Конспект урока «Лишайники» по биологии для 5-х классов

Форма урока: изучение и первичное закрепление новых знаний на основе деятельностного подхода.Планируемый результат: для учащихся: познакомиться с существенными признаками внешнего и внутреннего строения лишайников, закрепить простейшую классификацию, осознать ценность лишайников как живых организмов.Задачи урока:Воспитательная: формирование интереса к предмету, живым организмам; эстетическое воспитание учащихся.Развивающая: умение сравнивать и классифицировать живые организмы, работать с учебник...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока «Лишайники» по биологии для 5-х классов

Образовательная система «Алгоритм успеха» (ФГОС ООО)

УМК по биологии: И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова Биология. Учебник для 5-го класса. - М.: Вентана-Граф, 2012.

Форма урока: изучение и первичное закрепление новых знаний на основе деятельностного подхода.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: для учителя: сформировать у учащихся представление о лишайниках, как уникальной группе живых организмов, закрепить понятие «симбиоз».

Планируемый результат: для учащихся: познакомиться с существенными признаками внешнего и внутреннего строения лишайников, закрепить простейшую классификацию, осознать ценность лишайников как живых организмов.

Задачи урока:

Воспитательная: формирование интереса к предмету, живым организмам; эстетическое воспитание учащихся.

Развивающая: умение сравнивать и классифицировать живые организмы, работать с учебником, тетрадью.

Обучающая: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, питание, размножение. Значение в природе и жизни человека.

Формируемые УУД:

Предметные УУД:


  1. Овладеть новыми знаниями о лишайниках, их строении и жизнедеятельности.

  2. Уметь характеризовать особенности внутреннего строения лишайников.

  3. Рассказать на конкретных примерах значение лишайников в природе и для человека.

Метапредметные УУД:

1.Познавательные УУД (ПУУД): уметь давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основание для конкретной логической операции; строить логическое рассуждение; структурировать полученные знания, включая умение выделять главное и второстепенное.

2.Регулятивные УУД (РУУД): уметь определять тему, цель и планировать пути ее достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий как в конце работы, так и по ходу ее реализации.

3.Коммуникативные УУД (КУУД): уметь излагать свою точку зрения, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; слушать, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, а также сотрудничества с партнером, учителем; работать в парах (группе).

Личностные УУД (ЛУУД): воспитывать экологическое сознание, признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях.

Межпредметные связи: Опора на знания по природоведению (4 класс), географии (5 класс).

Оборудование: компьютер, интерактивное оборудование; презентация «Царства живой природы»; музыкальный диск «100 лучших классических произведений»;гербарий лишайников; учебник для 5 класса «Биология» И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; рабочая тетрадь; раздаточный материал для самостоятельной работы.

Ход урока: Взаимное приветствие учителя и класса.

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Учитель включает музыкальное оформление: Григ. Пер Гюнт «Утро» и одновременно начинает показ слайдов живых организмов, относящихся к разным царствам. Учащиеся вспоминают материал, структурируют полученные ранее знания (ПУУД).

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

При показе слайда с изображением лишайника учитель задает вопросы классу: (Диалог с учителем - КУУД)

- Что это за организм? (Учащиеся высказывают предположения).

- А вы когда-нибудь видели их в природе? (Возможны короткие ответы-рассказы учащихся - ЛУУД).

- Как вы думаете - они нужны природе, человеку? (Учащиеся затрудняются ответить).

- Давайте заслушаем небольшую историческую справку об открытии этих организмов (Умение слушать -ПУУД).

- Так о каких организмах пойдет сегодня речь на уроке? (Ответ учащихся).

3.Выявление места и причины затруднения:

Учитель продолжает диалог:

- А что вы хотели бы узнать о лишайниках? (Ответы учащихся: где живут, как устроены, зачем нужны?). (Сотрудничество с учителем - КУУД).

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство):

Учитель предлагает:

- Итак, давайте сформулируем с вами тему урока, продумаем план по которому мы будем работать(ребята могут предложить изучить внешнее и внутреннее строение, значение в природе). (Самостоятельное формулирование темы и цели урока - РУУД).

5.Реализация построения проекта:

Учитель классу показывает гербарий лишайников и предлагает сравнить ( в парах - КУУД ) их внешний вид .

- Одинаковые ли они? Если отличаются, то чем? ( Работа в парах).

- Для уточнения ответов найдите в тексте учебника на с. 66 материал «Строение лишайников», изучите его и определите, к какой группе относятся лишайники из гербария (ПУУД).

- После обсуждения в рабочей тетради давайте заполним таблицу «Типы лишайников»

- А теперь познакомимся с внутренним строением лишайников. Посмотрите на рис.№ 58 учебника, изучите первый абзац текста на с.67 и ответьте на вопрос: В чем особенность строения лишайников? (Анализ внутреннего строения - ПУУД).

- Вспомните, какие организмы мы называем симбиотическими? (Ответы)

- Почему лишайники могут жить в бесплодных местах? (Ответы - владение устной речью - КУУД).

- А теперь вернемся к вопросу, заданному в начале урока. Каково значение лишайников в природе? Прочитайте в учебнике на с.68 текст «Значение лишайников» (обсуждение материала, осознанное построение речевого высказывания - КУУД, ПУУД).

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

Учитель:

- Попробуйте в парах составить по 1 вопросу к той информации, которую вы услышали на уроке.

- Задайте свой вопрос другим учащимся класса (работа в парах и с классом - КУУД).

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Каждому ученику дается текст в виде раздаточного материала для самостоятельной работы: Дописать недостающие слова (ПУУД):

1.Главный отличительный признак лишайников -симбиоз двух организмов:гетеротрофного…….. и автотрофного………

2. Тело лишайника представлено…….

3. Лишайники делятся на 3 типа……..

4. В присутствии дыма и ядовитых газов лишайники…….

Затем высвечивается слайд с ответами на экране. Производится самопроверка. (Самооценка, умение сличать свою работу с заданным эталоном, обнаружение отклонения.Коррекция). - РУУД.

8. Включение в систему заданий повторения:

Диалог с учителем (КУУД, ПУУД):

- Ребята, часто вы бываете в наших лесах? Часто ли вы видите лишайники?

- На что указывают многочисленные лишайники в наших лесах? (Ответы).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке:

Вопрос к классу:

Как вы считаете, правильно ли то, что лишайники выделяют в отдельную группу живых организмов? Докажите это.

(анализ, построение логической цепи рассуждений - ПУУД).

- Согласны ли вы с тем, что лишайники играют важную роль в природе и жизни человека? ( ЛУУД ).

Задание на дом: изучите №15, ответьте на вопросы. Выйдите на школьный двор и попробуйте найти лишайники. Если их нет, то объясните, почему их здесь нет?

© 2010-2022