Рабочая программа 8-9 класс 2015 по биологии УМК Пономаревой

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование Тимашевский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5

муниципального образования Тимашевский район



УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 27 августа 2015 года

Председатель педсовета

__________ С.С. Грановская

Подпись, печать ОУ Ф.И.О.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По биология

Уровень образования (класс) основное общее образование, 8-9 класс

Количество часов 136

Составитель учитель Кардовская Валентина Сергеевна


Программа разработана на основе авторской программы курса биологии Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И.Н. Пономарева, О. А Корнилова, В. М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова, Л.В. Симонова, И.М. Швец, М.З. Федорова, Г.А. Воронина. «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы». - М.: Вентана - Граф, 2009.


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. N 1089;

- авторской программы курса биологии Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И.Н. Пономарева, О. А Корнилова, В. М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова, Л.В. Симонова, И.М. Швец, М.З. Федорова, Г.А. Воронина. «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы». - М.: Вентана - Граф, 2009.

На изучение курса в 8 классе отводится 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю; в 9 классе отводится 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю.

Цель программ:

• развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологиче­ского образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.

Важнейшие особенности данных программ:

• увеличение объема экологического содержания за счет некоторого сокращения анатомического и морфологиче­ского материала;

• усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изуче­нию живой природы России и бережному отношению к ней;

• усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедея­тельности биологических систем разных уровней организации; к идеям устойчивого развития природы и общества;

• расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное по­знание явлений природы и развивающих практические и твор­ческие умения у учащихся.


  1. Общая характеристика учебного предмета биология

Изучение биологии направлено на широкое общение с живой природой, природой родного края и ставят целью развитие у школьников экологической культуры поведения, воспитание ответственного отношения к природным объектам, воспита­ние патриотизма, любви к природе, к родине, а также к пред­мету биологии как важному естественнонаучному и культурно­му наследию.

Изучение биологии в 6-9 классах построено с учетом раз­вития основных биологических понятий, преемственно от кур­са к курсу и от темы к теме в каждом курсе.

Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскры­ваются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией орга­низма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторя­ется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции орга­нов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей части рассматриваются индивидуаль­ное развитие человека, наследственные и приобретенные каче­ства личности: темперамент, характер, способности и др.


  1. Описание места учебного предмета биологии в учебном плане

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, знаков, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основной для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Учебный образовательный план МБОУ СОШ № 5 предусматривает обязательное изучение биологии в 8 классе в объеме 68 ч. в год (2 ч. в неделю): в 9 классе в объеме 68 ч. в год (2 ч. в неделю).


  1. Содержание учебного предмета биологии

8 класс - 68 часов

Введение (1 час)

Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и из­держки. Зависимость человека как от природной, так и от соци­альной среды. Значение знаний о строении и функциях организ­ма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.


  1. Организм человека. Общий обзор организма человека (5часов)

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитар­но-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность лю­дей, нарушающих санитарные нормы общежития.

Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от живот­ных. Морфофизиологические особенности человека, связан­ные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, со­циальным образом жизни.

Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятель­ность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соедини­тельные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уровни организации организма. Орган и системы орга­нов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и тормо­жения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вы­рабатываемых ими гормонов.

Лабораторная работа: 1. Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей.

Практическая работа: 1. Получение мигательного рефле­кса и его торможения.


  1. Опорно-двигательная система (8 часов)

Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энер­гетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррек­ция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Трениро­вочный эффект и способы его достижения.

Лабораторная работа: 2. Исследование свойств нормаль­ной, жженой и декальцинированной кости. 3. Просмотр поперечно - полосатой мышечной ткани.

Практическая работа: 2. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.


  1. Кровь и кровообращение (9 часов)

Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и ан­титела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный имму­нитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV груп­пы крови - проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резу с-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

Сердце и сосуды - органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоуз­лов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы серд­ца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердеч­но-сосудистой системы и их предупреждение. Первая по­мощь при кровотечениях.

Лабораторная работа: 4. Сравнение крови человека с кро­вью лягушки.

Практическая работа: 3. Изменения в тканях при пере­тяжках, затрудняющих кровоснабжение. Опыты, выясняющие природу пульса. 4. Реакция сердечно-сосудистой системы на дози­рованную нагрузку.


  1. Дыхательная система (5 часов)

Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань - орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевраль­ная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные дви­жения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни ор­ганов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клиниче­ской и биологической смерти. Приемы искусственного дыха­ния изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Лабораторная работа: 5. Определение состава вдыхае­мого и выдыхаемого воздуха

Практическая работа: 5. Измерение обхвата грудной клетки. 6. Определение запыленности воздуха в зимних условиях


  1. Пищеварительная система (7 часов)

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и пита­тельные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в рото­вой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищева­рительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функ­ции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и же­лудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (фер­менты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуля­ция пищеварения.

Заболевание органов пищеварения и юс профилактика. Питание и здоровье.

Лабораторная работа: 6. Ознакомление с действием фер­ментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки

Практическая работа: 7. Наблюдение за подъемом гор­тани при глотании, функцией надгортанника и нёбного язычка


  1. Обмен веществ и энергии. Витамины. (3часа)

Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластичес­кий обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энер­гетический баланс. Определение норм питания. Качествен­ный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В, С, В. Водорастворимые и жирорастворимые витами­ны. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А (куриная слепота), В] (болезнь бери-бери), С (цинга), В (рахит). Их пре­дупреждение и лечение.

Практическая работа: 8. Функциональные пробы с мак­симальной задержкой дыхания до и после нагрузки. 9. Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.


  1. Мочевыделительная система (2 часа)

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделе­ния, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - фун­кциональная единица почки. Образование первичной и коне­чной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почеч­ной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспуска­тельного канала.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиени­ческая оценка питьевой воды.


  1. Кожа (3 часа)

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и саль­ные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Ока­зание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предуп­реждение и меры защиты от заражения.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция орга­низма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.


  1. Эндокринная система (2часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной желе­зы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с ги­перфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудоч­ной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормо­ны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.


  1. Нервная система (5 часов)

Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлек­торный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и пара­симпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной сис­тем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функ­ция коры больших полушарий.

Практическая работа: 10. Выяснение действия прямых и обратных связей. 11. Выяснение действия вегетативных сосудистых рефлексов


  1. Органы чувств. Анализаторы. (5 часов)

Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и вос­приятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогатель­ный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и поврежде­ние глаз, профилактика. Гигиена зрения.

Орган слуха. Положение пирамид височных костей в че­репе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

Вестибулярный аппарат - орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Практическая работа: 12. Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. 13. Определение выносливости вестибулярного аппарата


  1. Поведение и психика (7 часов)

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная де­ятельность.

Открытие И.М. Сеченовым центрального торможе­ния. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условно­го торможения, закон взаимной индукции возбуждения - торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминан­ты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сно­видения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Рече­вые центры и значение языковой среды. Роль трудовой дея­тельности в появлении речи и осознанных действий.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запо­минания. Особенности мышления, его развитие.

Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Каче­ство воли. Физиологическая основа эмоций.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работо­способность, утомление. Организация отдыха на разных стади­ях работоспособности. Режим дня.

Практическая работа: 14. Иллюзии установки и зрения. 15. Тренировка наблюдательности, памяти, внимания.


  1. Индивидуальное развитие организма (6 часов)

Роль половых хромосом в определении развития орга­низма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская поло­вая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фоллику­ле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образо­вание сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образова­ние зародыша и плода. Закон Геккеля - Мюллера и причины от­клонения от него. Развитие организма после рождения. Изме­нения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наслед­ственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

9 класс - 68 часов

Введение (4 часа)

Биология - наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и пре­вращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Экскурсия: 1. Биологическое разнообразие вокруг нас.


  1. Основы учения о клетке

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитоло­гия - наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и про­кариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы - неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органиче­ские вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокисло­ты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм са­моудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизне­деятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воз­действие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа: 1. Многообразие клеток; сравне­ние растительной и животной клеток


  1. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Опло­дотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбрио­нальное развитие организмов. Влияние факторов среды на он­тогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторная работа: 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток


  1. Основы учения о наследственности и изменчивости (11 часов)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные поня­тия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, измен­чивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетичес­кие эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецес­сивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Насле­дование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болез­ни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная из­менчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины измен­чивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биораз­нообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторная работа: 3. Изучение изменчивости у организмов. 4. Решение генетических задач. 5. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида


  1. Основы селекции растений и животных (5 часов)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многооб­разия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической про­мышленности. Понятие о биотехнологии.


  1. Происхождение жизни и развитие мира (4 часа)

Представления о возникновении жизни на Земле в исто­рии естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опа­рина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первич­ных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биоло­гического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот - к эукариотам. Влияние живых организмов на со­став атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспосо­бительные черты наземных растений. Эволюция наземных рас­тений. Освоение суши животными. Основные черты приспо­собленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельно­сти на природу Земли.


  1. Учение об эволюции (11 часов)

Идея развития органического мира в биологии.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в созда­нии новых форм. Изменчивость организмов в природных усло­виях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчи­вость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбо­ра. Относительный характер приспособленности. Многообра­зие видов - результат эволюции.

Современные представления об эволюции органичес­кого мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как фор­ма существования вида и единица эволюции. Элементарный ма­териал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе - видо­образование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенера­ция. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устой­чивом развитии природы.


  1. Происхождение человека (6 часов)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения челове­ка от животных. Морфологические и физиологические отли­чительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь со­циальных и природных факторов в эволюции человека. Соци­альная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Чело­век как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные лю­ди, становление Человека разумного. Человек как житель био­сферы и его влияние на природу Земли.


  1. Основы экологии (11 часов)

Экология - наука о взаимосвязях организмов с окружа­ющей средой. Среда - источник веществ, энергии и информа­ции. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, поч­венная, организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотиче­ские и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточ­ные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Био­тические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные ха­рактеристики популяции: рождаемость, выживаемость, числен­ность; плотность, возрастная и половая структура; функциони­рование в природе.

Динамика численности популяций в природных сооб­ществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Био­геоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неус­тойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на приме­ре восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообра­зие наземных и водных экосистем. Естественные и искусствен­ные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием де­ятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вер­надского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энер­гии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчи­вом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использо­вания природы и выхода из глобальных экологических кризи­сов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устой­чивого развития природы и общества.

Лабораторная работа: 7. Оценка санитарно-гигиеничес­кого качества рабочего места


  1. Заключение (1 час)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологи­ческих и экологических знаний для практической деятельности.

Перечень практических работ

8 класс

1. Получение мигательного рефле­кса и его торможения.

2. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

3. Изменения в тканях при пере­тяжках, затрудняющих кровоснабжение. Опыты, выясняющие природу пульса.

4. Реакция сердечно-сосудистой системы на дози­рованную нагрузку.

5. Измерение обхвата грудной клетки.

6. Определение запыленности воздуха в зимних условиях.

7. Наблюдение за подъемом гор­тани при глотании, функцией надгортанника и нёбного язычка.

8. Функциональные пробы с мак­симальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

9. Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.

10. Выяснение действия прямых и обратных связей.

11. Выяснение действия вегетативных сосудистых рефлексов.

12. Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна.

13. Определение выносливости вестибулярного аппарата.

14. Иллюзии установки и зрения.

15. Тренировка наблюдательности, памяти, внимания.

Перечень лабораторных работ

8 класс

1. Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей.

2. Исследование свойств нормаль­ной, жженой и декальцинированной кости.

3. Просмотр поперечно - полосатой мышечной ткани.

4. Сравнение крови человека с кро­вью лягушки.

5. Определение состава вдыхае­мого и выдыхаемого воздуха.

6. Ознакомление с действием фер­ментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки.

9 класс

1. Многообразие клеток; сравне­ние растительной и животной клеток

2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток

3. Изучение изменчивости у организмов

4. Решение генетических задач

5. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида

6. Приспособленность организмов к среде обитания

7. Оценка санитарно-гигиеничес­кого качества рабочего места

Перечень экскурсий

9 класс

1. Биологическое разнообразие вокруг нас.

Перечень контрольных работ

8 класс

1. Входная контрольная работа.

2. Полугодовая контрольная работа.

3. Итоговая контрольная работа.

9 класс

1. Входная контрольная работа.

2. Полугодовая контрольная работа.

3. Итоговая контрольная работа.



  1. Тематическое планирование

п/п

Разделы, темы

Содержание

8 класс

1

Введение (1 час)

Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и из­держки. Зависимость человека как от природной, так и от соци­альной среды. Значение знаний о строении и функциях организ­ма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.

2

Организм человека. Общий обзор (5часов)

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитар­но-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность лю­дей, нарушающих санитарные нормы общежития.

Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от живот­ных. Морфофизиологические особенности человека, связан­ные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, со­циальным образом жизни.

Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятель­ность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соедини­тельные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уровни организации организма. Орган и системы орга­нов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и тормо­жения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вы­рабатываемых ими гормонов.

3

Опорно-двигательная система (8 часов)

Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энер­гетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррек­ция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Трениро­вочный эффект и способы его достижения.

4

Кровь и кровообра­щение (9 часов)

Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и ан­титела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный имму­нитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV груп­пы крови - проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резу с-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

Сердце и сосуды - органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоуз­лов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки со- суда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы серд­ца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердеч­но-сосудистой системы и их предупреждение. Первая по­мощь при кровотечениях.

5

Дыхательная система (5 часов)

Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань - орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевраль­ная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные дви­жения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни ор­ганов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клиниче­ской и биологической смерти. Приемы искусственного дыха­ния изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

6

Пищеварительная система (7 часов)

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и пита­тельные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в рото­вой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищева­рительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функ­ции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и же­лудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (фер­менты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуля­ция пищеварения.

Заболевание органов пищеварения и юс профилактика. Питание и здоровье.

7

Обмен веществ и энергии. Витамины (3часа)

Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластичес­кий обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энер­гетический баланс. Определение норм питания. Качествен­ный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В, С, В. Водорастворимые и жирорастворимые витами­ны. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А (куриная слепота), В] (болезнь бери-бери), С (цинга), В (рахит). Их пре­дупреждение и лечение.

8

Мочевыделительная система (2 часа)

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделе­ния, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - фун­кциональная единица почки. Образование первичной и коне­чной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почеч­ной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспуска­тельного канала.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиени­ческая оценка питьевой воды.

9

Кожа (3 часа)

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и саль­ные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Ока­зание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предуп­реждение и меры защиты от заражения.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция орга­низма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

10

Эндокринная система (2часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной желе­зы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с ги­перфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудоч­ной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормо­ны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.

11

Нервная система (5 часов)

Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлек­торный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и пара­симпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной сис­тем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функ­ция коры больших полушарий.

12

Органы чувств. Анализаторы (5 часов)

Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и вос­приятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогатель­ный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и поврежде­ние глаз, профилактика. Гигиена зрения.

Орган слуха. Положение пирамид височных костей в че­репе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

Вестибулярный аппарат - орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

14

Поведение и психика (7 часов)

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная де­ятельность.

Открытие И.М. Сеченовым центрального торможе­ния. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условно­го торможения, закон взаимной индукции возбуждения - торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминан­ты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сно­видения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Рече­вые центры и значение языковой среды. Роль трудовой дея­тельности в появлении речи и осознанных действий.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запо­минания. Особенности мышления, его развитие.

Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Каче­ство воли. Физиологическая основа эмоций.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работо­способность, утомление. Организация отдыха на разных стади­ях работоспособности. Режим дня.

15

Индивидуальное развитие человека (6 часов)

Роль половых хромосом в определении развития орга­низма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская поло­вая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фоллику­ле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образо­вание сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образова­ние зародыша и плода. Закон Геккеля - Мюллера и причины от­клонения от него. Развитие организма после рождения. Изме­нения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наслед­ственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

9 класс

1

Введение в основы общей биологии (4 часа)

Биология - наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и пре­вращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

2

Основы учения о клетке (10 часов)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитоло­гия - наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и про­кариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы - неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органиче­ские вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокисло­ты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм са­моудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизне­деятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воз­действие внешней среды на процессы в клетке.

3

Размножение и индивидуальное развитие

организмов (онтогенез) (5 часов)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Опло­дотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбрио­нальное развитие организмов. Влияние факторов среды на он­тогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

4

Основы учения о наследственности и изменчивости (11 часов)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные поня­тия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, измен­чивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетичес­кие эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецес­сивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Насле­дование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болез­ни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная из­менчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины измен­чивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биораз­нообразии в природе и хозяйстве.

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 часов)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многооб­разия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической про­мышленности. Понятие о биотехнологии.

6

Происхождение жизни и развитие органического мира (4 часа)

Представления о возникновении жизни на Земле в исто­рии естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опа­рина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первич­ных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биоло­гического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот - к эукариотам. Влияние живых организмов на со­став атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспосо­бительные черты наземных растений. Эволюция наземных рас­тений. Освоение суши животными. Основные черты приспо­собленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельно­сти на природу Земли.

7

Учение об эволюции (11 часов)

Идея развития органического мира в биологии.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в созда­нии новых форм. Изменчивость организмов в природных усло­виях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчи­вость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбо­ра. Относительный характер приспособленности. Многообра­зие видов - результат эволюции.

Современные представления об эволюции органичес­кого мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как фор­ма существования вида и единица эволюции. Элементарный ма­териал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе - видо­образование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенера­ция. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устой­чивом развитии природы.

8

Происхождение человека (антропогенез)

(6 часов)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения челове­ка от животных. Морфологические и физиологические отли­чительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь со­циальных и природных факторов в эволюции человека. Соци­альная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Чело­век как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные лю­ди, становление Человека разумного. Человек как житель био­сферы и его влияние на природу Земли.

9

Основы экологии (11 часов)

Экология - наука о взаимосвязях организмов с окружа­ющей средой. Среда - источник веществ, энергии и информа­ции. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, поч­венная, организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотиче­ские и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточ­ные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Био­тические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные ха­рактеристики популяции: рождаемость, выживаемость, числен­ность; плотность, возрастная и половая структура; функциони­рование в природе.

Динамика численности популяций в природных сооб­ществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Био­геоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неус­тойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на приме­ре восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообра­зие наземных и водных экосистем. Естественные и искусствен­ные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием де­ятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вер­надского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энер­гии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчи­вом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использо­вания природы и выхода из глобальных экологических кризи­сов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устой­чивого развития природы и общества.

10

Заключение (1 час)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологи­ческих и экологических знаний для практической деятельности.



  1. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Печатные пособия

  1. Учебник Биология: 8 класс. Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов, М.: Вентана - Граф, 2009.

  2. Учебник Биология: 9 класс. Под ред. Пономаревой И. Н., М.: Вентана - Граф, 2010.

  3. Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов. Биология, методика для учителя М. Вентана-Граф, 2004 г.

  4. О.А.Пепеляева. Поурочные разработки по биологии. Человек. «Вако». Москва 2005

  5. Пономарева И.Н. Корнилова О.А. Основы общей биологии. Методическое пособие для учителя. Вентана - Граф. 2005г

  6. Настольная книга учителя биологии Г.С. Калинова, В.С. Кучменко АСТ. Астрель М. 2002 г.

  7. С.Г. Мамонтов В.Б. Захаров «Основы общей биологии»: книга для самообразования. М., Просвещение, 1992 г.

Таблицы

  1. Внутреннее строение человека.

  2. Головной мозг в продольном разрезе.

  3. Железы внутренней секреции.

  4. Женская половая система.

  5. Кровообращение и лимфообращение.

  6. Мужская половая система.

  7. Мышцы человека.

  8. Нервная система человека.

  9. Орган равновесия.

  10. Органы дыхания.

  11. Портреты ученых.

  12. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

  13. Система органов выделения.

  14. Скелет человека.

  15. Слуховой анализатор.

  16. Строение глаза человека.

  17. Строение головного мозга.

  18. Строение животной и растительной клетки.

  19. Строение кожи человека.

  20. Строение сердца человека.

  21. Типы соединения костей.

  22. Ткани.

  23. Белки.

  24. Биосинтез белков.

  25. Взаимодействие генов.

  26. Гомологичные и аналогичные органы.

  27. Движущие силы эволюции.

  28. Дигибридное скрещивание.

  29. Животная клетка.

  30. Жизненные формы растений и животных.

  31. Зародыши позвоночных.

  32. Кариотип.

  33. Карты хромосом человека.

  34. Красная книга.

  35. Критерии вида.

  36. Круговорот веществ в природе.

  37. Макроэволюция и микроэволюция.

  38. Мейоз.

  39. Метаморфоз у животных.

  40. Митоз.

  41. Моногибридное скрещивание.

  42. Наследование пола.

  43. Онтогенез.

  44. Основные направления эволюции.

  45. Периоды развития жизни на Земле.

  46. Полиплоидные формы.

  47. Популяционная структура видов.

  48. Породы животных и растений.

  49. Портреты биологов.

  50. Природные сообщества.

  51. Прокариотическая клетка.

  52. Развитие и смена биоценозов.

  53. Различные формы жизни.

  54. Размножение организмов.

  55. Растительная клетка.

  56. Среды жизни организмов.

  57. Стадии эмбрионального развития позвоночных.

  58. Строение клетки.

  59. Строение органических веществ.

  60. Структура биоценоза.

  61. Сцепленное наследование генов.

  62. Формы взаимоотношений организмов.

  63. Фотосинтез.

  64. Ценные породы животных.

  65. Ценные сорта растений.

  66. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

  67. Этапы развития человека.

  68. Эукариотическая клетка.

Экранно-звуковые пособия

Наглядная биология: « Химия клетки. Вещества, клетки и ткани растений».

Наглядная биология: « Введение в экология».

Наглядная биология: « Человек. Строение тела человека».

Демонстрационные пособия

Модель «Глаз».

Модель «Ухо».

Муляж «Головного мозга человека».

Муляж «Зародыши человека и животных».

Муляж «Сердце человека».

Муляж «Скелет».

Муляж «Торс человека».

Муляж. Строение кожи человека.

Муляжи «Торс человека».

Муляжи «Эмбрионов человека и животных».

Муляж скелета человека.

Муляжи эмбрионов.

Муляжи сортов овощей.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор препаровальных инструментов Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ).


Технические средства обучения

Персональный компьютер

Мультимедиа проектор

Экран


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

естественно-научного цикла

МБОУ СОШ № 5

от 25.08.15г. пр. №1

Руководитель МО______И.В. Кравченко

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_______ Н.А. Кудрявцева

26 августа 2015 г


© 2010-2022