- Преподавателю
- Биология
- Технологическая карта урока биологии ФГОС Сохраним богатство живой природы (5 класс)
Технологическая карта урока биологии ФГОС Сохраним богатство живой природы (5 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Булгакова М.С. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образование Щербиновский район
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6
муниципального образования
Щербиновский район село Екатериновка
Технологическая карта урока на основе системно-деятельностного метода обучения
Сохраним богатства живого мира
Булгакова Марина Сергеевна
учитель биологии МАОУ СОШ № 6
село Екатериновка
2015 г.
Тип урока: урок - рефлексия
Цель урока: (для учителя):
Формировать у учащихся элементы экологического мышления и здорового образа жизни;
Воспитывать у учащихся любовь, бережное отношение к живой природе, научить их гармонично сочетать интересы человека с законами природы;
Показать необходимость создания Красной книги рассмотреть растения и животных, занесенных в Красную книгу Краснодарского края.
Задачи урока:
Образовательная: повторить понятия «Красная книга», «витамины» «природные богатства», «Царства природы»; вспомнить значение слов «антибиотики».
Развивающая: развивать речь учащихся, пополнять словарный запас, развивать произвольное внимание и память, навыки контроля и самоконтроля, обогащать кругозор учащихся. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников.
Воспитательная: прививать любовь к Родине и к родной природе; воспитывать бережное отношение к богатствам природы, потребность общаться с природой, прививать интерес к предмету. Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.).
Планируемый результат (для учащихся):
Предметные результаты: познакомить учащихся с богатствами природы, учить понимать взаимосвязь в природе, обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы, объяснять роль растений и животных в жизни человека, соблюдать правила поведения в природе, вести здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты: работать в соответствии с поставленной задачей, составлять план текста, участвовать в совместной деятельности, работать с текстом и его компонентами, узнавать изучаемые объекты на таблицах и в природе.
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: формирование умений объяснять мир - называть окружающие предметы и их взаимосвязи, объяснять как люди помогают жить животным и растениям, называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека, научить анализировать текст и основам рефлексивного чтения, научить ставить проблему. Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, планирование целей, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: самоопределение, целепологание, осознание ценности здорового и безопасного образа жизни, формирование основ экологической культуры, формирование ответственного отношения к обучению, формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Биология. 5 класс» под редакцией Н.И. Пономаревой (концентрическая линия), компьютер, интерактивная доска, презентация «Сохраним богатства живого мира», цветные карандаши , «Красная книга» .
Описание хода урока
№
Этап урока
Название использованных ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
1
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
Обеспечивает нормальную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению. Подготовка ЭОР к работе.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Булгакова Марина Сергеевна . Я учитель биологии Екатериновской школы № 6. Поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Все на месте
Все в порядке
Книжки, ручка и тетрадка
Все ли правильно сидят
Все внимательно глядят
Будут все сегодня получать
Только лишь оценку «5»
Я желаю вам хорошего настроения. Я уверена, что у нас всё получится.
У вас на партах кроме учебника и рабочей тетради лежат задания. Сегодня мы будем работать в группах по два человека.
Проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.
Приветствие учащихся
3 мин
2.
Проверка домашнего задания
Звуки природы «Шум реки»
Игра «Рыбалка»
Ребята! Как вы проводите свободное от учёбы время?
А вы любите ходить на рыбалку? Давайте сейчас сходим на рыбалку, где закрепим и повторим ранее изученные термины. Итак, мы находимся на берегу реки Ея .А что означает это название? Название реки переводится -Иван.
Ответы учащихся
Приглашаются по очереди ученики, ребята с помощью удочки ловят рыбу, на обратной стороне которой находится термин.
Остальные ученики заполняют задание в индивидуальных картах.
Ткань
Лишайник
Цианобактерии
Систематика
Эукариоты
Клетка
Царство
Гетеротрофы
Симбиоз
Антибиотик
Прокариоты
5 мин
3.
Формирование темы урока, постановка цели
Видеофрагмент «Планета земля»
Мультимедийная презентация(слайд№ 1)
Слайд № 2
Учитель обобщает увиденное.
Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот.
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого…пока,
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Ребята, посмотрите на экран.
Кто озвучит тему урока?
оСповхырыавнниымя дбковггафтчсытцвуоя джэигвкоягяоч жмвиуреаг
Сохраним богатство живого мира
О чем пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Смотрят видеофрагмент.
Слушают стихотворение
Зачеркивают лишние буквы. Формулируют тему урока
Отвечают на вопрос.
3 мин
4.
Самостоятельное применение знаний
Слайд № 3
Задание в рабочей тетради (стр.75, задание 2)
Объясните, почему современный человек обязан сохранять природу.
3 мин
5.
Осмысление
Работа в парах.
4. Рассказ с ошибками«Воскресенье в лесу» Найдите и подчеркните экологические ошибки
За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас. Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: "Микробы все равно их разрушат!" Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. "Это гадюка!" - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. "Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж".
С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!
Работают с текстом. Формулируют экологические правила
5 мин
6
Слайд № 8
Первичное закрепление нового
1.Коллективная работа
Рассмотрите внимательно и назовите правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками.
Ребята рассматривают знаки. Совместно с учителем объясняют значение каждого знака.
3 мин
7
Физминутка
3 мин
8.
Работа с учебником
Слайд№ 9
2.Работа с учебником «Красна книга»
Читают материал параграфа(стр.118-119), обсуждение прочитенного
3 мин
Рассказ учите
Название "Красная книга" вполне конкретное и в то же время символическое. Символичны и ее страницы: черная - содержит названия исчезнувших видов;
красная - находящихся на грани исчезновения;
желтая - названия видов, численность которых восстанавливается, благодаря вмешательству человека;
зеленая - перечень малоизученных видов;
белая - практически не изученных видов животных и растений.
«Правда ли …»
… что степной орел может ложиться на землю и, складывая крылья превращаться в камень? (Да)
… что бородач ворует из-под носа пастухов ягнят, за это его прозвали орел-ягнятник. (нет)
… что сокола сапсана называют «гусиным пастухом», он никогда не бьет гусей? (нет)
… что фламинго может жить на озерах, где концентрация солей так велика, что не может выдержать ни одно животное кроме фламинго? (Да)
… что разорить гнездо аиста, и это принесет несчастье дому, а сам аист может отомстить и поджечь дом? (Нет)
… что существует лебединая верность? Лебедь вновь поднялся к облаку, песню прервал, он сложил бесстрашно крылья, на землю упал.(нет )
… что журавль-красавка назван, так за «бакенбарды» - длинные белые пучки перьев по обеим сторонам головы. (да)
3.Творческая работа в парах.
А сейчас придумайте и нарисуйте свой запрещающий знак.
4. Подведение итогов урока
- Подведем итог нашей работы.
- Я предлагаю вам тест: нужно ответить на вопросы, выбрав один из вариантов; выбранный ответ записать буквой в таблицу.
-
Почему нельзя загрязнять воду?
Д - Потому, что в ней погибают организмы.
М - Потому, что будет некрасивый цвет воды. -
Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?
Б - Да, например комар. Он больно кусается.
Р - Нет. В природе нет ничего бесполезного, ненужного. -
Почему человеку нужно заботиться о редких животных и растениях?
У - Потому, что их осталось мало и они могут совсем исчезнуть.
Я - Потому, что их можно будет потом взять домой. -
Какие животные и растения занесены в Красную книгу?
Г - Которым грозит полное исчезновение с лица Земли.
Я - Красивые.
1
2
3
4
О чём вы узнали сегодня на уроке?
Узнал_____________________________________________________
Удивился__________________________________________________
Задумался_________________________________________________
Повторил_________________________________________________
Научился_________________________________________________
Запомнил_________________________________________________
Прочитай стихотворение выразительно:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя
Рисуют свой знак
Выполняют тест
Читают стихотворение
2 мин
5 мин
2 мин
2 мин
3 мин
1 мин
Домашнее задание
Слайд№ 9
Задаёт домашнее задание
§ 27, пересказ, РТ (стр.76,Задание 3,4)
Кроссворд(по желанию)«Красная книга»
Записывают домашнее задание в дневник
2 мин