Разработка внеклассного мероприятия Лесная гостиная

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Ездочное Чернянского района Белгородской области»













"ЛЕСНАЯ ГОСТИНАЯ"

ЦАРИЦА ЛЕСОВ И ЕЕ ПОДРУГИ…








Подготовила и провела

учитель биологии Косова Т.В.
















Ездочное 2015г

Цель:

Образовательная:

познакомить учащихся с особенностями произрастания ели, легендах о ней и использования как главного дерева новогодних праздников;

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к природе, к родному языку;

Развивающая:

Расширить кругозор учащихся, познакомив их с информацией о хвойном дереве ель и его роли в жизни человека.

Задачи:

Создание условий для:

  1. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе;

  2. Развитие познавательного интереса к растительному миру, осознания его неповторимости и хрупкости;

  3. Развитие умения анализировать озвученный текст.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК

По округе славится зелёная красавица:

Сарафан - как колокол,

По земле да волоком, шапочка -

С опушечкой, с острою макушечкой.


Ведущий.
Сегодня в нашей лесной гостиной речь пойдет о царице лесов и ее подругах. Царицей называют сосну, а ее подругами - представителей различных хвойных растений. Это ель, лиственница, пихта, можжевельник, тис, секвойи, кипарис и т.д. Всего к классу хвойных относится около 560 видов. По сравнению с цветковыми вроде бы немного, но роль этих растений в природе и жизни человека очень велика. Ведь хвойные леса составляют более трети всех лесов планеты.
1-й ученик.
На земном шаре насчитывается 200 видов сосен. Особым авторитетом среди них пользуются сосна обыкновенная и сосна кедровая. Сосновые леса широко распространены в нашей стране. Их можно видеть и в европейской части, и в Сибири, и на Кавказе.
2-й ученик.
Сосна - могучее дерево до 30-40 м высотой, имеющее диаметр ствола до 1 м, кора ее отливает красной медью. Предельный возраст 350-400 лет. Нижние части ствола лишены ветвей. У старых сосен первые сучья начинаются, как правило, на высоте 10 м от земли. Сосна очень светолюбива.
По отношению к почве сосны неприхотливы. Они растут на скалах, на болотах, песках. Кстати, сосна - одно из немногих деревьев, уживающееся с торфяными мхами. Корневая система сосны, растущей на болоте, поверхностная, а у сосны на песках - стержневая, глубокая, с сильно развитыми боковыми корнями.

Сосна относится к тем редким деревьям, которые идут в дело целиком, без остатка, от корней до вершины. Хвоя, ветки, шишки, смола, корни, стволовая древесина - сырье для различных производств.
1-й ученик.
В народном хозяйстве ценная древесина сосны используется для строительства, для изготовления дверей и рам, мебели, домашней утвари, как поделочный материал. В кедровых шкафах моль одежду не ест: ароматный, смолистый запах отбивает у нее "аппетит". Русские плотники научились вязать бревна без единого гвоздя. В 1669 г. под Москвой в селе Коломенском из отборных сосновых бревен был срублен царский дворец, представляющий собой сложный архитектурный комплекс. До наших дней дворец не сохранился, но судить о нем можно по рисункам и воспоминаниям очевидцев. Здесь было 270 больших комнат и три тысячи окон. Дворец поражал не только грандиозными размерами, но и сказочным великолепием деревянных построек. Недаром современники называли его "сосновым дивом" - еще одним чудом после семи чудес света.

В настоящее время хвойные леса в значительной степени истреблены в результате лесозаготовок, лесных пожаров, а также вследствие строительства железных и шоссейных дорог, промышленных предприятий, городов. Немаловажную роль в сокращении площади лесов играют осушение болот, затопление, добыча нефти, угля, других полезных ископаемых.
2-й ученик.
Потеря лесных богатств - одно из экологических бедствий. В Красную книгу России занесено уже 11 видов голосеменных растений. В нашей стране за 20 с небольшим лет сосна вырублена на площади почти 15 млн. га, все меньше шишкинских корабельных рощ. Скудеют леса сосной. Ее замещают осина и береза. Это плохо и для здоровья человека, ибо кислородопроизводительная способность сосны оценивается в 1,5 раза выше, чему березы, и в 3 раза выше, чем у осины и серой ольхи.

1-й ученик
Сосна - лесная аптека. Чистую живицу (смолу) можно накладывать на рану вместо бинта или пластыря. Кладут ее и в больные зубы, чтобы унять боль. В старину разведенную спиртом смолу применяли для растирания мышц, суставов.
2-й ученик.
Сосна - одно из древнейших лекарственных растений. Ее хвою включали в состав компрессов и припарок еще 5 тыс. лет тому назад. В Греции и Риме использовали при лечении простудных заболеваний. На Руси было принято жевать смолу для укрепления зубов, десен, для дезинфекции полости рта. Противоцинготные свойства дерева с давних времен известны народам Сибири, промысловикам и мореходам. Во время Великой Отечественной войны сотрудники Ботанического института им. В.Л.Комарова разработали способы получения витаминного напитка из хвои сосны. Этому препарату обязаны жизнью многие ленинградцы, пережившие блокаду. В хвое содержатся в доступной для организма форме микроэлементы - цинк, медь, железо, фтор, молибден, имеется большое количество витаминов С, Е, К.
3-й ученик.
Для приготовления хвойного напитка 30 г свежей молодой хвои (в зимней хвое витаминов больше, чем в летней) промывают в холодной воде, заливают стаканом кипятка, кипятят на слабом огне в закрытой эмалированной посуде 20 мин и, добавив по вкусу сахар, выпивают стакан настоя в течение дня. Стакан хвойного напитка содержит столько же витамина С, сколько стакан томатного сока, и в 5 раз больше, чем стакан лимонного.
4-й ученик.

Отвар почек сосны принимают в качестве отхаркивающего средства при воспалении верхних дыхательных путей. Из хвои делают пасту, обладающую прекрасными рано заживляющими свойствами. Эфирное масло входит в состав препаратов, эффективных при почечных заболеваниях. Экстракт из хвои включают в состав мыла, зубных паст в качестве бактерицидного и дезодорирующего средства, а также в состав кремов, предназначенных для питания кожи лица и шеи.
5-й ученик.
Сосна выделяет в окружающий воздух большое количество фитонцидов, активных даже против туберкулезной палочки. Поэтому воздух в сосняках не только стерилен, но и оказывает противомикробное действие. Не случайно противотуберкулезные санатории размещают в сосновых лесах.
Ведущий.
Сосне посвятили свои произведения поэты.
{Предлагает участникам и гостям почитать стихотворения о хвойных растениях.}

М.Ю.Лермонтов
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

В.Солоухин
Я к ночи из лесу не вышел,
Проколобродив целый день.
Уж как вода, все выше, выше
Деревья затопляла тень,
Янтарь стволов и зелень хвои -
Все черным сделалось теперь.
В лесу притихло все живое,
И стал я ЧУТОК, словно зверь.
А наверху, над мглою этой,
Перерастя весь лес, одна,
В луче заката, в бликах света
Горела яркая сосна.
И было ей доступно, древней,
Все, что не видел я с земли:
И сам закат, и дым деревни,
И сталь озерная вдали.

С.Маршак
Протянула мне лапу сосна
С красноватым чешуйчатым цветом.
Цвет сосновый, смолою дыша,
Был не слишком приманчив для взгляда.
Но сказал я сосне: хороша!
И была она, кажется, рада.

Л.Татьяничева
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с подоблачных скал.
Все цветет по дороге. Весна
Настоящим сменяется летом.
Протянула мне лапу сосна
С красноватым чешуйчатым цветом.

П.Бровка
О, этот ствол, звенящий, рослый,
Упругий, с кроною сквозной.
Меня вы покорили, сосны,
Гвардейской выправкой лесной.
Оттенок меди, сила стали -
Отменной прочности залог.
Вы нас надежно прикрывали
В минуты гроз, в часы тревог.
Но прошумело лет немало,
К вам старость горькая пришла,
Вас, поседевших, доконала
Своими зубьями пила.
У ног моих ветвей сплетенье -
В последних отблесках зари
Вы, словно павшие и сраженье,
Недвижные богатыри.

2-й ученик

Кедровый орех - редчайший деликатес в наши дни. Он питателен и вкусен. Масло из ореха прозрачное, с приятным запахом, используют его даже в микроскопической технике. Кедровые орешки еще во времена Ивана Грозного стали первыми предметами российского экспорта. Они служат лакомством для 70 видов зверей и 200 видов птиц. В рационе соболя кедровый орех составляет до 93%. Пчелы предпочитают селиться в кедровых ульях. Ореховый жмых идет на приготовление лучших сортов халвы да и других кондитерских изделий. Скорлупа ореха также представляет интерес: из нее делают сувениры, производят коричневую краску.

1-й ученик

Ель и похожа на сосну, и не похожа. Листья ели тоже хвоинки, но они короче и более колючие. Хвоя густо покрывает побеги. По своим биологически особенностям ель сильно отличается от сосны. Она гораздо более теневыносливая и может развиваться под пологом сосны и лиственных деревьев. Это часто приводит к смене сосновых и березовых лесов еловыми, так как ель затеняет и вытесняет эти деревья. Ель требовательна к почве: она хорошо растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве. Главный корень дерева развит слабо. Боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ветер иногда валит еловые деревья, выдирая их с корнями. Ель живет до 250 лет, достигая в высоту более 40м.

2-й ученик

Ель - дерево новогоднее, праздничное. Нет, пожалуй, такого аккуратного и пропорционального молодого деревца в наших лесах, с такими удобными для игрушек и гирлянд ветвями.

*В конце декабря, в дни зимнего солнцестояния, древние славяне отмечали зарождение нового солнца. В эти дни люди украшали ель разными плодами и просили у духа дерева защиты от жизненных невзгод.

Впервые в Европе украшать ёлку стали в Германии. По преданию немецкий священник ( XVI в.) Мартин Лютер возвращался в канун рождества поздно ночью и обратил внимания на звёздное небо. Ему понравилось, как звёзды сияли на пушистых ветках ели. Он решил принести маленькую ёлочку домой и украсить ёе зажженными свечами.

Ребята, когда появилось новогодняя ёлка в России? (специальный указ ПетраI от января 1700г.) Правильно.

Конкурс

Нарисовать или вырезать самую красивую снежинку.

Загадка

Крошку-деревце берёза охраняла от мороза,

А как выросла та "кроха", няньке стало очень плохо…

Объясните, о какой "крохе" идёт речь. Почему берёзе-"няньке" стало плохо?

(Под кроной берёз часто поселяются молодые ёлочки. Когда ель подрастёт, она вытеснит берёзу, которой из-за ели не хватит света).

*.Многие животные лакомятся семенами ели, ведь это щедрое дерево - у ели очень много семян, и люди пользуются щедростью этого дерева. Ель даёт строевой лес, бумагу, искусственный шёлк, целлофан, спирт, глицерин, лекарства. Из ели делают музыкальные инструменты, искусственную кожу и много других полезных вещей.

Угадай-ка

1.Даны образцы различной древесины. Необходимо найти древесину ели. Подсказка:

Древесина очень светлая, чётко видны годичные кольца. Кольца расположены плотно друг к другу.

2.Среди предложенных шишек найди еловую.

3.Какой зверёк пообедал этой шишкой? Представлены различные образцы поеденных шишек (белка, мышка, дятел, клёст).

Загадка

Жду в лесу я вас в любой день и час,
К вам сама приду только раз в году:
На свою беду, а вам на радость!

*О какой беде идёт речь в загадке?

Новогодняя быль. С. Михалков

В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья - сосны и ели - издали смотрели на неё и нее могли налюбоваться - такая она была стройная и красивая.

Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её возрасте: летом её поливали дожди, зимой засыпало снегом. Она грелась на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг неё шла обычная лесная жизнь: туда - сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. За свою недолгую жизнь Ёлочка познакомилась с настоящим зайцем, который однажды переночевал под её ветвями.

Несмотря на тот что Ёлочка росла одна посреди полянки, она не чувствовала себя одинокой…

Но вот летом, откуда не возьмись, прилетела незнакомая Сорока, недолго думая, села на макушку маленькой Ёлочки и стала на ней раскачиваться.

- Пожалуйста, не раскачивайся на мне! - вежливо попросила Ёлочка. - Ты сломаешь мне макушку!

- А на что мне твоя макушка? - грубо прострекотала Сорока. - Тебя всё равно срубят под Новый год!

- Кто меня срубит? Зачем?! - тихо прошептала Ёлочка.

- А кому надо, тот и срубит! - ответила Сорока. - Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими, как ты! А ты растёшь у всех на виду!...

- Но я на этом месте уже не первый год, и меня никто не трогал! - неуверенно возразила Ёлочка.

- Ну так тронут! - сказала Сорока и улетела в лес…

В страхе и беспокойстве прожила Ёлочка лето и осень, а когда выпал снег, она совсем потеряла покой. Она ведь никуда не могла убежать, чтобы спрятаться, затеряться в лесу среди таких же ёлочек.

В декабре выпало так много снега, что даже у взрослых деревьев под его тяжестью обламывались сучья.

А маленькую Ёлочку и вовсе засыпало по самую макушку.

- Это даже хорошо! - Решила Ёлочка.- Теперь меня никто не заметит!

Наступил последний день уходящего года - 31 декабря.

«Только бы пережить этот день!» - не успела подумать Ёлочка, как увидела приближающегося к ней человека. Он шёл прямо на неё. Подойдя к ней, человек схватился за её верхушку и сильно встряхнул её. Осыпались тяжёлые пласты снега, нависшие на ветвях Ёлочки, и она расправила перед человеком свои пушистые, зелёные ветви.

- Я правильно тебя выбрал! - сказал человек и улыбнулся. Он даже не заметил, что при этих словах Ёлочка потеряла сознание…

Детям предлагается продолжить рассказ, изложить свой вариант развития событий.

Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же месте. Только на её ветвях висели лёгкие цветные стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебряными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда…

А утром, в первый день Нового года, из дома лесничего вышли его дети - брат и сестра. Они встали на лыжи и направились к Ёлочке. Из дома вышел лесник и пошёл за ними следом. Когда все трое оказались рядом, мальчик сказал:

- Ты хорошо придумал, папа! Это будет наша новогодняя Ёлочка!!!

Мы будем так украшать её каждый год!...

Эта история случилась много, много лет тому назад. Давно уже умер старый лесничий. Живут в городе его взрослые дети. А в лесу посреди полянки, напротив дома нового лесничего, поднимается высокая, стройная ель, и под каждый Новый год она вспоминает своё детство…

Для праздника имеет значение: ель искусственная или настоящая?

Какая ёлка больше нравиться тебе и почему?

  • Какая ёлка, магазинная или лесная наряжается в вашем доме?

  • «Участвуем в конкурсах»

  • Ведущий. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы не рубить елки под Новый год? (Дети придумывают решенuя.)

  • Ведущий. Теперь вы сами можете ответить на вопрос, почему мы собрались в ноябре, когда зима только-только начинается, чтобы обсуждать проблемы новогодних вырубок. Правильно, чтобы действовать. Мы должны рассказать и показать людям, что рубить елки, лишать их жизни плохо и что счастья от этого не прибавится.

  • Мы предлагаем разработать плакаты, которые бы побудили людей отказаться от вырубки елок. Пока наши художники будут трудиться над этой задачей, приглашаем остальных ребят принять участие в конкурсах. (Формируются команды, они выбирают Капитана и название команды))

1. Представление команд.

Команда «Елочка»

Под широкой темной елью,

Прошлогодней пахнет прелью

Подойдешь ты к ней - иголки

Подойдешь ты к ней

Под подошвами скользят

Ведь в обычаи у елки

Круглый год менять наряд.

Ель знакома нам всем с детства.

Без нарядной елки и праздника нет.

Круглый год ель зеленая.

А почему? Да потому, что листок - иголка живет 2-3 года, и опадают иголки

не все сразу, а постепенно, в течении всего года. Одни иголки опадают, а

другие растут. Любят ель птицы, и медведь чаще строит свою берлогу под

елью. Живет ель до 1200 лет.

Команда «Березка».

Люблю березку русскую

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Полюбилась русскому народу белоствольная красавица.

Сколько песен, стихов

сложено о ней. Береза - одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол березы даже в жаркие дни остается холодным. До 40 литров березового сока дает одно дерево до распускания почек. Из березы делают: мебель, фанеру. А береста, кора березы - готовая природная бумага.

II. Разминка команд.

Команде, Елочка.

1) Назвать 5 пород лиственных деревьев.

2) Почему хвойное дерево лиственницей назвали?

Команде "Березка"

1) Назвать 5 пород хвойных деревьев.

2) Чем отличается ель от сосны?

Ведущий. Капитаны должны выбрать карточки конкурса «Ципанута». Ципанута, если переставить буквы, превращается в хорошо знакомое слово - «путаница». Вы должны переставить буквы в заданном слове таким образом, чтобы получилось название дерева или кустарника.

С выбранной капитанами карточкой работает вся команда. Сейчас зазвучит музыка, через 3 минуты будет объявлено, что необходимо сдать работы. (Звучит музыка.) Время истекло. Собираем работы. (насос, дрек, венлинстица, польто, наоси, тапих, париски, жевельможник)

Ведущий. Конкурс "Что ни шаг- то дерево, что ни другой - то куст». На этот раз задание следующее: необходимо привести как можно больше названий деревьев и кустарников на каждую из букв предложенного слова. Например, слово «кедр» состоит из 4 букв - к, е, д, р. На каждую из них вы должны привести как можно больше названий деревьев и кустарников. Выигрывает та команда, у которой есть свои примеры деревьев и кустарников и у которой примеров кустарников и деревьев на каждую из букв максимально. Время пошло.

Ведущий. Какой же праздник может обойтись без песни, тем более Новый год? Сейчас мы выясним, кто хорошо знает тексты новогодних песен, кто умеет подхватить ее весело и дружно. Ну что, все готовы? Конкурс «Новогодняя песня» начинается.

Ведущий. А теперь настало время познакомиться с работами наших художников. При желании команды могут прокомментировать работу.

Жюри подводит итоги конкурсов, объявляет и награждaem победителей.

Ведущий. Наша встреча подошла к концу. Сегодня мы обсудили целый комплекс проблем, разработали методы и способы их разрешения. Хочется верить, что эта встреча была плодотворной и нужной для всех нас.



Литература.

1.Е.М.Тихомирова. Поурочные разработки по предмету

« Окружающий мир»,Издательство «Экзамен»-2012г.

2.Календарные, фольклорные и тематические праздники.

Москва. «Вако»- 2006г.

3.Научно-методический журнал «Начальная школа», №9-2007г.

4.Газета «Педсовет», №10-2011г.

5. Калейдоскоп школьных дел. Выпуск 2: методические рекомендации/ Авт. - сост. Щербакова В.М., Смекалова Е.М. - Псков, ПОИПКРО,1997.

Сайт: yakovl.yarono.ru


© 2010-2022