• Преподавателю
  • Биология
  • Формирование надпредметных компетентностей обучающихся через межпредметный исследовательский проект

Формирование надпредметных компетентностей обучающихся через межпредметный исследовательский проект

Статья посвящена опыту использования межпредметных связей для формирования надпредметных компетенций через проектно-исследовательскую деятельность обучающихся. Школа должна не просто дать ребенку сумму знаний, но и научить ими пользоваться. Умение применять полученные знания по одним предметам для овладения другими способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания,полученные в ходе образовательного процесса и приобщает к решению конкретных жизненно важных...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование надпредметных компетентностей

обучающихся через межпредметный исследовательский проект


Е. В. Селезнёва, учитель биологии высшей категории,

МАОУ «Лицей №62» г. Саратов


1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в котором обучение определяется как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни».

Изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера. Главной задачей системы образования является формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, понимающей глубины связей явлений и процессов, которые представляют эту картину. Разобщенность предметов является одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, связь предметов друг с другом формирует у учащихся целостную картину мира, способствует ее органичному восприятию.

Развитие межпредметных связей является эффективным средством реализации познавательного интереса учащихся в процессе обучения.

Тема этой работы возникла не случайно. Наблюдая за детьми на уроках, во внеурочной деятельности мы обнаружили, что знания, полученные на уроках, воспринимаются отдельно от окружающей действительности. Часто можно слышать от обучающихся на уроке математики такой вопрос: «За орфографические ошибки будете снижать отметку?». А кто из родителей не находил дома записку «пошОл гулять»? При этом любимое чадо имеет по русскому языку твердую четверку и знает назубок все правила. Приведем еще один пример. Семилетний ребенок, родившийся, всю жизнь живущий в городе, рисует троллейбус с выхлопной трубой. При этом он знает, что троллейбус приводится в движение электромотором.

Школа должна не просто дать ребенку сумму знаний, но и научить ими пользоваться. Пока грамотно дети пишут только на уроке русского языка, а на остальных - как получится. Оптимальным инструментом для формирования надпредметных компетенций является использование межпредметных связей в процессе проектно-исследовательской деятельности обучающихся, которая позволяет личностно-ориентировать обучение, направить его на выработку самостоятельных исследовательских навыков. Умение определить проблему, собрать и обработать информацию, провести эксперименты, проанализировать полученные результы - всё это способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе образовательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Проследим возможности формирования надпредметных компетентностей посредством межпредметного исследовательского проекта на примере использования математических знаний при осуществлении социально-экологического проекта « Электронные учебники: за и против». Целью работы явился поиск ответа на вопрос: может ли мобильное электронное устройство заменить комплект традиционных бумажных учебников или станет существенным дополнением к ним. Для достижения цели были поставлены задачи: ознакомиться с историей появления учебника, выяснить, что же такое учебник и что понимают под электронным учебником, провести исследования, позволяющие выявить готовность учащихся, родителей, учителей к работе с электронными учебниками и сравнить характеристики бумажного и электронного учебников: физические параметры, влияние на здоровье ребёнка, экологичность, содержание, экономическую доступность.

Объектом исследования явились электронный и традиционный учебники, предметом - функциональные и потребительские качества электронного и традиционного учебников, их воздействие на обучающихся.В ходе работы над проектом были применены следующие методы исследования:

  • теоретические - изучение и анализ информационных источников, медицинских исследований по данной проблеме;

  • математические - статистическая обработка данных медицинских осмотров учащихся, анкетирования, табличное и графическое представление информации;

  • эмпирические - наблюдения, описания и объяснения результатов исследований.

В ходе работы над проектом, обучающимися был проведён социологический опрос по изучению общественного мнения готовности к использованию электронных учебников, обработаны результаты и представлены в виде диаграмм. При сравнении экологичности традиционного и электронного учебников рассчитали, сколько требуется древесины для изготовления бумаги, чтобы обеспечить учебниками и пособиями (не учитывая тетради и др.) учащихся лицея, учащихся города Саратова и Саратовской области. Пользуясь информацией Министерства образования и науки Саратовской области о количестве обучающихся в школах Саратова и области выяснили, что на обеспечение всех учебниками требуется 2073535,2 кг бумаги или 35264,2 деревьев в год, что составляет 88 га леса (площадь лесов Саратовской области равна 732,9 тыс. га). Также была изучена нагрузка на опорно-двигательный аппарат школьника, переносящего портфель с учебниками. Для чего подсчитали количество предметов на каждый день, отдельный вес учебников и вес портфеля учащихся 7-го и 9-го класса МАОУ «Лицей № 62», а так же привели общие сведения по всем этим критериям за рабочую неделю. Сравнение полученных данных с нормами, приведёнными в таблице, показывает: реальная нагрузка на опорно-двигательный аппарат учащегося 7 класса превышает допустимую по дням недели от 2% до 27%, 9 класса на 12,5% - 15%. Выполнение таких расчетов требует от обучающихся умения выполнять процентные вычисления. При обработке результатов исследований использовались математические методы представления информации-таблицы, графики, диаграммы. Прикладным продуктом проектно-исследовательской работы явились составленные обучающимися математические задачи с использованием экологической информации. При работе над проектом обучающиеся продолжили развивать надпредметные компетенции. При сборе информации, обработке результатов исследований, проведении социологических опросов обучающиеся овладевают умением применять знания, полученные в одной области, к объектам в другой. Польза данного межпредметного проекта очевидна в приложении к реализации целей, поставленных в ФГОС: в обучении биологии - «овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений», а в обучении математике - «развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования».

Данный исследовательский проект с успехом был представлен на конференциях:

1. Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского, III Cаратовский региональный этап- диплом 2 степени;

2. Региональный смотр-конкурс исследовательских и творческих работ « Свой путь к открытиям»-1 место;

3. Муниципальная НПК «Современные политико-правовые технологии»-1 место;

4. Муниципальная НПК «Первые ступени»-1 место.



© 2010-2022