Усвоение опыта творческой деятельности на уроках природоведения (5 класс)

Новое содержание образования требует применения новых методов и форм обучения. Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию – черта творческой деятельности. Решая какую-либо новую для ученика проблему, он способен использовать ранее усвоенные знания умения для поиска решений. Основной формой передачи опыта самостоятельного поиска новой проблемы являются особые педагогические конструкции в виде построенных педагогом творческих заданий, в процессе самостоятельного решения которых учащ...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Усвоение опыта творческой деятельности

(5 класс) учитель школы № 3 Дохнова Г.И.»


Новое содержание образования требует применения новых методов и форм обучения. Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию - черта творческой деятельности. Решая какую-либо новую для ученика проблему, он способен использовать ранее усвоенные знания умения для поиска решений.

Основной формой передачи опыта самостоятельного поиска новой проблемы являются особые педагогические конструкции в виде построенных педагогом творческих заданий, в процессе самостоятельного решения которых учащиеся накапливают опыт поиска способов решения. Иными словами для усвоения процедур творческой деятельности необходимо систематическое участие учащихся в творческом решении проблем и проблемных заданий. Творческим или проблемным заданием является то задание, самостоятельное решение которого обращено из известного на получение новых знаний. Содержанием таких заданий является проблемой, в основе которой лежит противоречие между известным и искомым, находимым по средством промежуточных операций.

Выполняя самостоятельно найденные промежуточные операции, школьники приобретают опыт осуществления творческих процедур.

В ходе решения проблемных заданий происходит преобразование используемых знаний, поворачивающихся различными своими аспектами, тем самым становящимися более глубокими.

В процессе усвоения опыта творческой деятельности и происходит «сдвиг» в умственном развитии учащихся, выражающийся в творческом преобразовании знаний и умений, готовности и способности самостоятельно добывать новые, т.е. организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с возникающей проблемой.

Проблемные задания предполагают исследовательскую деятельность ученика.

Сущность этой деятельности обусловлена:

Во-первых: она формирует черты творческой деятельности.

Во-вторых: организует творческое усвоение знаний, т.е. учит применять известные знания для решения проблемных заданий и добывать новые.

В-третьих: обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску этих методов.

Средством овладения методами проблемного обучения является система творческих проблемных заданий, доказательное решение которых должны искать сами учащиеся.

Система проблемных заданий по природоведению (5 класс)

Тема № 1 «Воздух»

При изучении темы учащиеся приобретают знания о свойствах воздуха, о составе его, о движении, значении воздуха для всего живого на земле. Эти знания способствуют правильному пониманию многих явлений природы; причины образования ветра, облаков, осадков.

1. Воздух плохо проводит тепло, поэтому озимые посевы пшеницы не вымерзают, но в малоснежные зимы иногда посевы задыхаются и погибают. От чего это происходит?

Учащимся известно, что между снежинками находится воздух, который плохо проводит тепло и озимые не замерзают, выявляется противоречие: но в малоснежные зимы посевы задыхаются и замерзают. При решении этой проблемы учащиеся приобретают новое знание: оказывается образуется ледяная корка через которую растения не получают кислорода и в результате задыхаются. Это новое знание необходимо учащимся при изучении темы «Свойства воды, состояния воды» (5 класс природоведение). В 6 классе при изучении темы «Дыхание растений».

2. На земле постоянно происходит испарение воды, невидимый пар всегда находится в воздухе. Объясните происхождение тумана, который почему-то появляется ранним утром и стелется по земле?

Учащимся известно, что на земле постоянно происходит круговорот воды, известно происхождение облаков (водяные пары поднимаются вверх), возникает противоречие: почему по утрам поднимается туман, который стелется по земле.

При решении этой проблемы учащиеся объясняют, что появление тумана связанно с охлаждением. Воздух охлаждается, создается избыток водяного пара, который переходит из газообразного состояния в капельно-жидкое. Это новое знание необходимо учащимся при изучении свойств воды, переход воды из одного агрегатного состояния в другое (свойства воды 5 класс).

3. Облака представляют собой скопление водяных паров, но почему из одних облаков (серые слоистые) выпадает дождь, а из других (кучевых) нет?

Учащимся известно, что облака состоят из капелек воды, поднятых в небо нагретым воздухом, но из серых слоистых облаков выпадают осадки, кучевые же облака - предвестники хорошей погоды.

При решении этой проблемы учащиеся выясняют, что в кучевых облаках капельки воды малы и находятся далеко друг от друга, в серых слоистых капельки соединяются между собой, увеличиваются и от тяжести падают вниз в виде дождя. Учащиеся получают новое знание, что осадки выпадают из серых слоистых облаков и темных туч, где капли водяных паров близко располагаются друг к другу. Это новое знание необходимо при изучении темы «Вода» (свойства и агрегатные состояния воды 5 класс природоведение).

Тема № 2 «Вода»

При изучении темы учащиеся приобретают знания о свойствах воды, о том какое влияние оказывает вода на изменения происходящие в неживой природе: она способствует образованию оврагов, русел, рек, ущелий, пещер. У учащихся формируются научные взгляды на природу.

Этому способствует понимание воды, как постоянно движущегося и изменяющегося вещества, оказывающего огромное влияние на неживую природу и сложные жизненные процессы происходящие в организмах растений, животных и человека.

1. Когда водоемы покрываются льдом кажется, что в них прекращается жизнь, но в водоемах зимой могут жить и растения и животные. Объясните это явление?

Учащимся известно, что вода бывает в трех состояниях; о том, что снег проводит тепло. Им необходимо выявить свойство льда, как лед проводит тепло? И почему жизнь зимой в водоемах продолжается?

При решении этой проблемы учащиеся выясняют, что лед легче воды, он не опускается на дно. Приобретают новое знание, что лед, как и снег, плохо проводит тепло, ледяной покров водоема защищает находящуюся под ним воду от замерзания и поэтому растения и животные не погибают зимой. Учащиеся при решении этой проблемы закрепляют приобретенные знания о свойствах воды и воздуха.

2. Вода, как и воздух при охлаждении сжимается, но бывает, что в сильные морозы лопаются водопроводные трубы. От чего это происходит?

Учащимся известно, свойство воды, что при охлаждении вода сжимается, появляется противоречие, от чего при сильном охлаждении лопаются водопроводные трубы?

Необходимо выяснить новое свойство воды. Учащиеся решая эту проблему выясняют, что при охлаждении (до 00) вода сжимается, при замерзании (ниже 00) она расширяется. Учащиеся приобрели новое знание: вода превращаясь в лед, а значит при температуре ниже 00 расширяется. Это новое знание необходимо учащимся при изучении физических свойств воды (химия, физика 7-8 класс).

3. В разные времена года выпадают осадки: летом - дождь, зимой - снег. Но иногда зимой выпадает «цветной» снег. От чего это бывает?

Учащимся известно происхождение осадков: если температура внутри облака ниже точки замерзания, то образуются ни капельки воды, а ледяные белые кристаллики - снег.

Появляется противоречие: почему иногда зимой «цветной» снег?

При решении этой проблемы учащиеся открывают для себя новое понятие.

Что иногда пыль, сажа, песок поднимаются вверх прилипают к снежинкам образуя желтый, голубой и т.д. снег. Это новое представление необходимо учащимся при изучении экологии.

5


© 2010-2022