- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии на тему: Методы селекции
Конспект урока по биологии на тему: Методы селекции
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Таранова Е.А. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок по биологии 9 класс.
Тема: Методы селекции растений.
Цели:
-
Образовательная: сформировать у учащихся знания об основных методах селекции растений и животных; познакомить учащихся с выдающимися учеными-селекционерами.
-
Развивающаяся: продолжать развивать творческое мышление, интеллектуальные способности учащихся в процессе дифференцированного обучения (работа с карточками, рефератами, сообщениями учащихся). развивать умение у учащихся делать вывод самостоятельно.
-
Воспитательная: в целях патриотического воспитания на конкретных примерах - убеждать детей в уважительном отношении к соотечественникам, их заслугам перед человечеством, уважении к труду селекционера, хлебороба. Воспитывать бережливое отношение к хлебу.(слайд 2)
Оборудование: Карта географическая; 2 таблицы со снимками сортов пшеницы, ржи; компьютер с экраном (презентация); карточки; крупа Макфа; экземпляры -колоски пшеницы, ржи.
Методы: Иллюстративно - объяснительный; с элементами лекции, реферата -сообщения учащегося; использование элементов межпредметной связи географии и литературы; демонстративный.
План урока.
1.Актуализация знаний:
-Фронтальный опрос:
-работа с карточками;
2.Изучение нового материала.
-Вступительное слово учителя.
-сообщение об истории возделывания хлеба.(слайд3)
-Изучение методов селекции растений (объяснение учителя):(слайд 4)
а) Отбор.
б) Гибридизация. Гетерозис, Полиплоидия.
в) Демонстрация семян, рисунков, таблиц.
3. Закрепление изученного материала:
Учащиеся делают записи в тетради по ходу урока и в момент закрепления материала.
4. Вывод по уроку:
Что мы сегодня узнали? Итоговое слово учителя
Дом. Задание:
Ход урока.
1.Актуализация знаний,
а)фронтальный опрос.
-
Что такое селекция и что она изучает?
-
Что такое порода, сорт (чистая линия)?
-
Чем отличаются одомашненные животные и культурные растения от диких
-
Какие центры происхождения культурных растений вам известны? Кто их открыл?
-
Какое значение для селекции имеет знание этих центров?
-
Выносятся хлебобулочные изделия:
-
Назовите из какой муки получают этот хлеб?
( ржаной, пшеничной)
-
Из каких сортов?
(яровой и озимой)
-
Какая бывает пшеница по отношению % состава белка?
(твёрдая и мягкая)
б) работа с карточками: (смотри приложение 1).
2. Изучение нового материала. (презентация)
-а)Вступительное слово учителя.
Да, такое привычное слово «хлеб». День не проходит без хлеба. А ведь, не везде едят хлеб и даже сажают эти злаки (т.е. рожь и пшеницу). Так, в Китае предпочитают рис, в Мексике - маис (кукурузу). А в некоторых странах Африки чаще едят банан, чем хлеб.
Наш народ издавна обращался к хлебу со словами: «Хлеб Батюшка», «Хлеб Родины».
Тимирязев назвал - ломать хлеба - как величайшее изобретение человеческого ума.
б) Сообщение учащегося о возделывании хлеба (смотри приложение 2).
в) Изучение методов селекции растений (объяснение учителя):
Рассказ учителя. Основная задача сельского хозяйства - произвести
максимальное количество продуктов питания при минимальной затрате средств на единицу продукции.
В этом решение большую роль играет селекция - где создаются новые сорта растений с большим количеством белка, наиболее продуктивные в данных климатических условиях, которые удовлетворяют пищевым, эстетическим техническим потребностям человека.
Ведь каждому сорту растений (чистых линий) свойственна определенная норма реакций, которая передается по наследству. - Что такое норма реакции? (это пределы изменчивости). Но фенотип полно проявляется в определенных условиях. Так, что по-вашему делали землевладельцы в Древней Руси?
(они отбирали лучшее по качеству зерно, чтоб не осыпалось, чтоб крупнее было). Значит, они вели селекционную работу, осознанно ли? ( нет, неосознанно).
Первым методом селекции можно назвать:
Искуственный отбор:
массовый
индивидуальный
Группа генетически неоднородных особей
Группа генетически однородных особей гомозиготных организмов(чистые линии)
(слайд 5,6)
Рассказ учителя как ведется массовый отбор. На примере сорта «Вятка» с демонстрацией семян в пробирке. Рассказ учителя об индивидуальном отборе.
2. Гибридизация, что это такое? ( скрещивание)
Гибридизация(слайд 7,8)
Близкородственная (инбридинг)
Неродственная(отдаленная, аутбридинг)
Получение чистых линий
Межвидовая, внутривидовая, межродовая
Получение генетически неоднородных видов,особей.
Рассказ учителя о близкородственной гибридизации. Показ портрета П.П. Лукьяненко создателя сорта Ново-Украинко 083 (усатая - яровая), которая давала на 6 у. с га больше урожая, чем « Седоуска». Рассказ о близкородственном скрещивании, что оно ведется 7-9 лет, по истечении почти 10 лет таким образом может создать сорт. Ему присвоили за создание этого сорта звание лауреата Государственной премии.
Тот же П. П. Лукьяненко создал знаменитый сорт озимой пшеницы Безостая-1, в ее создании приняли участие 17 сортов пшеницы из разных географических районов и гибридов, высотаh= 85-100 см, устойчивая к ржавчине, высокая пластичность, большая % белка ... За создание этого сорта ему присвоили звание Героя Соц. Труда.
В результате межвидовых, межродовых скрещиваний в случае неродственной гибридизации ученые заметили, что гибриды (F 1) первого поколения -получаются жизнеспособнее, мощнее своих родительских форм. Это явление называют гетерозисом.
Показ - демонстрация семянF1 (огурцов). Объясняется это тем, многие гены переходят в гетерозиготном состоянии и взаимодействием благоприятных доминантных генов.
Явлением гетерозиса пользовались знаменитые селекционеры Михаил Иванович Хаджинов (при создании сортов кукурузы), Василий Степанович Пустовойт (для создания сортов подсолнечника).
Сенсацией в селекции было получение гибридов при скрещивании 2-х разных отдаленных сортов растений, например пшеница (тритинкум) + рожь (секале) = тритикале Это полиплоидная культура Что такое полиплоидия?(т. е. число хромосом кратно умножено на основное число)т.к. например, у пшеницы п=7 У твердой пшеницы п= 28 (тетроплоид)
У мягкой6 6*7(генсаплоид) Тритикале имеет-42 - хромосомы, это полиплоидная культура. Создала этот сорт ученица Писарева Виктора Евграфовича - Мария Дмитриевна Жилкина.
Существует гибрид пшеницы с пыреем (сорт злакокормовой), за 3 укоса дает 300-450 у/га зеленой массы. Тоже полиплоидная культура. Создатель Николай Васильевич Цицин (академик АН СССР и ВаСХНИЛ). Создан этот сорт тоже методом отдаленной гибридизации. полиплоидия (слайд9-12)
3. Закрепление новой темы:
-
Какие методы селекции вы сегодня узнали?
-
Что такое гетерозис?
-
Чем отличается массовый отбор от индивидуального?
-
Как называется гибрид пшеницы и ржи?
-
Какими особенностями отличаются полиплоидные сорта культурных растений?
-
Демонстрация списка пшеницы и ржи (тритикале),Автор сорта Валентина Николаевна Мамонтова (герой соц.труда, лауреат Ленинской премии)
Яровая пшеница Мироновская 808- автор Василий Николаевич ремесло (озимая пшеница), академик АНСССР и ВаСХНИЛ - все они дважды герои Соц. Труда.
4. д/задание. §28 выучить, подготовить сообщение :
а) Роль Н.И.Вавилова в развитии селекции.
б) Центры происхождения культурных растений.
Приложение1
Карточка № 1.
Запишите определения следующих терминов:
Селекция-
Сорт-
Порода-
Штамм-
Карточка № 2
Запишите определения следующих терминов:
Гибридизация-
Гетерозис-
Полиплоидия-
Карточка №3
Расскажите(запишите), как селекция связана с различными областями производства. Какие задачи стоят перед селекцией в настоящее время?
Карточка №4
Как называют процесс возникновения наследственных изменений под воздействием мутагенов?
заполните схему:
особенности мутаций
Приложение 2
Сообщение учащегося о возделывании пшеницы.
Злаки мы сеем около двух тысячелетий. А южное хлебопашество у Черного и Азовского морей началось много раньше, чем на более северной территории Древней Руси.
Вкус хлеба человек познал впервые на берегах великой реки Нил, на склонах Памира и в нагорьях Ирана, где и находились первые очаги земледелия ( это где-то 4-5 тысячелетие до нашей эры), а может, и раньше. В развалинах Фив ( которые существовали 8 тысяч лет до нашей эры) нашли предметы хлебопечения.
В египетских гробницах были найдены рисунки изготовления хлеба, его формы и разные сорта со своими именами: Ак, Пез, Сеиз, Хенв, Пезену( Вероники), он имел особое клеймо и предназначался только для жен великих жрецов. А также земледелие было отмечено и в легендах и мифах Древней Греции. Однако, историки отметили, что сама Греция была бедна на «жирную землю», сюда морем возили зерно из греческих колоний/ из нынешних степей Днепра, Кубани, Дона/.
Отец истории Геродот около 2500 лет назад писал, что вся земля по Днепру и до реки Дон была занята земледельцами-скифами. Скифы ещё назывались оратаями ( от слова «оратать», что значит пахать, обрабатывать землю оралом - так называлась древняя соха).
«Они,-говорил Геродот,-сеют хлеб не только для собственной снеди, но и на продажу». У этих народов были ячмень, полба ( пшеница) и рожь.
В Римскую империю зерно привозили из Причерноморья, куда входил и Крым. В Древней Руси хлебные злаки сеяли повсюду ( даже где они плохо родились).
Словаки переняли от скифов приемы земледелия, немало способствовали созданию путем постоянного отбора более урожайных форм ржи, ячменя, пшеницы и овса - самых старых хлебных злаков на русской равнине.
Так наши знаменитые «чирки» и «чарновки» - твердые яровые пшеницы, отобранные в Поволжье саратовскими селекционерами «седоуски» и «белотурки», наши серые хлеба - рожь и овес, созданные ещё на первой селекционной станции под Москвой, очень ценились в Западной Европе.
Но с истощением земель, с недостатком умелых рук, с потерей чистоты семян земледелие стало отставать в развитии.
Требовались новые сорта, лучше приспособленные для уборки комбайнами, неполегаемые злаки с большим процентом белка.