Элективный курс Химическая экология

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса «Химическая экология» рассчитана на 17 часов. Она адресована для учащихся 10 класса.

Среди предметов естественного цикла химия занимает особое место в решении проблем сохранения природной среды, в предотвращении экологической катастрофы на планете, в улучшении здоровья людей, сохранении генофонда. Элективный курс опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе обучения базового курса химии и включает темы экологического содержания, которые не изучаются в школьной программе. Их рассмотрение во взаимосвязи с химическим содержанием позволит сформировать у учащихся представление о причинах, масштабах и последствиях антропогенного воздействия на природную среду, о мерах её защиты и восстановления, о перспективных направлениях химической науки в решении ряда экологических проблем.

цель: на основе фундаментальных химических знаний сформировать системные знания о химических аспектах экологии и экологических проблем, в том числе и о воздействии антропогенных факторов, как на самого человека, так и на всё живое;

задачи: развитие познавательного интереса к изучению предмета химии, приобретение знаний, умений и навыков решать творческие задачи, выполнения практического химического опыта, развитие мотивации к исследовательской деятельности, научится находить и пользоваться информацией, пропаганда эколого-химической культуры в практическом конспекте, активизация молодежи к самостоятельной поисковой деятельности к решению творческих задач, формирование навыков здорового образа жизни, экологического мышления в вопросах химии, ответственности за сохранение природы для нынешнего и будущих поколений; развитие активной гражданской жизненной позиции, культуры общения и поведения в социуме.

Методы и формы обучения

Ведущее место в обучении принадлежит методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащимся. Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Основными приоритетными методиками изучения курса являются:

-междисциплинарная интеграция;

-обучение на основе опыта и сотрудничества;

- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, различий в стилях познания - индивидуальных способах обработки и информации об окружающем мире;

-интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, метод проектов;

- личностно - деятельностный и субъективный подход (большее внимание к личности учащегося).

Оценка результатов изучения курса:

1. По окончанию изучения курса учащиеся должны приобрести знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры

2. Формы контроля уровня достижений и критерии оценки:

-текущий, промежуточный и итоговый контроль достижения учащихся осуществляется в форме «зачтено» /«незачтено». Курс может считаться зачтенным, если ученик посетил не менее 80 % занятий;

-выполнил какую-либо зачетную работу: проект, реферат, исследование.

3.Методы контроля успеваемости учащихся:

-наблюдение активности на занятиях;

-беседы с учащимися;

-анализ творческих работ;

-результаты выполнения диагностических тестовых заданий, самостоятельных работ.

4.Методы итогового контроля:

-итоговая аттестация по результатам изучения курса проводится по мере завершения его изучения с помощью специальной зачетной работы (зачет, тест, защита проекта или реферата).



Ресурсное обеспечение элективного курса:

1.Программно-методическое обеспечение элективного курса включает в себя:

-программу курса;

-информационно-содержательную основу реализуемого курса ((справочную, научно-познавательную и т.д.)

-систему творческих наработок учителя и творческих работ учащихся и другие педагогические средства, необходимое оборудование.

2. Учебно-дидактическое обеспечение курса включает в себя:

-наглядно-демонстрационные пособия, необходимые для реализации программы курса;

-оборудование для проведения экспериментов, лабораторных работ, проектной и исследовательской деятельности и др. в соответствии с программой курса;

- в качестве учебных пособий в преподавании элективного курса используются пособия, рекомендованные МО РФ;

-в качестве учебной литературы по элективному курсу могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Структура курса

Название темы

Количество часов

1.

Введение в вопросы элективного курса «Химическая экология»

1

2

Химическое загрязнение атмосферы

3

3.

Химическое загрязнение гидросферы

2

4.

Химическая промышленность и экология

4

5.

Решение задач с экологическим содержанием

6

6.

Защита проектов

1

Итого

17

Содержание тем

1.Введение в вопросы элективного курса «Химическая экология»-1 час

Химическая экология как наука. Экологические проблемы современности и пути их решения. Экология как наука. Предмет экологии. Связь экологии с другими науками.

2. Химическое загрязнение атмосферы-3 час

Состав, строение и изменение атмосферы. Изменение климата - следствие парникового эффекта. Химические реакции в атмосфере и её защитные свойства. «Озонный щит» и «озонная дыра». Загрязнители тропосферы. И Оксиды серы. Кислотные дожди.Оксиды азота. Фотохимический смог.

3. Химическое загрязнение гидросферы-2 часа

Гидрологический цикл. Чистая и загрязненная вода. Практическая работа» Анализ воды ближайшего водоёма» Сточные воды и их классификация. Методы очистки сточных вод. Металлы как загрязнители воды. Проблема пресной воды, пути её получения. Экономия воды, её рациональное использование.

4.Химическая промышленность и экология -4 часа

Значение химической промышленности. Важнейшие производства (Производство серной кислоты, аммиака, азотной кислоты, стекла, цемента, чугуна, стали) их влияние на качество окружающей среды, живую природу и здоровье человека. Экологизация химического производства (цикличность и замкнутость технологических процессов, совершенствование систем очистки выбросов и регенерация промышленных отходов, создание малоотходных и безотходных технологий, внедрение экологически чистых технологий и продукции, оборотных систем водоснабжения предприятий, создание агрегатов большой единичной мощности, создание ТПК.

5.Решение задач с экологическим содержанием-6 часов

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.Решение задач на вычисление массовой доли и массы вещества в растворе. Расчёты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Решение задач на определение массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.


Тематическое планирование элективного курса

Химическая экология», 10 класс

(0,5 ч. в неделю, всего 17 часов в год)

Дата

№ урока

Наименование тем курса

Количество часов

Форма контроля

I

Введение в вопросы элективного курса «Химическая экология»

1

1

Химическая экология как наука. Экологические проблемы современности и пути их решения. Экология как наука. Предмет экологии. Связь экологии с другими науками.

1

II

Химическое загрязнение атмосферы

3

2

Состав, строение и изменение атмосферы.

Изменение климата - следствие парникового эффекта.

1

3

Химические реакции в атмосфере и её защитные свойства.

«Озонный щит» и «озонная дыра».

1

4

Оксиды серы. Кислотные дожди.

Оксиды азота. Фотохимический смог.

1

тестированиее

III

Химическое загрязнение гидросферы

2

5

Гидрологический цикл. Чистая и загрязненная вода.

Практическая работа» Анализ воды ближайшего водоёма»

1

6

Сточные воды и их классификация. Методы очистки сточных вод.Металлы как загрязнители воды Проблема пресной воды, пути её получения. Экономия воды, её рациональное использование

1

тестирование

IV

Химическая промышленность и экология

4

7

Значение химической промышленности. Важнейшие производства (производство серной кислоты) их влияние на качество окружающей среды, живую природу и здоровье человека. Экологизация химического производства.

1

8

Важнейшие производства (производство с аммиака, азотной кислоты) их влияние на качество окружающей среды, живую природу и здоровье человека. Экологизация химического производства

1

9

Важнейшие производства (производство стекла, цемента) их влияние на качество окружающей среды, живую природу и здоровье человека. Экологизация химического производства

1

10

Важнейшие производства (производство чугуна, стали) их влияние на качество окружающей среды, живую природу и здоровье человека. Экологизация химического производства

1

тестирование

V

Решение задач разных типов СС экологическим содержанием.

6

11

12

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

2

Проверочная работа

13

Решение задач на вычисление массовой доли и массы вещества в растворе.

1

Проверочная работа

14

Расчёты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

1

Проверочная работа

15

16

Решение задач на определение массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

2

Проверочная работа

17

Защита проектов

1

Защита проекта

Итого

17


Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать:

Экологические проблемы современности и пути их решения.

Химические реакции в атмосфере и её защитные свойства. Химические реакции в атмосфере и её защитные свойства. «Озонный щит» и «озонная дыра».

Оксиды серы. Кислотные дожди.Оксиды азота. Фотохимический смог.

 Методы очистки сточных вод. Металлы как загрязнители воды Проблема пресной воды, пути её получения. Экономия воды, её рациональное использование

;Важнейшие производства их влияние на качество окружающей среды, живую природу и здоровье человека. Экологизация химического производства

должны уметь:

1.Оценивать состояние природных водоёмов своей местности;

2.Прогнозировать последствия загрязнения окружающей среды в результате действия антропогенного фактора;

3.Обезвреживать вредные вещества, образующиеся при проведении химического эксперимента;

4.Выполнять экспериментальные задания в соответствии с требованиями техники безопасности проведения эксперимента.

5.Решать задачи разных типов с экологическим содержанием.

Список литературы:

  1. Габриелян О.С. Настольная книга для учителя химии 9 класс. - М.: Дрофа. 2002.

  2. Габриелян О.С. Настольная книга для учителя химии 10 класс. - М.: Блик и К. 2001

  3. Габриелян О.С. Настольная книга для учителя химии 11 класс. - М.: Дрофа. 2002

  4. Верховский В.Н. Техника химического эксперимента. Т.1-2 - М.: Просвещение. 1973

  5. Лидин Р.А.., Якимова Е.Е., Вотинова Н.А. Химия 10-11 кл.: Учеб. Пособие. - М.: Дрофа. 1999

  6. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной

жизни. - М:. Аркти. 1999.

  1. Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии (книга для учащихся 8-11 классов). - М:. Аркти. 1998.

  2. Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А.Творчество учащихся на практических занятиях по химии (книга для учителя). - М:. Аркти. 1999.

  3. Фадеева Г.А. Химия и экология.- Волгоград. Учитель. 2003.



© 2010-2022