- Преподавателю
- Биология
- Элективный курс Химическая экология
Элективный курс Химическая экология
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Крухмалева Е.Н. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Химическая экология» рассчитана на 17 часов. Она адресована для учащихся 10 класса.
Среди предметов естественного цикла химия занимает особое место в решении проблем сохранения природной среды, в предотвращении экологической катастрофы на планете, в улучшении здоровья людей, сохранении генофонда. Элективный курс опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе обучения базового курса химии и включает темы экологического содержания, которые не изучаются в школьной программе. Их рассмотрение во взаимосвязи с химическим содержанием позволит сформировать у учащихся представление о причинах, масштабах и последствиях антропогенного воздействия на природную среду, о мерах её защиты и восстановления, о перспективных направлениях химической науки в решении ряда экологических проблем.
цель: на основе фундаментальных химических знаний сформировать системные знания о химических аспектах экологии и экологических проблем, в том числе и о воздействии антропогенных факторов, как на самого человека, так и на всё живое;
задачи: развитие познавательного интереса к изучению предмета химии, приобретение знаний, умений и навыков решать творческие задачи, выполнения практического химического опыта, развитие мотивации к исследовательской деятельности, научится находить и пользоваться информацией, пропаганда эколого-химической культуры в практическом конспекте, активизация молодежи к самостоятельной поисковой деятельности к решению творческих задач, формирование навыков здорового образа жизни, экологического мышления в вопросах химии, ответственности за сохранение природы для нынешнего и будущих поколений; развитие активной гражданской жизненной позиции, культуры общения и поведения в социуме.
Методы и формы обучения
Ведущее место в обучении принадлежит методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащимся. Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Основными приоритетными методиками изучения курса являются:
-междисциплинарная интеграция;
-обучение на основе опыта и сотрудничества;
- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, различий в стилях познания - индивидуальных способах обработки и информации об окружающем мире;
-интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, метод проектов;
- личностно - деятельностный и субъективный подход (большее внимание к личности учащегося).
Оценка результатов изучения курса:
1. По окончанию изучения курса учащиеся должны приобрести знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры
2. Формы контроля уровня достижений и критерии оценки:
-текущий, промежуточный и итоговый контроль достижения учащихся осуществляется в форме «зачтено» /«незачтено». Курс может считаться зачтенным, если ученик посетил не менее 80 % занятий;
-выполнил какую-либо зачетную работу: проект, реферат, исследование.
3.Методы контроля успеваемости учащихся:
-наблюдение активности на занятиях;
-беседы с учащимися;
-анализ творческих работ;
-результаты выполнения диагностических тестовых заданий, самостоятельных работ.
4.Методы итогового контроля:
-итоговая аттестация по результатам изучения курса проводится по мере завершения его изучения с помощью специальной зачетной работы (зачет, тест, защита проекта или реферата).
Ресурсное обеспечение элективного курса:
1.Программно-методическое обеспечение элективного курса включает в себя:
-программу курса;
-информационно-содержательную основу реализуемого курса ((справочную, научно-познавательную и т.д.)
-систему творческих наработок учителя и творческих работ учащихся и другие педагогические средства, необходимое оборудование.
2. Учебно-дидактическое обеспечение курса включает в себя:
-наглядно-демонстрационные пособия, необходимые для реализации программы курса;
-оборудование для проведения экспериментов, лабораторных работ, проектной и исследовательской деятельности и др. в соответствии с программой курса;
- в качестве учебных пособий в преподавании элективного курса используются пособия, рекомендованные МО РФ;
-в качестве учебной литературы по элективному курсу могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.
Структура курса
№
Название темы
Количество часов
1.
Введение в вопросы элективного курса «Химическая экология»
1
2
Химическое загрязнение атмосферы
3
3.
Химическое загрязнение гидросферы
2
4.
Химическая промышленность и экология
4
5.
Решение задач с экологическим содержанием
6
6.
Защита проектов
1
Итого
17
Содержание тем
1.Введение в вопросы элективного курса «Химическая экология»-1 час
Химическая экология как наука. Экологические проблемы современности и пути их решения. Экология как наука. Предмет экологии. Связь экологии с другими науками.
2. Химическое загрязнение атмосферы-3 час
Состав, строение и изменение атмосферы. Изменение климата - следствие парникового эффекта. Химические реакции в атмосфере и её защитные свойства. «Озонный щит» и «озонная дыра». Загрязнители тропосферы. И Оксиды серы. Кислотные дожди.Оксиды азота. Фотохимический смог.
3. Химическое загрязнение гидросферы-2 часа
Гидрологический цикл. Чистая и загрязненная вода. Практическая работа» Анализ воды ближайшего водоёма» Сточные воды и их классификация. Методы очистки сточных вод. Металлы как загрязнители воды. Проблема пресной воды, пути её получения. Экономия воды, её рациональное использование.
4.Химическая промышленность и экология -4 часа
Значение химической промышленности. Важнейшие производства (Производство серной кислоты, аммиака, азотной кислоты, стекла, цемента, чугуна, стали) их влияние на качество окружающей среды, живую природу и здоровье человека. Экологизация химического производства (цикличность и замкнутость технологических процессов, совершенствование систем очистки выбросов и регенерация промышленных отходов, создание малоотходных и безотходных технологий, внедрение экологически чистых технологий и продукции, оборотных систем водоснабжения предприятий, создание агрегатов большой единичной мощности, создание ТПК.
5.Решение задач с экологическим содержанием-6 часов
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.Решение задач на вычисление массовой доли и массы вещества в растворе. Расчёты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Решение задач на определение массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Тематическое планирование элективного курса
Химическая экология», 10 класс
(0,5 ч. в неделю, всего 17 часов в год)
Дата
№ урока
Наименование тем курса
Количество часов
Форма контроля
I
Введение в вопросы элективного курса «Химическая экология»
1
1
Химическая экология как наука. Экологические проблемы современности и пути их решения. Экология как наука. Предмет экологии. Связь экологии с другими науками.
1
II
Химическое загрязнение атмосферы
3
2
Состав, строение и изменение атмосферы.
Изменение климата - следствие парникового эффекта.
1
3
Химические реакции в атмосфере и её защитные свойства.
«Озонный щит» и «озонная дыра».
1
4
Оксиды серы. Кислотные дожди.
Оксиды азота. Фотохимический смог.
1
тестированиее
III
Химическое загрязнение гидросферы
2
5
Гидрологический цикл. Чистая и загрязненная вода.
Практическая работа» Анализ воды ближайшего водоёма»
1
6
Сточные воды и их классификация. Методы очистки сточных вод.Металлы как загрязнители воды Проблема пресной воды, пути её получения. Экономия воды, её рациональное использование
1
тестирование
IV
Химическая промышленность и экология
4
7
Значение химической промышленности. Важнейшие производства (производство серной кислоты) их влияние на качество окружающей среды, живую природу и здоровье человека. Экологизация химического производства.
1
8
Важнейшие производства (производство с аммиака, азотной кислоты) их влияние на качество окружающей среды, живую природу и здоровье человека. Экологизация химического производства
1
9
Важнейшие производства (производство стекла, цемента) их влияние на качество окружающей среды, живую природу и здоровье человека. Экологизация химического производства
1
10
Важнейшие производства (производство чугуна, стали) их влияние на качество окружающей среды, живую природу и здоровье человека. Экологизация химического производства
1
тестирование
V
Решение задач разных типов СС экологическим содержанием.
6
11
12
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
2
Проверочная работа
13
Решение задач на вычисление массовой доли и массы вещества в растворе.
1
Проверочная работа
14
Расчёты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
1
Проверочная работа
15
16
Решение задач на определение массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
2
Проверочная работа
17
Защита проектов
1
Защита проекта
Итого
17
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать:
Экологические проблемы современности и пути их решения.
Химические реакции в атмосфере и её защитные свойства. Химические реакции в атмосфере и её защитные свойства. «Озонный щит» и «озонная дыра».
Оксиды серы. Кислотные дожди.Оксиды азота. Фотохимический смог.
Методы очистки сточных вод. Металлы как загрязнители воды Проблема пресной воды, пути её получения. Экономия воды, её рациональное использование
;Важнейшие производства их влияние на качество окружающей среды, живую природу и здоровье человека. Экологизация химического производства
должны уметь:
1.Оценивать состояние природных водоёмов своей местности;
2.Прогнозировать последствия загрязнения окружающей среды в результате действия антропогенного фактора;
3.Обезвреживать вредные вещества, образующиеся при проведении химического эксперимента;
4.Выполнять экспериментальные задания в соответствии с требованиями техники безопасности проведения эксперимента.
5.Решать задачи разных типов с экологическим содержанием.
Список литературы:
-
Габриелян О.С. Настольная книга для учителя химии 9 класс. - М.: Дрофа. 2002.
-
Габриелян О.С. Настольная книга для учителя химии 10 класс. - М.: Блик и К. 2001
-
Габриелян О.С. Настольная книга для учителя химии 11 класс. - М.: Дрофа. 2002
-
Верховский В.Н. Техника химического эксперимента. Т.1-2 - М.: Просвещение. 1973
-
Лидин Р.А.., Якимова Е.Е., Вотинова Н.А. Химия 10-11 кл.: Учеб. Пособие. - М.: Дрофа. 1999
-
Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной
жизни. - М:. Аркти. 1999.
-
Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии (книга для учащихся 8-11 классов). - М:. Аркти. 1998.
-
Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А.Творчество учащихся на практических занятиях по химии (книга для учителя). - М:. Аркти. 1999.
-
Фадеева Г.А. Химия и экология.- Волгоград. Учитель. 2003.