- Преподавателю
- Биология
- Программа внеурочной деятельности учащихся «Знай и сохраняй природу родного края»
Программа внеурочной деятельности учащихся «Знай и сохраняй природу родного края»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Годунина А.С. |
Дата | 27.10.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Управление образованием администрации города Суздаля
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 города Суздаля»
Согласовано Утверждено:
на заседании ПО Директор школы______________
Протокол №_____ ________________________
От___________
Программа внеурочной деятельности учащихся
«Знай и сохраняй природу родного края»
(программа разработана для учащихся 6-8 классов.
Программа рассчитана на 1 год реализации
Автор программы:
Годунина Ангелина Сергеевна
учитель биологии
г.Суздаль.
2012г.
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и ФГОС нового поколения. Для создания программы были использованы следующие нормативные документы:
- концепция духовно-нравственного воспитания гражданина России;
- приказ № 273 от 06.10. 2009 года о введении ФГСО нового поколения;
-санпины;
-письмо министерство образования РФ от 18.06.2003года №28-02-484/16
Настоящая программа разработана с учётом существующих научно- методических и практических разработок и рекомендаций в рамках реализации эколого-биологического направления.
Новизна программы: Жизнь каждого человека при всей ее индивидуальности и неповторимости, имеет, по крайней мере, одну общую особенность - она всегда протекает на определенной территории. Её особенности существенно влияют на хозяйственную деятельность, образ жизни, традиции и даже образ мыслей человека. Поэтому, чтобы правильно выбрать дорогу в жизни, прожить здоровую, насыщенную и счастливую жизнь важно хорошо знать свою малую Родину.
К сожалению, все мы ощущаем в какой тупик зашли наши взаимоотношения с природой, поэтому воспитание экологически грамотного и культурного человека - одна из важнейших задач современной школы.
Ситуация, характеризующая состояние окружающей среды, убедительно свидетельствует, что никакие позитивные изменения в экологии невозможны без изменений в культуре природопользования. Для того, чтобы сегодняшних подростков научить жить в созвучии с окружающим миром необходимо выработать новый взгляд на природу, свое место в ней, научиться новому образу жизни, избавляясь от потребительской психологии и ощущать личную ответственность за благополучие среды обитания. Поэтому изучение родного края становится осознанной необходимостью.
В системе общего образования нашей страны предпринимается ряд усилий по развертыванию экологического образования и краеведения на уровне современных требований. Однако следует отметить, что изучению экологии своего края, биоразнообразия и в том числе особо охраняемых природных территорий уделяется незаслуженно мало внимания как в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, так и в учреждениях дополнительного образования детей. Анализ школьных программ по географии и биологии показывает, что краеведение изучается в них фрагментарно, как правило, в связи с характеристикой общих проблем изучения и охраны природы, или о них только упоминается
Что собой представляет Владимирский край ? Какие растения и животные обитают на его территории? Какое влияние оказывает окружающая среда на живые организмы? Каково экологическое состояние Владимирской области ? Особо охраняемые природные территории нашего региона? Эти и другие вопросы недостаточно представлены в содержании школьного образования, что определяет актуальность изучения своего края в виде учебной программы эколого- биологической направленности.. . К тому же, в рамках урочной учебной программы , не достаточно времени для осуществления более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности.
Реализация целей программы предусматривает решение ряда задач в области биологии, географии, экологии и краеведения.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся в эколого-биологической деятельности;
-обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках эколого-биологического направления направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.
Задачи:
Образовательные: - Способствовать усвоению знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
- Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
- Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
Развивающие:
- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.
-Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
- Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного , чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к миру природы.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
. -Активизировать деятельность по улучшению окружающей среды каждого учащегося.
- Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.
В содержании раскрываются несколько этапов её освоения:
-введение;
-освоение теории;
- практика
Программа ориентирована на учащихся 6-8 классов, особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, физическая и познавательная активность.
Программа реализуется в постоянном составе учащихся как одновозрастных, так и разновозрастных.
Программа ориентирована на реализацию в подгруппе (10-15 человек)
Режим занятий- 34часа, 1 раз в неделю.
Прогнозируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- определение основных экологических понятий;
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-наиболее типичных представителей животного и растительного мира Владимирской области;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
-какую пользу приносят представители животного мира;
-съедобные и ядовитые растения своей местности;
-лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.
- редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;
- природоохранные организации города и области;
- современные экологические проблемы Владимирской области, причины и последствия, пути решения;
-Особо охраняемые территории нашего края;
-
что такое наблюдение и опыт;
-
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
-проводить описание природных территориальных комплексов родного края;
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
-
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;
-
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
-
составлять экологические модели, трофические цепи;
-
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
-
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
-
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
-
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
-
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
-
подготовить доклад, презентацию для выступления на итоговой конференции;
-
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
-
-вести пропагандистскую и лекторскую деятельность;
-
участвовать в практической деятельности по озеленению улиц, парков, пришкольной территории.
Учебно - тематический план.
№
п/п
Тема занятий
Количество часов
Всего
Теоретич.
Практич.
1
Введение в образовательную программу. Цели и задачи.
2
1
1
2
Знакомство с правилами техники безопасности, охраны труда при организации видов деятельности.
2
1
1
3
Разработка группового проекта.
2
1
1
4
Физико-географическая характеристика Владимирской области
2
2
5
Основные формы организации жизни и условия её устойчивости. Биосфера, биоценоз, популяции, организм- ступени организации жизни.
2
1
1
6
Видовой состав биоценозов нашего края. Геоботанические исследования участков местности.
6.1
Фитоценоз луга.
2
6.2
Фитоценоз леса
2
6.3
Фитоценоз водоёмов
2
6.4
Съедобные и ядовитые растения нашей местности
2
1
1
6.5
Лекарственные растения, правила сбора и применения.
2
1
1
6.6
Культурные растения садов, полей и огородов. Комнатные растения. Основные приёмы агротехники.
3
1
2
6.7
Зооценоз. Многообразие видов, экологические связи, адаптация к среде обитания. Беспозвоночные животные.
6.8
Рыбы
1
1
6.9
Земноводные и пресмыкающиеся
1
1
6.10
Птицы
4
1
3
6.11
Млекопитающие
1
1
6.12
Домашние животные
1
1
6.13
Животные, наносящие вред сельскому хозяйству, человеку и животным.
1
1
7
Охраняемые растения и животные Владимирской области. Причины их исчезновения и меры по сохранению.
2
2
8
Особо охраняемые территории нашего региона.
1
1
9
Итоговая конференция по защите группового проекта: «Приглашение на экскурсию по экологической тропе нашего города»
2
2
10
Итоговое занятие.
1
1
итого
34
10
24
Содержание программы.
-
Введение в образовательную программу.
Теоретическая часть: Знакомство с целями и задачами , планом работы. Решение организационных вопросов по методике работы в кабинете, лаборатории и природе. Экология- наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Охрана природы- одна из важнейших задач нашего государства и каждого из нас.
Практическая часть: Знакомство с кабинетом и пособиями. Составление карто-схем предприятий, влияющих на окружающую среду в нашем крае.
2. Знакомство с правилами техники безопасности, охраны труда при организации видов деятельности.
Теоретическая часть: правила техники безопасности в кабинете биологии, при проведении лабораторных работ, на экскурсии. Охрана труда при проведении практической работы по улучшению состояния окружающей среды.
Практическая часть: знакомство с оборудованием кабинета и лаборатории.
3.Разработка группового проекта.
Выбор темы проекта, распределение заданий по группам, составление плана работы, подбор литературы.
4.Физико-географическая характеристика Владимирской области.
Практическая часть: работа с картами Владимирской области. Особенности географического положения Владимирской области ,геологическое строение, рельеф , полезные ископаемые, климат и внутренние воды;. Характеристика почв.
5.Основные формы организации жизни и условия её устойчивости. Биосфера, биоценоз, популяции, организм- ступени организации жизни.
Теоретическая часть: Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни. Их характеристика и свойства. Обмен веществ и энергии. Биоразнообразие как условие устойчивости экосистем. Круговорот веществ - результат деятельности организмов.
Практическая часть: составление схемы биоценоза как биологической системы.
6.Видовой состав биоценозов нашего края. Геоботанические исследования участков местности.
Практическая часть:(6.1-6.3) экскурсии в природу по теме «Фитоценоз луга, леса, водоёмов» с целью знакомства с многообразием растительного мира этих сообществ и составления геоботанических описаний участков леса, луга, берега, водоёма или болота; определение на каждом участке растений - эдификаторов и типов растительности. Выявление экологических проблем данной местности. Уборка территорий от мусора.
6.4 Съедобные и ядовитые растения нашей местности
Теоретическая часть : знакомство с видовым составом съедобных и ядовитых растений нашей местности. Знакомство с рецептами приготовления блюд из съедобных растений.
Практическая часть: экскурсия в природу с целью обнаружения съедобных и ядовитых растений.
Мероприятие «Приходите в гости к нам - угощаем фиточаем!»
6.5 Лекарственные растения, правила сбора и применения.
Теоретическая часть: Знакомство с видовым составом лекарственных растений, правилами сбора, хранения и применения.
Практическая часть: составления списка растений по группам, соответствующим наиболее распространённым заболеваниям. Сбор и хранение лекарственного сырья.
6.6 Культурные растения садов, полей и огородов. Комнатные растения. Основные приёмы агротехники.
Теоретическая часть: Знакомство с разнообразием культурных и комнатных растений, приёмами и агротехникой выращивания их.
Практическая часть: доклады учащихся по теме, отчёт о практической деятельности по посадке древесных или кустарниковых растений на подсобном хозяйстве. Посадка комнатных растений в. классах школы.
6.7.- 6.11. Зооценоз. Многообразие видов, экологические связи, адаптация к среде обитания. Беспозвоночные животные. Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие.
Теоретическая часть: знакомство с видовым многообразием животных нашего края; выявление особенностей приспособления к среде обитания,; установление экологических связей в биоценозе.
Практическая часть: Экскурсии в природу на различные участки местности с целью определения живых организмов и их адаптации к среде обитания. Составление схем экологических взаимосвязей живых организмов на данной территории. Проведение в школе месячника по охране и привлечению птиц. Изготовление кормушек и скворечников. Подкормка птиц зимой.
6.12 Домашние животные.
Практическая часть: Оформление стенда фотоконкурса «Мой домашний любимец» с описанием ухода за ним и практической значимости животного.
6.13. Животные, наносящие вред сельскому хозяйству, человеку и животным в нашем крае.
Практическая часть: работа с коллекцией животных, вредителей сельскохозяйственных культур. Доклады учащихся по теме. Безопасные меры борьбы с ними
7. Охраняемые растения и животные Владимирской области. Причины их исчезновения и меры по сохранению.
Практическая часть: оформление стенгазет по теме «Их нужно беречь!» Изготовление и развешивание листовок по правилам охраны природы.
8. Особо охраняемые территории нашего региона.
Практическая часть: Составление карты- схемы с обозначением особо охраняемых территорий Владимирской области. Виды охраняемых территорий и природоохранное законодательство.
9.Итоговая конференция по защите группового проекта: «Приглашение на экскурсию по экологической тропе нашего города»
Практическая часть: выступления учащихся по итогам выполнения работы в группах со схемой маршрута и номерами природных объектов.
10. Итоговое занятие.
Практическая часть: викторина «Что ты узнал о природе Владимирского края» Поощрение участников.
Методическое обеспечение.
В основу реализации данной программы положена технология проблемного обучения, суть которой является организация учебного занятия, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей и технология коллективного творческого дела. Также используется технология личностно-дифференцированного подхода, т.к. ввиду практико- ориентированной направленности программы, каждый учащийся может найти себе дело «по душе».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .
Для учителя:
-
Авилова, К. В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы (Текст): кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983.
-
Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. - М.: Просвещение, 1990.
-
Биологические экскурсии (Текст): кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В. Е.Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. - М.: Просвещение, 1983.
-
Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В.Орловская, А.М. Семенова. - 2-еизд. перераб. - М.: Просвещение, 1980.
-
Воспитание учащихся в процессе обучения биологии (Текст): пособие для учителя/ И.Д. Зверева, А.М. Мягкова, Е. П. Брусновт/ под ред. И. Д. Зверева. - М.: Просвещение, 1984.
-
Генкова, Л.Л., Славков, Н. Б., Почему это опасно.(Текст) - М.: Просвещение, 1989.
-
Герд, С. Мой живой уголок (Текст) - Л.: Государственное издательство Детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1965.
-
Захлебный, А.Н., Суравегин, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст): пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984.
-
Книга для чтения по охране природы (Текст): для учащихся9- 10 кл. сред. шк. / сост. А.Н. Захлебный. - М.: просвещение, 1986.
-
Крикунов, Е.А. Экология(Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.
-
Миркин, Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.
-
Медицина, 1987.
-
Чернова, Н.М.и др. Основы экологии (Текст): учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ .М. Чернова, В. М. Галушин, В.М. Константинов. 3-е изд. дораб. - М.: Дрофа, 1999г.
-
Вахромеев И.В., Серёгин П.А. Ботанические исследования, Владимир, 1999г.
-
Кузьмин Л.Л., Сербин В.А. Каталог позвоночных животных Владимирской области., Владимир, 2008г.
-
Ларионова С.В. Практические задания по экологии, Владимир, 1994г.
-
Администрация Владимирской области. Ежегодный доклад о состолянии окружающей среды и здоровья населения во Владимирской области.
-
Вахромеев В.И., Есякова Г.В. Флора Владимирской области, Владимир,2000г.
Для учащихся: Определители, справочники.
-
Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых (Текст/ художники М.В. Душин, В.Н.Куров.). - Ярославль: «Академия развития», 1997.
-
Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)- Ярославль: «Академия развития», «Академия К»,1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
-
Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. - Ярославль: «Академия развития», 1998. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
-
Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. - Ярославль: «Академия развития» «Академия К», 1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
-
. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. - Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей)
-
. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. - Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
-
Биология в таблицах.6-11 классы (Текст): справочное пособие/ авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко. -4-е изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2002.
-
Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. - СПб.: «Паритет», 2000.
-
Бровкина, Е.Т., Сивоглазов, В.И. Животные луга (Текст). - 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель). - М.: Дрофа, 2007.
-
Бровкина, Е.Т., Сивоглазов, В.И. Животные леса (Текст). - 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас-пределитель). - М.: Дрофа, 2007.
-
Бровкина, Е.Т., Сивоглазов, В.И. Птицы леса (Текст). (Твой первый атлас-определитель). - М.: Дрофа, 2006.
-
Бровкина, Е.Т., Сивоглазов, В.И. Рыбы наших водоёмов. (Текст). - 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас-определитель). - М.: Дрофа, 2007.
-
. Демьянков, Е. Н. Биология. Мир человека (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 8кл. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
-
Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 6кл. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
-
Демьянков, Е. Н., Никишов, А.И. Биология. Мир животных (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 7кл. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
-
Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга (Текст). - 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель)- М.: Дрофа, 2007.
-
Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга (Текст). - 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2007.
-
. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса (Текст). - 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2007.
-
Клинковская, Н. И., Пасечник, В.В. Комнатные растение в школе (Текст): кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1986.
-
Корнелио, М.П. Школьный атлас-определитель бабочек (Текст). - М.: Просвещение, 1986.
-
. Куклина, А.Г., Якушина, Э.И. Красивоцветущие кустарники(Текст). - М.: Росагропромиздат, 1991.
-
. Мамаев, Б.М.Школьный атлас-определитель насекомых (Текст): кн. Для учащихся. -М.: Просвещение, 1985.Козлов М.А., Олигер, И. М. Школьный атлас определитель беспозвоночных (Текст). - М.: Просвещение, 1991.
-
. Михеев, А.В. Определитель птичьих гнёзд. (Текст): учеб. Пособие для студентов биол. Специальностей пед. ин-тов. Изд. 3-е, перераб. - М.: «Просвещение», 1975.
-
Новиков, В.С., Губанов, И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения (Текст). - 3-е изд. Стереотип. - М.: Дрофа, 2006.