Деятельностный подход в обучении биологии

В основе деятельностного  подхода в обучении биологии   лежит задача научить учеников пользоваться  знаниями в своей учебной  и повседневной деятельности. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования  своего опыты и опыта других людей. Это достигается тем, что ребята  в процессе обучения учатся  использовать полученные знания  в процессе выполнения конкретных заданий, связанных с повседневным опытом школьника и других людей. Решение проблемных творческих задач – глав...
Раздел Биология
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение «Лицей №15» им. акад. Ю.Б. Харитона










Деятельностный подход в обучении биологии.








Учитель биологии

Мухина И.Д.





г. Саров

2011-2012 г.г.



В основе деятельностного подхода в обучении биологии лежит задача научить учеников пользоваться знаниями в своей учебной и повседневной деятельности. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыты и опыта других людей. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий, связанных с повседневным опытом школьника и других людей. Решение проблемных творческих задач - главный способ изучения предмета. Учащиеся должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать этот текст для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний.. Таким образом, в соответствии с принципом «минимакса» (А.А. Леонтьев ) мы достигаем сочетания курса биологии для всех (сравнительно небольшой объем необходимых всем людям знаний, которые усваиваются при многократном их использовании ) и курса биологии для каждого (разнообразные знания, которые могут усвоить школьники)

В связи с таким подходом урок по биологии выглядит следующим образом.

Первый этап- постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.

Учитель сообщает проблемный вопрос, который заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Ученики формулируют проблему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром для дальнейшей деятельности. Далее учитель просит учеников сообразить, какие знания у них уже есть для решения поставленной проблемы, а каких знаний им не хватает. Ученики обсуждают в начале знания, которые им пригодятся для изучения новой темы. (В том числе параллельно идет проверка домашнего задания.) Чем более важны понятия , тем чаще им приходиться их использовать на каждом уроке. Основа усвоения важнейших понятий - постоянное дальнейшее их применение на этапе актуализации знаний и постоянное обнаружение все новых связей изученных понятий с новым учебным материалом

Один из возможных вариантов проведения этого этапа может выглядеть следующим образом. Учитель делит доску пополам и слева пишет: «Мы уже знаем», а справа «Мы пока не знаем » На левой половине доски учитель фиксирует те знания, которыми уже обладают ученики, параллельно проверяя эти знания с помощью вопросов для актуализации знаний. На второй половине доски учитель вместе с учащимися записывает те знания, которые понадобятся на уроке, но которыми школьники не располагают. Именно эти знания предстоит «открыть » ребятам с помощью учителя на втором этапе урока.

Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения. При этом в процессе беседы учитель с помощью ребят (побуждающий или подводящий диалог), или самостоятельно (проблемный рассказ учителя в случае сложной темы) «открывает» суть незнакомого школьникам явления или закона природы и показывает , как можно применять полученные знания.

Важную роль на этом этапе играет работа с учебником. После обсуждения версий школьников учитель просит их проверить их правильность с помощью учебника. В этом случае появляется мотивация к чтению, ведь текст в учебнике читается для проверки истинности собственных высказываний.

Ученикам самостоятельно «открыть» можно далеко не все явления. Не менее важно научить учеников не только делать самостоятельные предположения, но и искать ответы на вопросы в книге. Поэтому в качестве проблемного вопроса используется доступная для учеников ситуация. Дальнейшая работа по изучению новой темы строится путем задавания учителем вопросов, ответы на которые учащиеся самостоятельно находят в тексте учебника. Наконец, самые сложные моменты темы учитель может рассказать сам путем проблемного рассказа.

Учащиеся учатся пользоваться книгами для поиска ответов на возникающие у них вопросы. Важную роль в этом играют популярные книги, используя которые школьники подготавливают свои сообщения.

Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

Вначале учитель предлагает ученикам ответить на репродуктивные вопросы, помещенные в конце параграфа. Это необходимо для проверки усвоения материала новой темы.

Затем учащиеся переходят к индивидуальной или групповой работе. Они выполняют лабораторную работу или решают задачи.

В процессе ответов на вопросы и выполнения заданий, ребята, пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания для объяснения окружающего их мира. Это и есть главный воспитывающий эффект курса биологии. Ученики должны не столько запоминать новые знания, сколько усваивать способы их применения.

Последний этап урока посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен и на него уходит много времени. При обсуждении работ надо найти то общее, что является главным содержанием изучаемой темы, а кроме того , поделится особенностями найденного ими способа применения полученных знаний.

Класс

8 класс

Тема урока

Витамины

Тип урока

Изучение нового материала

Основные методы

Словесно-наглядный, частично-поисковый, проблемный, лабораторная работа

Формы работы

групповая

Цели урока

Образовательная:

учащиеся должны знать о витаминах и их роли в обмене веществ в организме;

иметь понятия об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах и мерах их профилактики знать правила позволяющие сохранить витамины в продуктах питания

Развивающая:

продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно -следственные связи, формулировать выводы на основе самостоятельной исследовательской работы

Воспитательная

продолжать формирование познавательного интереса к предмету через практическое применение своих умений.

Оборудование

таблица "Витамины", упаковки витаминных препаратов, портреты ученых, портрет Н.И. Лунина, презентация по теме «Витамины»

Организационный момент

1 мин

Проверка домашнего задания

Фронтальная беседа по теме «Обмен веществ» 5мин

1.Изучение нового материала Формулирование целей урока

2-3мин

Актуализация:

Создание проблемной ситуации. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Что же спасло моряков от гибели?

О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Что вы знаете о витаминах? Что хотите узнать нового?

Организация работы учащихся в группах

10-12 мин

Чтобы узнать, почему знания об этих веществах очень важны для человека вам предстоит на уроке поработать в лабораториях - историческая, ученых-исследователей, медиков-валеологов, химиков, диетологов. Для работы в лабораториях отводиться 10-12 минут.

Задание лаборатории историков

1. Подготовьте рассказ об открытии Н. Лунина, Э.Функа и Эйкмана.

2.Расскажите о классификации витаминов, используя дополнительный материал Книга для чтения по анатомии; Каменский «Человек от простого к сложному»

3.Запишите классификацию на доске.

Задания лаборатории ученых-исследователей

1.Найдите информацию о суточной норме каждого витамина в интернете

2.Назовите в каких продуктах содержаться те или иные витамины.

3. Подготовьте рекомендации по рациональному употреблению продуктов, содержащих разные витамины.

Работа с учебником

Задания лаборатории медиков-валеологов

1.Прочитав & учебника, найдите какие выделяют группы заболеваний от недостатка и избытка витаминов в пище .Выступите с сообщением

2. Что называют авитаминозом, гиповитаминозом, гипервитаминозом.

3.Дайте ответы

У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении. Что может быть причиной?

2. Почему в блокадном Ленинграде пили отвар хвои?

Почему, отправляясь в кругосветное путешествие, моряки брали квашеную капусту?

Прием антибиотиков губит микрофлору кишечника - снижается свертываемость крови. Почему?

Задания лаборатории химиков

1.Проделать опыт по обнаружению витаминов:

по предложенной инструкции обнаружьте витамины А, С, Д

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Обнаружение витаминов

Определение витамина А в подсолнечном масле.

В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.

При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

Обнаружение витамина С в яблочном соке.

Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г. крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляйте 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.

2. Расскажите о полученных результатах

Задания группе диетологов

Сформулируйте правила сохранения витаминов в пище

Работа с учебником

2.Формулирование

выводов и обобщений

Учащиеся рассказывают о своих исследованиях и формулируют выводы.

10-12 мин

Как вы думаете, что мешает усвоению витаминов в организме?

Алкоголь - разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний…

Никотин - разрушает витамины А, С, Е, селен.

Кофеин - убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка…

Аспирин - уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.

Антибиотики - разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.

Снотворные средства - затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.

Закрепление материала

Тест по теме « Витамины»

5 мин: Итак, вы сегодня многое узнали о витаминах. Что вы запомнили - сейчас проверим.

Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).

Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь бери-бери (В).

Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).

Витамин роста (А).

Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).

Шиповник - это кладовая витамина (С).

Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения (D).

Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач Эйкман (В1).

Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей (С).

Подведение результатов урока

Выставление оценок за работу в группах. Сведения от капитанов групп. Комментирование оценок учителем.

Взаимопроверка теста и выставление оценок по предложенным учителем критериям 3 мин.

Домашнее задание

Составить таблицу

Название витамина

На какие процессы оказывает влияние

Авитаминоз

параграф 38


© 2010-2022