- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии
Рабочая программа по биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кульченкова В.А. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Утверждаю»
Директор школы: Седакова Е.Н.
______________________
Приказ № _____ от «____» 2015 г.
МБОУ «Пальцовская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
КЛАСС: 6
Год составления 2015
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено
Директор: Седакова Е.Н. зам. директора по УВР на заседании М.О.
______________________ ____________________ протокол № _____
«_____» _________ 2015 г. «_____» _________ 2015г. «____» ______2015 г.
Календарно-тематическое планирование
уроков по биологии
Класс: 6
Учитель: Кульченкова В.А.
Количество часов:
Всего: 70 час.; в неделю: 2 часа.
Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова «Дрофа» 2009 г.
Учебник: В.В. Пасечник «Биология», «Дрофа» 2011 г.
Количество часов:
- лабораторная работа: 16
- экскурсии: 4
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 6 класса соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования и программе основного общего образования по биологии «Биология. Бактерии, грибы, растения» под редакцией В. В. Пасечника В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой для общеобразовательных учреждений, М.: «Дрофа» 2009 года. Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы. Курс биологии в 6 классе рассчитан на 70 часов: 35 часов за счёт федерального компонента и 35 часов за счёт регионального компонента.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Задачами курса является:
- выяснение, чем живая природа отличается от неживой;
- формирование общих представлений о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;
- получение сведения о клетке, тканях и живых организмах
- углубление знаний об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Курс биологии 6 класса нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные, практические работы и экскурсии.
Требования к результатам обучения:
знать/понимать
признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.
Учебно - методический комплект:
1.В.В.Пасечник. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учреждений В.В. Пасечник. - Москва.: Дрофа, 2010 год
2.Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс»/ В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012год
Т.Л.Богданова. Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. М.: Просвещение, 2004г.
Биология. Для поступающих вузы. Под редакцией академика РАМН, профессора В.Н.Ярыгина. «Высшая школа», М.: Просвещение, 2003г.
Электронные издания:
Открытая Биология 2.6. - Издательство «Новый диск», 2005.
Репетитор. Биология. - ЗАО, 1998-2006 гг. Авторы -. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчико
Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену. - В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Интернет-ресурсы: bio.1september.ru, bio.nature.ru, edios.ru, km.ru/ educftion,festival.1september.ru.
Содержание
Общее
кол-во
часов по разделу
Кол-во
часов
по теме
Дата проведения урока
Домашнее задание
Примечания
по программе
фактически
Введение
2
1.
Биология - наука о живой природе. Царства: бактерии, грибы, растения. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние человека на природу.
1
С. 8-12
2.
Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни организмов».
Л.Р. 1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»
1
Раздел 1
5
Клеточное строение организмов
3.
Увеличительные приборы.
Л.Р. «Устройство лупы и микроскопа. Правила работы с ними.»
1
§ 1
4.
Клетка, ее строение: оболочка, ядро, вакуоль, пластиды.
Л.Р. 2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»
1
§ 2
5.
Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.
1
§ 32
6.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ. Рост, развитие, деление.
1
§ 3
7.
Понятие «ткань».
1
§ 4
Раздел 2
3
Царство Бактерии
8.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение.
1
§ 5
9.
Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
1
§ 6
10.
Роль бактерий в природе и жизни человека.
1
§ 6
Раздел 3
4
Царство Грибы
11.
Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.
1
§ 7
12.
Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые. Правила сбора. Профилактика отравлений грибами.
Л.Р. 3 «Изучение строения тел шляпочных грибов».
1
§ 8
13.
Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты.
Л.Р. 4 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»
1
§ 9,10
14.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и в жизни человека.
1
§ 13
Раздел 4
8
Царство Растения
15.
Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений Общая характеристика царства растений. Многообразие растений их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
1
§ 11
16.
Водоросли. Многообразие. Среда обитания. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Л.Р. 5 «Многообразие зеленых водорослей»
1
§ 12
17.
Роль водорослей. Охрана водорослей.
1
§ 13
18.
Мхи. Многообразие, среда обитания, строение, значение.
Л.Р. 6 «Изучение строения мха».
1
§ 14
19.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, их охрана..
Л.Р. 7 «Строение спороносящего папоротника»
1
§ 15
20.
Голосеменные, их строение, разнообразие, среда обитания распространение, значение в природе и жизни человека, их охрана.
1
§ 16
21.
Цветковые растения, строение, многообразие, среда обитания, значение. цветковых в природе и жизни человека.
1
§ 17
22.
Повторение и обобщение по теме «Царство растений»
1
§ 11-17
Раздел 5
16
Строение и многообразие покрытосеменных
23.
Строение семян однодольных и двудольных растений.
Л.Р. 8 «Строение семян одно- и двудольных растений»
1
§ 18
24.
Виды корней и типы корневых систем.
Л.Р. 9 «Виды корней, стержневая и мочковатая корневая система»
1
§ 19
25.
Строение корня
1
§ 20
26.
Видоизменение корней.
1
§ 21
27.
Побег, листорасположение, строение почек, рост и развитие побега.
1
§ 22
28.
Внешнее строение листа, жилкование.
1
§ 23
29.
Клеточное строение листа.
1
§ 24
30.
Видоизменение листьев.
1
§ 25
31.
Строение стебля, многообразие стеблей.
1
§ 26
32.
Видоизменение побегов.
Л.Р. 10 «Строение луковицы и клубня»
1
§ 27
33.
Цветок, его строение.
Л.Р. 11 «Строение цветка»
1
§ 28
34.
Соцветия.
1
§ 29
35.
Плоды, их классификация.
1
§ 30
36.
Сухие и сочные плоды.
1
§ 31
37.
Распространение плодов и семян.
1
§ 32
38.
Повторение и обобщение по теме «Строение растений»
1
§ 18-32
Раздел 6
15
Жизнь растений
39.
Основные процессы жизнедеятельности растений (питание, дыхание, рост, обмен веществ). Минеральное питание.
1
§ 33
40.
Воздушное питание растений. Фотосинтез.
1
§ 34
41.
Дыхание растений.
1
§ 35
42.
Испарение воды.
1
§ 36
43.
Передвижение воды и веществ в растениях.
Л.Р. 12 «Передвижение воды по древесине»
1
§ 37
44.
Условия прорастания семян, питания проростков.
Л.Р. 13 «Определение всхожести семян»
1
§ 38
45.
Экскурсия 2 «Зимние явления в жизни растений»
1
46.
Рост растений.
1
§ 39
47.
Способы размножения растений.
1
§ 40
48.
Размножение споровых растений.
1
§ 41
49.
Размножение голосеменных.
1
§ 42
50.
Вегетативное размножений растений.
Л.Р. 14 «Вегетативное размножение комнатных растений»
1
§ 43
51.
Половое размножение покрытосеменных.
1
§ 44
52.
Опыление, его виды.
1
§ 44,
с. 195
53.
Повторение и обобщение по теме «Жизнь растений»
1
§ 33-44
Раздел 7
7
Классификация растений
54.
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство.
1
§ 45
55.
Знакомство с классификацией растений.
1
§ 46
56.
Класс Двудольные. Характеристика семейства Крестоцветные.
Л.Р. 15 «Признаки семейства Крестоцветные»
1
§ 47
57.
Характеристика семейств Розоцветные, Бобовые.
1
§ 48-50
58.
Класс Однодольные. Характеристика семейства Злаков.
1
§ 53
59.
Характеристика семейства Лилейных.
1
§ 52
60.
Экскурсия 3 «Выращивание растений в защищенном грунте»
1
Раздел 8
6
Природные сообщества
61.
Основные экологические фактор и их влияние на растения.
1
§ 54
62.
Характеристика основных экологических групп растений.
Л.Р. 16 «Изучение строения растений различных экологических групп».
1
§ 55
63.
Взаимосвязь растений с организмами: симбиоз, паразитизм.
1
§ 56
64.
Растительные сообщества, их типы
1
схема
65.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества.
1
§ 57
66.
Экскурсия 4 «Природное сообщество и человек. Весенние явления в сообществах»
1
Раздел 9
2
Развитие растительного мира
67.
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений.
1
§ 58
68.
Основные этапы в развитии растительного мира.. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.
1
С. 264,265
Повторение
2
69.
Строение растений.
1
конспект
70.
Жизнь растений.
1
Итого:
70 уроков