Рабочая программа по биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждаю»

Директор школы: Седакова Е.Н.


______________________

Приказ № _____ от «____» 2015 г.



МБОУ «Пальцовская средняя общеобразовательная школа»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологии


КЛАСС: 6






Год составления 2015



«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено

Директор: Седакова Е.Н. зам. директора по УВР на заседании М.О.

______________________ ____________________ протокол № _____

«_____» _________ 2015 г. «_____» _________ 2015г. «____» ______2015 г.






Календарно-тематическое планирование

уроков по биологии


Класс: 6

Учитель: Кульченкова В.А.

Количество часов:

Всего: 70 час.; в неделю: 2 часа.

Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова «Дрофа» 2009 г.

Учебник: В.В. Пасечник «Биология», «Дрофа» 2011 г.

Количество часов:

- лабораторная работа: 16

- экскурсии: 4





Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 6 класса соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования и программе основного общего образования по биологии «Биология. Бактерии, грибы, растения» под редакцией В. В. Пасечника В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой для общеобразовательных учреждений, М.: «Дрофа» 2009 года. Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы. Курс биологии в 6 классе рассчитан на 70 часов: 35 часов за счёт федерального компонента и 35 часов за счёт регионального компонента.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Задачами курса является:

- выяснение, чем живая природа отличается от неживой;

- формирование общих представлений о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;

- получение сведения о клетке, тканях и живых организмах

- углубление знаний об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Курс биологии 6 класса нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные, практические работы и экскурсии.

Требования к результатам обучения:

знать/понимать

признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.

Учебно - методический комплект:

1.В.В.Пасечник. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учреждений В.В. Пасечник. - Москва.: Дрофа, 2010 год

2.Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс»/ В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012год

Т.Л.Богданова. Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. М.: Просвещение, 2004г.

Биология. Для поступающих вузы. Под редакцией академика РАМН, профессора В.Н.Ярыгина. «Высшая школа», М.: Просвещение, 2003г.

Электронные издания:

Открытая Биология 2.6. - Издательство «Новый диск», 2005.

Репетитор. Биология. - ЗАО, 1998-2006 гг. Авторы -. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчико

Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену. - В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Интернет-ресурсы: bio.1september.ru, bio.nature.ru, edios.ru, km.ru/ educftion,festival.1september.ru.

Содержание

Общее

кол-во

часов по разделу

Кол-во

часов

по теме

Дата проведения урока

Домашнее задание

Примечания

по программе

фактически


Введение

2


1.

Биология - наука о живой природе. Царства: бактерии, грибы, растения. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние человека на природу.

1

С. 8-12

2.

Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни организмов».

Л.Р. 1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»

1


Раздел 1

5


Клеточное строение организмов


3.

Увеличительные приборы.

Л.Р. «Устройство лупы и микроскопа. Правила работы с ними.»

1

§ 1

4.

Клетка, ее строение: оболочка, ядро, вакуоль, пластиды.

Л.Р. 2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

1

§ 2

5.

Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.

1

§ 32

6.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ. Рост, развитие, деление.

1

§ 3

7.

Понятие «ткань».

1

§ 4

Раздел 2

3


Царство Бактерии


8.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение.

1

§ 5

9.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

1

§ 6

10.

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

§ 6

Раздел 3

4


Царство Грибы


11.

Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.

1

§ 7

12.

Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые. Правила сбора. Профилактика отравлений грибами.

Л.Р. 3 «Изучение строения тел шляпочных грибов».

1

§ 8

13.

Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты.

Л.Р. 4 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»

1

§ 9,10

14.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и в жизни человека.

1

§ 13

Раздел 4

8


Царство Растения


15.

Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений Общая характеристика царства растений. Многообразие растений их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

1

§ 11

16.

Водоросли. Многообразие. Среда обитания. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Л.Р. 5 «Многообразие зеленых водорослей»

1

§ 12

17.

Роль водорослей. Охрана водорослей.

1

§ 13

18.

Мхи. Многообразие, среда обитания, строение, значение.

Л.Р. 6 «Изучение строения мха».

1

§ 14

19.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, их охрана..

Л.Р. 7 «Строение спороносящего папоротника»

1

§ 15

20.

Голосеменные, их строение, разнообразие, среда обитания распространение, значение в природе и жизни человека, их охрана.

1

§ 16

21.

Цветковые растения, строение, многообразие, среда обитания, значение. цветковых в природе и жизни человека.

1

§ 17

22.

Повторение и обобщение по теме «Царство растений»

1

§ 11-17

Раздел 5

16


Строение и многообразие покрытосеменных


23.

Строение семян однодольных и двудольных растений.

Л.Р. 8 «Строение семян одно- и двудольных растений»

1

§ 18

24.

Виды корней и типы корневых систем.

Л.Р. 9 «Виды корней, стержневая и мочковатая корневая система»

1

§ 19

25.

Строение корня

1

§ 20

26.

Видоизменение корней.

1

§ 21

27.

Побег, листорасположение, строение почек, рост и развитие побега.

1

§ 22

28.

Внешнее строение листа, жилкование.

1

§ 23

29.

Клеточное строение листа.

1

§ 24

30.

Видоизменение листьев.

1

§ 25

31.

Строение стебля, многообразие стеблей.

1

§ 26

32.

Видоизменение побегов.

Л.Р. 10 «Строение луковицы и клубня»

1

§ 27

33.

Цветок, его строение.

Л.Р. 11 «Строение цветка»

1

§ 28

34.

Соцветия.

1

§ 29

35.

Плоды, их классификация.

1

§ 30

36.

Сухие и сочные плоды.

1

§ 31

37.

Распространение плодов и семян.

1

§ 32

38.

Повторение и обобщение по теме «Строение растений»

1

§ 18-32

Раздел 6

15


Жизнь растений


39.

Основные процессы жизнедеятельности растений (питание, дыхание, рост, обмен веществ). Минеральное питание.

1

§ 33

40.

Воздушное питание растений. Фотосинтез.

1

§ 34

41.

Дыхание растений.

1

§ 35

42.

Испарение воды.

1

§ 36

43.

Передвижение воды и веществ в растениях.

Л.Р. 12 «Передвижение воды по древесине»

1

§ 37

44.

Условия прорастания семян, питания проростков.

Л.Р. 13 «Определение всхожести семян»

1

§ 38

45.

Экскурсия 2 «Зимние явления в жизни растений»

1


46.

Рост растений.

1

§ 39

47.

Способы размножения растений.

1

§ 40

48.

Размножение споровых растений.

1

§ 41

49.

Размножение голосеменных.

1

§ 42

50.

Вегетативное размножений растений.

Л.Р. 14 «Вегетативное размножение комнатных растений»

1

§ 43

51.

Половое размножение покрытосеменных.

1

§ 44

52.

Опыление, его виды.

1

§ 44,

с. 195

53.

Повторение и обобщение по теме «Жизнь растений»

1

§ 33-44

Раздел 7

7


Классификация растений


54.

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство.

1

§ 45

55.

Знакомство с классификацией растений.

1

§ 46

56.

Класс Двудольные. Характеристика семейства Крестоцветные.

Л.Р. 15 «Признаки семейства Крестоцветные»

1

§ 47

57.

Характеристика семейств Розоцветные, Бобовые.

1

§ 48-50

58.

Класс Однодольные. Характеристика семейства Злаков.

1

§ 53

59.

Характеристика семейства Лилейных.

1

§ 52

60.

Экскурсия 3 «Выращивание растений в защищенном грунте»

1



Раздел 8

6



Природные сообщества



61.

Основные экологические фактор и их влияние на растения.

1

§ 54

62.

Характеристика основных экологических групп растений.

Л.Р. 16 «Изучение строения растений различных экологических групп».

1

§ 55

63.

Взаимосвязь растений с организмами: симбиоз, паразитизм.

1

§ 56




64.

Растительные сообщества, их типы

1

схема

65.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества.

1

§ 57

66.

Экскурсия 4 «Природное сообщество и человек. Весенние явления в сообществах»

1



Раздел 9

2



Развитие растительного мира



67.

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений.

1

§ 58

68.

Основные этапы в развитии растительного мира.. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.

1

С. 264,265


Повторение

2


69.

Строение растений.

1

конспект

70.

Жизнь растений.

1



Итого:

70 уроков



© 2010-2022