Открытый урок по биологии 7 класс Разнообразие рыб

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №43

Тема: «Разнообразие рыб»

Цель урока: раскрыть значение рыб в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

повторить многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды;

Развивающие:

научиться узнавать изученных рыб;

уметь работать с учебником;

развивать логическое мышление, память.

Воспитательные:

показать влияние человека на численность рыб.

Оборудование:

бумажные рыбки (за правильные ответы).

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами информационных технологий.

Форма проведения урока: урок-путешествие.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Сегодня морозный ясный день. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

2.Вступительное слово учителя.

Самое удивительное и замечательное явление природы - жизнь. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: в знойных пустынях, в вечных снегах, на суше, в воздухе, в воде.

- Давайте прочтём слова Ф.И. Тютчева:

Иным достался от природы

Инстинкт пророчески-слепой

-Они им чуют, слышат воды…"

Ф.И. Тютчев

Как вы считаете, кому они посвящены? (рыбам)

Конечно же, удивительным и таинственным животным - рыбам.

3. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами постараемся повторить изученное о представителях надкласса рыб, поговорим о значении рыб в природе и жизни человека.

Давайте откроем рабочие тетради, запишем число и тему урока «Разнообразие рыб».

- Ребята, а какая наука занимается изучением рыб? (ихтиология)

- Значит и мы с вами сегодня побудем ихтиологами.

2 Фронтальный опрос

За каждый правильный ответ будет вручаться золотая рыбка.

Давайте вспомним внешнее строение рыб.

В данные предложения необходимо вставить пропущенные слова.

Рыбы - это животные, обитающие в ………… . (воде)

Практически у всех рыб…….форма тела. (обтекаемая)

Тело рыбы состоит из головы, туловища и ………. . (хвоста)

Тело рыб покрыто костной ….. (чешуёй)

Кожные железы вырабатывают……. (слизь), которая уменьшает трение рыб при движении в воде.

Органы дыхания рыб……. (жабры)

Органы передвижения рыб……. (плавники)

У рыб различают … и … плавники. (парные и непарные)Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают с помощью …… (боковой линии).

Рыбы способны быстро менять глубину погружения с помощью ……..(плавательного пузыря).

Восстановим схему развития рыбы.

Икринка- ? - ?- ? - взрослая особь.

( Икринка- зародыш - личинка- малек- взрослая особь)

Запишем эту схему в наши бортовые журналы.

Из всех ли икринок развивается зародыш? (Нет, икра часто не вся бывает оплодотворённой; много её поедают различные водные животные).

Все ли личинки и мальки выживают? (Нет. Личинки и мальки имеют множество врагов, много их погибает при неблагоприятных условиях среды).

Продолжается наше виртуальное путешествие в водной пучине.

Условия обитания рыб, пища, внешние особенности разные. Учитывая это, учёные предложили особую систематику.

Давайте вспомним, из каких двух классов состоит надкласс рыбы? (хрящевых и костных рыб)

- Представителей каких отрядов мы можем отнести к классу хрящевых? (отряд скатов и отряд акул)

- На какие виды рыб подразделяется класс костных рыб?

костно-хрящевые (осетровые)

двоякодышащие

Кистеперые

- Кистепёрые - это древняя группа рыб. До первой половины 20 века их считали вымершей ветвью позвоночных.

- А все ли кистепёрые рыбы вымерли более 60 млн. лет назад?» (Латимерия - единственный современный вид из отряда целакантообразных группы кистеперых рыб. Это «живое ископаемое», возможно, самый древний из всех видов животных, ныне обитающих на Земле. Длина до 1,8 м, весит до 95 кг. Живородящая. Очень редка, впервые обнаружена в Индийском океане у побережья Южно-Африканской республики (у Ист-Лондона), а затем в 1952 году у Коморских о-вов, где позднее было поймано еще около 100 особей; в 1992 году латимерию выловили также у побережья Мозамбика. Коморские острова объявили латимерию государственным достоянием).

костистые

* Физминутка

Включается музыка. Подводное царство.

Расслабьтесь, закройте глаза. Вы спокойны, легкий бриз обдувает ваше лицо, набегающие волны доходят до ваших ног. Шум моря и крики чаек навевают хорошие воспоминания.

4 Объяснение нового материала

- Итак, мы с вами повторили многообразие рыб, ещё раз поговорили об их систематике. Немаловажное значение имеет и практическое значение рыб в природе и жизни человека, и, конечно, их охрана.

Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и большой численности.

- Давайте в тетрадях запишем схему «Значение рыб в природе и жизни человека»

Значение рыб:

Регуляция численности водных беспозвоночных.

Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.

Звено в целях питания живых организмов.

Общий мировой улов рыбы в год равен примерно 50 млн. т. Главная ценность рыбы, как пищевого продукта, в белках.

Из рыбы получают жир, богатый витаминами, и в особенности витамином Д, который необходим и детям, и взрослым.

Рыба - богатейший источник витаминов и минеральных веществ: К, Na, P, Mg, S, Cl, Fе, I.

Рыба может быть рекомендована для диетического питания гипертоникам, больным атеросклерозом, предрасположенным к полноте, страдающим заболеваниями желудка и печени. Особенно питательна печень трески. Калорийность такой рыбы, как сельдь, не уступает калорийности куриных яиц. Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу сырую рыбу, так как при этом можно заразиться паразитическими червями, поэтому рыбу употребляют в варёном, жареном, копчёном, солёном, консервированном виде. Из неё можно приготовить множество блюд.

Кроме этого, рыбу используют для производства кормовой муки для откорма скота, а из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения.

- Согласитесь, что роль рыб в жизни человека неоценима. Поэтому их необходимо охранять. Большое значение в сохранении и увеличении численности ценных промысловых рыб имеют рыболовные заводы, на которых производят искусственное оплодотворение икры и выращивание мальков.

- Молодцы, ребята. Вы сегодня очень активно работали на уроке, были внимательны к жизни рыб. Экспедиция подходит к концу и нам пора возвращаться.

Шум волн

5. Итог урока и задание на дом.

- Ну вот мы снова на суше.

- Вам понравилась экспедиция?

- Какие открытия для себя вы сделали?

- Каково же значение рыб в природе и жизни человека?

- Давайте посчитаем, сколько у вас получилось золотых рыбок?

Выставление оценок за урок

Задание на дом: п. 33 стр. 142

Кто больше всех вспомнит о рыбах: песен, стихов,

рассказов, мультфильмов, кино.

- Ребята, я рад, что вы на уроке испытали радость познания нового.

О рыбах много знаем мы,И в то же время мало;И нужно всем: и вам, и нам,Чтоб их побольше стало!

На этой оптимистической ноте мы и закончим наш урок.

Урок окончен.















© 2010-2022