Урок по биологии на тему Организм - целостная саморегулирующаяся система

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока. Организм - целостная саморегулирующаяся система

Цель: знать, что организм - живая система, состоящая из взаимосвязанных клеток, тканей, органов и систем органов; принцип саморегуляции, свойства организма как живой системы. Уметь объяснить, почему живой организм следует считать целостной и открытой системой, в чём состоит принцип саморегуляции, что определяет поведение организма.

Задачи.

Образовательные:

  • сформировать знания об организме, как живой системе;

  • раскрыть значение принципа саморегуляции и поведения для жизнедеятельности организма.

Развивающие:

  • продолжить формирование познавательной активности учащихся, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно добывать знания, развивать интерес к изучаемому предмету, умение работать индивидуально и в парах, оценивать результаты своего труда.

  • развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, услышанное, делать краткие записи, работать со словарём, представлять основные мысли в виде схем);

  • развивать интеллектуальные умения (учить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера, проблемные вопросы), задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать;

  • развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, чётко, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).

Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности, заинтересованного отношения к учебе, формировать артистические способности у учащихся, расширить их кругозор;

  • воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра дополнительного материала на электронном носителе, выполнения заданий;

  • воспитывать критическую и объективную самооценку знаний; значение полученных знаний для сохранения здоровья.

Базовые понятия и термины: саморегуляция, гомеостаз, саморегулирующаяся система.

Оборудование: мультимедийный комплекс, Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Учебник для общеобразовательных учреждений; электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., В.С.Кучменко, Т.А.Цехмистренко. Издательство «Просвещение», 2009, 2014; фотография О.де Бальзака, рабочая тетрадь, приложение с заданиями для групповой работы.

Крылатые выражения:

«Нас много в мире, мы различны» (автор неизвестен);

«Ключом ко всякой науке является вопросительный знак»

(Оноре де Бальзак).

Учитель.

Познакомьтесь с новыми понятиями и терминами урока. Как выдумаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? Какую систему органов мы начнём изучать?

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

  1. Какое строение имеет клетка животного?

  2. Что понимают под нервной и гуморальной регуляцией?

  3. Чем безусловные рефлексы отличаются от условных?

  4. Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

  5. Что бы вы хотели узнать?

  6. Для чего вам это нужно знать?

Дети формулируют сами тему и цель урока, определив границы знания и незнания.

Учитель на доске пишет тему урока.

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (предлагают работу в группах с текстом и рисунками учебника, электронным приложением к учебнику, презентацией, составляют план урока).

План урока.

1.Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме.

2. Связь организма с внешней средой.

3. Организм - саморегулирующаяся система.

4. Удовлетворение потребностей - основа поведения организма.

Ход урока.

Учитель. Предлагает работу с учебником.

Задание. На с. 14 учебника прочитайте название параграфа и определите обязательное домашнее задание, в соответствии с изучаемой темой урока.

Запись домашнего задания в дневники учащихся: изучить § 3 учебника (с.14 - 15).

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала в соответствии с планом урока.

    1. Групповая работа.


Задание группе «Гистологи».

Прочитать раздел «Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме § 3 (с. 14), составить план ответа, раскрыть пункты плана.


Задание группе «Физиологи».

Прочитать раздел «Связь организма с внешней средой» § 3 (с. 14-15), пересказать, составить вопросы для повторения учащимся класса.


Задание группе «Психофизиологи».

Прочитать раздел «Организм - саморегулирующаяся система» § 3 (с. 15), выделить в тексте главное, пересказать вслух. Высказать свою точку зрения по вопросу: «В чём состоит принцип саморегуляции организма?»


Задание группе «Этологи». Прочитать раздел «Удовлетворение потребностей человека - основа поведения организма» § 3 (с.15). Ответить на вопрос: что определяет поведение организма?


  1. Физкультминутка.


  1. Закрепление знаний по вопросам тренажёра электронного приложения к учебнику.


  1. Рефлексия.

  • Я могу …

  • Я запомнил …

  • Я затрудняюсь …

  • Мне не удалось …


  1. Самооценивание деятельности учащимися.

Оцените свою работу на уроке, выставив от 1 до 3 баллов по каждому критерию:

  • Мы не отвлекались и были внимательными -

  • Мы активно работали -

  • Мы выдвигали интересные мысли -

  • Мы помогали друг другу, работая в группе -


  1. Домашнее задание по выбору:

на электронном приложении к учебнику §3 найти дополнительный материал, выступить с ним на следующем уроке, тестовый контроль знаний, выучить записи в тетрадях.




© 2010-2022