Рабочая программа 9 класс, по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по биологии

9 класс

(2 часа в неделю, 66часов за год)


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечника. Биология. Введение в общую биологию и экологию. «Дрофа», 2009. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ ОСОШ № 3 данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 2 часа в неделю.

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.

Увеличено количество часов на изучение тем: «Введение», «Организменный уровень», за счет сокращения часов на изучение темы: «Экосистемный уровень», так как этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в 6 и 7 классах в курсах «Ботаника», «Животные».

Количество контрольных работ за год - 5

Количество лабораторных работ за год - 4

Экскурсий за год - 2

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; структуру курса; перечень лабораторных работ; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 9 класса; информационно - методическое обеспечение, критерии оценивания.

Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

  1. Контрольные и проверочные работы. Общая биология 9 класс (к учебнику А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник). «Дрофа», 2008.

2. Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 293с.

3. Готовимся к экзаменам ГИА. Биология/Общая биология. - М.: Дрофа, 2011. - 254с.





Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы


  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.

  7. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

  8. Областной закон «Об образовании в Ростовской области».

9. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.

Цели изучения курса

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Календарно - тематическое планирование

Биология 9 класс

урока

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Лабораторная работа

Д/З

ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

1.(1)








Биология - наука о жизни.

Роль биологии в

формировании современной

естественнонаучной картины

мира, в практической

деятельности людей.


Основные понятия: микология, бриология, альгология, палеоботаника, биотехнология, биофизика, биохимия, радиобиология.

Факты. Биология как наука.

Процессы. Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация.


Давать определение термину биология. Приводить примеры дифференциации и интеграции биологических наук. Перечислять значение достижений биологии в различных сферах человеческой деятельности. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Самостоятельно формулировать определение основных понятий. Объяснять роль биологии в современном обществе. Высказывать свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает.



§ 1

2.(2)



Методы исследования


Основные понятия: наука, научный факт, гипотеза, теория.

Факты. Методы изучения живых объектов; биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.



Перечислять методы научного исследования. Описывать этапы научного исследования. Отличать гипотезу от теории; научный факт от сообщения. Самостоятельно формулировать определение основных понятий. Выделять область применения методов исследования в биологии. Предлагать методы исследования для конкретных ситуаций.


§2

3.(3)


Сущность жизни и свойства живого. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Основные понятия: жизнь, открытая система, наследственность, изменчивость.

Факты. Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде обитания. Обмен веществ, процессы синтеза и распада.

Давать определение понятию жизнь. Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделять особенности развития живых организмов. Доказывать, что живые организмы - открытые системы.


§ 3


РАЗДЕЛ 1. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОД ( 49 часов)



Глава1. МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ( 8 часов)


4.(1)




Молекулярный

уровень

Основные понятия: мономер, полимер, биополимер.

Факты. Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень как биологическая система. Универсальность биополимеров. Принцип организации биополимеров.

Приводить примеры биополимеров. Называть процессы, происходящие на молекулярном уровне; уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации. Выделять группы полимеров и находить различия между ними. Раскрывать сущность принципа организации биополимеров. Объяснять, почему белки, нуклеиновые кислоты, углеводы и липиды являются биополимерами только в клетке.



§ 1.1

5.(2)


Углеводы. Липиды.

Основные понятия: углеводы, липиды, гормоны.

Факты. Классификация углеводов. Функции углеводов в живых организмах: энергетическая, строительный материал, информационная. Функции липидов: источник энергии и воды, защитная, строительная, регуляторная. Свойства липидов: образование энергии и воды при окислении, низкая теплопроводность, плотность меньше воды, нерастворимость в воде.

Объекты. Углеводы и липиды живых организмов.

Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами. Характеризовать: биологическую роль углеводов; биологическую роль липидов. Классифицировать углеводы по группам.


§1.2

1.3.

6.(3)



Состав и строение белков

Основные понятия: белки (протеины, полипептиды),

глобула, денатурация.

Факты: уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная, четвертичная.

Объекты: молекула белка.

Называть продукты, богатые белками. Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Называть связь, образующую первичную структуру белка; вещество-мономер белка. Характеризовать уровни структурной организации белковой молекулы. Описывать механизм денатурации белка. Определять признак деления белков на простые и сложные.


§ 1.4.

7.(4)


Функции белков.

Основные понятия: фермент, гормон.

Факты. Функции белков: строительная,каталитическая двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая. Нахождение в организме белков, выполняющих различные функции.

Называть функции белков. Описывать проявление строительной, регуляторной и энергетической функций органических веществ. Давать определение основным понятиям. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Объяснять причины многообразия функций белков. Характеризовать проявление функций белков. Объяснять, почему белки редко используются в качестве источников энергии.


§1.5.

8.(5)



Нуклеиновые

кислоты

Основные понятия: нуклеиновые кислоты.

Факты. Нуклеиновые кислоты-биополимеры. ДНК. РНК. Нуклеотид-мономер нуклеиновых кислот. Строение нуклеотида: азотистое основание, углевод (дезоксирибоза, рибоза) остаток фосфорной кислоты. Пространственная структура ДНК - двойная спираль. Нахождение ДНК в клетке: ядро, митохондрии, пластиды. Виды РНК и нахождение: рибосомные, транспортные, информационные. Функции нуклеиновых кислот.

Закономерности. Принцип комплементарности.

Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть: нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Доказывать, что нуклеиновые кислоты-биополимеры. Сравнивать строение молекул ДНК и РНК.


§1.6


9.(6)



АТФ и другие

органические вещества.

Основные понятия: макроэргическая связь.

Факты: АТФ-универсальный источник энергии.

Процессы. Механизм освобождения и выделения энергии.

Называть структурные компоненты и функцию АТФ. Описывать механизм освобождения и выделения энергии. Приводить примеры жирорастворимых и водорастворимых витаминов. Объяснять, почему связи между остатками фосфорной кислоты называются макроэргическими. Характеризовать биологическую роль АТФ; роль витаминов в организме.


§1.7.

10.(7)



Биологические

катализаторы.

Основные понятия: катализ, катализаторы, фермент, активный центр, кофермент.

Факты. Вещества, обладающие каталитической способностью:

РНК, ферменты. Структура молекулы белка-фермента: белок и кофермент. Свойства ферментов: специфичность. Условия катализа: концентрация фермента и вещества, температура, давление, реакция среды.

Процессы. Механизм участия катализаторов в химических реакциях.

Воспроизводить определение терминов: фермент, катализ, катализатор. Приводить примеры веществ - катализаторов. Перечислять факты, определяющие скорость химических реакций. Описывать механизм участия катализаторов в химических реакциях. Объяснять, почему большинство ферментов при высокой температуре теряют каталитические свойства. Показывать влияние ферментов на процессы жизнедеятельности. Использовать л/р для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты.

1

«Расщепление пероксида водорода в клетках листа элодеи»

§1.8

11.(8)



Вирусы -

неклеточные формы.

Основные понятия:

капсид, паразит.

Факты. Вирусы-внутриклеточные паразиты. Признаки живого: размножение, наследственность и изменчивость.

Объекты. Вирусы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных, человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.

Давать определение термину паразит. Перечислять признаки живого. Приводить примеры заболеваний, вызываемых вирусами. Описывать цикл развития вируса. Выделять особенности строения вирусов. Доказывать, что вирусы - это живые организмы; что вирусы - внутриклеточные паразиты.


§1.9

Глава 2. КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ (14 час.)

12.(1)




Основные

положения

клеточной теории

Основные понятия: цитология.

Факты. Клетка - основная стр-ная и функц-ная единица организмов. Клеточное строение организмов как доказательства их родства, единства живой природы.

Теория. Основные положения клеточной теории Т.Шванна, М.Шлейдена.

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка - живая структура. Самостоятельно формулировать определение термина «цитология». Давать оценку значению открытия клеточной теории.

2

«Строение растительной и животной клеток»

§ 2.1

13.(2)




Общие сведения

о клетках

Клеточная мембрана


Основные понятия: органоиды, цитоплазма, пищеварительная вакуоль.

Факты. Строение и функции клеточной мембраны. Функции клеточной мембраны: защитная, структурная, обеспечение связи клеток, избирательный транспорт клеток.

Объекты. Строение клеточной мембраны: двойной липидный слой, расположение белков.


Распознавать и описывать на таблицах клеточную мембрану. Называть способы проникновения веществ в клетку; функции клеточной мембраны. Описывать строение клеточной мембраны. Характеризовать функции клеточной мембраны. Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки. Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.


3

Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука

§2.2

14.(3)




Ядро




Основные понятия: диплоидный набор, гаметы, гаплоидный набор, гомологичные хромосомы, кариотип, прокариоты, соматические клетки, эукариоты, хромосомы.

Факты. Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ и энергии. Расположение и число ядер в клетках различных организмов. Состояние хроматина: хромосомы, деспирализованные нити.

Объекты. Строение ядра: ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин, ядрышко.


Узнавать по немому рисунку компоненты ядра. Описывать по таблице строение ядра. Анализировать предлагаемых в тексте определений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями ядра. Объяснять механизм образования хромосом. Определять набор хромосом у различных организмов в гаметах и в соматических клетках.



§2.3




15.(4)




Органоиды

цитоплазмы





Основные понятия: органоиды, цитоплазма.

Факты. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы: эндоплазматическая сеть, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, их структура и функции.

Объекты. Эндоплазматическая сеть, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы.




Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Отличать по строению шероховатую от гладкой ЭПС. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки.

§2.4,

2.5




16.(5)




Органоиды

Цитоплазмы








Основные понятия: кристы, граны, цитоскелет,

центриоль.

Факты. Органеллы цитоплазмы: митохондрии, пластиды. Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения, их значение в метаболизме клеток. Особенности строения растительных клеток.

Объекты. Митохондрии, пластиды, клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения.




Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть органоиды цитоплазмы и их функции. Приводить примеры клеточных включений. Отличать виды пластид растительных клеток. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки.












§ 2.5 до конца,§2.6,

17.(6)






Изучение

клеток

растений

и животных


Факты: особенности строения растительной, животной, грибной клеток.

Объекты. Эукариотические клетки растений, животных.


Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных. Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных. Находить в тексте учебника отличительные признаки эукариот. Сравнивать строение клеток растений, животных, делать выводы на основе сравнения; строение клеток эукариот и прокариот и делать вывод на основе этого сравнения. Использовать л/р для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы. Делать учебный рисунок.


4

Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий


18.(7)


Строение прокариот

Основные понятия: прокариоты, анаэробы.

Факты. Строение прокариот: плазматическая мембрана, складчатая фотосинтезирующая мембрана, складчатые мембраны, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения. Отсутствие органоидов: ЭПС, митохондрий и пластид. Значение образования спор у растений. Условия гибели спор.

Объекты. Клетки прокариот.

Процессы. Спорообразование у бактерий.


Давать определение термину прокариоты. Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток бактерий. Описывать по таблице: строение клеток прокариот, механизм процесса спорообразования у бактерий. Сравнивать строение клеток эукариот и прокариот и делать выводы на основе этого сравнения. *Объяснять значение спор для жизни растений. *Доказывать примитивность строения прокариот. *Использовать п/р для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы.


§2.7.


19.(8)





Метаболизм.

Ассимиляция и

диссимиляция.


Основные понятия: метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, фермент.

Факты. Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция - противоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез - важнейшие реакции обмена веществ.

Процессы. Обмен веществ.


Давать определения понятиям: ассимиляция и диссимиляция. Называть этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. *Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция - составные части обмена веществ. *Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции.


§2.8.


20.(9)




Энергетический

обмен


Основные понятия: гликолиз, брожение, дыхание.

Факты. Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии.

Процессы. Этапы энергетического обмена: подготовительный этап, неполное бескислородное расщепление, полное кислородное расщепление. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии, расщепление глюкозы.


Давать определение понятию ассимиляция. Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции. Называть вещества - источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов энергетического обмена веществ. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена.


§ 2.9.

21.(10)



Питание клетки.

Хемосинтез

Основные понятия. Автотрофы, фототрофы, хемотрофы, гетеротрофы.

Факты. Источники энергии автотрофных организмов: солнечный свет, энергия химических реакций. Наличие хлорофилла - условие автотрофного питания.

Объекты. Нитрифицирующие бактерии.

Процессы. Хемосинтез.

Перечислять способы питания, использование поглощаемых клеткой веществ. Приводить примеры автотрофных и гетеротрофных организмов. Описывать механизм хемосинтеза. Анализировать содержание определений терминов. Классифицировать организмы по способу питания. Выделять особенности питания автотрофов и гетеротрофов. Характеризовать автотрофов и гетеротрофов. Обосновывать наличие разных способов питания клеток зеленого растения. Объяснять роль нитрифицирующих бактерий для высших растений.


§2.10,

2.11,

2.12


22.(11)


Фотосинтез

Основные понятия: питание, фотосинтез, фотолиз.

Факты. Питание. Различие организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Объекты. Хлоропласты.

Процессы. Световая и темновая фаза фотосинтеза

Давать определение терминам питание, автотрофы, фотосинтез. Называть органы растения, где происходит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла. Анализировать содержание определения фотолиза. Выделять приспособление хлоропласта для фотосинтеза. Характеризовать фазы фотосинтеза. *Сравнивать процессы фотосинтеза и хемосинтеза.


§2.11

23(12)


Биосинтез белков

Основные понятия: ген, триплет, генетический код, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция.

Факты. Затраты энергии - условие для синтеза белка. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность.


Закономерности. Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков).

Давать определение терминам: ассимиляция, ген. Называть свойства генетического кода, роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Объяснять сущность генетического кода. Описывать процесс биосинтеза белка по схеме. *Характеризовать: механизм транскрипции, механизм трансляции. *Составлять схему реализации наследственной информации.


§2.13

24.(13)





Деление клетки - основа

размножения, роста и

развития организмов.

Митоз.

Основные понятия: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды.

Факты. Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Деление клетки прокариот.

Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического деления. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание определений терминов.


§2.14.

25.(14)




Обобщающий по теме «Клеточный уровень организации живой природы».


Использовать ранее полученные знания, обобщать, анализировать, строить обобщающие таблицы, схемы, работать с разными источниками информации.



ГЛАВА 3. ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ (15 часов)


26.(1)






Размножение организмов.

Бесполое размножение.

Основные понятия: размножение, бесполое размножение, вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты.

Факты. Сущность и формы размножения. Бесполое размножение - древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения.

Давать определение понятию размножение. Называть: основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения.





















§3.1















§3.2.

27.(2)




Половое размножение.

Развитие половых клеток.

Мейоз.

Основные понятия: гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом.

Факты. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Оплодотворение, его биологическое значение.

Объекты. Половые клетки: строение, функции.

Процессы. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.

Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток; особенности бесполого и полового размножения. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять: биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости. Использовать средства Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. *Объяснять эволюционное преимущество полового размножения.

28.(3)


Оплодотворение

Основные понятия: онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез.

Факты. Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональный период развития.

Процессы. Дробление. Гаструляция. Органогенез.

Закономерности. Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра).

Давать определения понятий: онтогенез,

оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: сущность эмбрионального периода развития организмов; роста организма. Анализировать и оценивать: воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).


§3.3


29.(4)




Индивидуальное развитие организма

Основные понятия: постэмбриональный период.

Факты. Постэмбриональный период, его формы. Прямое и непрямое развитие. Полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие.

Процессы. Изменение организма при постэмбриональном развитии: рост, развитие половой системы. Старение.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности

многоклеточного организма.


Называть начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмб-ного развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием. Определять тип развития у различных животных. Хар-ть сущность постэмбрионального развития организмов. Объяснять биологическое значение непрямого постэмб-ного развития. Объяснять, чем развитие отличается от роста.


§3.4

30.(5)












Генетика - наука о

закономерностях

наследственности и

изменчивости.

Закономерности

наследования,

установленные

Г.Менделем.

Моногибридное

скрещивание.

Основные понятия: аллельные гены, генетика, Гены и хромосомы, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, изменчивость, наследственность, моногибридное скрещивание, рецессивный ген, чистые линии.

Факты. Исследование Г.Менделем гибридологического метода. Цитологические основы закономерностей наследования.

Процессы. Моногибридное скрещивание.

Закономерности. Правило единообразия. Правило расщепления. Гипотеза чистоты гамет.




Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять схему моногибридного скрещивания. Определять по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя.


§3.5

31.(6)






Неполное

доминирование.

Анализирующее

скрещивание.


Основные понятия: генотип, гетерозигота, гомозигота, доминирование,

Фенотип.

Факты. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы..

Закономерности. Соотношение генотипов и фенотипов при неполном доминировании: 1:2:1. Соотношение фенотипов при анализирующем скрещивании: 1:1.



Давать определение терминам: гетерозигота, гомозигота, доминирование. Описывать механизм неполного доминирования и выделять его особенности. Составлять схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.


§3.6

32.(7)





Дигибридное скрещивание.

Независимое наследование

признаков.


Основные понятия: генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип.

Факты. Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1.

Процессы. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании.

Закономерности. Закон независимого наследования.




Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать содержание определений основных понятий; схему дигибридного скрещивания.

Составлять схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность

проявления признака в потомстве.


§ 3.7

33.(8)



Взаимодействие генов


Основные понятия: аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип.

Факты. Генотип - система взаимодействующих генов (целостная система). Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признака.

Процессы. Взаимодействие генов и их множественное действие.


Давать определение терминам. Приводить примеры аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов. Называть характер неаллельного взаимодействия генов. Описывать проявление множественного действия генов.


§3.9

34.(9)




Сцепленное

наследование


Основные понятия: гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены.

Факты. Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т.Моргана. Перекрест хромосом - источник генетической изменчивости.

Процессы. Сцепленное наследование.

Закономерности. Закон Т.Моргана.




Давать определение терминам: гомологичные хромосомы, конъюгация. Отличать сущность открытий Г.Менделя и Т.Моргана. Формулировать определение понятия сцепленные гены. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.


§3.8

35.(10)



Генетика пола. Сцепленное с полом наследование


Основные понятия: гетерогаметный пол, гомогаметный пол, половые хромосомы.

Факты. Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследственные заболевания, сцепленные с полом.

Процессы. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Закономерности. Закон сцепленного наследования.


Давать определение термину аутосомы. Называть: типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Объяснять причину соотношения полов 1:1. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Решать простейшие генетические задачи.

§ 3.10

36.(11)




Модификационная

изменчивость


Основные понятия: вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции.

Факты. Изменчивость - свойство организмов. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость. Характеристики модификационной изменчивости.

Процессы. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях


Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры: ненаследственной изменчивости (модификаций); нормы реакции признаков; зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание определений основных понятий. Характеризовать модификационную изменчивость.

5

«Выявление изменчивости организма»

§3.11

37.(12)


Мутационная изменчивость

Основные понятия: геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия.

Факты. Изменчивость - свойство организмов. Основные формы изменчивости: наследственная и ненаследственная. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные геномные. Синдром Дауна - геномная мутация человека. Виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости. Комбинативная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов растений и пород животных.

Процессы. Механизм появления полиплоидных растений.

Давать определение терминам изменчивость. Называть: основные формы изменчивости; вещество, обеспечивающее явление наследственности; биологическую роль хромосом. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Называть виды наследственной изменчивости; уровни

изменения генотипа, виды мутаций; свойства мутаций. Объяснять причины мутаций. Характеризовать значение мутаций для практики с/х и биотехнологии. Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями и мерах их профилактики. Выявлять и описывать различные формы изменчивости организмов. Характеризовать виды мутаций.

§3.12

38.(13)

Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.

Основные понятия: гомологический ряд, селекция.

Факты. Причины появления культурных растений. Предсказание существования диких растений с признаками, ценными для селекции.



Процессы. Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах.

Объекты. Семейство Злаковые.

Закономерности. Учение о центрах происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Характеризовать роль учения Н.И.Вавилова для развития селекции. Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционной работы закона гомологических рядов; Роль биологии в практической дея-ти людей и самого ученика.

§3.13



39.(14)

Основные методы селекции

Основные понятия: гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, чистая линия.

Факты. Основные методы селекции: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора массовый и индивидуальный. Гибридизация близкородственная, межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез. Значение селекции для развития с/х производства, медицинской, и других отраслей промышленности.

Процессы. Биотехнологические процессы. Значение генетики для развития с/х производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Давать определения понятиям: порода, сорт, биотехнология, штамм. Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры пород животных и сорта культурных растений; использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Характеризовать методы селекции растений и животных. Объяснять

Роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики для развития с/х производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

§3.14

40.(15)

Обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого».


Знать и уметь применять ранее полученные знания по теме.

Глава 4. ПОПУЛЯЦИОННО - ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ (2 часа)

41.(1)

Вид.

Критерии вида

Основные понятия: вид, виды - двойники, ареал.

Факты. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида.


Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия вид. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.

6

«Изучение морфологического критерия вида»

§4.1

42.(2)


Популяции

Основные понятия: популяция.

Факты. Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция - элементарная эволюционная единица.


Называть признаки популяций. Приводить примеры практического значения изучения популяций. Анализировать содержание определения понятия - популяция. Преобразовывать текст учебника в графическую модель популяционной структуры вида.

§4.2,

4.3

ГЛАВА 5. ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ (4часов)

43.(1)


Сообщество, экосистема. Биогеоценоз

Основные понятия: экология как наука, популяция, биоценоз, биогеоценоз, экосистемы. Среда - источник веществ, энергии и информации.

Факты. Экология - наука о взаимосвязях организма и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Естественные и искусственные экосистемы. Популяция - элемент экосистемы. Свойства экосистемы: обмен веществ, круговорот веществ.

Объекты. Элементы биогеоценоза.

Давать определения понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Называть: предмет изучения экологии; компоненты биогеоценоза; признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту); свойства экосистемы. Изучать процессы, происходящие в популяции.


§5.1

44.(2)


Состав и структура сообществ.

Основные понятия: видовое разнообразие, жизненная форма, морфологическая, пространственная, трофическая структуры.

Факты. Экосистемная организация живой природы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, производители, редуценты. Видовое разнообразие признак экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие.

И разрушителей в экосистемах и круговороте веществ.

Объекты. Биоценоз.

Приводить примеры жизненных форм растений, водных и наземных животных. Называть факторы, определяющие видовое разнообразие. Характеризовать структуру наземных и водных экосистем; роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Объяснять причины устойчивости экосистемы.


§5.2

45.(3)







Потоки

веществ и энергии в

экосистеме.

Составление

схем передачи

веществ и энергии

Основные понятия: трофический уровень, автотрофы, гетеротрофы, пищевая сеть, пищевая цепь, поток вещества, поток энергии.

Факты. Солнечный свет - энергетический ресурс экосистемы. Роль автотрофов и гетеротрофов. Пищевые связи в экосистемах. Направления потока вещества в пищевой сети. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, производители, редуценты.

Объекты. Трофическая структура биоценоза.

Процессы. Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням.


Давать определения терминам. Приводить примеры организмов разных функциональных групп. Называть правило изменения скорости потока энергии. Описывать проявление перевернутой пирамиды численности. Узнавать по немому рисунку компоненты пирамиды численности. Составлять схемы пищевых цепей. Объяснять направление потока вещества в пищевой сети. Характеризовать роль организмов (производителей, потребителей, разрушителей) в потоке вещества и энергии. Определять соотношение численности организмов разных трофических уровней по рисунку. Характеризовать солнечный свет как энергетический ресурс. Использовать правило 10% для расчета потребности организма в веществе.


§5.3,

5.4


46.(4)




Саморазвитие

экосистемы


Основные понятия: экологическая сукцессия.

Факты. Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессии.


Называть тип сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессий. Описывать свойство сукцессий. Анализировать содержание определения основного понятия. Объяснять сущность и причины сукцессии. Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями.




§5.5

ГЛАВА 6. БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ (3часов )

47.(1)




Биосфера.

Среды жизни.

Основные понятия: биосфера, абиотические факторы.

Факты. Биосфера - глобальная экостема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.

Теория. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Давать определение понятию биосфера. Называть: признаки биосферы; Структурные компоненты и свойства биосферы. Приводить примеры абиотических факторов. Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Анализировать содержание рисунка и определение границы биосферы.


§6.1,


48.(2)




Круговорот

веществ в

биосфере

Основные понятия: биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация.

Факты. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Процессы. Циркуляция биогенных элементов. Биохимические циклы азота, углерода, фосфора. Почвообразование. Образование гумуса.

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме. Характеризовать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивой биосферы. Прогнозировать последствия для нашей планеты исчезновения живых организмов.

.

§6.2,

6.3

49.(3)





Обобщающий урок по темам «Популяционно

-видовой,

экосистемный,

биосферный уровни»


Знать и уметь применять ранее полученные знания по теме.

.

.

РАЗДЕЛ 2.ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

ГЛАВА 7. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (5часов)


50.(1)










Развитие

эволюционного

учения.

Работы Ч, Дарвина


Основные понятия: эволюция, искусственный отбор.

Факты. Предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук. Путешествие Ч.Дарвина на корабле «Бигль». Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе для объяснения эволюции живых организмов. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции.

Закономерности. Положения учения Ч.Дарвина.



Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч.Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. Раскрывать сущность понятий теория, научный факт. Выделять отличия эволюционных взглядов Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка.


§7.1

51.(2)


Изменчивость организмов.

Генетическое равновесие в популяциях и его нарушениях

Основные понятия: Наследственная изменчивость; Ненаследственная изменчивость; генофонд, генотип; фенотип; популяционная генетика, генетическое равновесие.


Давать определения понятиям: изменчивость, наследственная и ненаследственная. Характеризовать типы изменчивости.


§7.2,

7.3





52.(3)





Борьба за

существование

и естественный отбор.

Формы

естественного

отбора


Основные понятия: естественный отбор.

Факты. Формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Условия проявления форм естественного отбора - изменения условий среды.

Процессы. Естественный отбор.


Давать определение основному понятию

борьба за существование. Называть основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры их проявления. Характеризовать сущность борьбы за существование и естественного отбора. Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции. Приводить примеры: стабилизирующего и движущего отборов. Характеризовать формы естественного отбора. Выделять различия между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора.



§7.4,

7.5

53.(4)



Изолирующие механизмы.

Видообразование


Основные понятия: микроэволюция.

Факты. Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: географические барьеры, разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная.

Процессы. Видообразование.

Закономерность. Видообразование - результат эволюции.


Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразований. Анализировать содержание определений понятия микроэволюция. Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни.


§7.6,

7.7.

54.(5)






Направления

эволюции.

Общие

закономерности

эволюции.

Основные понятия: макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Факты. Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Процессы. Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса.

Давать определение понятиям. Называть основные направления эволюции и описывать их проявление. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявления направлений эволюции. Различать понятия микроэволюция и макроэволюция. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.


§7.8

ГЛАВА 8. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (5 часов)

55.(1)
































Современные

Гипотезы

происхождения

жизни.













Основные понятия: гипотеза, коацерваты, пробионты.

Факты. Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

Процессы. Абиогенное происхождение живой материи.

Давать определение термину гипотеза. Называть этапы развития жизни. Приводить примеры доказательства современной гипотезы происхождения жизни. Характеризовать современные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира. *Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни.*Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни.







§8.1,

8.2,

8.3

56.(2)





Основные этапы

развития жизни

на Земле.

Эра

древнейшей

жизни

Основные понятия: палеонтология, прокариоты, эволюция, эукариоты.

Факты. Этапы развития жизни: химическая, предбиологическая, биологическая


Процессы. Происхождение эукариотической клетки.

Закономерности. Гипотезы происхождения эукариотической клетки.

Давать определения основным понятиям. Описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.


§8.4,

8.5

57.(3)





Развитие

жизни в

протерозое

и палеозое.

Основные понятия: ароморфоз.

Факты. Растения и животные протерозоя и палеозоя. Выход растений на сушу в силуре. Появление и эволюция сухопутных растений (папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения). Появление наземных животных. Ароморфозы протерозоя: появление двусторонней симметрии тела, внутреннего скелета - хорды у животных. Ароморфозы палеозоя: появление органов растений, органов воздушного дыхания у животных.

Процессы. Развитие жизни в протерозое и палеозое.

Давать определение термину ароморфоз. Приводить примеры растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое; ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя. Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причина их вымирания.


§8.6

















58.(4)




Развитие

жизни в мезозое

и кайнозое.

Основные понятия: ароморфоз, идиоадаптация.

Факты. Растения и животные мезозоя. Появление в триасе теплокровных животных. Господство голосеменных растений. Господство динозавров и причина их вымирания. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Процессы. Развитие жизни в мезозое и в кайнозое.

Закономерности. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Давать определение термину ароморфоз, идиоадаптация. Приводить примеры растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое; ароморфозов у растений и животных в мезозое; идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя.


§8.7,

8.8

59.(5)


Обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»



.


РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ.

ГЛАВА 9. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (5 часа)

60.(1)





















Экологические факторы.

Условия среды и их влияние на организмы

Основные понятия: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса, взаимоотношения организмов.

Факты. Состояние экосистемы своей местности.

Объекты. Любая экосистема своей местности.

Изучать процессы, происходящие в экосистемах. Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса). Определять отдельные формы взаимоотношений в конкретной экосистеме. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Анализировать состояние биоценоза. Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ.



§9.1,

9.2

61.(2)


Экологические ресурсы и адаптация организмов к условиям

Основные понятия: экологические, энергетические, пищевые ресурсы; жизненные формы, ритмы жизни, морфологические прис-я.

Определять экологические, энергетические и пищевые ресурсы; морфологические приспособленности организмов.




§9.3,

9.4


62.(3)


















Межвидовые отношения организмов




Основные понятия: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Факты. Типы взаимодействия популяций разных видов.

Основные понятия: динамика популяций, рождаемость, смертность, регуляторные механизмы, циклические колебания численности.

Определять отдельные формы взаимоотношений в популяциях.





§9.5

63.(4)

Колебания

численности

организмов.

Экологическая

регуляция.

Факты. Адаптация организмов к различным условиям существования.

Процессы. Межвидовые отношения организмов. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.

Объяснять взаимозависимость строения организмов от условий окружающей среды. Определять индекс плотности организмов на данной территории.


§9.6

64.(5)

Обобщающий урок по теме «Организм и среда»








ГЛАВА 10. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (2 часа).

65.(1)







Антропогенное

воздействие на

биосферу.

Основы

рационального

природопользования

Факты. Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые.

Роль человека в биосфере. Влияние человека на биосферу. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Проблемы рационального природопользования. Факторы, вызывающие экологический кризис. Сохранение биологического разнообразия.

Процессы. Стратегии природопользования. Экологический кризис и его последствия.

Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов; агроэкосистемы. Нвзывать антропогенные факторы воздействия на биоценозы; факторы (причины), вызывающие экологический кризис. Раскрывать роль человека в биосфере; сущность рационального природопользования. Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека. Предлагать пути преодоления экологического кризиса.


§10.2,

10.3

66.(2)









Урок -конференция «Экологические

Проблемы.

Анализ

и оценка

последствий

деятельности

человека в

экосистемах».

Факты. Последствия х/д человека для окружающей среды. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей.

Называть современные глобальные экологические проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде. Прогнозировать последствия дальнейшего негативного воздействия человека на природу. Прогнозировать последствия экологических проблем вследствие их нарушения. Предлагать пути решения глобальных экологических проблем.









Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

В результате изучения биологии учащиеся должны

знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках - значение биологических терминов; в различных источниках - необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Информационно - методическое обеспечение

Основная литература:

  1. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.

  2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечника. Биология. Введение в общую биологию и экологию. «Дрофа», 2009.

  3. В. В. Пасечник, Г.Г. Швецов. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» - М.: Дрофа, 2010.

  4. Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 293с.

  5. Контрольные и проверочные работы. Общая биология 9 класс (к учебнику А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник). «Дрофа», 2008.

Дополнительная литература:

  1. Биология.9 класс. Тематические тестовые задания / Р.А. Петросова, Н.А. Богданов. - М.: Дрофа, 2011. - 253с.

  2. А.А. Кириленко, С.И. Колесников, Е.В. Даденко. Биология 9-й класс. Подготовка к ГИА-2011: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Легион, 2010. - 348с.

  3. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2010/ФИПИ. - М.: «Интеллетк-Центр», 2010. - 144с.

  4. П.Н. ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1993. - 240с.

  5. О.А. Пепеляева, и.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии: 9класс. - М.: ВАКО, 2006. - 464с.

  6. Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи. - Минск: Юнипресс, 2007. - 816с.

  7. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

  8. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (school-collection.edu.ru/).

  9. bio.1september.ru- газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

  10. bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

6. bio.nature.ru - научные новости биологии

7. edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

8. km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

  2. paleo.ru/museum/ - Палеонтологический музей

Критерии оценивания


Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.





Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.




«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_______ _______________


Протокол №______ от

«____» _____________20__г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Школа № 12»

________ _________________


«___» _______________ 20__г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Школа№12»

__________ М.Н. Шадрина


Приказ № _______ от

«___» ___________ 20___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

9 «а», 9 «б» КЛАСС


По предмету биология

УМК серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника.

Количество часов на изучение программы:

Количество часов:

9 класс - 66/2 часа в неделю


Учитель биологии:

Заречная Ольга Эдуардовна


г. Ачинск, 2015г.












© 2010-2022