Вирусные заболевания, их лечение и профилактика. Роль вирусов в природе и жизни человека

Данная разработка  урока используется в 10 классе при изучении темы "Неклеточные формы жизни". Позволяет на данном уроке  завершить формирование у учащихся знаний о неклеточных формах жизни на примере значение вирусов в природе и жизни человека; ознакомить с разнообразием вирусных инфекций человека и животных; раскрыть понятие «эпидемия», «пандемия», патогенность », а также формы и методы профилактики вирусных заболеваний.        " Предупрежден - значит вооружен" - вот главная цель этого урока. ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Вирусные заболевания, их лечение и профилактика. Роль вирусов в природе и жизни человека.

Цель.

Образовательная. Завершить формирование у учащихся знаний о неклеточные формы жизни на примере значение вирусов в природе и жизни человека; ознакомить с разнообразием вирусных инфекций человека и животных; раскрыть понятие «эпидемия», «пандемия», патогенность ».

Развивающая. Развивать умение сравнивать вирусы с другими представителями растительными и животными организмами; умение анализировать результаты научных опытов.

Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и окружающих людей - осуществлять валеологическое воспитание; способствовать формированию соблюдение основных гигиенических норм и правил жизнедеятельности.

Тип урока. Усвоение новых знаний.

Форма урока. Синтетическая.

Место урока в учебной теме. Текущий.

Методы и методические приемы:

1 Информационно рецептивный:

а) словесный: рассказ-объяснение, описание, беседа, сообщения учащихся, работа с учебником.

б) наглядный: иллюстрация, демонстрация, ТСО.

Приемы обучения: изложение информации, объяснения, активизация внимания и мышления, получение из текста и иллюстраций новых знаний, работа с раздаточным материалом.

2 Репродуктивный.

Приемы обучения: представление материала в готовом виде, конкретизация и закрепление уже приобретенных знаний.

3 Проблемно - поисковый: постановка проблемного вопроса.

Приемы обучения: постановка взаимосвязанных проблемных вопросов, активизация внимания и мышления.

4.Сугестивний: применение различных видов искусства.

5.Релаксопедичний: психологическая разгрузка.

Межпредметные связки: история, медицина.

Материалы и оборудование: схемы, рисунки, слайды.

Основные понятия и термины: патогенность, эпидемия, пандемия, эпидемиология.

Ход урока

I.Актуализация опорных знаний и чувственного опыта учащихся.

II. Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся.

В прошлых веках от многих болезней гибли тысячи и миллионы людей, например, от оспы, гриппа. Чем объяснить эти данные? Почему не все люди болеют? Почему после перенесения болезни, люди больше не болеют такой болезнью? Какие меры можно использовать для предотвращения вирусных инфекций?

III.Восприятие и усвоение учениками нового материала.

Вирусные инфекции - большая группа заболеваний, причиной которых служит вирус. Вирусы представляют собой переходную форму между живой и неживой материей. Так у вирусов есть генетический материал, однако собственной клетки нет. Поэтому вирус является только внутриклеточным паразитом. При заражении ген вируса встраивается в геном клетки-хозяина, и клетка «вынуждена» использовать свои ресурсы для сборки новых вирусных частиц.

Вирусные инфекции как заразные заболевания были известны давно. В XIX веке, после открытия бактерий, считалось, что возбудителями вирусных инфекций являются очень маленькие бактерии, которые нельзя увидеть в микроскоп. Термин вирус (лат. - «яд») ввел в 1898 году микробиолог Мартин Бейеринк. Детальное изучение вирусов стало возможно после изобретения электронного микроскопа. На сегодняшний день известно более 2000 видов вирусов.

  • вирусные инфекции (грипп, вирусные гепатиты, ВИЧ СПИД, инфекционный мононуклеоз, герпес, ветряная оспа, корь);

  • Грипп - острое респираторное заболевание, вызываемое различными типами вирусов гриппа. Источник - человек, особенно в начальный период болезни. Вирус выделяется при разговоре, кашле и чиханье до 4-7 дня болезни. Заражение происходит воздушно - капельным путем.

  • Симптомы и течение. Инкубационный период продолжается 12-48 часов. Типичный грипп начинается остро, нередко с ознобом или познабливанием. Температура тела в 1 сутки достигает 38-40 градусов.

  • Клиника:

  • Синдром общего токсикоза (лихорадка, слабость, потливость, боли в мышцах, сильная головная боль и в глазных яблоках, слезотечение, светобоязнь).

  • Признаки поражения респираторных органов (сухой кашель, першение в горле, осипший голос, заложенность носа).

  • Осложнения: пневмония, гайморит, отит, заболевания сердца.

  • Лечение. Больных неосложненным гриппом лечат на дому, изолируют от окружающих ширмой или помещают в отдельную комнату. Показан постельный режим и тепло (грелки к ногам, обильное горячее питье). Назначают поливитамины.

  • Профилактика: вакцинация. Заболевшим выделяют отдельную посуду, которую обеззараживают крутым кипятком. Лицам, ухаживающим за больными, рекомендуется носить марлевую повязку из 4 слоев марли.

Лечение вирусных инфекций

Сложность лечения заключается в том, что вирусы являются внутриклеточными паразитами. Значимая роль в элиминации (полного уничтожения) вируса в организме принадлежит клеточному звену иммунитета. В зависимости от точки приложения лечение подразделяется: 1) на уничтожение вируса внутри клеток - используются препараты, которые блокируют репликацию вируса (ацикловир, лаферобион, циклоферон, арбидол, амиксин). Эффективность может быть только в случае репликации вируса, если же вирус находится в латентном состоянии в геноме клетки, то действие этих препаратов отсутствует. К примеру арбидол при гриппе эффективен в течении 3-х дней от начала заболевания (период активной репликации вируса).

2)иммуномодулирующая терапия - используется с целью усилить иммунитет организма, для уничтожения вируса вместе с зараженными клетками (эхинацея, элеутерококк).

Профилактика вирусных инфекций

Профилактика вирусных инфекций бывает специфичной и неспецифичной.

  • специфическая профилактика - проводится вакцинация с целью развития иммунитета против определенного вируса (вакцинация от вирусного гепатита В в календаре прививок, вакцинация против гриппа в эпидсезон).

  • неспецифическая профилактика - направлена на усиление иммунитета в целом, а не только против определенного вируса (режим труда и отдыха, правильное питание, растительные препараты).

Учитывая особенности патогенеза и лечения вирусных инфекций, на первый план выходит их профилактика, особенно при ВИЧ СПИД и вирусных гепатитах.

  • Меры профилактики вирусных заболеваний

Название заболеваний, вызываемых вирусами

Пути проникновения вируса

Профилактика заболеваний



СПИД

Половой способ, через кровь, материнское молоко

Здоровый образ жизни, личная гигиена.

Применение одноразовых шприцов.

Грипп

Воздушно-капельный

Закаливание, прививки.

Гепатит

через кровь

Здоровый образ жизни, личная гигиена.

Применение одноразовых шприцов.

Оспа

Капельная инфекция (возможна контагиозная передача через раны на коже

Живой ослабленный (аттенуированный) вирус вносят в

царапину на коже; сейчас не применяется.

Полиомиелит (детский паралич)

Капельная инфекция или через человеческие испражнения

Живой аттенуированный вирус вводится перорально,

обычно на кусочке сахара

IV. Закрепление знаний.

  • Из предложенных предметов выберите 3 наиболее необходимые для того, чтобы в период эпидемии не заразиться гриппом?

  • Витамины, марлевая повязка, мыло, носовой платок, одноразовые носовые платки, зубная щётка.

  • Одним из самых опасных вирусных заболеваний сегодня является СПИД. Давайте обратимся к материалам презентации.

6.Презентация «СПИД».

  • Задание для учащихся. Меры профилактики по ходу демонстрации презентации учащиеся формулируют самостоятельно.

  • 7.Видеофильм.

  • Задание для учащихся. После просмотра видеоролика учащиеся самостоятельно пытаются дать ему название и комментируют увиденное (обозначают этапы проникновения ВИЧ в клетку).

  • Работа мини-тестом:

1.Вирусы - это:

А) прокариотическая клетка Б) эукариотическая клетка

В) неклеточная форма жизни Г) все верно

2. Вирусы отличаются от других живых организмов тем, что у них:

А) удвоенный обмен веществ Б) нет собственного метаболизма

В) хорошо развиты все органоиды Г) деление происходит митозом

3.Белковая оболочка вируса называется:

А) гликопротеид Б) липопротеид

В) вирион Г) капсид

4.Наследственная информация заключена в ДНК у вирусов, вызывающих следующие заболевания:

А) СПИД Б) паротит

В) герпес Г) корь

5. Вызывают заболевания

А) туберкулез 1) вирусы

Б) СПИД 2) бактерии

В) грипп

Г) сальмонеллез

Д) корь

Е) брюшной тиф

1

2

3

4

5

Е

Б

Г

В

Б,В,Д


V.Итоги урока. Рефлексия.

VI.Определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Изучить материал параграфа 17- для всех учащихся класса; подготовить сообщения «История открытия вирусов», «Вирусы и онкология».

© 2010-2022