- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии на тему Организм - целостная саморегулирующаяся система
Урок по биологии на тему Организм - целостная саморегулирующаяся система
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лисицына О.А. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока. Организм - целостная саморегулирующаяся система
Цель: знать, что организм - живая система, состоящая из взаимосвязанных клеток, тканей, органов и систем органов; принцип саморегуляции, свойства организма как живой системы. Уметь объяснить, почему живой организм следует считать целостной и открытой системой, в чём состоит принцип саморегуляции, что определяет поведение организма.
Задачи.
Образовательные:
-
сформировать знания об организме, как живой системе;
-
раскрыть значение принципа саморегуляции и поведения для жизнедеятельности организма.
Развивающие:
-
продолжить формирование познавательной активности учащихся, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно добывать знания, развивать интерес к изучаемому предмету, умение работать индивидуально и в парах, оценивать результаты своего труда.
-
развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, услышанное, делать краткие записи, работать со словарём, представлять основные мысли в виде схем);
-
развивать интеллектуальные умения (учить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера, проблемные вопросы), задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать;
-
развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, чётко, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).
Воспитательные:
-
воспитывать чувство ответственности, заинтересованного отношения к учебе, формировать артистические способности у учащихся, расширить их кругозор;
-
воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра дополнительного материала на электронном носителе, выполнения заданий;
-
воспитывать критическую и объективную самооценку знаний; значение полученных знаний для сохранения здоровья.
Базовые понятия и термины: саморегуляция, гомеостаз, саморегулирующаяся система.
Оборудование: мультимедийный комплекс, Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Учебник для общеобразовательных учреждений; электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., В.С.Кучменко, Т.А.Цехмистренко. Издательство «Просвещение», 2009, 2014; фотография О.де Бальзака, рабочая тетрадь, приложение с заданиями для групповой работы.
Крылатые выражения:
«Нас много в мире, мы различны» (автор неизвестен);
«Ключом ко всякой науке является вопросительный знак»
(Оноре де Бальзак).
Учитель.
Познакомьтесь с новыми понятиями и терминами урока. Как выдумаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? Какую систему органов мы начнём изучать?
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
-
Какое строение имеет клетка животного?
-
Что понимают под нервной и гуморальной регуляцией?
-
Чем безусловные рефлексы отличаются от условных?
-
Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?
-
Что бы вы хотели узнать?
-
Для чего вам это нужно знать?
Дети формулируют сами тему и цель урока, определив границы знания и незнания.
Учитель на доске пишет тему урока.
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (предлагают работу в группах с текстом и рисунками учебника, электронным приложением к учебнику, презентацией, составляют план урока).
План урока.
1.Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме.
2. Связь организма с внешней средой.
3. Организм - саморегулирующаяся система.
4. Удовлетворение потребностей - основа поведения организма.
Ход урока.
Учитель. Предлагает работу с учебником.
Задание. На с. 14 учебника прочитайте название параграфа и определите обязательное домашнее задание, в соответствии с изучаемой темой урока.
Запись домашнего задания в дневники учащихся: изучить § 3 учебника (с.14 - 15).
-
Организационный момент.
-
Изучение нового материала в соответствии с планом урока.
-
Групповая работа.
-
Задание группе «Гистологи».
Прочитать раздел «Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме § 3 (с. 14), составить план ответа, раскрыть пункты плана.
Задание группе «Физиологи».
Прочитать раздел «Связь организма с внешней средой» § 3 (с. 14-15), пересказать, составить вопросы для повторения учащимся класса.
Задание группе «Психофизиологи».
Прочитать раздел «Организм - саморегулирующаяся система» § 3 (с. 15), выделить в тексте главное, пересказать вслух. Высказать свою точку зрения по вопросу: «В чём состоит принцип саморегуляции организма?»
Задание группе «Этологи». Прочитать раздел «Удовлетворение потребностей человека - основа поведения организма» § 3 (с.15). Ответить на вопрос: что определяет поведение организма?
-
Физкультминутка.
-
Закрепление знаний по вопросам тренажёра электронного приложения к учебнику.
-
Рефлексия.
-
Я могу …
-
Я запомнил …
-
Я затрудняюсь …
-
Мне не удалось …
-
Самооценивание деятельности учащимися.
Оцените свою работу на уроке, выставив от 1 до 3 баллов по каждому критерию:
-
Мы не отвлекались и были внимательными -
-
Мы активно работали -
-
Мы выдвигали интересные мысли -
-
Мы помогали друг другу, работая в группе -
-
Домашнее задание по выбору:
на электронном приложении к учебнику §3 найти дополнительный материал, выступить с ним на следующем уроке, тестовый контроль знаний, выучить записи в тетрадях.