- Преподавателю
- Биология
- Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных
Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чернобровенко Т.Н. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Юрическая основная общеобразовательная школа»
Муниципальный конкурс профессионального мастерства
«От интегрированного урока к метапредметному результату»
Тема урока ««Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных.
Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека»
7 класс
Учитель: Чернобровенко Татьяна Николаевна
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных.
Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека»
Цель урока: Сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека.
Задачи урока:
-
повторить, закрепить и расширить знания о признаках класса паукообразных, раскрыть многообразие паукообразных, их роль в природе и жизни человека;
-
воспитание личности с активной жизненной позицией
Тип урока: урок изучения нового материала
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Технологии: элементы технологии проблемного диалога, продуктивного чтения, ИКТ.
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику, презентация, коллекция пауков.
Формирование УУД:
Предметные результаты:
- формировать умение характеризовать роль пауков в природе;
- формировать умение объяснять значение пауков в жизни человека;
- формировать умение различать отряды класса паукообразных;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: хелицеры, педипальпы, дыхальца или стигмы, ферромоны.
Личностные результаты:
-
Создать условия к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
-
Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
-
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
-
Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (тест в таблицу).
-
Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
-
Формировать умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
-
Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
-
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
- уметь ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя;
- вычитывать все виды текстовой информации.
-
Регулятивные УУД
-
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
-
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
-
Сформировать умение работать по алгоритму, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
УМК
-
Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. М. :Дрофа, 2011.
-
Биология. 7 класс. Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ООО «Дрофа», 2011.
-
Биология . 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.М.: Дрофа. 2011.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийное приложение к учебнику, музыкальный слайд, муляжи пауков, журналы «Юный натуралист», пластилин, зубочистки.
Межпредметная связь: литература, русский язык, история, технология.
Ход урока
Этапы урока
Учебно - познавательные задачи
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формирование УУД
1.Организационный момент
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Приветствие ребят:
Добрый день! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга ("Ладошка к ладошке").
Организация рабочих мест, приветствие
Личностные: создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию
2. Актуализация знаний
Создавать условия для активизации познавательной деятельности
Учитель подводит учащихся к осознанию темы урока
У меня в руках шкатулка, как вы думаете, кто или что в ней? А теперь посмотрите внимательно на эту фотографию. Что вы видите? Что же лежит в шкатулке?
(Ответов много. Но нужный - паутина) Сегодня мы познакомимся удивительными созданиями природы.
"Всё изумляет нас в природе мелких тварей -
Летящий шмель, стрекочущий сверчок
Паук, плетущий кружевную паутину,
И червь, что превращается в порхающий цветок".
(Фо-Гель-Дзё)
Можно ли назвать паука прекрасным? Почему ? А какие ассоциации возникают у вас при виде пауков. (безобразный, страшный, ужасный, ядовитый, мохнатый, и т.д.) (запись на доске)
А почему у человека сложилось такое мнение о пауках? Поднимите руки. Что плохого каждому из вас сделал паук? А что вы хотите знать о пауках? Итак, тема нашего урока "Класс Паукообразные".
Ответы ребят
Учащиеся сами формулируют тему урока, записывают ее в тетради
Коммуникативные:
Уметь слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Рассуждают, обсуждают, предполагают и принимают решение.
3. Постановка проблемного вопроса
Создать условия для развития познавательных (проблемно-поисковых), регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий
Учитель спрашивает учащихся о том, каких пауков они знают?
Учитель сообщает о том, что мир пауков очень разнообразен и демонстрирует слайды презентации и использует готовый материал
Учитель помогает учащимся сформулировать проблемный вопрос о том, почему такие разные отряды (сенокосцы, пауки, скорпионы, клещи) относят к одному классу Паукобразных?
Отвечают на вопросы учителя. Выделяют существенные признаки паукообразных.
Учащиеся просматривают слайды, записывают в тетради виды пауков.
Высказывают свои версии и пути решения проблемы.
Формулируют, высказывают свои версии, ищут пути решения проблемы
Познавательные УУД
умение анализировать, сравнивать, классифицировать
Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему,
4. «Открытие нового знания»
Формировать познавательные (общеучебные и знаково-символические, логические), регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия
ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ
Легенда (приложение 4)
Предлагаю заполнить таблицу: З - Х - У.(Работа в парах, заполнение 1 и 2 колонки. Затем в тетрадях заполняют таблицу , что хотим узнать)
Знаем
Хотим узнать
Узнали
Отделы тела
Конечности
Среда обитания
Питание
Кровеносная система
Органы выделения
Органы дыхания
Нервная система
Размножение
Многообразие и значение
Для того, чтобы заполнить таблицу, просмотрим и прослушаем информацию на учебном диске.
Внимательно прочитайте текст в учебнике, выберите основные термины данной темы
(приложение 5)
Таким образом, паукообразные сочетают признаки членистоногих животных, но у них есть и свои собственные.
ФИЗМИНУТКА «Паутина»
Самостоятельная творческая работа:
Сейчас мы с вами попробуем смоделировать внешнее строение паука.
Для этого мы используем пластилин, зубочистки
Как вы думаете, все ли пауки плетут паутину? Оказывается, нет! Есть такие пауки-волки, они паутину не плетут, а преследуют свою добычу и бросаются на нее из засады.
Нужны ли паукообразные в природе? Человеку?
Стихотв. (приложение 3)
Определяют цель урока, планируют свою деятельность.
Учащиеся сами ставят задачи урока: Что они хотят узнать?)
Повторение материала предыдущего урока.
.
Смотрят диск и заполняют таблицу
Находят значение терминов,
записывают в тетрадь
Самостоятельно выбирают критерии для классификации класса паукобразных.
Предлагают гипотезы, аргументируют свои предположения, вместе с учителем определяют правильные ответы.
Выводы записывают в тетрадь
Все встают в круг. На счет «Паук» надо поменяться местами, на счет «Паутина» - все переплетаются руками, на счет «Муха» - все поднимают руки вверх и смотрят вверх, а затем опускают руки вниз и глаза тоже. С каждым разом темп ускорять.
Моделируют паука:
Ходильные ноги, педипальпы, хелицеры, дыхальца, отделы тела, глаза
Высказывают предположения,
Слушают сообщения учащихся.
Выясняют, роль паукообразных.
Регулятивные: Сформировать умение работать по плану, целеполагание.
Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение,
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
Познавательные: сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность
Познавательные: умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вычитывать все виды текстовой информации
Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков, классификация объектов, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Познавательные:, умение анализировать информацию, умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схемуи пр.).
Личностные: Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья
Коммуникативные: формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Познавательные: умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность
5. Закрепление изученного материала и подведение итогов
Создать условия для закрепления
Познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий
Выберите правильные утверждения и определите название паука.
1) тело пауков состоит из головогруди и нерасчлененного брюшка(К)
2) пауки дышат кислородом, растворенным в воде (О)
3) у паука несколько пар простых глазков (А)
4) ловчие сети пауки ткут ногочелюстями (М)
5) паутина может служить пауку средством защиты, передвижения, выведения и охраны потомства (Р)
6) все пауки дышат атмосферным воздухом (А)
7) переваривание пищи происходит в сосательном желудке паука (Н)
8)у пауков 3 пары конечностей (В)
9) паукообразные - гермафродиты (Е)
10) кровеносная система - незамкнутая (К)
11)пауки имеют 4 пары ходильных ног (У)
12)органы выделения - мальпигиевы сосуды (Р)
13)пауки имеют две пары усиков (Н)
14)Органы дыхания пауков -трахеи и легкие (Т)
Ответ: каракурт
Решение экологических задач.
(приложение 1)
«Моя самооценка». Подумайте, и поставьте себе оценку за работу на уроке (приложение 2)
Оценивают себя
Выполняют тест
Проверяют
Работают в группах, обсуждают, высказывают свое мнение, доказывают
Оценивают себя
Регулятивные: сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Коммуникативные :
формировать умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты, понимать и находить верный ответ.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Формирование регулятивных универсальных учебных действий
Этап рефлексии
Закончите одно из предложений.
-
1. Сегодня на уроке мне понравилось…
-
2. Мне сегодня удалось…
-
3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю…
-
4. Мне не понравилось…
-
5. Я смогу…
-
6. Я хочу сказать спасибо…
Анализируют выполнение цели и задач урока.
Пытаются провести самоанализ своей деятельности на уроке. Выяснить причины затруднений.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
7.Итог урока
- Достигнуты ли цель и задачи урока?
Соотносят результаты своей работы с целью урока
Регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
8.Обсуждение домашнего задания
Формулирует и поясняет выполнение домашнего задания.
Записывают, обсуждают домашнее задание
Прочитать параграф, ответить на вопросы.
Вопрос повышенной сложности.
Какие преимущества имеет класс паукообразных по сравнению с классом ракообразных?
Творческое задание на выбор:
Нарисовать паука.
Собрать пословицы, стихи и поговорки о пауках.
Приложение:
Приложение №1
Решение экологических задач.
1) Если положить на паутину чистую бумажку, паук, подбежав, выбросит её из сети. Но если на ней была раздавлена муха, то паук опутает её паутиной и пустит пищеварительный сок. Объясните, почему?
(Ответ: с помощью органов осязания - ногощупалец, покрытых чувствительными волосками - паук улавливает различия в колебании ловчей сети и определяет живой и неживой объект. Запахи паук различает с помощью органов обоняния, находящихся на передних конечностях).
2) В определённые моменты самка паука тарантула со своими паучатами передвигается примерно по кругу. Весь путь составляет 100 - 150 м. Периодически останавливаясь, паучиха, сильно взмахнув задними конечностями, сбрасывает со спины часть паучков и быстро отбегает в сторону. Объясните поведение самки.
(Ответ: таким образом происходит расселение молодых пауков).
3) Паук - крестовик твёрдую пищу есть не может, но его жертвы - насекомые имеют твёрдый покров. Каким образом паук всё же питается насекомыми?
( Ответ: у паука внекишечное пищеварение. Поймав добычу, он убивает её ядом и впускает в тело жертвы пищеварительные соки. Под их влиянием содержимое разжижается и паук высасывает его).
Приложение № 2
Алгоритм самооценки
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
5 шаг. Какую ты ставишь себе отметку?
Приложение№3
Стихотворение
Все боятся пауков
Больше всех на свете,
А особенно боятся
Маленькие дети;
Не гоните пауков,
Маленькие дети:
Ловят мух и комаров
Добрые соседи!
Ядовиты пауки -
Это несомненно!
Но не тронут просто так,
Скажем откровенно
Приложение №4
Древнегреческих легенда
В те далекие времена в Лидии жила Арахна-дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем. Что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие. Будь же ты проклята. Век тебе плести паутину, Будь безобразной Арахной, которою люди гнать и преследовать будут всегда, и вовеки. Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину. А мастерство твое, коим ты столько гордилась, пусть остается тебе в утешенье навеки с тобой:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину. Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков. Которых по-латыни называют арахнидами.
Приложение№5
Сообщения учащихся:
- Не будь пауков, люди могли бы умирать от различных болезней, так как их переносят мухи, а как подсчитали ученые, вооружившись микроскопом, на теле одной мухи 26 000 000 микробов.
- Они являются пищей для птиц.
- Некоторые наносят вред растениям, животным и человеку.
- Являются переносчиками заболеваний.
- Участвуют в почвообразовании.
- А однажды пауки помогли французам одержать победу над Голландией.
Исторический факт. В декабре 1794 г. начальник французской армии Пишегрю вступил на Нидерландскую территорию, но голландцы разрушили плотину и затопили всю страну.
Пишегрю провел в бездействии около 2х недель и уже готовился отступить без всякого успеха, когда получил от находившегося в плену у голландцев французского генерала Картмера д'Ижонваля известие, которое заставило его изменить своё намерение.
Картмер, содержавшийся в утрехтской тюрьме, наблюдал там за многочисленными пауками и вывел заключение, что вскоре должны наступить морозы. Об этом ему удалось сообщить Пишегрю.
Действительно, в январе 1795 г. ударили морозы, и французская армия могла беспрепятственно двигаться по льду… Пишегрю форсированными маршами прошел за несколько дней недоступную перед тем страну и неожиданно появился перед Амстердамом. Обескураженные голландцы не только были разбиты наголову, но даже флот их был захвачен…
… а все потому, что пауки не плетут паутину перед дождем и морозами, чтобы зря ее не расходовать.
Приложение №5
Паукообразные.
-
Тело снаружи имеет хитиновый покров.
-
Брюшко членистое.
-
Имеет 4 пары ног.
-
На головогруди имеется 2 пары усиков.
-
Имеют простые глазки или совсем их не имеют.
-
Дыхание трахейно-легочное.
-
Замкнутая кровеносная система.
-
Выделение осуществляется благодаря мальпигиевым сосудам.
-
Раздельнополые животные.
-
Развитие прямое.
Приложение №6
Презентация, заметки из журналов «Юный натуралист»
Знаем
Хотим узнать
Узнали
Отделы тела
Конечности
Среда обитания
Питание
Кровеносная система
Органы выделения
Органы дыхания
Нервная система
Размножение
Многообразие и значение
21