- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Феоктистова И.В. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа №4
города Унеча Брянской области
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО зам. директора по УВР директор школы
руководитель МО __________А.М. Желудова __________В.В. Сверделко
_________________ "____"___________2015г. "_____"___________2015г.
Протокол №___от_____ Приказ № 196 от 28.08.2015г.
Рабочая программа
по биологии
класс: 9
2015-2016 учебный год
Разработчик программы - учитель
географии и биологии
Феоктистова Ирина Владимировна
2015 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию и экологию» составлена на основе:
-
Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-
Письма Минобрнауки России от 07.08.2004 года № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
-
Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2005 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
-
На основе программы для образовательных учреждений к комплекту учебников биологии, составленных под руководством В.В. Пасечника/автор-составитель Г.М. Пальдяева .
-
Учебного плана МОУ-СОШ №4 г.Унеча, приказ № 171 от 05.06.2015г.
Уровень преподавания предмета: базовый.
Цели курса: обобщение знаний о жизни и уровнях её организации, раскрытие мировоззренческих вопросов о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщение и углубление понятия об эволюционном развитии организмов.
Задачи курса:
1.освоение знаний о живой природы и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
2. овладение умениями применять биологических знаний для объяснения процессов живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
3. использование информации о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения за живыми организмами, биологическими экспериментами, работы с различными источниками информации;
5. использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказании первой медицинской помощи себе и окружающим;
6. использование приобретённых знаний и умений для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Используемый учебно-методический комплект:
1.Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник - М.: Дрофа, 2010. - 303 с.: ил.
2.«Биология. Введение в общую биологию» рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника, А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, Г.В. Швецова; Москва, Дрофа, 2014.
Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 9-го класса рассчитана на 70 часов и предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю.
Формы промежуточной и итоговой аттестации
Итоговой аттестацией для учащихся является ОГЭ.
Учебно-тематический план.
Распределение часов по темам на основе программы по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию и экологию».
№ п/п
Тема
Кол-во часов для изучения
Кол-во лабораторных работ, экскурсий, практикумов
лабораторные
экскурсии
1.
Введение.
2
-
-
2.
Уровни организации живой природы.
47
3
1
3.
Эволюция органического мира.
14
1
2
4.
Основы экологии.
6
-
-
Итоговый урок.
1
-
-
Итого:
70
4
3
Содержание курса биологии для 9 класса «Введение в общую биологию и экологию».
(70 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п
Наименование темы
Количество часов для изучения
Содержание учебного материала
Введение.
2
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Раздел 1.
47
Уровни организации живой природы.
1.1
Молекулярный уровень.
7
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы
(белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
1.2
Клеточный уровень.
14
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии - основа
жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация: модели клетки; микропрепаратов
митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторная работа1. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
1.3
Организменный уровень.
13
Бесполое и половое размножение организмов.
Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация: микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа 2. Выявление изменчивости организмов.
1.4
Популяционно-видовой уровень.
3
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция -
форма существования вида. Экология как наука.
Экологические факторы.
Демонстрация: гербариев, коллекций, моделей,
муляжей, живых растений и животных.
Лабораторная работа 3. Изучение морфологического критерия вида.
1.5
Экосистемный уровень.
7
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация: коллекций, иллюстрирующих
экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Экскурсия в биогеоценоз.
1.6
Биосферный уровень.
3
Биосфера и ее структура, свойства, закономер
ности. Круговорот веществ и энергии в биосфере.
Экологические кризисы.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и
человек».
Раздел 2.
14
Эволюция органического мира.
2.1
Эволюция.
7
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация: живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.
2.2
Возникновение и развитие жизни.
7
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении
жизни. Краткая история развития органического
мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация: окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Лабораторная работа4:
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсия: В краеведческий музей или на геологическое обнажение.
Раздел 3.
6
Основы экологии.
3.1
Основы экологии.
4
Среда - источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
3.2
Биосфера и человек.
2
Биосфера - глобальная экосистема. В.И.Вернадский - основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
4.
Итоговый урок.
1
Обобщение и систематизация знаний по курсу биологии «Введение в общую биологию и экологию».
Итого:
70
Так как в авторской программе к комплекту учебников биологии, составленных под руководством В.В. Пасечника (автор-составитель Г.М. Пальдяева), рассматриваются введение, раздел 1 «Уровни организации живой природы», раздел 2 «Эволюция органического мира», но не предусматривается изучение раздела 3 «Основы экологии», предусмотренного стандартом основного общего образования по биологии, в рабочую программу внесены изменения в распределении часов по разделам для выполнения стандарта ООО по курсу биологии в 9 классе.
№ п/п
Раздел
Количество часов по авторской программе
Изменения по количеству часов с учётом стандарта ООО
1.
Введение.
2
2
2.
Уровни организации живой природы.
54
47
3.
Эволюция органического мира.
14
14
4.
Основы экологии.
---
6
5.
Итоговый урок.
---
1
Итого:
70 часов
70 часов
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
называть:
-общие признаки живых организмов;
-признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
-причины и результаты эволюции;
приводить примеры:
-усложнения растений и животных в процессе эволюции;
-природных и искусственных сообществ;
-изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
-наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных; характеризовать:
-строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных; -деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира; -строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма; -обмен веществ и превращение энергии; -роль ферментов и витаминов в организме; -особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов); -дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме; -иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа; -размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека; -вирусы как неклеточные формы жизни; -среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные); -природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе; -искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ; обосновывать: -взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды; -родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас; -особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью; -влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; -меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия; -влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности; -роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать:
-организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных; -клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
сравнивать : - строение и функции клеток растений и животных; -организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
применять знания:
-о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны; -о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний; -о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны; -о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы :
-о клеточном строении организмов всех царств; -о родстве и единстве органического мира;
-об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных; наблюдать:
-сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
-результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
соблюдать правила: -приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
-наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека; -проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных; -бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе; -здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Критерии оценивания.
1. Устный опрос. Описать строение животного или растения по таблице или схеме, указать функции, которые выполняют отдельные его части.
-
«5» - выполнил всё задание правильно;
-
«4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками;
-
«3» - часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
-
«2» - почти ничего не смог выполнить правильно;
2. Выполнение тестовых заданий.
Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий: (20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).
Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 - 100 % от общего числа баллов)
«4»: 14 + 3 (70 - 75 %)
«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %).
Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.
Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 15 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 25 баллов.
Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов
«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части
«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более
«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.
3. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника.
«5»-выполнил все три группы заданий
«4» - выполнил первое и второе задание
«3» - правильно выполнил только половину обязательной
части заданий (т.е. 1-е или 2-е)
«2» - в каждом задании много ошибок (больше, чем правильных ответов).
4. Контрольная работа по вопросам (дать развернутый ответ на вопрос).
Допустим, предложено три задания на среднем уровне сложности и одно задание повышенной сложности.
-
«5» - выполнил все задания правильно;
-
«4» - выполнил все задания, иногда ошибался;
-
«3» - часто ошибался, выполнил правильно только половину заданий;
Контроль знаний учащихся:
Основные виды проверки знаний - текущий и итоговый. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы. Основными методами диагностики знаний и умений учащихся по биологии являются: устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля следует отнести тематические диктанты, эксперсс-опросы, самостоятельные, проверочные работы, зачеты. Основными видами проверки знаний следует считать вводный, текущий и итоговый контроль.
Материалы для проведения контроля знаний располагаются в кабинете географии в папке «Материалы для контроля знаний учащихся 9 класс. Биология».
Ресурсное обеспечение программы:
Литература для учителя:
1. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник - М.: Дрофа, 2010. - 303 с.: ил.
2.«Биология. Введение в общую биологию» рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника, А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, Г.В. Швецова; Москва, Дрофа, 2014.
3.Контрольно-измерительные материалы. Биология: 9 класс/ сост.Е.В. Мулловская.-М.: ВАКО, 2010.-112с.
4.Биология. Весь школьный курс в таблицах/ сост.Л.В. Ёлкина - Минск: Букмастер: Кузьма, 2012.- 6-е изд,-416с.
5.Лернер Г.И. Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. / Г.И.Лернер. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. - 350, с.
6.Универсальные поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. - М.: ВАКО, 2011. - 464 с.- ( помощь школьному учителю).
Литература для обучающихся:
1.Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник - М.: Дрофа, 2010. - 303 с.: ил.
2.Биология. Весь школьный курс в таблицах/ сост.Л.В. Ёлкина - Минск: Букмастер: Кузьма, 2012.- 6-е изд,-416с.
Материалы на электронных носителях и интернет-ресурсы:
-
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
-
fipi.ru/ ФИПИ. Открытый банк заданий.
-
uroki.net
-
bio.1september.ru
-
school.edu.ru
Оснащенность учебного процесса, материально-техническая база кабинета биологии позволяет выполнять лабораторные и практические работы, предусмотренные данной программой.
Кабинет географии, в котором проводятся занятия по биологии в 8 и 9 классах, оснащен как мультимедийный.
№
Тема
Кол-во
часов
Виды деятельности учащихся
/ Виды контроля
Д/з
Дата
По плану
Факт.
Введение - 2 часа.
1
Вводный инструктаж по ТБ. Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии.
1
Исследовательская, частично - поисковая. Характеризуют биологию как науку о живой природе. Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Характеризуют методы научного познания, этапы научного исследования.
§1, 2 повт. 8 класс.
2
Сущность жизни и свойства живого.
1
Дают характеристику основных свойств живого. Объясняют причины затруднений, связанных с определением понятий «жизнь». Индивидуальный, фронтальный.
§3, повт. 8 класс.
Раздел 1. Уровни организации живой природы -47 часов.
Молекулярный уровень - 7 часов.
3
Вводный контроль. Административный.
Молекулярный уровень: общая характеристика.
1
Частично-поисковая, исследовательская, самостоятельная. Характеризуют молекулярный уровень организации живого. Объясняют причины изучения свойств органических веществ именно в составе клетки. Анализируют текст учебника с целью самостоятельного выявления биологических закономерностей.
Вводный контроль.
§1.1
4
Углеводы. Липиды.
1
Репродуктивная. Частично-поисковая. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов, липидов на основе анализа рисунков и текста в учебнике. Приводят примеры углеводов, липидов, входящих в состав организмов, места их локализации и биологическую роль. Текущий.
§1.2; 1.3
5
Состав и строение белков.
1
Характеризуют состав и строение молекул белков, причины возможного нарушения природной структуры белков. Приводят примеры денатурации белков. Фронтальный, индивидуальный опрос, индивидуальная работа.
§1.4
6
Функции белков.
1
Устанавливают п-с-с между химическим строением, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры белков, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли. Фронтальный, индивидуальный опрос, индивидуальная работа.
§1.5
7
Нуклеиновые кислоты.
1
Дают характеристику состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Устанавливают п-с-с между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот на основе анализа рисунков и текста учебника. Фронтальный, индивидуальный опрос, индивидуальная работа.
§1.6
8
АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы.
1
Характеризуют состав и строение молекулы АТФ. Приводят примеры витаминов, входящих в состав организмов, их биологической роли. Характеризуют роль биологических катализаторов в клетке. Описывают роль биологических катализаторов в клетке. Фронтальный, индивидуальный опрос, индивидуальная работа.
§1.7; 1.8
9
Вирусы.
Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вирусов. Приводят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими. Фронтальный, индивидуальный опрос, индивидуальная работа.
§ 1.9, повторить 1.1-1.8
Клеточный уровень- 14 часов.
10
Основные положения клеточной теории.
1
Характеризуют клетку как основную функциональную и структурную единицу живого, её химический состав, методы изучения Объясняют основные положения клеточной теории.
Индивидуальный контроль.
§2.1
11
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.
1
Характеризуют и сравнивают процессы фагоцитоза и пиноцитоза. Описывают особенности строения частей и органоидов клетки. Устанавливают п-с-с между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза, строением и функциями клеточной мембраны.
Индивидуальный, фронтальный.
§2.2
12
Ядро.
1
Характеризуют строение ядра клетки и его связи с эндоплазматической сетью.
Индивидуальный, фронтальный.
§2.3
13
Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.
1
Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают п-с-с между строением и функциями биологических систем на примере клетки, её органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение). Индивидуальный, фронтальный.
§2.4
14
Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.
1
Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают п-с-с между строением и функциями биологических систем на примере клетки, её органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение). Индивидуальный, фронтальный.
§2.5; 2.6
15
Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Лабораторная работа1. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
1
Сравнивают особенности строения клеток прокариот и эукариот с целью выявления сходства и различий.
Индивидуальный, фронтальный.
§2.7, повт.
§2.2-2.6
16
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.
1
Обсуждают проблемные вопросы, связанные с процессами обмена веществ в биологических системах.
Индивидуальный.
§2.8
17
Энергетический обмен в клетке.
1
Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов. Сравнивают энергетическую эффективность гликолиза и клеточного дыхания. Индивидуальный, фронтальный.
§2.9
18
Питание клетки. Гетеротрофы.
1
Сравнивают организмы по способу получения питательных веществ. Составляют схему «Классификация организмов по способу питания» с приведением конкретных примеров (смысловое чтение). Индивидуальный, фронтальный.
§2.10; 2.12
19
Фотосинтез и хемосинтез.
1
Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют световую и темновую фазы фотосинтеза по схеме, приведённой в учебнике. Сравнивают процессы фотосинтеза и хемосинтеза. Индивидуальный, фронтальный.
§2.11
20
Синтез белков в клетке.
1
Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипции и трансляции, применяя принципы комплементарности и генетического кода. Индивидуальный, фронтальный.
§2.13, стр.
70-73
21
Синтез белков в клетке.
1
§2.13, стр.
73-76
22
Деление клетки. Митоз.
1
Характеризуют биологическое значение митоза. Описывают основные фазы митоза. Устанавливают п-с-с между продолжительностью деления клетки и продолжительностью остального периода жизненного цикла клетки. Индивидуальный, фронтальный.
§2.14,
Повт.§2.1-2.13
23
Обобщение по теме «Клеточный уровень».
1
Индивидуальное разноуровневое тестирование.
Организменный уровень-13 часов.
24
Бесполое размножение организмов.
1
Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого размножения. Описывают способы вегетативного размножения растений. Приводят примеры бесполого размножения организмов. Фронтальный.
§ 3.1
25
Половое размножение организмов.
1
Характеризуют стадии развития половых клеток и стадий мейоза по схемам. Сравнивают митоз и мейоз.
Фронтальный, индивидуальный.
§ 3.2
26
Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.
1
Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают особенности онтогенеза на примере различия групп организмов. Объясняют биологическую сущность биогенетического закона.
Фронтальный, индивидуальный.
§3.3; 3.4, повт.
§ 3.1-3.2
27
Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.
1
Характеризуют сущность гибридологического метода. Составляют схемы скрещивания. Решают задачи на моногибридное скрещивание. Индивидуальный.
§3.5
28
Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.
1
Характеризуют сущность анализирующего скрещивания. Составляют схемы скрещивания. Решают задачи на наследование признаков при неполном доминировании. Фронтальный, индивидуальный.
§3.6
29
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.
1
Дают характеристику и объясняют сущность закона независимого наследования признаков. Составляют схемы скрещивания и решётки Пеннета. Решают задачи на дигибридное скрещивание. Фронтальный, индивидуальный.
§ 3.7
30
Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Перекрёст.
1
Дают характеристику и объясняют сущность сцепленного наследования признаков. Составляют схемы скрещивания. Фронтальный, индивидуальный.
§ 3.8
31
Взаимодействие генов.
1
Дают характеристику и объясняют сущность взаимодействия генов. Составляют схемы скрещивания. Фронтальный, индивидуальный.
§ 3.9
32
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
1
Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков, сцепленных с полом.. Составляют схемы скрещивания. Решают задачи на наследование признаков, сцепленных с полом. Фронтальный, индивидуальный.
§3.10, повт.
§3.5-3.9
33
Повторный инструктаж по ТБ. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Лабораторная работа 2. Выявление изменчивости организмов.
1
Характеризуют закономерности модификационной изменчивости организмов. Приводят примеры модификационной изменчивости и проявления нормы реакции. Выполняют практическую работу по выявлению изменчивости у организмов. Фронтальный, индивидуальный.
§3.11
34
Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.
1
Характеризуют закономерности мутационной изменчивости организмов. Приводят примеры мутаций у организмов. Сравнивают модификации и мутации. Индивидуальное тестирование.
§ 3.12, повт. § 3.11,
35
Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.
1
Характеризуют методы селекционной работы. Сравнивают массовый и индивидуальный отбор. Фронтальный, индивидуальный.
§3.13, сообщения
36
Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.
1
Выступают с сообщениями. Фронтальный, индивидуальный.
§3.14, повт. §3.13,
Популяционно-видовой уровень - 3 часа.
37
Критерии вида. Лабораторная работа 3. Изучение морфологического критерия вида.
1
Дают характеристику критериев вида. Выполняют практическую работу по изучению морфологического критерия вида. Смысловое чтение. Фронтальный, индивидуальный.
§ 4.1
38
Популяции.
1
Описывают свойства популяции. Объясняют роль репродуктивной изоляции и поддержании целостности вида. Смысловое чтение. Фронтальный, индивидуальный.
§ 4.2
39
Биологическая классификация.
1
Характеризуют бинарную классификацию органического мира. Фронтальный, индивидуальный.
§ 4.3, повт.
§ 4.1-4.2
Экосистемный уровень -7 часов.
40
Сообщество, экосистема, биоценоз.
1
Описывают и сравнивают экосистемы различного уровня. Приводят примеры экосистем разного уровня. Характеризуют аквариум как искусственную экосистему. Фронтальный, индивидуальный
§ 5.1
41
Состав и структура сообщества.
1
Характеризуют морфологическую и пространственную структуру сообщества. Фронтальный, индивидуальный
§ 5.2, стр. 149 -154
42
Состав и структура сообщества.
1
Характеризую трофические отношения в экосистеме. Фронтальный, индивидуальный.
§ 5.2, стр. 154 -157
43
Потоки вещества и энергии в экосистеме.
1
Дают характеристику роли автотрофных и гетеротрофных организмов в экосистеме. Выполняют задания на применение экологических закономерностей. Фронтальный, индивидуальный.
§5.3
44
Продуктивность сообщества.
1
Характеризуют основные характеристики продуктивности сообщества; выявляют значение этих закономерностей для рационального землепользования. Фронтальный, индивидуальный.
§5.4
45
Саморазвитие экосистемы.
1
Характеризуют процессы саморазвития экосистемы. Сравнивают первичную и вторичную сукцессии. Фронтальный, индивидуальный.
§ 5.5, повт. § 5.1-5.4
46
Экскурсия в биогеоценоз.
1
Изучение биогеценоза.
Оформить результаты экскурсии
Биосферный уровень - 3 часа.
47
Биосфера. Среды жизни.
1
Характеризуют биосферу как глобальную экосистему. Описывают среды жизни и приспособленность организмов к различным условиям обитания. Фронтальный, индивидуальный.
§6.1
48
Средообразующая деятельность организмов.
1
Характеризуют воздействие живых организмов на различные среды жизни, приводят примеры. Фронтальный, индивидуальный.
§6.2
49
Круговорот веществ в биосфере.
1
Характеризуют основные биогеохимические циклы на Земле, используя иллюстрации учебника. Фронтальный, индивидуальный.
§6.3, повт. § 6.1-6.2
Раздел 2. Эволюция органического мира -14 часов.
Эволюция - 7 часов.
50
Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина.
1
Характеристика эволюционной теории Ч.Дарвина. Индивидуальное тестирование.
§7.1
51
Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.
1
Характеризуют основные формы изменчивости организмов, определяют роль наследственной изменчивости в эволюционном процессе. Характеризуют генетическое равновесие и популяции, выявляют причины его нарушения. Фронтальный, индивидуальный.
§7.2, 7.3
52
Борьба за существование и естественный отбор.
1
Характеризуют сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции. Фронтальный, индивидуальный.
§7.4
53
Формы естественного отбора.
1
Характеризуют формы естественного отбора и условия, в которых они действуют. Определяют направленность естественного отбора и эволюции в целом. Фронтальный, индивидуальный.
§7.5
54
Изолирующие механизмы. Видообразование.
1
Характеризуют различные виды изолирующих механизмов, определяют их роль в процессе эволюции. Сравнивают экологическое и географическое видообразование. Фронтальный, индивидуальный.
§7.6-7.7
55
Макроэволюция. Основные закономерности эволюции.
1
Характеризуют основные закономерности эволюции, формируют знания о главных направлениях эволюции.
§7.8-7.9
56
Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.
1
Определение причин многообразия видов в природе.
Повт. §7.1-7.9
Возникновение и развитие жизни на Земле - 7 часов.
57
Гипотезы происхождения жизни.
1
Характеризуют основные гипотезы возникновения жизни на Земле. Индивидуальное тестирование.
§8.1
58
Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина - Холдейна. Современные гипотезы.
1
Характеризуют основные этапы возникновения и развития жизни на Земле. Описывают положения основных гипотез возникновения жизни. Сравнивают гипотезы А.И. Опарина и Дж. Холдейна. Фронтальный, индивидуальный.
§8.2-8.3
59
Основные этапы развития жизни на Земле.
1
Характеризуют развитие жизни на Земле в эры древнейшей и древней жизни. Устанавливают п-с-с между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы. Фронтальный, индивидуальный.
§8.4
60
Развитие жизни на Земле в архее, протерозое и палеозое.
1
Характеризуют основные периоды развития жизни на Земле в архее, протерозое и палеозое. Устанавливают п-с-с между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы. Фронтальный, индивидуальный.
§8.5; 8.6
61
Развитие жизни в мезозое и кайнозое.
1
Характеризуют основные периоды развития жизни на Земле в мезозое и кайнозое. Устанавливают п-с-с между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы. Фронтальный, индивидуальный.
§8.7; 8.8,
62
Доказательства эволюции. Лабораторная работа 4:
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
1
Выполнение лабораторной работы, характеризующей палеонтологические доказательства эволюции. Фронтальный, индивидуальный.
Оформить л/р
63
Экскурсия: В краеведческий музей.
1
Экскурсия в краеведческий музей.
Повт. §8.1; 8.8,
Раздел 3. Основы экологии.
Организм и среда-4 часа.
64
Экологические факторы. Условия среды.
1
Дают характеристику основных экологических факторов и условий среды. Устанавливают п-с-с влияния экологических условий на организмы. Смысловое чтение. Индивидуальное тестирование.
§9.1
65
Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Межвидовые отношения организмов.
1
Определяют закономерности влияния экологических факторов на организмы. Приводят примеры межвидовых отношений организмов. Фронтальный, индивидуальный.
§9.2; 9.5
66
Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования.
1
Характеризуют виды экологических ресурсов. Рассматривают основные адаптации организмов к различным условиям среды.
§9.3; 9.4
67
Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.
1
Характеризуют экологические характеристики популяции, выявляют регуляторные механизмы. Фронтальный, индивидуальный.
§9.6, повт. §9.1- 9.5
Биосфера и человек - 2 часа.
68
Эволюция биосферы.
1
Характеризуют процессы раннего этапа эволюции биосферы. Сравнивают особенности круговорота углерода на разных этапах эволюции биосферы Земли. Индивидуальное тестирование.
§10.1
69
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.
1
Характеристика человека как биосоциального существа. Установление п-с-с между деятельностью человека и экологическими кризисами. Индивидуальное тестирование.
§10.2; 10.3
70
Итоговый урок по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию».
1
Индивидуальный опрос.