Урок в 6 классе Координация и регуляция

На данном уроке используется мультимедийный комплекс издательства "Дрофа" Все жизненно важные процессы у животных и растений происходят во взаимодействии и в соответствии с процессами происходящими во внешней среде. Любые изменения в окружающей среде влияют на живые организмы  и они перестраивают свою деятельность в соответствии с ними. познакомиться с регуляцией процессов жизнедеятельности; дать понятие об особенностях регуляции работы организмов одноклеточных животных; сформировать представлен...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 6 классе. Учитель: Дёмкина Любовь Вениаминовна

Тема «Координация и регуляция»

Цели :познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности ;дать понятие об особенностях регуляции работы органов одноклеточных животных; сформировать представление о роли нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности кишечнополостных, червей, насекомых; продолжить формирование умений и навыков по анализу данных, обобщению материала.

Оборудование : мультимедийное учебное пособие «Биология. Живой организм.6 класс.»,видеофрагменты о жизнедеятельности пчёл студии «кварт»,таблицы по теме.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

II.Изучение нового материала.

Учитель: Дирижерская полочка и милицейский жезл помогают представителям 2-х разных профессий выполнять свои профессиональные обязанности

Задание: Подобрать как можно больше слов-ассоциаций ,которые характеризуют функции этих предметов.

Определяем тему урока «Координация и регуляция»(запись понятий)

Координация - согласованная работа всех частей организма.

Регуляция - это взаимодействие между отдельными частями организма, благодаря которому он работает как единое целое.

Учитель: Все важные процессы жизнедеятельности организма животных осуществляются во взаимодействии и в соответствии с процессами ,происходящими во внешней среде. Любые изменения в окружающей среде тотчас влияют на живые организмы, и они перестраивают свою деятельность в соответствии с ними . (сокращение светового дня - сигнал к перелету птиц ,линьке, накоплению жира, повышение температуры- прячутся в норы, впадают в спячку)

Способность организмов отвечать на воздействие окружающей среды - РАЗДРАЖИМОСТЬ. (запись понятия)

Раздражимостью обладают все живые организмы.

  • Реакция амёбы на соль (анимация ,электронный учебник)

  • Реакция инфузории на соль(анимация ,электронный учебник)

  • Реакция инфузории на бактерии (электронный учебник)

Вывод :У амебы нет специализированных структур ,которые руководят её деятельностью. У инфузории есть особые волокна ,которые пронизывают всё тело. Они координируют работу ресничек. Если их повредить, то биение ресничек станет беспорядочным , а движение хаотичным

Учитель : В ходе эволюции процессы координации и регуляции усложнялись, совершенствовались .Так впервые появилась нервная система. Основу нервной системы составляет нервная клетка - нейрон. Простейшую нервную систему имеют кишечнополостные, например - гидра.

Задание: посмотрите реакцию гидры - анимация (электронный учебник)

  • Каким словом можно определить реакцию гидры ? Ответ найдите в учебнике с.110 1-й абзац снизу. Выпишите определение.

  • Почему говоря о реакции амебы и инфузории мы используем понятие «раздражимость»,а характеризуя реакцию гидры используем понятие «рефлекс»?

Учитель :В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов развития

  • 1этап-диффузная нервная система (гидра)

  • 2этап-лесничная нервная система (планария)

  • 3этап -узловая нервная система (черви , насекомые , моллюски )

  • 4этап -нервная трубка (позвоночные животные )

Учитель: Дождевой червь и пчела имеют узловой тип нервной системы ,но поведение пчелы более сложно ,что стоят только их архитектурные и строительные способности.(видеофрагмент о строительстве сот)

Задание: Прочитайте в учебнике с.112, объясните разницу в поведении дождевого червя и пчелы.

Просмотр схемы в электронном учебнике ,показывающей строение нервной системы пчелы и дождевого червя.

III.Закрепление. Выбери верные суждения.

1.Раздражимостью обладают все живые организмы.

2.Нервная система впервые появилась у червей.

3.У насекомых надглоточный нервный узел развит больше чем подглоточный.

4.Рефлекс-это ответная реакция организма на раздражение ,осуществляемая при участии нервной системы.

5.У гидры впервые появилась нервная система.

6.Координация-это согласованная работа всех частей организма.

  • Взаимопроверка. Выставление оценок. Оценка соответствует количеству правильных ответов.

IV.Домашнее заданиес110-112.

© 2010-2022