Формирование экологической культуры школьников. Программа Экологический ликбез

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №2Формирование экологической культуры школьников. Программа Экологический ликбез

ПРОГРАММА

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ»

Автор-составитель: Торопова Марина Сергеевна,

учитель биологии и географии.


Нижневартовск

2010



Оглавление:





  1. Паспорт программы…………………………………………………........3

  2. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ……………………………………..5

  3. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ…………………………………………………….6

  4. ОСНОВНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ ПРОГРАММЫ……........7

  5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………………........7

  6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………......8

  7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………..8

  8. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ……………………………………………………………..9

  1. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………........10

  2. Оценка эффективности реализации Программы…………………….11

Приложения

-Экскурсия - Природный парк «Сибирские Увалы»…………………...12

-Викторина - путешествие «Живая природа…………………………….13

-Устный журнал «Охранять природу - значит охранять Родину»…....16

- Игра-путешествие «Мы друзья природы»………………………….......28

-Викторина «В гостях у природы»………………………………………..34

-Лекторий « Экологическая безопасность»……………………………..42

-Конкурс рисунков «Знай, люби, береги»………………………………..43

-Игра «Знатоки природы»………………………………………………….44

-Акция «Рябинка»…………………………………………………………...48

-Конкурс рисунков на асфальте «Как прекрасна Земля!» …………....51

1. Паспорт программы

1.Наименование программы

«Экологический ликбез»

2.Основание для разработки программы

Региональный уровень: Распоряжение правительства ХМАО «О проведении мероприятий приуроченных к VIII международной экологической акции «Спасти и сохранить»

Муниципальный уровень: Положение «Об окружной Акции-конкурсе «Экология и мы», приуроченной к VIII Международной акции «Спасти и сохранить»

4.Руководитель программы

Козлова Ольга Петровна - директор МОУ гимназия №2

5.Разработчик программы

Торопова Марина Сергеевна - учитель биологии и географии

6. Цель программы

Формирование экологической культуры школьников.

7. Задачи программы

1.Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека.
2.Овладение прикладными знаниями, практическими умениями.

3. Развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.
4.Развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера.
5.Формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.

При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
- Интерес к природе;
- Знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;
- Чувства эстетические и нравственные;
- Позитивная деятельность и поведение в природе.

8.Ожидаемый результат

1.Повышение экологической культуры школьников.

2.Овладение прикладными знаниями, практическими умениями.

3. Повышение стремления обучающихся к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.

4. Формирование понимания многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества.
5. Проведение 10 мероприятий по блокам:

«Экология в образовании»,
«Экологическая тропа»,

«Трудовой десант»,

«Устный журнал»,

6.Творческие работы обучающихся.

9. Контроль

Заместители директора по ВР

Чиглинцева Л.Н., по УР Захарова В.М.

10.Дата разработки

Май 2010 года

11.Сроки реализации

  1. мая 2010 - 8 июня 2010 года

12.Возрастная категория участников

Обучающиеся и воспитанники

МОУ гимназия № 2 1 - 10 классов

2 . ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

О, человек!

Прислушайся к планете!

Послушай пульс и сердце у Земли.

Она больна и стонет, словно ветер,

И просит нас: "Спаси и сохрани!".

В настоящее время экологические проблемы негативно влияют на жизнь человека. Неблагоприятное состояние окружающей среды является одной из важнейших причин обеспокоенности. От экологической ситуации в стране (регионе) объективно зависят миграция, состояние здоровья, трудовая деятельность населения, политическая стабильность общества, а в конечном счете национальная безопасность.

Для нормального функционирования общества необходима эффективная научно обоснованная государственная экологическая политика, это система специфических политических, экономических, юридических и иных мер, предпринимаемых государством для управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории страны. Целью государственной экологической политики является обеспечение гармоничного, динамично-сбалансированного развития экономики, общества, природы. Разработка и реализация экологической политики являются сложными задачами не только в связи с принципиальной важностью экологических проблем для жизни страны, но и в связи с научной неопределенностью, характерной для многих важнейших прикладных и концептуальных вопросов.

Разработку государственной экологической политики, ее важнейших направлений (программ, проектов) следует, вероятно, осуществлять таким образом, чтобы: обеспечить формирование экологического мировоззрения населения, включающего духовное и нравственное воспитание, образование, освоение мировых природоохранных стандартов взаимодействия в системе «природа - человек - общество»; добиться конструктивного сотрудничества общества, государства, граждан в деле охраны здоровья человека и окружающей природной среды; обеспечить внедрение экологически приемлемых технологий, рациональное использование природных ресурсов страны; разработать систему экологического правопорядка; превратить эколого-экономические факторы в неотъемлемый компонент управления экономическим и социальным развитием страны: реализовать неотъемлемое право каждого гражданина на благоприятную и безопасную окружающую среду.

3.ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Цель: формирование экологической культуры школьников.
Задачи:

1.Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека.
2.Овладение прикладными знаниями, практическими умениями.

3. Развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.
4.Развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера.
5.Формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.

При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
- Интерес к природе;
- Знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;
- Чувства эстетические и нравственные;
- Позитивная деятельность и поведение в природе.





4. ОСНОВНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ ПРОГРАММЫ

1. Блок « Экология в образовании».
Лекторий « Экологическая безопасность человека»

1. «Причины алкогольной зависимости и её воздействие на организм».

2. «Влияние пищевых добавок на здоровье человека»

3. «Природные ресурсы и их использование».

4. «Экологические проблемы современности»

Экологические викторины:

1.Викторина -путешествие «Живая природа»

2.Викторина «В гостях у природы»

Экологические игры:

1.Игра-путешествие «Мы друзья природы».

2.Игра «Знатоки природы»

Конкурс рисунков:

  1. «Знай, люби, береги».

  2. «Как прекрасна Земля!»

2. Блок «Экологическая тропа»

1. Экскурсия - Природный парк «Сибирские Увалы»

3. Блок «Устный журнал»

1.Охранять природу - значит охранять Родину.

4. Блок «Трудовой десант»

1.Акция «Рябинка»

5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

18.05.20010 по 27.05.20010 - подготовительный этап

(подготовка программы)

28.05.20010 по 8.06.2010 - основной этап

(проведение программных мероприятий)

9.06.2010 по 10.06.2010 - заключительный этап

(аналитическо - коррекционная работа)


6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Повышение экологической культуры школьников.

2.Овладение прикладными знаниями, практическими умениями.

3. Повышение стремления обучающихся к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.

4. Формирование понимания многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества.
5. Проведение 10 мероприятий по блокам:

«Экология в образовании»,
«Экологическая тропа»,

«Трудовой десант»,

«Устный журнал»,

6.Творческие работы обучающихся.


7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

«Экологический ликбез»

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет

МОУ гимназия №2, детский летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием «Мозайка лета».

В состав входят участники образовательного процесса, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по экологическому воспитанию. МОУ гимназия №2, детский летний пришкольный лагерь «Мозайка лета».

МОУ гимназия №2, детский летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием «Мозайка лета» определяют содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе. Основными исполнителями мероприятий Программы являются учащиеся, педагоги.



8. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ


№ П/П

Название мероприятия

Сроки проведения

1.

Экскурсия - Природный парк «Сибирские Увалы»


28.05.2010

2.

Викторина -путешествие «Живая природа»

29.05.2010

3.

Устный журнал «Охранять природу - значит охранять Родину».

31.05.2010

4.

Игра-путешествие «Мы друзья природы».

1.06.2010

5.

Викторина «В гостях у природы»

2.06.2010

6.

Лекторий « Экологическая безопасность человека»

3. 06.2010


7.

Конкурс рисунков «Знай, люби, береги».

4. 06.2010


8.

Игра «Знатоки природы»

5. 06.2010


9.

Акция «Рябинка»

7. 06.2010


10.

Конкурс рисунков на асфальте

«Как прекрасна Земля!»

8. 06.2010


















9. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

П/П

Название мероприятия

Сроки проведения

Цель


Класс


Количество

участников

1.

Экскурсия - Природный парк «Сибирские Увалы»


28.05.2010

расширение и углубление эколог-биологических, краеведчиских знаний учащихся

4

17

2.

Викторина -путешествие «Живая природа»


29.05.2010

пробудить интерес к природе, воспитывать наблюдательность,

развивать мыслительную деятельность.

2,3

30

3.

Устный журнал «Охранять природу - значит охранять Родину».

31.05.2010

развивать уважительное отношение учащихся к природе.

5

15

4.

Игра-путешествие «Мы друзья природы».


1.06.2010

Обобщить природоведческие знания учащихся о природе нашей Родины.

1

20

5.

Викторина

«В гостях у природы»


2.05.2010

воспитывать бережное отношение к природе

6

10

6.

Лекторий

« Экологическая безопасность»

3. 05.2010


познакомить учащихся с проблемами экологической безопасности, экологической ситуацией в округе.

9-10



1-7

4



115

7.

Конкурс рисунков

«Знай, люби, береги».

4. 05.2010


привлечь внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды

1-7

26

8.

Игра «Знатоки природы»

5. 05.2010


расширить природоведческие знания учащихся

1,2

24

9.

Акция «Рябинка»

7. 05.2010


озеленение двора гимназии с целью защиты территории от загрязняющих веществ

1-7

19

10.

Конкурс рисунков на асфальте

«Как прекрасна Земля!»

8. 05.2010


расширить знания учащихся о природе; воспитывать экологическую культуру

1-7

12

Всего учащихся принявших участие в мероприятиях


145


10.Оценка эффективности реализации Программы.

Оценка эффективности Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

Работая над программой, следует помнить о том, что деление на блоки условно, что каждое мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе.


Главное, чтобы работа по формированию экологической культуры школьников конечным результатом имела сохранение и приумножение Природы Земли.






Приложения

Формирование экологической культуры школьников. Программа Экологический ликбез

28.05.2010

Экскурсия в

Природный парк «Сибирские Увалы»

Цель: расширение и углубление эколог-биологических, краеведчиских знаний учащихся.






Учащиеся 4 класса - бедующие краеведы, экологи, биологи





29.05.2010

Викторина - путешествие «Живая природа»

Цель: пробудить интерес к природе, воспитывать наблюдательность,

развивать мыслительную деятельность.

Форма: Викторина-путешествие.

Ход мероприятия

Подготовка к викторине.

Проведение викторины.

Награждение участников-победителей.

Участники: учащиеся II - III классов.

Содержание: Учитель организует учащихся, объясняет правила игры, придумывает награждение участников, оформляет вместе с детьми класс.

Оборудование: жетоны, карточки-задания в конверте, грамзаписи песен о природе ("Пропала собака", "Люси", "В лесу родилась елочка" и др.), медаль из фольги "Друг природы", приз или грамота, осенние листья.

Учитель: Сегодня мы с Вами проведем викторину по теме: "Живая природа". Отправимся по лесной тропинке, будем делать несколько остановок. Все дети примут участие, и мы сможем поощрить самого лучшего друга природы. За каждый правильный ответ на каждой остановке свой жетон получит тот ученик, который не только правильно ответит, но и выполнит все правила поведения в лесу.

Остановка 1. "Зеленый друг"

Нарисована таблица "Лес", на круглом белом столе карточки лежат под номерами.

Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах?

Какое хвойное дерево на зиму сбрасывает свои листья-иголки?

Кому нужны дуплистые деревья?

Какое растение называют заячьей капустой?

Какую ягоду называют северным гранатом?

Правильные ответы:

Ель, сосна, лиственница, можжевельник, пихта, кедр.

Лиственница.

В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут звери.

Кислицу, трилистник.

Костянику.

Остановка 2. "Остроглаз"

Как по клюву различить молодого грача и взрослого?

Какая птица умело подражает голосам многих птиц?

Кто кукует (самец или самочка)?

Почему у березы молодые листочки клейкие?

Что означает "плач" березы весной?

Правильные ответы:

У взрослого грача основание клюва белое.

Скворец.

Самец.

Смолистые вещества защищают листья от заморозков.

Сокодвижение.

Остановка 3. "Музыкальная пауза"

Звучат отрывки песен, необходимо назвать автора слов и музыки.

Остановка 4. "Лесная аптека"

Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

Какая ягода заменяет лимон?

Листья какого растения можно приложить к ране?

Какую траву любят кошки? При каких болезнях она применяется?

Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

Правильные ответы:

Торфяной мох или сфагнум.

Клюква содержит лимонную кислоту.

Подорожника.

Валериану. При сердечно-сосудистых заболеваниях, при неврозах.

Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи - хорошее средство от кашля.

Остановка 5. "Маленькие тайны природы"

Почему крапива жжется?

Как называется гнездо белки?

Назовите хищное насекомое, питающееся в воздухе.

Зайчиха может приносить приплод два-три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка?

Какой зверь строит дом с бассейном?

Правильные ответы:

В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.

Гайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано листьями, ветками ели, внутри выстлано мхом, травой и т.д. У заботливой матери-белки бывает от трех до пяти гнезд.

Стрекоза.

Зайчата 1 выводка: "настовики", т.к. они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата - "колосовики" или "травники"; осенние - "листопадники".

Бобр.

Итог викторины

Учитель: Кто получил жетоны - встаньте. Молодцы! Посчитаем, кто же победитель. Если равное количество жетонов набрали несколько человек, выберем победителя, кто первый ответит:

Какая охота разрешена в лесу в любое время года?(фотоохота)

Каковы причины лесных пожаров?(молния, непотухший костер, окурок)

Паук усиленно плетет сети к какой погоде?(к сухой).

Лучший друг природы _________________. Победитель викторины получает медаль "Друг природы", приз или грамоту.

Другие ребята получают за данные жетоны на остановках в память об уроке-викторине - осенние листья.




29.05.2010

Викторина - путешествие «Живая природа»





Кто получил жетоны - встаньте.








Молодцы!

31.05.2010

31.05.2010 УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

«ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ - ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ»

Форма: Устный журнал для учащихся V классов.

Цель: развивать уважительное отношение учащихся к природе.

Задачи: способствовать развитию любознательности, интереса, поиска решений, способствовать формированию научного мировоззрения,

активизировать познавательную деятельность школьников.

Оформление: Книга-раскладушка, сделанная из альбомных листов, состоящая из страниц, каждая из которых имеет свое название.

На альбомных листах пословицы пословицы:

«Лето - припасиха, зима - прибериха».

«Много снега - много хлеба».

«Много воды - много травы».

«Весна красна цветами, а осень - снопами».

Название страниц журнала:

«Природа и люди».

«Из чего это сделано ?»

«Жизнь растений».

«Люби и знай природу».

1 страница «Природа и люди»

- Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Человек не может жить без воздуха и воды, а ведь воздух и вода - часть природы? Вся наша жизнь связана с природой. Дышим мы воздухом, утоляем жажду водой. Природа дает нам пищу, одежду, жилье. Человек не может жить без пищи, а пищу дают нам растения и животные. Люди не могут жить без мебели и посуды. Материал для изготовления их получают в природе. Из земли добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, пушнину, грибы, ягоды.

- Почему мы часто говорим, что солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья? (Дети рассказывают о закаливании, играх на свежем воздухе, отдыхе у реки, в лесу).

- Давайте представим мир без деревьев, цветов, птиц, бабочек (детские словесные картины). Люди не будут чувствовать себя счастливыми, если не смогут любоваться красотой природы.

- А будут ли они счастливы без своих четвероногих друзей? Природа воспитывает в людях замечательное качество - доброту. Природа еще дорога людям потому, что в ней мы находим много интересного (все: от маленького жучка до Солнца) (Зачитать короткие выдержки из книг, доказывающие, как удивительна природа).

Штейнбах М. Птицы рассказывают о себе: Фотокнижка. М.: Дет. лит., 1980.

Александрова М. Самый-самый: О морских животных. М., 1976.

Снегирев Г. Край чудесный: Фотокнижка о Дальнем Востоке. М.: Дет. лит., 1978.

Граубин Г. Почему осенью листопад? М., 1985.

(Порекомендовать детям эти книги).

Охрана природы - одна из основных наших обязанностей. Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушает пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек и величественной громадой гор !

(Грамзапись «Голоса птиц»).

Природа богата, но ее богатства не бесконечны, и человек должен пользоваться ими, как разумный и заботливый хозяин. (Примеры отрицательного отношения к природе: дым из трубы фабрики; загрязнение местной реки; неубранные помойные ямы).

В нашей стране принят государственный закон об охране природы. Этот закон обязывает всех людей беречь природные богатства Родины, правильно их использовать, заботиться, чтобы природа не истощалась и еще долго служила людям, украшала им жизнь.

Ученики читают стихи:

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь ...

Все это называется природа

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить...

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, снежинки с небосвода.

Клубится на заре тумана дым...

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда.

Природой называется все это.

Давайте же любить ее всегда!

2-я страница « Из чего это сделано?»

Учитель демонстрирует различные предметы, сделанные из дерева (карандаш, линейка, бумага, альбом); металла (ножницы, ложка); глины (цветочный горшок, посуда); шерсти ( шапочка, носки, шарф), а также продукты питания.

Учитель: Все эти предметы хорошо известны вам. Объясните, для чего они служат? Что общего у всех этих предметов? (Они сделаны руками человека).

Для изготовления этих предметов потребовался большой труд людей разных профессий, большие знания.

Из чего же изготовлены эти вещи?

(На столе лежит гербарий пшеницы и ржи, образец железной руды, сухая и влажная глина. Подобраны соответствующие иллюстрации).

Учащиеся выбирают то, из чего изготовлен показанный предмет, рассказывают о труде сталевара, хлебороба, животновода.

Учитель: Человеку нужны продукты питания, одежда, мебель, посуда. Все необходимое для изготовления дает природа. В каждую вещь вложены знания и труд людей, все это необходимо беречь.

3-я страница «Жизнь растений»

Цели: формировать представление о жизни растений, их разнообразии, об условиях, необходимых для их жизни: развивать умение ухаживать за комнатными растениями.

Учитель: Назовите растения, которые вы знаете.

(Из иллюстраций, которые надо закрепить на магнитной доске, выбирают изображение деревьев, кустарников, трав). Одни растения люди выращивают в поле, огороде, саду, цветнике, комнате. Другие - растут сами по себе в лесу, на лугу.

Учитель называет растения, бросает ученику мяч. Ученик, поймавший мяч, говорит, где растет названное растение: в лесу, в поле, на лугу и т. д.

- Посмотрите на растения, которые окружают нас. Для чего люди их выращивают? ( Дети называют известные им растения).

Учитель предлагает рассмотреть два новых растения, сообщает их названия.

Учитель: Сравните состояния комнатных растений зимой и в это время года.

- Что необходимо растениям для жизни? (Тепло).

- Деревья и кустарники зимой не погибают, а как бы засыпают. А что необходимо всем растениям? (Воздух и вода).

- Почему большинство комнатных растений мы ставим к окну? (Растениям нужен свет).

- Итак, растениям нужны воздух, тепло, свет и вода. Вот почему очень важно ухаживать за растениями, за нашими зелеными друзьями. Зимой, проветривая помещения, надо следить, чтобы холодный воздух не попадал на растения. Протирая пыль с листьев, мы помогаем им дышать. Поливая растения, обеспечиваем их водой. По-настоящему любит растения тот, кто о них заботится.

4-я страница «Жизнь животных»

Цели: формирование представления о разнообразии животного мира, об условиях, необходимых для их жизни; развитие умений ухаживать за животными.

Учитель показывает изображение животного и просит рассказать, кто это: зверь, птица, рыба, насекомое?

-Какие условия необходимы для жизни растений? Нужны ли эти условия животным? (Тепло, вода, воздух).

-Свет нужен не всем животным. Например, крот, дождевые черви всю жизнь проводят в почве, там темно, свет им не нужен. Зато всем животным необходима пища.

-Чем же питаются животные?

Одни - различными частями растений; другие - насекомыми; третьи нападают на довольно больших животных (хищники). Например, лиса ловит мышей и зайцев. Волк может напасть даже на кабана, лося.

Для домашних животных, обитателей живого уголка в любое время года человек создает необходимые условия. Если в школе имеется живой уголок, учитель знакомит детей с двумя, тремя животными, показывает простейшие приемы ухаживания за ними.

Если живого уголка нет, можно провести беседу об уходе за собакой, кошкой, другими домашними животными.

Учитель: Животные радуют людей красотой, интересами, повадками, а нередко и настоящей дружбой с человеком.

5-я страница «Люби и знай природу»

Люди обращают серьезное внимание на сохранение животных и растений в нашей стране, на правильное использование богатств природы.

Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом за тепло, любовью за любовь.

Многие поэты и писатели посвящают свои произведения природе. Послушайте, о чем пишет поэт С. Викулов в своем стихотворении.

Услышу ль сосен шум в полдневный час,

Журчанье струй средь камушков у брода,

О, люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна, по имени - природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки,

В душе ее прекрасные черты -

Поля, луга, леса, моря и реки.

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух - три ее основы.

Какая бы не грянула беда -

Все возродится снова.

Но если...

Впрочем, в наш жестокий век

Понятно всем, Что это «если» значит.

О, человек!

Природа-мать ни рек и ни морей

От глаз твоих не прячет.

Ни росных трав, ни голубых озер...

Цени ее доверие, природы!

Не обмани его! И в темный лес входи,

Как в храм под мраморные своды.

- Ребята, в нашей стране были приняты законы об охране природы, животных и воздуха. (Дети читают стихи).

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!

Сидит на ромашке смешная букашка,

Сидит и вздыхает она от тоски,

Никак, ну никак она не сосчитает

Ромашки беленькой лепестки.

Весь день сосчитать их бедняга не может,

Ну кто же, ну кто же бедняжке поможет?

Всем известно, что жуки

Жужжат с досады и тоски.

Но в кругу друзей жуки - чудаки и добряки.

Я дружу с одним жуком,

Я с ним третий год знаком.

Это счастье, если жук

У тебя не враг, а друг.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой...

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их, не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Все-все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись и без чудовищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете! Нужны все подряд!

Кто делает мед и кто делает яд.

Плохи дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Плохо, когда мы не очень дружны,

Но все мы друг другу очень нужны.

Песня: «Не дразните собак»

Учитель: Все ли знают, как называются эти растения? (кувшинка, ландыш, колокольчик).

- Этих цветов на земле очень мало. Их надо беречь. Мять, топтать, рвать для букетов их нельзя. Все они занесены в Красную книгу.

- И зеленый лес-великан, и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются в нашей помощи, в нашем внимании, в нашей заботе. Но не все, к сожалению, любят и берегут природные сокровища - лес, поля, реки, дары природы и живых ее обитателей.

Послушайте!

Речушка вдоль околицы текла Негромкая..,

Но мы любим ее, дети,

Она ведь первою для нас была и, значит,

Лучшею на свете.

Сейчас в ней всякий хлам и ржавь, и слизь зеленая,

Хвоща ростки едва пробились,

Как будто люди целью задались убить ее -

И своего добились.

- А поэту Глебу Горбовскому пришлось свое стихотворение назвать «Мертвый лес».

Пожар отклокотал и умер,

И умер лес, отзеленел...

Медведь ушел, удрали зайцы,

Хватили горя комары.

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары.

Стоял, как братская могила,

Безрукий, безволосый лес!

Что ни пихта - иссякла сила.

И что ни лиственница - крест.

Я уходил из этой жути

С большой тревогой за людей...

Не люди лес сожгли, не люди!

Не человек, злодей! Злодей!

А ведь лесу человек обязан многим. Чем же дорог нам лес?..

Школьники читают по картинкам:

Лес - наше богатство!

Лес - воздух, влага и тень.

Лес - дом для зверей и птиц.

Лес помогает выращивать хороший урожай.

Лес - кладовая ягод, грибов и орехов.

Лес - зеленый наряд планеты.

Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями.

Знаете ли вы, что...

Каждая сова уничтожает за год 100 грызунов.

Каждая мышка съедает за год 1 кг зерна, а значит, одна сова спасает за год 100 кг хлеба.

Кукушка за час съедает 100 гусениц. Если в лесу, где живет кукушка, появляется очень много вредителей, кукушка расправляется с ними за несколько дней.

Летучие мыши очищают местность от комаров. За час съедают 160 - 170 комаров.

Долг каждого школьника - следить, чтобы никто не разорял птичьи гнезда, чтобы не ломал ветки, не топтал траву в парках, не играл с огнем в лесу.

Пусть в наших садах и лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и реках будет много рыбы. Все это наше с вами богатство!

Дети читают стихи:

Давайте, люди, дружить друг с другом,

Как птицы с небом, как ветер с лугом,

Как парус с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте, люди, любить планету,

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной на всех одна,

Что будет делать без нас она.

Исполняют песни: «Вместе весело шагать», «Улыбка».

Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать».

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса и горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.

Результат: создание журнала.







31.05.2010

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

«ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ - ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ»





Из чего это сделано?





Жизнь животных

1.06.2010

Игра-путешествие «Мы друзья природы».

Форма: Игра-путешествие для учащихся I классов.

Цели:

Обобщить природоведческие знания учащихся о природе нашей Родины.

Воспитание любви к природе и стремления бережно относится к ней.

Развитие логического мышления, речи, памяти, сообразительности, взаимопомощи.

Ход мероприятия

Подготовительный этап.

Основной этап.

Заключительный.

Оформление и оборудование

Маршрут путешествия.

Гербарные листа (береза, сосна).

Березовый сундучок.

Музыкальное сопровождение: "Голоса птиц", Детские песни в исполнении К. Румяновой".

Фильмы "Зона арктических пустынь", "Степь".

Напитки из брусники, шиповника.

Варенье из черники, черной смородины.

Описание природных зон.

Рассказы с условными знаками.

Ватман для конкурса художников, карандаши.

Листья для подведения итогов.

Призы

Ход мероприятия

На подготовительном этапе пишется специальный сценарий путешествия, осуществляется оформление и распределение задания.

На основном этапе участники делятся на команды и получают маршрутные листы с заданиями. На заключительном этапе подводятся итоги, вручаются награды, призы.


Ведущий:

Огромна наша Родина. Богата и разнообразна ее природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Природу любят многие, но внимательно, бережно могут относится к ней только глубоко понимающие, знающие, воспитанные люди.

Сейчас мы отправимся в путешествие по просторам нашей Родины. Мы узнаем, кто из вас хорошо знает природу, умеет беречь и охранять ее.

Маршрут нашего путешествия:

Каждая команда на маршруте будет собирать листья для гербария. Остановки оцениваются по 5-балльной системе (сколько баллов - столько листьев). Учитывается находчивость, смекалка, дисциплина, взаимовыручка.

Разминка. За каждый правильный ответ - 1 балл (лист), если нет ответа или он неправильный - 0 баллов (листьев).

Как называется лес, в котором растут одни ели? (Ельник)

Что такое торосы? (Ледяные холмы)

Из древесины какого дерева получают бумагу? (Ель)

Что такое саксаул? (Дерево в пустыне)

Кто такой лемминг? (Полярная мышь)

Как называется лес, в котором растут одни сосны?(Сосновый бор)

Что такое барханы? (Песчаные холмы)

Из древесины какого дерева делают спички? (Осина)

Кто такой варан? (Ящерица пустыни)

Что такое водяника, вероника, шикша, сиха, ерник? (Это северный стелющийся кустарник с черными ягодами)

Остановка к/т "Светлячок"

По изображению на экране определить, над какой природной зоной пролетаем.

Остановка "Березовый сундучок"

Вносится сундучок, в котором находятся гербарные листы березы, сосны. По описанию определить, ветка какого растения в сундучке.

Задание команде 1.

Это ветка многолетнего дикорастущего древесного растения. Из древесины получают лыжи, мебель, фанеру, из листьев - краску, из веток - веники и метлы, из почек лекарство.

Загадки (если не могут ответить).

Летом цветет, зимой греет, Настанет весна

- потечет слеза.

Зелена, а не луг,бела, а не снег,

Кудрява, а не голова (Береза).

Задание команде 2.

Это ветка многолетнего дикорастущего растения. Возраст молодого дерева определить легко, а взрослого - трудно. Древесина идет на изготовление телеграфных столбов, мачт для кораблей. Богата смолой, листья - витаминами "С".

Загадки (если не могут ответить)

Этой бабке 100 лет,

Горба у нее нет,

Высоконько торчит,

Далеконько глядит,

Придет смерть за старушкой,

Станет избушкой. (Сосна)

Музыкальная пауза. По голосам птиц определить, кто поет?

Остановка "Природные зоны"

По описанию природной зоны определить, какая это природная зона.

Задание команде 1.

Это безлесая равнина, покрытая болотами. Природа здесь суровая. Зима ветренная, холодная, сильные морозы продолжаются около 8 месяцев. За короткое лето успевает растаять снег да оттаять самый верхний слой земли. А глубже от постоянных холодов земля вечно остается мерзлой. (Тундра)

Занимает огромную площадь. Поверхность разнообразна. Встречаются равнины, возвышенности, низменности, горы. Здесь много больших и малых рек. По времени зима равняется лету. Растительный и животный мир богаты. (Тайга)

Задание команде 2.

Это безлесые, равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью. Климат теплый и сухой. Зима здесь короткая, довольно холодная, а лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного. (Степь)

Перед нами обширные пространства земли, почти лишенные растительности из-за сухого климата. Летом сильно печет солнце, дует горячий знойный ветер. Зима холодная, малоснежная, короткая. (Пустыня)

Музыкальная пауза. Звучат детские песни в исполнении К. Румяновой. Командам необходимо правильно назвать авторов стихов и героя мультипликационного фильма.

Остановка "Лесное кафе"

Ведущий: По вкусу и описанию определить, из каких ягод приготовлены напитки (вносят два подноса, на которых стаканы с напитками).

Задание команде 1.

Это многолетний кустарник, растет на опушках леса, по склонам гор. В народе называют "дикой розой". Лечебные свойства - плоды содержат большое количество витамина "С". (Шиповник)

Задание команде 2.

Многолетнее дикорастущее растение, живет до 200 лет. Зимует под снегом с зелеными листьями. Растет в тундре, и в лесной полосе. Используются красные ягоды для питья и в народной медицине. (Брусника)

Ведущий: Определите по вкусу из каких ягод приготовлено варенье (Вносятся вазочки с вареньем).

Задание команде 1.

За свой цвет получила название. Растет до 200 лет в сосновых и еловых лесах, полезное дикорастущее растение. (Черника)

Задание команде 2.

Хорошо растет во влажной почве, по берегам рек, ручьев, не боится морозов, богата витаминами.

Загадка:

Две сестрицы летом зелены.

К осени одна краснеет,

Другая чернеет. (Смородина)

Остановка "Шифровальная"

С помощью знаков записан рассказ. Расшифровать и прочитать его.

Задание команде 1.

Сегодня мы идем работать в колхозный" . Наш путь лежит через , потом мы идем к . Перейдя на другую сторону по , мы увидели справа , а слева . А за ним, , куда мы пришли работать.

Задание команде 2.

От к нашей мы шли , затем . Отдохнув у студеной, мы пошли по , которая вывела нас к …..(отгадать ребус)

Музыкальная пауза Участники команд исполняют отрывки из песен о животных и растениях, поочередно, кто больше.

Остановка "Волшебный карандаш"

Обе команды участвуют в оформлении плакатов "Берегите природу". Подведение итогов. Награждение.

1.06.2010 Игра-путешествие «Мы друзья природы».

Формирование экологической культуры школьников. Программа Экологический ликбез



Игра-путешествие «Мы друзья природы».

От к нашей мы шли , затем . Отдохнув у студеной, мы пошли по , которая вывела нас к …..(отгадать ребус)

Формирование экологической культуры школьников. Программа Экологический ликбез





2.05.2010

Викторина «В гостях у природы»

Цели:

  • расширять знания детей о растительном и животном мире леса.

  • развивать любознательность, находчивость.

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Ход мероприятия

1. Вступительная беседа.

Лес - это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь… Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы понять, как живёт лес, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки его обитателей. Проведём турнир знатоков природы, на котором вы поделитесь своими знаниями о лесе. В нём участвуют две команды (названия, эмблемы). Следить за ходом поединка будет жюри, которое определяет количество набранных баллов после каждого конкурса.

1. Придумать название команды и эмблему ------ 5 мин. Оценка от 1-5 баллов

2. Разминка.

- Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятел)

- Какие грибы растут на пнях? (опята)

- Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)

- Кто трижды поменяет своё обличье, прежде чем стать взрослым? (насекомое)

- Куда зайцу бежать удобнее с горы или в гору? (в гору, у него задние ноги длиннее)

- Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (белка)

3. О страшных, храбрых и не очень.

1. Узнай животное. Оценка от 1-5 баллов

А) Гнездо, которое строит зверёк, называется гайно. Сначала зверёк сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри своё жилище хозяйка выстилает мхом-лишайником, сухими травинками, листьями. В таком гнезде один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает лёгким лишайником. (Если дети берут подсказку, то вычитается один балл) Подсказка.

Зимой этот зверёк серый, летом - рыжий. На кончиках ушей - длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной. (Белка)

Б) Французский натуралист Жорж Луи Бюффон так охарактеризовал этих животных: "Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав".

- Подсказка.

Этих зверей называют санитарами леса. (Волки)

В) Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное зверёк чувствует жука или личину в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.

- Подсказка.

Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. (Еж)

Г) У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает очень быстро и легко так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают не хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

- Подсказка.

Его считают большим трусишкой. (Заяц)

Д) Это самый хитрый и осторожный зверью. Он умеет прекрасно маскируется, у него острые зрение, слух, а как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Питается насекомыми, грызунами, птицами, иногда ежами, зайцами.

- Подсказка.

Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост. (Лиса)

Е) Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.

- Подсказка.

Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь)

2. Верю - не верю. Оценка от 1-5 баллов

- Медведь в берлоге зимой сосёт лапу?

Ответ: нет. Зимой у медведей на подошве отслаивается кожа. Молодая нежная кожица зудит и мёрзнет. Вот мишка и облизывает подошвы горячим языком.

- Кабаны очень любят принимать ванну?

Ответ: да. Кабаны устраивают себе купальни в больших лужах, а также валяются в болотной грязи. Когда грязь на щетине подсыхает, они трутся боками о деревья. Корка грязи отлетает, а вместе с ней и различные насекомые и жучки, которые мешают животному.

3. Отгадай-ка Оценка от 1-5 баллов

а) Не всегда в лесу найдёшь - пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая как ёж зимою в платье летнем. (Ель)

б) Какую траву и слепой знает? (Крапива)

в) Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

г) Бегает среди камней, не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но ах! Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)

д) Спинка в веснушках ах как не ловко.

И покраснела… (божья коровка)

е) Белые пятна на шапочке красной.

Он для людей чрезвычайно опасный,

Здесь ни к чему нам сомненья и спор- это же гриб, а точней. (мухомор)

ё) У кого на ноге ухо? (у кузнечика)

4. Игра "Лес наш дом". За правильный ответ 1 балл

Вопросы:

а) Кто кукует у кукушки. Самец или самочка.

б) Какие лесные растения могут заменить мясо. Грибы или ягоды.

в) Какие птицы едят грибы. Рябчики или глухари.

г) Сколько раз в году приносит приплод зайчиха. 1-2-3.

д) Какой лесной гриб называется дедушкин табак. Сморчок или дождевик.

е) Сок, какого дерева сладкий. Осины или берёзы.

ё) Какие дрова самые жаркие. Еловые или берёзовые.

ж) Какое дерево осенью краснеет. Берёза или рябина.

з) Из какого дерева делают спички. Сосны или осины.

5. Конкурс капитанов.

Капитаны вытягивают карточки с заданиями оценка 1 балл

. Задача . Известно, что многие растения распространяются птицами. На Австралийском континенте произрастает растение омела. Птицы питаются ее плодами, легко усваивая их. Хотя до ближайших островов птицы долетают свободно, омела не встречается ни на одном из островов находящихся вблизи континента. Почему ? Дайте объяснение.

Подсказка: обратите внимание на хорошую усвояемость организмом птиц плодов этого растения. Ответ: плоды полностью перевариваются.

6. Экологическая сказка. (Учитель)

Возле моего окна живёт синичка. Она каждый день прилетает к кормушке. Вот что она мне рассказала: "Скоро наступит новый год, все звери готовятся, только ёлочка стоит печальная. И чем ближе Новый год, тем печальнее становится ёлочка. А почему не знаю".

- Ребята, почему ёлочка была печальная? (ответы детей)

Правильно, потому что в Новый год люди вырубают ёлки, а они потом погибают. Давайте, нарисуем плакат в защиту "Зелёной красавицы".

(Две команды рисуют плакаты, жюри оценивает.)

7. "Отгадай загадку".

Дети выстраиваются в одну линию в конце зала. На достаточном расстоянии ставится стул.

Детям показывается движение, затем произносится загадка. Кто первый, используя заданное движение, достигнет стула - отвечает на загадку.

Начинать движение можно только по сигналу педагога (хлопок, свисток и т.д).

Если кто-то из детей считает ответ неправильным, должен хлопнуть в ладоши. При ошибочном ответе - первый хлопнувший в ладоши - исправляет ошибку.

Все дети возвращаются на исходную линию.

№ п/п

Условия движения

Загадка

Ответ

1

Бегом

Её никто не пугает, а она дрожит.

Осина

2

Прыжки на двух ногах

Чей пух по городу летает?
Среди июня - снегопад.
Прохожие его ругают,
А это ветер виноват.

Тополь

3

Прыжки на одной ноге

В белом сарафане
Под платком зеленым
Тужит на поляне
Стройная Алёна.

Береза

4

Бег вперед спиной

Без лилового цвета -
Ни весны, ни лета:
Лиловый кустик
Весну отпустит
А лето позовет.

Сирень

5

Боком, переставным шагом с подскоком

Вот за огородами
Поднялась уродина.
Кто её сорвать захочет -
Как ужаленный отскочит.

Крапива

6.

На пятках

Желтый глазок,

Белые реснички.

Ромашка

7

Бегом

Был цветок как медок, молодым,

А когда постарел стал, как дым.

одуванчик

8

Прыжки на одной ноге

Лекарь вырос у дороги,

Он больные лечит ноги.

подорожник



8. Правила отдыха в лесу. оценка 1-5 баллов

Этот конкурс я начну со стихов

« Ты человек, люби природу, хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах не расточи ее полей.

В вокзальной сутолоке века, ты оценить ее спеши.

Она твой давний, добрый лекарь, она союзница души.

Не жги ее напропалую, и не исчерпывай до дна.

И помни истину простую нас много а она одна».

Ребята на столе у вас карточки, изучите их внимательно и составьте список правил отдыха в лесу.

9. Песня "Дружба с природой". 1-5 баллов можно применить творческий подход и обыграть

(Мелодия песни "Песенка крокодила Гены".)

Знай, наш милый дружочек,
Даже лист и цветочек
Нам без дела не следует рвать.
Зайца, белку, синицу,
В речке чистой водицу
Надо в братья свои записать.

Припев:

Будут рады звери, птицы,
Будет счастлив человек.
И с природой подружиться
Сможем мы навек!

Итог: жюри подсчитывают количество набранных баллов и определяют команду победителя.

2.05.2010

Викторина «В гостях у природы»















Команда «Елочка»





Это наша эмблема

3.05.2010

Лекторий

« Экологическая безопасность человека»

Цель: познакомить учащихся с проблемами экологической безопасности, экологической ситуацией в округе.

Ход мероприятия

Ученики 9,10 классов проводят лекторий, который сопровождается красочными презентациями и видеороликами по темам:

1. «Причины алкогольной зависимости и её воздействие на организм».

2. «Влияние пищевых добавок на здоровье человека»

3. «Природные ресурсы и их использование».

4. «Экологические проблемы современности»

Слушатели: учащиеся 1,2,3,4,5,6,7 классов.

После выступления каждого ученика проводится обсуждение.





4.05.2010 Конкурс рисунков «Знай, люби, береги».

Цель: привлечь внимание детей

к экологическим проблемам

окружающей среды


Так давайте помнить

о планете,

Пусть здоровыми

растут все дети!

Наведем порядок,

чистоту,

Сохраним

природы

красоту!

5.05.2010 Игра «Знатоки природы»

Форма: Игра (Что? Где? Когда?).

Цели: Развитие логического мышления, памяти.

Воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнения своих товарищей.

Уметь серьезно подойти к каждому вопросу, концентрировать свое внимание на данном вопросе.

Закрепить природоведческие знания учащихся.

Развитие познавательной активности.

Оформление: Пословицы на бумажных листах.

«Умный товарищ - половины дороги».

«Умные речи приятно и слушать».

«Думай дважды, говори раз».

«Думай думу без шуму».

Оборудование:

Сова (рисунок).

Волчок со стрелой.

Табло.

Скрипичные ключи.

Песочные часы.

Гонг

Большие конверты с заданиями

Содержание игры

Объяснение правил игры, напомнить, как игра проходит на ЦТ.

Из числа зрителей выбрать 5 знатоков.

Задание для выбора:

Назвать лекарственные растения с нотой «До» (Подорожник).

Назвать птицу, которая высиживает птенцов зимой? (Клест).

Какой зверь не кусается, ни на кого не бросается, живет выше всех? (Созвездие Большая Медведица).

Как можно угол превратить в топливо, шест в число, полку в танец? (Прибавить «ь»).

Объясните значение слов «флора» и «фауна».

Знатоки садятся за стол. Выбирается капитан команды, представление игроков зрителям.

Игра:

На столе , на кругу лежат конверты с вопросами:

Кто прилетал к кормушке?

Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины, крошки хлеба, пшена, подвесил небольшой кусочек сала и стал ждать. Сначала прилетели небольшие серенькие птички. Они весело чирикали и клевали крошки хлеба и пшено. За ними прилетели птички с желтыми грудками и черными галстучками. Они тоненько попискивали и забавно сидели на шпагате, на котором висели кусочки сала.

Когда на кормушке осталась одна рябина, птицы разлетелись. И тогда к ней прилетели пушистые серовато-бурые птицы с красными грудками. Концы хвоста, крыльев и головы у них были черно-синими, а на крыльях - белые полоски. После их посещения ягод на ветке не осталось.

А после всех к кормушке прилетели две крупные, почти черные птицы, которые своими круглыми, любопытными глазами оглядели все вокруг, увидели в снегу рассыпанные крошки, подобрали их с криками и улетели на крышу соседнего дома. (Воробьи, синицы, снегири, вороны).

Весенний плач. Видели, как весной плачут деревья? Как стекают по стволам прозрачные «слезы», а иногда бегут ручейки, если чья то жестокая рука ранит ствол... О каком дереве идет речь? Какие деревья обижают люди и почему? Почему они плачут? (Сокодвижение у берез).

Подумайте, какое это растение? Еще не успел сойти снег, а на пригретых солнцем местах появляются желтые цветочки с чешуйчатыми стебельками. И только когда растение отцветает и ветер унесет легкие семена с летучками из волосиков, начинают развиваться крупные листья.

О каком насекомом говорится в тексте? У этого насекомого желтые подкрылья с черными полосками. От врагов оно защищено едкой жидкостью с противным, раздражающим запахом. Взрослое насекомое хорошо летает и даже в воде не тонет. Повреждает томаты, картофель, баклажаны. Личинки красного цвета и тоже очень прожорливые. Кто это? (Колорадский жук).

Кто этот зверь? Охотится зверь в основном за мышами. Часто из-за своего прекрасного меха становится добычей охотников. Хорошо знаком Вам по сказкам. Кто это? (Лиса).

И еще один зверь, который тоже охотится за зайцами и иногда за мышами, хорошо лазает по деревьям? (Рысь).

Отгадай загадку:

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки-дробинки.

Что это? О каких частях растений говорится в загадке? (О стручках и семенах гороха и фасоли).

С виду эти зверьки очень похожи. У них маленькая мордочка, длинные уши и задние лапы, короткий хвост. Тело покрыто шерстью, своих детенышей вскармливают молоком. Но условия жизни у этих зверьков разные. Питаются травой, молодыми веточками. О каких зверьках идет речь? К каким группам животных их можно отнести? (Заяц, кролик).

Есть у родственницы елки

неколючие иголки,

Но в отличие от елки,

Отпадают те иголки. (Лиственница)

К каким деревьям относится лиственница, к хвойным или лиственным? Почему?

Что это за птица? Небольшая, на головке у нее черная шапочка и такого же цвета галстук. Спинка серенькая, крылышки и хвостик коричневые, а брюшко белое. Длинный темный хвост все время покачивается, кажется, что она испугалась чего-то. Кто она? (Трясогузка).

Подводится итог.



5.05.2010 Игра «Знатоки природы»

Отгадайте загадку:


Раскололся тесный домик на две половинки,

И посыпались в ладони бусинки-дробинки.






А мы отгадали. Это фасоль.




7.05.2010 Акция «Рябинка»

Цель: озеленение двора гимназии с целью защиты территории от загрязняющих веществ.

Мы дружно начали посадку…





Мы дружно взялись за лопатку…





Руками землю отложили…





Рябинку в ямку посадили…





Ведром воды ее полили…





Расти Рябинка, процветай…



И нас от газа защищай.

8.06.2010 Конкурс рисунков на асфальте

«Как прекрасна Земля!»

Цель: расширить знания учащихся о природе; воспитывать экологическую культуру

Рисунок «Гармония»





Рисунок «Лесничий»















VIII международной экологической акции «Спасти и сохранить»

посвящается























О, человек!

Прислушайся к планете!

Послушай пульс и сердце у Земли.

Она больна и стонет, словно ветер,

И просит нас: "Спаси и сохрани!".



© 2010-2022