Конспект урока по биологии на тему: Пищевые отравления (9 класс)

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме: «Пищевые отравления» (слайд 1)

План урока по биологии по теме:

«Пищевые отравления и их профилактика. Первая помощь при пищевых отравлениях».

Цели урока: образовательные

  • познакомить учащихся с понятием: пищевое отравление, причиной, признаками, оказанием первой медицинской помощи;

  • использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики пищевых отравлений.

Коррекционные:

  • продолжать развивать связную речь, внимание в процессе актуализации знаний;

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи, мыслительные операции.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру питания, определение срока годности продуктов;

  • формировать навыки личной гигиены, санитарно-гигиенические правила при хранении продуктов.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы и работы в парах, слайды.

Термины: симптомические микробы, недоброкачественные просроченные, пищевые отравления, первая доврачебная помощь, микроскопические

Формы организации деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная работа в парах

Тип урока: Формирование новых знаний и закрепление знаний и умений. Методы ведения урока: устные - беседа, ответы на вопросы, рассказ учителя, работа с учебником; письменные - заполнение карточек с использованием учебника.

План:

  1. Организация начала урока. ( Рапорт дежурного)

«Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами». Гиппократ (знаменитый древнегреческий целитель и врач. Вошёл в историю как «отец медицины») (слайд 3)

Учитель: А теперь выполним задания на повторение темы: «Пищеварительная система» Назвать и показать органы, составляющие пищеварительную систему слайд 4 (Ученик выходит к доске и на слайде показывает).

2. Актуализация знаний учащихся по теме: «Пищеварительная система»

Индивидуальные карточки:

1. Самый крупный орган пищеварительной системы (печень)

2. Виды зубов (резцы, клыки, коренные)

3. Питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности (жиры ,белки, углеводы)

4. Длина тонкого кишечника (6 м)

5. Что вырабатывает печень (желчь)

6. В каком отделе пищеварительной системы происходит всасывание питательных веществ (тонкий кишечник)

7. Сколько слюны вырабатывается в сутки (1-1,5л)

8. Как называется заболевание зубов (кариес)

9. Сколько пищи вмещается в желудок? (до трех литров)

10. В каком отделе П. системы накапливаются непереваренные остатки пищи (в толстом кишечнике)

11. Что называют пищеварение?

12. Какой орган располагается между ротовой полостью и желудком (пищевод)

Индивидуальные карточки для Наташи: ( Из предложенных органов выбрать органы пищеварительной системы)

Сергей: Назвать продукты растительного и животного происхождения на карточках:

огурцы

молоко

хлеб

мясо

рыба

бананы

яблоки

сыр

3. Проверка домашнего задания: «Желудочно - кишечные заболевания» (раздать на каждую парту).

А) Желудочно - кишечные заболевания (перечислить)

Б) Причины желудочно-кишечных заболеваний

В) Признаки заболеваний

Г) лечение (в больнице)

Д) профилактика этих заболеваний. Оценивание ответа.

4. Объяснение нового материала: «Пищевые отравления»

Учитель: Мы говорили, что желудочно - кишечные заболевания сопровождаются расстройством работы желудка и кишечника, повышением температуры тела, тошнотой, рвотой. Чем же еще может быть вызвано такое состояние человека? Вот сегодня об этом поговорим. Тема нашего урока: «Пищевое отравление» (слайд 5)

Концептуальные вопросы:

  1. Определение «пищевые отравления»

  2. Причины пищевого отравления

  3. Симптомы пищевого отравления

  4. Оказание первой доврачебной помощи

  5. Профилактика пищевых отравлений

Учитель: В 7 классе вы познакомились с бактериями и микробами. Некоторые из них являются болезнетворные (Слайд 6). Все они имеют микроскопические размеры. Что означает термин - микроскопические? (ответ ученика). Вот эти мельчайшие микробы могут вызвать те тяжелые пищевые отравления человека.

Что такое пищевое отравление? (слайд 7)

Пищевое отравление - это острое заболевание желудочно-кишечного тракта, вследствие употребления недоброкачественной пищи, в которой находятся болезнетворные микробы или растения, содержащие ядовитые вещества (записать в словарик - тетрадь)

Пищевые отравления: (слайд 8)

Микробные (молочные продукты, немикробные (грибы, ядовитые

колбаса, мясные продукты, растения)

рыба, консервы, бульоны, салаты)

Микробные пищевые отравления: Вопрос к учащимся: как по-вашему ,почему их так называют?

Рассказ учителя: пищевое отравление может быть вызвано употреблением несвежих или недоброкачественных продуктов. В продуктах и приготовленной пище, которые хранятся в теплых помещениях, быстро заводятся и размножаются болезнетворные микробы. Они и их яды очень опасны для организма. Например, в мясном фарше через сутки число бактерий увеличивается более, чем в 50 раз. Для того, чтобы избежать пищевых отравлений, необходимо скоропортящиеся продукты (мясо, рыбу, молочные продукты, колбасу, сыр) хранить в холодильнике (слайд 9)

Очень опасны испорченные консервы. В них может развиваться один из самых опасных микробов - микроб ботулизм. Его яд смертелен для человека. Поэтому ни в коем случае нельзя пользовать консервы, если банка имеет вздутие (слайд 10)

Отравиться можно и просроченными мясными, рыбными консервами. При их покупке нужно обращать внимание на цифры, указанные на верхней крышке (показать на банке ставриды).

Объяснение: первые две цифры показывают на число;

вторые две на месяц;

остальные на год изготовления продукта

Вопрос к учащимся: Определить срок годности продукта (слайд 11)

Пищевые отравления могут возникать при употреблении в пищу ядовитых рыб, заплесневелого хлеба, ядовитых растений или грибов (слайд 12)

Учащиеся называют грибы: (слайд 13) груздь, белый гриб, волнушка, подосиновик, поганка, лисички, маслята, мухомор, ложные опята, сыроежки.

Вопрос: на какие две группы можно разделить (съедобные, несъедобные)

Учитель: если вы сомневаетесь, что гриб съедобный, лучше его не брать.

Ядовитыми могут быть некоторые растения, поэтому нельзя принимать в пищу незнакомые растения, т. к. они могут содержать ядовитые вещества и вызвать пищевое отравление (слайд 14)

Нельзя употреблять в пищу проросший или позеленевший картофель (слайд 15)

Учитель: симптомы пищевого отравления (слайд 16)

Доврачебная помощь (слайд 17)

Вопрос к учащимся: по какому номеру будете звонить в скорую помощь? (03)

Учитель: Профилактика пищевых отравлений (слайд 18)

Закрепление знаний: работа с учебником, в парах (заполнение карточек)

Учитель раздает карточки

1 пара: Дать определение пищевого отравления -

2 пара: Причина пищевых отравлений:

3 пара: Симптомы пищевых отравлений:

4 пара: Оказание первой доврачебной помощи:

5 пара: Профилактика пищевых отравлений:

6 пара: Определить срок годности консервов:

Устно спросить Наташу: «Если не доела пищу, что будешь делать?

Спросить Сергея: «Какие грибы нельзя употреблять в пищу: поганку, грузди, мухомор, маслята» (дать картинки)

Итог урока: Анализ работы учащихся, оценивание, д\з. стр.173-176 Заключительное слово учителя.

Притча: "В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил человек, который позарился на место, положение и престиж мудреца и хотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. Он решил спросить мудреца: "О Мудрейший из мудрых, - скажет он, - если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?" Если мудрец скажет: "Мертвое!", он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: "Живое!", он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу. Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе. Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь минуту, ответил: "Все в твоих руках!" Ваше здоровье в ваших руках. Будьте здоровы (слайд 19)


  1. Самый крупный орган пищеварительной системы

2.Виды зубов

3.Питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности


  1. Длина тонкого кишечника


  1. Что вырабатывает печень


  1. В каком отделе пищеварительной системы происходит всасывание питательных веществ


  1. Сколько слюны вырабатывается в сутки


  1. Как называется заболевание зубов

9. Сколько пищи вмещается в желудок?


10.В каком отделе П. системы накапливаются не переваренные остатки пищи

11.Что называют пищеварение?

12.Какой орган располагается между ротовой полостью и желудком




Индивидуальные карточки: (из предложенных органов выбрать органы пищеварительной системы)

Конспект урока по биологии на тему: Пищевые отравления (9 класс)Конспект урока по биологии на тему: Пищевые отравления (9 класс)Конспект урока по биологии на тему: Пищевые отравления (9 класс)

Конспект урока по биологии на тему: Пищевые отравления (9 класс)Конспект урока по биологии на тему: Пищевые отравления (9 класс)Конспект урока по биологии на тему: Пищевые отравления (9 класс)

Конспект урока по биологии на тему: Пищевые отравления (9 класс)







А) Желудочно - кишечные заболевания (перечислить)

Б) Причины желудочно-кишечных заболеваний

В) Признаки заболеваний


Г) лечение (в больнице)


Д) профилактика желудочно-кишечных заболеваний.




Концептуальные вопросы:

  1. Определение «пищевые отравления»

  2. Причины пищевого отравления

  3. Симптомы пищевого отравления

  4. Оказание первой доврачебной помощи

  5. Профилактика пищевых отравлений



Концептуальные вопросы:

  1. Определение «пищевые отравления»

  2. Причины пищевого отравления

  3. Симптомы пищевого отравления

  4. Оказание первой доврачебной помощи

  5. Профилактика пищевых отравлений


1 пара: Дать определение пищевого отравления -

2 пара: Причина пищевых отравлений:


3 пара: Симптомы пищевых отравлений:


4 пара: Оказание первой доврачебной помощи:


5 пара: Профилактика пищевых отравлений:


6 пара: Определить срок годности консервов:






Конспект урока по биологии на тему: Пищевые отравления (9 класс)Конспект урока по биологии на тему: Пищевые отравления (9 класс)Конспект урока по биологии на тему: Пищевые отравления (9 класс)

Конспект урока по биологии на тему: Пищевые отравления (9 класс)Конспект урока по биологии на тему: Пищевые отравления (9 класс)Конспект урока по биологии на тему: Пищевые отравления (9 класс)


Конспект урока по биологии на тему: Пищевые отравления (9 класс)Конспект урока по биологии на тему: Пищевые отравления (9 класс)


© 2010-2022