Разработка урока биологии по теме Кто в почве живет

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока в 5 классе по теме:

« Кто в почве живет».


Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных через смысловое чтение.
Задачи:
Обучающие:
1) познакомить учащихся с животным миром почвы, приспособлениями животных к жизни в почве;
2) показать значение почвы для животных;
3) конкретизировать знания о почве как среде обитания.
Развивающие: способствовать развитию
1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;
2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, презентации, раздаточного материала;
3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога (при обсуждении вопросов в парах).
Воспитательные: способствовать формированию
1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);
2) общеучебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);
3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания).

Формируемые УУД на уроке:

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, грамотно формулировать вопросы.

Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные: умение работать в парах.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы обучения: словесные, деятельностные, самостоятельная работа учащихся

Формы организации: фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование к уроку:

-Учебник - Э.Л.Введенский. А.А.Плешаков. Биология. Введение в биологию.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012

-Презентация к уроку «Животные почвы», ноутбук, экран, интернет.

- Раздаточный материал (см. приложение).

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности (орг. момент):
Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.

II. Актуализация знаний. Выход на тему урока.
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? («Между небом и землей»). Давайте проверим, насколько хорошо мы усвоили ее.

Задание 1 (индивидуальная работа ). Найдите соответствие между названием животного и средой его обитания. Ответы занесите в таблицу.

Вариант 1

Животные Среда обитания

А) воробей 1) Наземно-воздушная

Б) змея 2) Водная

В) рак

Г) кашалот

Д) медведь

А

Б

В

Г

Д


Вариант 2

Животные Среда обитания

А) зебра 1) Наземно-воздушная

Б) окунь 2) Водная

В) волк

Г) утка

Д) дельфин

А

Б

В

Г

Д


Взаимопроверка по эталону ответа (слайд 1). Оценивание работы товарища.

Задание 2 (работа с классом). Попробуйте определить по описанию внешнего вида живой организм:

1. Четвероногое животное с сильно развитой мускулатурой бедер на задних конечностях и гораздо более слабой - на передних, которые к тому же укорочены, с относительно короткой шеей и длинным хвостом. Имеет сумку. (Кенгуру).

2., Кости полые, зубы отсутствуют, тело покрыто перьями, передние конечности превращены в крылья. (Птица).

3. Голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. Тело покрыто чешуей, обильно покрытое слизью; есть специальные выросты - плавники - для передвижения. (Рыба).

4. Передние конечности очень мощные и выглядят похожими на лопату или грабли, подслеповатые глаза, короткая шея и короткий мех. (Крот).

Вопрос: К какой среде жизни их следует отнести?
Первый и второй - представители наземно-воздушной среды, третий - водной.
Где может жить четвертый организм? (В почве).
Какие среды обитания мы с вами изучили? (наземно-воздушную среду и водную)
Какую среду нужно изучить? (почвенную)

Тема урока: Кто в почве живет. (слайд 2)
Задание 3 (работа с классом ). Из предложенного перечня животных, выбрать лишнее, решение обосновать.

  1. лиса, воробей, божья коровка, страус, крот, скворец, лось, тигр. (слайд 3)

  2. сова, шмель, дождевой червь, рысь, заяц, собака, человек, ёж, ястреб.(слайд 4)

Обсуждение результата выполнения задания 3.

- Какое животное оказалось лишним? Выбор обосновать. (учащиеся объясняют свое решение).1 - крот, 2 - дождевой червь (обитают в почве).

Проблема: На основании каких признаков можно утверждать, что крот и дождевой червь, являются обитателями почвы. (Почему крота и дождевого червя относят к почвенным организмам)
III. Постановка цели урока:
Вопросы:
- Можем ли мы дать ответ на проблемный вопрос? (нет, мы не знаем приспособления, какие есть у обитателей почвы)
- Какая цель наша сегодня урока? (определить особенности организмов, обитающих в почве) (слайд 5)
IV. Изучение нового материала.

Есть мир, скрытый от нас, недоступный непосредственному наблюдению, - своеобразный мир животных почвы. Там вечный мрак, туда не проникнешь, не нарушив естественного строения почвы. И только отдельные, случайно замеченные признаки показывают, что в почве среди корней растений существует богатый и разнообразный мир животных. Об этом говорят холмики над норками кротов, отверстия нор суслика в степи или норок береговых ласточек в обрыве над рекой, кучки земли на дорожке, выброшенные земляными червями. (слайд 6)

1) Что такое почва? Работа с учебником стр. 88
Вопросы:

  1. Ребята, скажите, что такое почва? (слайд 7)

  2. Кто является основными ее обитателями? (бактерии, простейшие)

  3. Почему? Какова роль основных обитателей? (разлагают отмершие части растений и животных, образуя перегной)

  4. Какова роль перегноя? (необходим растущим растениям, появлению проростков из семян)

2) Условия жизни в почве.
Почва буквально насыщена жизнью, хотя она не так заметна, как жизнь на суше или в водоеме. В почве обитают многочисленные организмы.

Задание 4. определить, с какими трудностями живые организмы сталкиваются?
Учащиеся выражают своё согласие(поднимают руку)/несогласие

  1. Почва достаточно плотная. Согласие/несогласие (ее обитатели должны жить в микроскопически малых полостях или уметь рыть, прокладывать себе дорогу).

  2. В почву не проникает свет. Согласие/несогласие (жизнь многих организмов проходит в полной темноте).

  3. В почве не всегда достаточно кислорода. Согласие/несогласие. (особенности дыхания).

  4. Водой чаще обеспечена. Согласие/несогласие

  5. В почве много минеральных и органических веществ, запас которых постоянно пополняется за счет умирающих растений и животных. Согласие/несогласие

  6. Температура ровная. В почве нет таких резких колебаний температуры, как на поверхности. Согласие/несогласие

Обсуждение ответов, вывод об особенностях почвы как среды обитания (слайд 8)

  • Физминутка: youtube.com/watch?v=07YOrgkltlo

3)Приспособления животных к условиям обитания в почве.

Задание 5. (работа в парах) - используя справочный материал, заполнить таблицу (см. приложение), выяснить черты приспособленности организмов, живущих в почве.

Обсуждение результатов выполнения работы, примеры животных для каждого приспособления.

Физминутка: зарядка для глаз.

V. Закрепление.

Тест «Кто в почве живет» - работа в парах

1.Какое утверждение о почве НЕВЕРНО?

а) почва покрывает сушу слоем от 2 мм до 2 см
б) почва - это особая среда обитания
в) в порах почвы находится вода, но нет воздуха
г) почва - это верхний плодородный слой суши, образованный минеральными и органическими частицами

2. Какие приспособления к почвенному образу жизни характерны для крота?

а) тело, покрытое слизью, длинные конечности, хороший слух
б) роющие конечности, хорошее зрение, длинная шерсть
в) роющие конечности, обтекаемое тело, короткая шерсть, слабо развитое зрение
г) длинное тело, покрытое слизью, состоящее из колец и способное сокращаться, отсутствие органов зрения

3. Какое из почвенных животных способствует повышению почвенного плодородия?

а) мышь
б) дождевой червь
в) крот
г) медведка

4. Соотнесите животных с характером их связи с почвенной средой обитания.

ЖИВОТНЫЕ СВЯЗЬ С ПОЧВЕННОЙ СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ

  1. саранча А) постоянные обитатели почвы

  2. кроты Б) проводят в почве часть жизни

  3. барсуки

  4. медведки

  5. дождевые черви

Взаимопроверка пар. Оценивание результатов работы.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- На урок я узнал……

- Мне понравилось…..

- Было трудно…..

VII. Домашнее задание.

п.22 , задания рубрики «Подумай» (устно)

Дополнительное задание (на выбор):

- написать сказку (рассказ) о жизни одного из обитателей почвы;

- подготовить презентацию «Животные почвы»

- сочинить загадки об обитателях почвы

Выставление оценок за урок (самооценка и оценка одноклассников).

Приложение 1

ЗАДАНИЕ: прочитать текст и, пользуясь сведениями, которые в нем содержатся, заполнить таблицу:

Особенности почвы как среды жизни

Особенности почвы

Приспособления организмов

1.Высокая плотность

2. Комковатая структура

3. Отсутствие света почти во всех горизонтах

4. Полости заполнены газами и растворами

5. Недостаток кислорода, избыток углекислоты

6. Большое количество мертвых организмов




Справочная информация

В почве обитают многочисленные организмы. С какими трудностями они сталкиваются?

Во-первых, почва достаточно плотная, и ее обитатели должны жить в микроскопически малых полостях или уметь рыть, прокладывать себе дорогу.

Во-вторых, сюда не проникает свет, и жизнь многих организмов проходит в полной темноте.

В-третьих, в почве недостаточно кислорода.

Но водой она вполне обеспечена, в ней много минеральных и органических веществ, запас которых постоянно пополняется за счет умирающих растений и животных.

В почве нет таких резких колебаний температуры, как на поверхности.

Все это создает благоприятные условия для жизни определенных организмов. Почва буквально насыщена жизнью, хотя она не так заметна, как жизнь на суше или в водоеме.

Корни растений, грибницы различных грибов пронизывают почву. Они поглощают воду и растворенные в ней минеральные соли. Особенно много в почве микроорганизмов. Так, в 1 кв. см почве содержатся десятки и даже сотни миллионов бактерий, простейших, одноклеточных грибов и даже водорослей. Микроорганизмы разлагают органические массу - мертвые остатки растений и животных - до простых минеральных веществ, которые, растворяясь в почвенной воде, становятся доступными корням растений.

Обитают здесь и более крупные животные: это прежде всего различные клещи, некоторые насекомые. Они не имеют специальных приспособлений для рытья проходов и поэтому живут в готовых полостях почвы. А вот дождевые черви, многоножки, личинки насекомых могут самостоятельно прокладывать себе дорогу. Дождевой червь раздвигает частички почвы головным отделом тела, а когда это невозможно, как бы "вгрызается" в нее и пропускает через себя.

Самые крупные из постоянных обитателей почвы - кроты и слепыши. Всю свою жизнь они проводят в почве, в полной темноте, поэтому имеют неразвитые глаза. Все у них приспособлено к жизни под землей: удлиненное тело, густой и короткий мех, сильные копательные передние конечности у крота и мощные резцы у слепыша. С их помощью они создают сложные системы ходов, ловушки, кладовые.

Кроме постоянных "жителей" в почве есть временные "квартиранты": суслики, сурки, кролики, барсуки. Они роют в почве норы, в которых отдыхают, спасаются от врагов, размножаются, зимуют, делают запасы.


© 2010-2022