Урок на тему Общая характеристика грибов (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Общая характеристика грибов.

Цель урока: познакомить учащихся с характерными признаками представителей царства Грибы, как бесхлорофилльных гетеротрофных организмов.

Задачи:

  • актуализировать знания учащихся о природе и ее царствах;

  • расширить кругозор учащихся по теме грибы путем создания условий для осознания и усвоения нового материала для учащихся;

  • способствовать развитию аналитического мышления;

  • способствовать формированию культуры речи;

  • стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;

  • повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;

  • способность формированию коммуникативных навыков;

  • создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид занятия: урок-исследование.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Дидактический материал и оборудование:

  • презентация;

  • компьютер, проектор, экран;

  • учебник: Н.Н. Мусиенко Биология 7;

  • рабочая тетрадь;

  • «Дневник исследований» (таблица) каждому учащемуся;

  • карточки с вопросами для групп;

  • головоломка «Грибы» для каждого;




Этап

Ход урока

Слайд

Орг .момент:

введение в раздел, тему урока

- Сегодня мы с вами продолжаем изучать растения, я предлагаю вам посмотреть на экран и определить тему нашего урока.



За ночь он сквозь мох прошёл,

Шапку чёрную нашёл,

У тропинки встал как раз,

Выставляет напоказ.

Ох, чудак, пускай бы лез в заросли под лапки:

Прибегут ребята в лес брать такие шапки. (Гриб)

Уч.Тема грибы

- Молодцы! Тема нашего урока: «Грибы и их общая характеристика»

Слайд

1-2


Актуализация

знаний, постановка целей урока (вызов)



Прием РКМЧП

«Таблица - ЗХУ»

























Прием РКМЧП

«Инсерт»

-Каждый из вас видел грибы, собирал их и употреблял в пищу. А задумывались ли вы над тем, что представляют собой грибы?

-Давайте определим задачу нашего урока. Ну, кто попробует сформулировать ее?

(Мы должны выяснить, почему мы изучаем грибы отдельно от растений и животных, по каким признакам они определены в отдельное царство?)

- Все согласны с поставленной задачей? ( Да.)

- Тогда я предлагаю поработать с табличкой « Знаю, Хочу, Узнаю»

- Это будет ваш дневник исследователя.



Что мы

Что мы хотим

узнать

Что мы узнали

Что нам осталось узнать







- давайте посмотрим на экран и вспомним, что нам известно по данному вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы

Что мы

Что мы хотим

узнать

Что мы узнали

Что нам осталось узнать

Грибы живут в лесу, на полянах ,на почве, на деревьях.

Грибы бывают съедобные и ядовитые, паразиты,

трубчатые и пластинчатые

У грибов есть тело и грибница.

Они очень быстро растут.




- Хорошо ли мы знакомы с грибами? (Не очень)

- Какие грибы вызвали у вас сомнения и почему? (грибы на ногтях , дрожжи, грибы на пшенице они не похожи на привычные нам грибы)

-Давайте сформулируем вопросы, которые вам интересны по изучаемой теме (во второй колонке), что вы хотите узнать. Сначала обсудите их в парах, а потом мы их запишем.

Что мы

Что мы хотим

узнать

Что мы узнали

Что нам осталось узнать

Где живут грибы? (в лесу, на полянах ,на почве, на деревьях)

Грибы бывают съедобные и ядовитые, паразиты,

трубчатые и пластинчатые

Какие признаки присущи грибам?

Каковы особенности строения клеток грибов?

Как питаются грибы?

Как дышат грибы?

Каким способом размножаются грибы?

Есть ли грибы в Антарктиде?




Чтобы ответить на эти вопросы мы должны будем с вами познакомиться с дополнительным материалом, и материалом нашего учебника. Будем работать группами по 4 человека.

У меня на столе лежат грибочки с заданиями, текстами. Представитель группы подходит, выбирает гриб, определяет его название-это и будет название вашей группы и ваше задание.

Прочитайте свою тему. На полях карандашом поставьте знаки

«V» - уже знал, «+» - новое, «++» - нашел ответ, « -» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы.

Самостоятельная работа учащихся. Читают, заполняют в табличках

третью колонку - только свой вопрос.









слайд

3-8



































Работа по теме урока

(осмысление).











































































































































































































































































Закрепление знаний

Послушаем наших исследователей по первому вопросу из группы «Рыжики». Какие признаки присущи грибам?

Представитель от группы выступает с сообщением, а остальные группы вносят краткие записи в свои таблички.

(Грибы сочетают в себе некоторые признаки животных и растений. Раньше их вместе с водорослями относили к низшим растениям. Как и у растений, клетки грибов окружены плотной клеточной стенкой, расположенной над плазматической мембраной. Но в ее состав входит не клетчатка (целлюлоза), как у растений, а другой углерод - хитин. Это соединение встречается и у некоторых животных: насекомых, пауков, моллюсков.

Это позволило ученым выделить их в отдельную систему - царство Грибов, которое насчитывает более 100 тысяч видов. Наука изучающая грибы называется микология.)

- Что вы узнали нового?

( У грибов есть оболочка и в состав клетки входит - хитин, а не целлюлоза.

Таким образом, мы убедились, что грибы не являются ни растениями, ни животными. Они образуют отдельное царство -царство Грибы.)

- Группа «Маслята» сообщит нам результаты исследований по вопросу, каковы особенности строения клеток грибов?

(Представитель от группы выступает с сообщением, а остальные группы вносят краткие записи в свои таблички.)

Признаки

Растения

Грибы

Животные

Строение клетки:

Форма клетки

Ядро

Митохондрии

Вакуоли

Пластиды

Плотная клеточная стенка из целлюлозы

У высших - постоянная

Есть

Есть

Есть с клеточным соком

Хлоропласты

Плотная клеточная стенка из хитина

Постоянная ,многоклет .,одноклет.

Есть

Есть

Есть с клеточным соком

Нет

Плотная клеточная стенка из хитина

У амебы - непостоянная

Есть

Есть

Нет

Нет

-Какие выводы вы можете сделать?

(В строении клетки грибов есть признаки и растений и животных. Поэтому их нельзя отнести ни к одному из этих царств. Они образуют свое царство Грибов.)



- «Опята» поведают нам, как питаются и дышат грибы.

(Представитель от группы выступает с сообщением, а остальные группы вносят краткие записи в свои таблички.)

Признаки

Растения

Грибы

Животные

Питание

Тип питания

Запасающее вещество

Не могут поглощать твердую пищу

Автотрофы

Крахмал

Не могут поглощать твердую пищу

Гетеротрофы

Крахмал, гликоген

Могут поглощать твердую пищу

Гетеротрофы

Крахмал, гликоген

Движение

Не способны к активному движению

Не способны к активному движению

Способны к активному движению

Дыхание

Кислородное (аэробное)

Кислородное (аэробное)

Бескислородное (анаэробное)

Кислородное

Бескислородное

- Что вы узнали интересного и необычного?

(Грибы, как и растения не могут поглощать твердую пищу, но в тоже самое время, они как животные не могут производить продукты питания с помощью фотосинтеза, у них нет в клетках хлоропластов. Они как и животные питаются готовыми веществами, а как растения всасывают растворы различных веществ. Это дает право их отнести к отдельному царству - Грибы.)

- Группа «Грузди» готовы познакомить нас со способами размножения грибов.

(Представитель от группы выступает с сообщением, а остальные группы вносят краткие записи в свои таблички.)

Признаки

Растения

Грибы

Животные

Размножение

Половым, бесполым (вегетативным, спорами)

Половое, бесполое(вегетативное, спорами, почкованием)

Половым, бесполым (почкование гидра)

- А по типу размножения, к какому царству относятся грибы?

(Грибы, как и другие организмы, способны размножаться различными способами: половым, как и животные при помощи специализированных клеток. Бесполым способом, размножение чаще осуществляется - спорами, как и у низших растений. Вегетативно, как растения. Почкованием, как растения и простейшие животные. Грибы - это отдельное царство).

- Давайте продолжим заполнять наш дневник. Заполните колонку, что мы узнали нового.

- Ребята, а о чем вам говорят названия ваших команд?

Это грибы, которые встречаются в нашей местности.

- Сейчас мы отправимся с вами по грибы, вы помните, что мы не шумим в лесу.

Физкультминутка под музыку с движениями.

  1. По грибы все пойдём,

Их в лукошко соберём.

Под берёзкой, под осинкой

Мы наклоним свои спинки.

Это - белый, будем брать.

Это - красный, всем стоять.

Сыроежки собираем

И в корзинки отправляем.

Груздь, лисички и опята,

Очень дружные ребята.

Полезай и ты в лукошко:

В красной шапке, с синей ножкой.

Этот, бледный, весь дрожит.

С ним нам лучше не дружить.

Ядовитый не берём,

Лучше мы домой пойдём.

- Садитесь пожалуйста, давайте разберем наши лукошки, каких мы грибов набрали ( разгадываем головоломку «Грибы»)

- Каждый гриб должен заканчиваться на букву «К», у вас 2 минуты.

К

Р

Ы

ЖИ

О

П

Е

Н

О

Д

О

Ж

Д

Е

В

И

Т

Р

У

Т

О

В

И

П

О

Д

О

С

И

Н

О

В

И

П

О

Д

Б

Е

Р

Е

З

О

В

И

- Что вы можете сказать о грибах собранными вами?

(Все грибы кроме трутовика съедобные, все кроме трутовика растут под деревьями, а трутовик на дереве, все кроме трутовика относятся к шляпочным грибам)

- А теперь заглянем в мое лукошко (разгадываем кроссворд-картинку) (слайд 9-10)

- Подумайте и определите тему нашего следующего занятия.

(Шляпочные грибы и их разнообразие.)

- Смогли ли мы справиться с задачей, которую поставили перед собой в начале урока? (да)

- На все вопросы были найдены ответы? (Нет. Мы не узнали растут ли грибы в Антарктиде?)

- Я предлагаю вам продолжить исследования дома и выяснить есть ли грибы на континенте мира?

- Понравился ли вам урок? Получили ли вы новые знания на уроке?

(Урок был интересный, мы многое узнали нового о грибах).

- Давайте попробуем составить Синквей по теме нашего урока.

- Кто забыл правила составления, откройте тетрадки и просмотрите. Удачи!

Грибы

Известные и неизвестные.

Изучаем, узнаем, удивляемся

Где дубы там и грибы!

Ищите!

(Ребята зачитывают сенквеи).

- Нам с вами еще предстоит многое интересного узнать о грибах, но урок подходит к концу. Я предлагаю вам выполнить следующее домашнее задание на ваш выбор не менее 2 заданий.

1. Составить кроссворд «Царство Грибов» (оформить на листах А4).

2. Ответить на вопросы:

  • Можно ли за грибами ходить не с корзинкой, а с домашними животными и желудями?

  • Каждый из вас знает, и многое может рассказать о вреде, который приносит трутовик. А есть ли от них польза?

  • Есть ли грибы в Антарктиде?

  1. Подготовить интересные факты о грибах ( рост, вес цвет, форма…)

Спасибо за урок, удачи в выполнении домашнего задания, до встречи!















































































































Он имя скверное имеет,

Но удивительно красив,

Пятнистой шляпкою алеет,

Венец стыдливо опустив…

Его поганкой обзывают,

Пинают все: и млад, и стар,

Поскольку каждый понимает,

Что в нём таится не нектар…

Но он не прячется за спины,

Как карьеристы, сея лесть,

Не лезет в вёдра и корзины,

Храня достоинство и честь…

И он мне этим симпатичен,

Мне по душе открытый нрав:

Я тоже в жизни не практичен,

Не лицемерю, хвост поджав…

Сергей Васильев-Эклипс

Урок на тему Общая характеристика грибов (6 класс)Урок на тему Общая характеристика грибов (6 класс)Урок на тему Общая характеристика грибов (6 класс)

Урок на тему Общая характеристика грибов (6 класс)

Урок на тему Общая характеристика грибов (6 класс)

Урок на тему Общая характеристика грибов (6 класс)

Урок на тему Общая характеристика грибов (6 класс)

ГРИБ

Гриша шёл, шёл, шёл

Белый гриб нашёл.

Раз- грибок,

Два- грибок,

Три- грибок,

Положил их в кузовок.

Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)

И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),

Наклонялись, собирали (наклоны вперёд),

По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны).

17


© 2010-2022