чистоты. Чистота кабинета является необходимым фактором для образования комфортной видимой среды.

4. Отсутствие агрессивных и гомогенных видимых сред.

5. Изменение цветового оформления. Рекомендуется использование зеленых, синих, коричневых тонов при оформлении школьных кабинетов. Не стоит забывать о том, что цвета влияют на успеваемость и психическое здоровье человека.

Выводы:

- в результате исследования максимальные баллы по комфортности, освещению и оформлению интерьера получил кабинет биологии. Он окрашен в зеленый цвет, доска тёмно-зеленого цвета. Именно такую расцветку выбирают обучающиеся как самую уютную для проведения занятий;

- 60% опрошенных предпочитают зеленый цвет классных комнат и зеленый цвет доски (79%) что совпадает с требованиями к оформлению классных помещений;

- 68% и 44% положительно ответили на вопрос о необходимости растений в кабинетах школы, объясняя это тем, что растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воздух от микробов, украшают и создают уют в кабинете;

- состояние школьных кабинетов по всем показателям соответствует требованиям.









© 2010-2022