Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МБОУ «Юрическая основная общеобразовательная школа»


Муниципальный конкурс профессионального мастерства

«От интегрированного урока к метапредметному результату»








Тема урока ««Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных.

Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека»


7 класс


Учитель: Чернобровенко Татьяна Николаевна












ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных.

Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека»

Цель урока: Сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека.

Задачи урока:

  • повторить, закрепить и расширить знания о признаках класса паукообразных, раскрыть многообразие паукообразных, их роль в природе и жизни человека;

  • воспитание личности с активной жизненной позицией

Тип урока: урок изучения нового материала

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Технологии: элементы технологии проблемного диалога, продуктивного чтения, ИКТ.

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику, презентация, коллекция пауков.

Формирование УУД:

Предметные результаты:

- формировать умение характеризовать роль пауков в природе;

- формировать умение объяснять значение пауков в жизни человека;

- формировать умение различать отряды класса паукообразных;

- формировать умение понимать смысл биологических терминов: хелицеры, педипальпы, дыхальца или стигмы, ферромоны.

Личностные результаты:

  1. Создать условия к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

  2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (тест в таблицу).

  3. Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

  1. Формировать умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  2. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

  3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  4. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

- уметь ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя;

- вычитывать все виды текстовой информации.

  1. Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  3. Сформировать умение работать по алгоритму, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

УМК

  1. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. М. :Дрофа, 2011.

  2. Биология. 7 класс. Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ООО «Дрофа», 2011.

  3. Биология . 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.М.: Дрофа. 2011.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийное приложение к учебнику, музыкальный слайд, муляжи пауков, журналы «Юный натуралист», пластилин, зубочистки.

Межпредметная связь: литература, русский язык, история, технология.



Ход урока


Этапы урока

Учебно - познавательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

1.Организационный момент

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствие ребят:

Добрый день! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга ("Ладошка к ладошке").

Организация рабочих мест, приветствие

Личностные: создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию

2. Актуализация знаний

Создавать условия для активизации познавательной деятельности

Учитель подводит учащихся к осознанию темы урока

У меня в руках шкатулка, как вы думаете, кто или что в ней? А теперь посмотрите внимательно на эту фотографию. Что вы видите? Что же лежит в шкатулке?

(Ответов много. Но нужный - паутина) Сегодня мы познакомимся удивительными созданиями природы.
"Всё изумляет нас в природе мелких тварей -
Летящий шмель, стрекочущий сверчок
Паук, плетущий кружевную паутину,
И червь, что превращается в порхающий цветок".
(Фо-Гель-Дзё)

Можно ли назвать паука прекрасным? Почему ? А какие ассоциации возникают у вас при виде пауков. (безобразный, страшный, ужасный, ядовитый, мохнатый, и т.д.) (запись на доске)

А почему у человека сложилось такое мнение о пауках? Поднимите руки. Что плохого каждому из вас сделал паук? А что вы хотите знать о пауках? Итак, тема нашего урока "Класс Паукообразные".

Ответы ребят

Учащиеся сами формулируют тему урока, записывают ее в тетради

Коммуникативные:



Уметь слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Рассуждают, обсуждают, предполагают и принимают решение.

3. Постановка проблемного вопроса

Создать условия для развития познавательных (проблемно-поисковых), регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий

Учитель спрашивает учащихся о том, каких пауков они знают?

Учитель сообщает о том, что мир пауков очень разнообразен и демонстрирует слайды презентации и использует готовый материал

Учитель помогает учащимся сформулировать проблемный вопрос о том, почему такие разные отряды (сенокосцы, пауки, скорпионы, клещи) относят к одному классу Паукобразных?

Отвечают на вопросы учителя. Выделяют существенные признаки паукообразных.

Учащиеся просматривают слайды, записывают в тетради виды пауков.

Высказывают свои версии и пути решения проблемы.

Формулируют, высказывают свои версии, ищут пути решения проблемы

Познавательные УУД

умение анализировать, сравнивать, классифицировать

Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему,

4. «Открытие нового знания»

Формировать познавательные (общеучебные и знаково-символические, логические), регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия

ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ

Легенда (приложение 4)

Предлагаю заполнить таблицу: З - Х - У.(Работа в парах, заполнение 1 и 2 колонки. Затем в тетрадях заполняют таблицу , что хотим узнать)

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Отделы тела

Конечности

Среда обитания

Питание

Кровеносная система

Органы выделения

Органы дыхания

Нервная система

Размножение

Многообразие и значение

Для того, чтобы заполнить таблицу, просмотрим и прослушаем информацию на учебном диске.
Внимательно прочитайте текст в учебнике, выберите основные термины данной темы

(приложение 5)





























Таким образом, паукообразные сочетают признаки членистоногих животных, но у них есть и свои собственные.

ФИЗМИНУТКА «Паутина»









Самостоятельная творческая работа:

Сейчас мы с вами попробуем смоделировать внешнее строение паука.

Для этого мы используем пластилин, зубочистки

Как вы думаете, все ли пауки плетут паутину? Оказывается, нет! Есть такие пауки-волки, они паутину не плетут, а преследуют свою добычу и бросаются на нее из засады.

Нужны ли паукообразные в природе? Человеку?

Стихотв. (приложение 3)



Определяют цель урока, планируют свою деятельность.

Учащиеся сами ставят задачи урока: Что они хотят узнать?)





Повторение материала предыдущего урока.

.





Смотрят диск и заполняют таблицу

Находят значение терминов,

записывают в тетрадь

Самостоятельно выбирают критерии для классификации класса паукобразных.


Предлагают гипотезы, аргументируют свои предположения, вместе с учителем определяют правильные ответы.



Выводы записывают в тетрадь



Все встают в круг. На счет «Паук» надо поменяться местами, на счет «Паутина» - все переплетаются руками, на счет «Муха» - все поднимают руки вверх и смотрят вверх, а затем опускают руки вниз и глаза тоже. С каждым разом темп ускорять.

Моделируют паука:

Ходильные ноги, педипальпы, хелицеры, дыхальца, отделы тела, глаза



Высказывают предположения,

Слушают сообщения учащихся.

Выясняют, роль паукообразных.

Регулятивные: Сформировать умение работать по плану, целеполагание.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение,

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

Познавательные: сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность

Познавательные: умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вычитывать все виды текстовой информации

Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков, классификация объектов, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Познавательные:, умение анализировать информацию, умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схемуи пр.).



Личностные: Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья





Коммуникативные: формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Познавательные: умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность

5. Закрепление изученного материала и подведение итогов

Создать условия для закрепления

Познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий

Выберите правильные утверждения и определите название паука.

1) тело пауков состоит из головогруди и нерасчлененного брюшка(К)

2) пауки дышат кислородом, растворенным в воде (О)

3) у паука несколько пар простых глазков (А)

4) ловчие сети пауки ткут ногочелюстями (М)

5) паутина может служить пауку средством защиты, передвижения, выведения и охраны потомства (Р)

6) все пауки дышат атмосферным воздухом (А)

7) переваривание пищи происходит в сосательном желудке паука (Н)

8)у пауков 3 пары конечностей (В)

9) паукообразные - гермафродиты (Е)

10) кровеносная система - незамкнутая (К)

11)пауки имеют 4 пары ходильных ног (У)

12)органы выделения - мальпигиевы сосуды (Р)

13)пауки имеют две пары усиков (Н)

14)Органы дыхания пауков -трахеи и легкие (Т)

Ответ: каракурт

Решение экологических задач.

(приложение 1)

«Моя самооценка». Подумайте, и поставьте себе оценку за работу на уроке (приложение 2)



Оценивают себя

Выполняют тест

Проверяют













Работают в группах, обсуждают, высказывают свое мнение, доказывают

Оценивают себя

Регулятивные: сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно















Коммуникативные :

формировать умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты, понимать и находить верный ответ.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Формирование регулятивных универсальных учебных действий

Этап рефлексии

Закончите одно из предложений.

  • 1. Сегодня на уроке мне понравилось…

  • 2. Мне сегодня удалось…

  • 3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю…

  • 4. Мне не понравилось…

  • 5. Я смогу…

  • 6. Я хочу сказать спасибо…



Анализируют выполнение цели и задач урока.

Пытаются провести самоанализ своей деятельности на уроке. Выяснить причины затруднений.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.



7.Итог урока

- Достигнуты ли цель и задачи урока?

Соотносят результаты своей работы с целью урока

Регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

8.Обсуждение домашнего задания



Формулирует и поясняет выполнение домашнего задания.









Записывают, обсуждают домашнее задание

Прочитать параграф, ответить на вопросы.

Вопрос повышенной сложности.

Какие преимущества имеет класс паукообразных по сравнению с классом ракообразных?

Творческое задание на выбор:

Нарисовать паука.

Собрать пословицы, стихи и поговорки о пауках.








Приложение:



Приложение №1

Решение экологических задач.

1) Если положить на паутину чистую бумажку, паук, подбежав, выбросит её из сети. Но если на ней была раздавлена муха, то паук опутает её паутиной и пустит пищеварительный сок. Объясните, почему?
(Ответ: с помощью органов осязания - ногощупалец, покрытых чувствительными волосками - паук улавливает различия в колебании ловчей сети и определяет живой и неживой объект. Запахи паук различает с помощью органов обоняния, находящихся на передних конечностях).
2) В определённые моменты самка паука тарантула со своими паучатами передвигается примерно по кругу. Весь путь составляет 100 - 150 м. Периодически останавливаясь, паучиха, сильно взмахнув задними конечностями, сбрасывает со спины часть паучков и быстро отбегает в сторону. Объясните поведение самки.
(Ответ: таким образом происходит расселение молодых пауков).
3) Паук - крестовик твёрдую пищу есть не может, но его жертвы - насекомые имеют твёрдый покров. Каким образом паук всё же питается насекомыми?
( Ответ: у паука внекишечное пищеварение. Поймав добычу, он убивает её ядом и впускает в тело жертвы пищеварительные соки. Под их влиянием содержимое разжижается и паук высасывает его).

Приложение № 2

Алгоритм самооценки

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг. Какую ты ставишь себе отметку?

Приложение№3

Стихотворение

Все боятся пауков
Больше всех на свете,
А особенно боятся
Маленькие дети;
Не гоните пауков,
Маленькие дети:
Ловят мух и комаров
Добрые соседи!
Ядовиты пауки -
Это несомненно!
Но не тронут просто так,
Скажем откровенно

Приложение №4

Древнегреческих легенда

В те далекие времена в Лидии жила Арахна-дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем. Что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие. Будь же ты проклята. Век тебе плести паутину, Будь безобразной Арахной, которою люди гнать и преследовать будут всегда, и вовеки. Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину. А мастерство твое, коим ты столько гордилась, пусть остается тебе в утешенье навеки с тобой:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину. Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков. Которых по-латыни называют арахнидами.

Приложение№5

Сообщения учащихся:

- Не будь пауков, люди могли бы умирать от различных болезней, так как их переносят мухи, а как подсчитали ученые, вооружившись микроскопом, на теле одной мухи 26 000 000 микробов.

- Они являются пищей для птиц.

- Некоторые наносят вред растениям, животным и человеку.

- Являются переносчиками заболеваний.

- Участвуют в почвообразовании.

- А однажды пауки помогли французам одержать победу над Голландией.

Исторический факт. В декабре 1794 г. начальник французской армии Пишегрю вступил на Нидерландскую территорию, но голландцы разрушили плотину и затопили всю страну.

Пишегрю провел в бездействии около 2х недель и уже готовился отступить без всякого успеха, когда получил от находившегося в плену у голландцев французского генерала Картмера д'Ижонваля известие, которое заставило его изменить своё намерение.

Картмер, содержавшийся в утрехтской тюрьме, наблюдал там за многочисленными пауками и вывел заключение, что вскоре должны наступить морозы. Об этом ему удалось сообщить Пишегрю.

Действительно, в январе 1795 г. ударили морозы, и французская армия могла беспрепятственно двигаться по льду… Пишегрю форсированными маршами прошел за несколько дней недоступную перед тем страну и неожиданно появился перед Амстердамом. Обескураженные голландцы не только были разбиты наголову, но даже флот их был захвачен…

… а все потому, что пауки не плетут паутину перед дождем и морозами, чтобы зря ее не расходовать.

Приложение №5

Паукообразные.

  1. Тело снаружи имеет хитиновый покров.

  2. Брюшко членистое.

  3. Имеет 4 пары ног.

  4. На головогруди имеется 2 пары усиков.

  5. Имеют простые глазки или совсем их не имеют.

  6. Дыхание трахейно-легочное.

  7. Замкнутая кровеносная система.

  8. Выделение осуществляется благодаря мальпигиевым сосудам.

  9. Раздельнополые животные.

  10. Развитие прямое.

Приложение №6

Презентация, заметки из журналов «Юный натуралист»

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Отделы тела

Конечности

Среда обитания

Питание

Кровеносная система

Органы выделения

Органы дыхания

Нервная система

Размножение

Многообразие и значение

21


© 2010-2022