Модульный урок по теме: Формы размножения организмов. Бесполое размножение

Уже несколько лет подряд я занимаюсь использованием в учебном процессе технологии модульного обучения. Такая технология представляется мне интересной и эффективной, поскольку создает особый вид мотивации - установку на развитие и самоопределение личности ребенка. Использование модульного принципа спосбствует дифференциации обучения и вовлекает в работу весь класс. Я проработала достаточно много литературы ведущих педагогов и, воспользовавшись их рекомендациями, стала разрабатывать модульные урок...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общая биология, 10 класс

Тема урока: Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Задачи урока:

Задачи: а) Образовательная: сформировать и систематизировать знания учащихся о размножении; раскрыть сущность, многообразие и распространенность бесполого размножения.
б) Развивающая: формировать умения характеризовать бесполое размножение, анализировать, сравнивать, различать формы бесполого размножения, делать выводы;
в) Воспитывающая: воспитание бережного отношения к природе, ответственности при работе в парах, взаимопомощь.

Тип урока: урок - изучения и закрепления знаний.

Форма урока: урок-модуль.

Методы и приемы обучения: проблемный, частично-поисковый, самостоятельная работа с модулем, беседа, рассказ с использованием компьютерной техники, сообщения учащихся, тестирование.

Планируемые результаты:

Предметные:

- учащиеся углубляют знания о бесполом размножении организмов и его формах, объясняют сущность процесса митоза, характеризуют значение бесполого размножения.

Метапредметные:

- учащиеся сравнивают половое размножение и бесполое, сравнивают и сопоставляют виды живых организмов и формы бесполого размножения, обобщают и делают выводы по изученному материалу.

Личностные:

- учащиеся повышают мотивацию и формируют ответственное отношение к учению, осознают ответственность при работе в парах, значимость данной темы в дальнейшей жизни, формируют ответственное отношение и любовь ко всему живому.

Основные понятия и термины урока: бесполое и половое размножение, спорообразование, митоз, почкование, вегетативное размножение, регенерация, шизогония.

Оборудование: Компьютер, проектор, диск с презентацией, муляжи, гербарии и живые организмы, демонстрирующие разные формы бесполого размножения.



МОДУЛЬ 1.

ФОРМЫ РАЗМНОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ. БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ.

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ - 0

В результате работы над модулем вы будете знать: основные формы размножения организмов, вспомните особенности митоза; изучите формы бесполого размножения у представителей всех царств живой природы.

1 мин.

Прочитайте цель.

Читайте инструкции при выполнении каждого учебного элемента


УЭ - 1

Входной контроль.

Цель: выявить уровень знаний по теме «Митоз».

Задание: установите соответствие между процессом и фазой митоза; заполните таблицу:

ПРОЦЕСС ФАЗА МИТОЗА

А.Спирализация хромосом 1.Метафаза

Б.Прикрепление нитей веретена 2.Телофаза

к центромерам хромосом 3.Анафаза

В.Размещение хромосом в 4.Профаза

экваториальной плоскости 5.Интерфаза

клетки

Г.Деление цитоплазмы

Д.Удвоение молекул ДНК

Е.Расхождение хроматид к

полюсам клетки

Ж.Разрушение ядерной оболочки

З.Раскручивание (деспирализация) хромосом

И.Образование веретена деления

К.Образование ядерной оболочки

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К





5 мин

Работайте самостоятельно!

Ответы запишите в таблицу в листе ответов.

За каждый правильный ответ 0,5 балла

Всего 5 баллов





Проверьте по «ключу» ответов у учителя, поставьте баллы в оценочный лист.



УЭ - 2

Актуализация знаний

Цель: вспомнить типы размножения у живых организмов, объяснить их преимущества и недостатки.

Подумайте над вопросами:

  1. Что называют размножением? Каково его значение?

  2. Какие типы размножения живых организмов вам известны?

  3. Какие клетки участвуют в половом и бесполом размножении?

  4. Каковы недостатки и преимущества полового и бесполого размножения?

  5. Что такое гермафродитизм и партеногенез?

Устно ответьте на эти вопросы

5 мин.

Работайте в паре!

Если затрудняетесь - посмотрите стр. 193 учебника.

Подготовьте устные ответы на вопросы.

Поставьте оценку в оценочный лист:

Все понятно - 5;

Немного непонятно - 4;

Затрудняюсь ответить - 3.

УЭ - 3

Изучение нового материала

Цель: изучить формы бесполого размножения у представителей всех царств живой природы.

В процессе изучения темы заполните таблицу в листе ответов:

Формы бесполого размножения

Формы размножения

Признаки

Организмы


  1. Посмотрите фрагмент фильма о размножении одноклеточных организмов. Запомните определение слова ШИЗОГОНИЯ!

  2. Прочитайте текст на стр.194 (1 абзац). Ответьте: что такое спорообразование, и какие организмы так размножаются?

  3. Послушайте сообщение учащихся (2 чел.) о вегетативном размножении с использованием презентации (опережающее домашнее задание).

  4. Используя знания о вегетативном размножении, расшифруйте слово ЧУЛОК.

  5. Прочитайте текст на стр. 194 (2 абзац). Ответьте: что такое почкование и какие организмы таким образом размножаются?

  6. Используя стр. 196-197 докажите, что бесполое размножение имеет свои достоинства и недостатки.

15 мин.

Работайте в паре!

Таблицу заполняйте в листе ответов



Заполняйте графы таблицы

Заполняйте графы таблицы

Заполняйте графы таблицы

Заполняйте графы таблицы

Сравните заполнение таблицы с ключом на доске, поставьте оценку в оценочный лист:

Все верно - 5;

Немного не дописали - 4;

Во многом затрудняемся - 3

УЭ - 4

Первичное закрепление знаний.

Цель: проверить степень усвоения материала, используя наглядный материал.

Возьмите раздаточный материал, который у вас на столе (муляжи, таблицы, живые организмы, гербарные экземпляры) и ответьте на вопрос: каким способом бесполого размножения они размножаются?

Ответьте устно.

5 мин.

Работайте в паре!

Поставьте оценку в оценочный лист:

Все правильно - 5;

Немного ошиблись - 4;

Много ошибок - 3.

УЭ - 5

Выходной контроль

Цель: проверить степень усвоения знаний по теме, выполнить тесты как варианты ЕГЭ.

ЗАДАНИЕ: Выпишите номера верных суждений(выполняют те ребята, кто НЕ сдает ЕГЭ)

1. Размножение - это воспроизведение себе подобных.

2. Генетически разнородное потомство, происходящее от одной родительской особи, называют клоном.

3. Размножение бывает бесполым и половым.

4. Спорообразование это способ полового размножения.

5. Делением размножаются простейшие.

6. С помощью специализированных частей тела размножаются растения.

7. Почкование характерно только для многоклеточных организмов.

8. Фрагментацией размножаются кольчатые и плоские черви.

9. Виды, у которых есть и мужские, и женские особи, называют гермафродитными.

10. Внешние различия между мужскими и женскими особями называют половым диморфизмом.

Задание тем, кто сдает ЕГЭ (выберите один верный ответ)

1.Бесполое размножение с помощью спор характерно для

1) сосны

2) мхов

3) березы

4) дуба

2. В сельскохозяйственной практике часто применяют вегетативное размножение растений, чтобы

1) получить высокий урожай

2) повысить их устойчивость к вредителям

3) повысить их устойчивость к болезням

4) быстрее получить взрослые растения

3. Дочерний организм имеет наибольшее сходство с родительским при размножении

1) половом

2) семенном

3) бесполом

4) с чередованием поколений

4. Размножение, при котором дочерний организм появляется без оплодотворения из клеток тела материнского организма, называют

1) партеногенезом

2) половым

3) бесполым

4) семенным

5. Споры грибов, как и споры растений, представляют собой

1) клетки, служащие для размножения и расселения

2) удлинённые клетки, выполняющие функцию питания

3) клетки, из которых образуются сложные переплетения нитей

4) множество вытянутых клеток, выполняющих функцию газообмена с окружающей средой

6. Садовую землянику размножают с помощью надземных видоизмененных побегов - усов, чтобы

1) сохранить признаки сорта

2) ускорить созревание плодов

3) повысить устойчивость к заболеваниям

4) получить потомство с новыми признаками

7. Способ размножения малины с помощью корневых отпрысков называют

1) генеративным

2) почкованием

3) вегетативным

4) семенным

8. Бесполое размножение осуществляется у

1) цветковых растений семенами

2) птиц откладыванием яиц

3) гидр почкованием

4) хвойных растений семенами

9. Споры папоротника - специализированные клетки, с помощью которых осуществляется

1) бесполое размножение

2) вегетативное размножение

3) почкование

4) регенерация

10. Бесполое размножение широко распространено в природе, так как способствует

1) быстрому росту численности популяции

2) возникновению изменений у особей вида

3) появлению модификационной изменчивости

4) приспособлению организмов к неблагоприятным условиям

10 мин.

Работайте самостоятельно!

Ответы пишите в лист ответов





































Проверьте по «ключу» ответов у учителя, поставьте баллы в оценочный лист.

Нет ошибок - 5;

1-3 ошибки - 4;

4-6 ошибок - 3.

УЭ - 6

Рефлексия, дом. задание.

Получите подарок от учителя за хорошую работу на уроке:

ВНИМАНИЕ: ЧЕРНЫЙ ЯЩИК! В черном ящике находится живой организм, который тотчас начинает размножаться, если дать ему условия. В любой момент, может и сейчас, на уроке даже! Кто отгадает, что в черном ящике, тот и получит этот организм в подарок!

Итог твоей работы:

Оценка «5»

Молодец! Материал учебника ты знаешь, поработай дополнительно с литературой и составь:

Презентацию или сообщение по теме(тему обсудите с учителем)

Оценка «4»

Хорошо поработал, придумай задания одноклассникам по данной теме.

Оценка «3»

Плоховато, конечно, нужно выучить дома стр.193-197

4 мин.



Поставьте общую рейтинговую оценку в оценочный лист, запишите задание в дневник.



Лист ответов ученика 10 класса

---------------------------------------------------------------

Заполните таблицу по теме: Митоз


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К




Заполните таблицу

Формы бесполого размножения

Формы размножения

Признаки

Организмы










Выполните тестовое задание

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Оценочный лист ученика 10 класса


----------------------------------------------------------------------------------

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6



© 2010-2022