• Преподавателю
  • Биология
  • Тезисы лекции к презентации Анатомия и физиология как науки, изучающие механизмы удовлетворения потребностей человека

Тезисы лекции к презентации Анатомия и физиология как науки, изучающие механизмы удовлетворения потребностей человека

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анатомия и физиология как науки, изучающие механизмы удовлетворения потребностей человека. Человек - биосоциальное существо. Краткая история развития анатомии.

План лекции:

  1. Понятие человека

  2. Тематика курса

  3. Методы анатомии и физиологии

  4. Разделы анатомии

  5. Краткая история развития анатомии

  6. Схема осей и плоскостей в теле человек

Человек - сложная биологическая система, способная самостоятельно существовать как единица органического мира в постоянно изменяющихся условиях среды.

Организм человека - биологическая система, наделенная разумом.

Жизнь- адаптация человека к постоянно меняющимся условиям среды. Адаптация- это комплекс саморегулирующихся процессов, возникающих в каждом организме биологического вида и позволяющих ему выжить в изменяющихся условиях среды.

«Золотое правило» саморегуляции состоит в том, что отклонение любого показателя жизнедеятельности от нормы, является стимулом возвращения к норме.

Например, поддержание уровня глюкозы в крови.

Человеку как любой биологической системе присущи закономерности жизни:

- открытость (обмен веществ)

- саморегуляция (гомеостаз, онтогенез)

- самовоспроизведение (сохранение и эволюция живых систем)

Это происходит путем обмена веществ и энергии, раздражимости, репродукции, наследственности, гомеостаза.

Механизмы самоудовлетворения потребностей: (слайд № 3)

  • Врожденные изменения метаболизма

  • Работа внутренних органов

  • Бессознательное поведение и приобретение в процессе жизни индивидуализма (сознательного поведения)

Существуют несколько структур, которые удовлетворяют потребности:

  1. Исполнительные:

  • Основные (дыхательная, пищеварительная, мочевая)

  • Вспомогательные

2. Регуляторные (нервная, эндокринная)

Человек- это биосоциальное существо.( Слайд № 4)

Как биологический объект он дышит, питается, размножается, выделяет продукты обмена, в его организме происходит обмен веществ. Как и все живые организмы, он растет, стареет, умирает. Поэтому человека изучают в курсе биологических дисциплин.

Человек является социальным объектом, т.к. он в течение жизни накапливает опыт и передает его следующим поколениям. Человек живет в обществе по общепринятым законам.

У человека возникает особая, не связанная с генетическими механизмами связь между поколениями: преемственность традиций, культуры, науки, знаний. Все это стало возможным благодаря развитию речи, мышления и письменности. Опыт, накопленный человеком в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру.

Анатомия и физиология человека- это основные предметы теоретической подготовки медицинского работника.

Анатомия- наука о форме, строении, развитии организма.

Физиология - изучает функции и процессы жизнедеятельности, происходящие в организме.

В курсе анатомии и физиологии мы будем изучать следующие темы

(Слайд № 5)

Методы анатомии и физиологии: ( Слайд № 6)


  • Метод вымачивания трупов - путем помещения в воду или специальную жидкость

  • Биопсия - прижизненное исследование кусочков тканей

  • Антропометрия- исследование строения и формы отдельных частей путем измерения

  • Рентгенологические - рентгеноскопия и рентгенография

  • Препарирование тканей и органов

  • Внешний осмотр- выстукивание, выслушивание

  • Эксперименты на животных, наблюдения

Разделы анатомии ( слайд №7)

  • Систематическая - изучает организм по системам (костная, пищеварительная)

  • Топографическая - изучает расположение органов

  • Сравнительная - изучает структурные преобразования сходных органов у разных животных

  • Описательная - занимается описанием органов при вскрытии трупов

  • Функциональная - изучает структуры отдельных частей организма в связи с их функцией

Ученые - анатомы (слайд №8)

Врачевание возникло раньше, чем появились первые сведения о строении органов. Особенно была развита медицина в Древней Греции. Врачи были окружены почетом. Был культ бога врачевания- Асклепия (Эскулапа).

В России до 17 века врачи были при царском дворе. Петр I поставил задачу привлечь в Россию врачей, чтобы они обучали русских людей анатомии и медицине. Находясь в Голландии он сам изучал анатомию и вывез коллекцию препаратов, которая хранится сейчас в кунсткамере в Санк- Петербурге.

В 1755 году в России был открыт университет, где появилась первая кафедра анатомии.

Наибольший вклад в развитие анатомии внесли:

  • Гиппократ - систематизировал данные о строении тела человека

  • Аристотель - указал, что сердце- главный орган. Ошибка - на сердце берут начало нервы органов чувств.

  • Абу Али ибн Сина - написал « Канон медицины», содержащий новые сведения по анатомии.

  • К. Гален - читал курс лекций по анатомии. На лекциях вскрывал трупы животных. Трупы человека не вскрывал, т.к. это было запрещено и считалось большим грехом.

  • В. Гарвей - открыл 2 круга кровообращения

  • А. Везалий - описал скелет, мышцы, все внутренние органы путём вскрытия трупов на кладбище.

  • Леонардо да Винчи - вскрывал трупы людей и рисовал органы.

  • Н.И. Пирогов - изучал топографию органов.

  • И.П. Павлов - создал учение о ВНД, изучил физиологию кровообращения, пищеварения.

  • И.М. Сеченов - изучал рефлексы головного мозга

Литература

Основная:

1.Барышников С.Д. « Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии»- Изд.2-е, испр. и доп.- М: ГОУ ВУНМЦ, 2002г., стр 416.

2. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ.- 4-е издание, стереотипоное. М.: ООО ТИД «Альянс», 2005

Дополнительная:

1.Грин Н., Стаут У,Гейлор Д. Биология: В 3-х т. Пер.с англ./ Под Ред. Р. Сопера.- М.: Мир,1993 год.


© 2010-2022