Мастер-класс по теме: Формирование метапредметных результатов на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер- класс по теме: Формирование метапредметных результатов на уроках биологии.Мастер- класс по теме: Формирование метапредметных результатов на уроках биологии.Мастер- класс по теме: Формирование метапредметных результатов на уроках биологии.Мастер- класс по теме: Формирование метапредметных результатов на уроках биологии.Учитель химии и биологии

МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»

г.Ноябрьск

Колдыркаева Галина Ивановна


Мастер- класс по теме:

Формирование метапредметных результатов на уроках биологии.


В начале своего выступления, я бы хотела обратиться к проблеме ключевой компетентности ФГОС: «Научить детей учиться», вызвав вас на конструктивный диалог. (Слайд 2).

Чему учить? Метапредметные результаты. Что это? Ваши варианты?

В соответствии с ФГОС общего образования определение метапредметных результатов определяется как универсальные учебные действия плюс межпредметные понятия. (Слайд 3).

Как учить? Это, в первую очередь применение различных технологий, методов и средств обучения в рамках учебного занятия. Вспомним основные аспекты учебного занятия?

Учебное занятие - это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и обучающегося, включающая содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования. (Слайд 4).

Дидактические модели учебного занятия (урока) характеризуются:

  • целью, объединяющую модель в целое;

  • характером учебного занятия (информационный, мотивационный, диалогический, проектный);

  • составляющими элементами учебного занятия (организационный момент, подготовка к восприятию темы, целеполагание, объяснение темы, закрепление, подведение итогов урока);

  • характером взаимосвязей и взаимозависимостей элементов учебного занятия;

  • режимом проведения учебного занятия (Слайд 5).

На фрагменте урока по теме: «Клетка», которую мы изучаем в 5 классе на примере растительной клетки и в 7 классе на примере животной клетке я попрошу вас построить дидактическую модель урока, целью которого является формирование метапредметных универсальных учебных результатов. (Слайд 6).

Итак, существует ряд подходов при изучении данной темы:

  • использование виртуальной лаборатории (Наглядная биология/Виртуальная лаборатория/Virtulab),

  • лабораторная работа с использованием образовательного комплекса 1С: Школа. Биология. 7 класс.

  • лабораторный практикум с использованием готовых микропрепаратов и в идеале лабораторный практикум по приготовлению микропрепарата кожицы лука.

На уроке детей можно разделить на группы и использовать вариативность по интересам: увлеченным биологией нужно предложить самим приготовить микропрепарат, пассивным поработать с готовыми микропрепаратами, склонным к информационной среде, а это большинство, детей зайти на сайт.

В целях рационального использования времени моего выступления мы рассмотрим первые два варианта. Работая в группах, я предлагаю вам зайти на сайт: «Виртуальная лаборатория» в раздел Биология 7класс, другие участники группы рассмотрите готовый микропрепарат кожицы лука по большим и малым увеличением.

В обоих случаях мы видим одно и тоже изображение. Сразу же обращаем внимание, что в световой микроскоп мы видим только клеточную оболочку и ядро.

Давайте определим увеличение микроскопа с помощью которого мы видим изображение. Это можно рассчитать следующим образом: увеличение микроскопа = увеличение окуляра * увеличение объектива (Слайд 7).

При большом увеличении мы получили увеличение в 400 раз (40*10), при малом в 100 раз (10*10). (Слайд 8).

В 5 классе мы обращаем внимание на основные компоненты растительной клетки: клеточная оболочка, ядро, пластиды, вакуоли с клеточным соком.

Для ориентации в мире таких сложных биологических терминов я предлагаю учащимся следующий прием.

??? С чем можно сравнить компоненты растительной клетки на всероссийском уровне (страна), на муниципальном уровне (город Ноябрьск)

№ п.п.

Органоид клетки

Функции

Всероссийский уровень

Муниципальный уровень

1.

Ядро

Главный компонент клетки, регулирует все процессы, обеспечивает хранение наследственной информации

Правительство России, (Москва, Кремль, Путин В.В.)

Администрация

г. Ноябрьска

2.

Клеточная оболочка

(стенка)

Поддерживает определенную форму клетки, защищает клетку, осуществляет транспорт веществ из клетку и наоборот

Границы страны, федеральная таможенная служба

Карамовский пост ДПС

г. Ногябрьска

3.

Хлоропласты

Фотосинтез- синтез углеводов, содержащих пигмент жизни зеленого цвета-хлорофилл)

Крупнейшие синдикаты по производству кондитерских изделий

(ленные богатства страны)

Кондитерские мастерские, пекарни города

4.

Вакуоли

Органоид с клеточным соком, содержащим питательные вещества и продукты жизнедеятельности клетки

Крупнейшие промышленные и продовольственные базы

Супермаркеты города

(Слайд 9).

В 7 классе материал более сложный. Рассматривая, органоиды животной клетки (Слайд 10), остановимся на некоторых из них, работая в группах, найдите соответствие между функциями органоида и ассоциируйте их с понятиями на всероссийском и муниципальном уровнях (Приложение 1.):

№ п.п.

Органоиды клетки

Функции

Ассоциаци

Всероссийски уровень

Муниципальный

уровень

Цитоплазма

Обеспечивает сообщение и внутриклеточный транспорт веществ в клетке

Транспортная система страны (железные и автомобильные дороги, морской и речной транспорт)

Автобусы, маршрутное такси города

Рибосомы

Осуществляют синтез белка

Комбинаты пищевой промышленности по производству мясной, молочной, кондитерской промышленности

Сеть пищевых объединений

Митохондрии

Энергетические станции, обеспечивают синтез АТФ

АЭС, теплоэлектростанции, гидроэлектростанции

Парогазовая электростанция г. Ноябрьска

Лизосомы

Внутриклеточное переваривание за счет расщепления высокомолекулярных веществ

Мусороперерабатывающие комбинаты

Муниципальные жилищно-коммунальная служба города

Аппарат Гольджи

Накопление белков, жиров и углеводов

Оптовые продовольственные базы

Супермаркеты города

Осуществляя проверку, видим, что все коллеги справились с заданием. (Слайд 11).

При рассмотрении данной темы, обращаю внимание детей не только на спектр сложных биологических терминов, но и правильное их написание, например: словарные слова- энергия, объектив, аппарат; проверяемые гласные: ядро (ядра), окуляр (око), правильное написание буквы «и» после «ц» цитоплазма (исключая, «цыган подошел к цыпленку на цыпочках и цыкнул цыц»

На дом я предлагаю учащимся составить схему: «Государство клетка» или «Город клетка»

А теперь вернемся к проблемным вопросам, поставленным в начале моего выступления, работая в группах.

Первый вопрос: Чему учить?

Метапредметные результаты = УУД + межпредметные понятия

??? Какие метапредметные результаты можно сформировать в рамках данного занятия, исходя из таблицы детализации (Приложение 2).

(Слайд 12).

Коллегами отмечено, что осуществили связь с географией, историей, обществознанием, математикой, русским языком. Можно сформировать такие метапредметные результаты, зашифрованные в таблице как:

  • МР 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

  • МР 7.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

  • МР 11. 11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами

(Слайды 13-15)

Переходим ко второму вопросу: Технологии, методы и средства обучения в рамках учебного занятия

???Какой прием был использован? (Слайд 16).

Коллегами отмечено, что был использован прием аналогий или «ассоциативный ряд».

???На каких еще уроках биологии можно применить данный прием и с какими учебными предметами это можно связать:

  • Биология-физика:

-«Диффузия»: газообмен в клетках и тканях

-«Осмос»: избирательная способность клеточной мембраны; процесс засаливания пищи

-«Опорно-двигательная система»: статическая работа-работа, связанная с удержанием определенной позы или груза, динамическая работа-работа, связанная с перемещением груза или тела в пространстве, амплитуда мышц- размах движений, связанный с длиной мышц, а сила мышц зависит от поперечного сечения мышечного пучка

  • Биология-химия:

-«Химический состав клетки»- элементы-органогены (углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор)

«Строение атома» - грецкий орех (ядро и ядрышко)

«Единица измерения драгоценных камней карат»- дерево каратина силиква, косточка плодов которого (их также называют царьградскими рожками) весит ровно 0.2г. Этот точный вес косточки имеют всегда: в любой год и на любом дереве. Поэтому ювелиры древности и применяли для своих весов такие гирьки. Так, можно предложить подсчитать массу в граммах алмаза Орлова, который блистает на скипетре нашего государства, если известно, что он весит 300 карат тут же и связь с математикой.

«Бинарная номенклатура» - бинарное название в систематике и бинарные химические соединения

-«Земноводные»- двойственность с позиций химии амфотерные соединения, тут же и связь с историей амфитеатр, амфора и физика- амфибия - плавающее и сухопутное средство передвижения

- «Гомогенные и гетерогенные смеси»: связь с гомогенными и гетерогенными организмами

-«Массовая для растворенного вещества» -приготовление растворов и расчет процентного отношения веществ

  • Биология-русский язык:

«Антонимы и синонимы»: мышцы синергисты и антогонисты

  • Биология- математика:

-Функциональная сердечно-сосудистая проба (определение ЧЧС), определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки, построение вариационного ряда и вариационной кривой-расчет по формулам и построение графиков; расчеты задач по генетике.

Попрощу и вас привести свои примеры

(Слайд 17).

Третий вопрос: Для чего учить?

-Предлагаю составить кластер - ценности (Я), коллегами была составлена схема:

для жизни

самоопределение

Я самореализация

достижение цели

Таким образом, мы подошли к выводу, что основой формирования метапредметных УУД является формирование всесторонне развитой гармоничной личности, способной мобилизоваться и быстро приспосабливаться к меняющемуся миру современности.

(Слайд 18-19)










Приложение 1:

1. Найдите соответствие с функцией органоида и ассоциацией этой функции на всероссийском уровне

2. Приведите свои примеры выполнения функций органоида на муниципальном уровне

№ п.п.

Органоиды клетки

Функции

Ассоциаци

Всероссийски уровень

Муниципальный

уровень

1

Цитоплазма

Обеспечивает сообщение и внутриклеточный транспорт веществ в клетке

Мусороперерабатывающие комбинаты

2

Рибосомы

Осуществляют синтез белка

Комбинаты пищевой промышленности по производству мясной, молочной, кондитерской промышленности

3

Митохондрии

Энергетические станции, обеспечивают синтез АТФ

Оптовые продовольственные базы

4

Лизосомы

Внутриклеточное переваривание за счет расщепления высокомолекулярных веществ

АЭС, теплоэлектростанции, гидроэлектростанции

5

Аппарат Гольджи

Накопление белков, жиров и углеводов

Транспортная система страны (железные и автомобильные дороги, морской и речной транспорт)














Приложение 2.

Группа 1. Таблица детализации метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Код (шифр) 1

Планируемый результат (умение)

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

МР 1.1

Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты

МР 1.2

Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему

МР 1.3

Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, прогнозировать конечный результат

МР 1.4

Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

МР 1.5

Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

МР 1.6

Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

МР 2.1

Определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей

МР 2.2

Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач

МР 2.3

Определять/находить, в т. ч. из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи

МР 2.4

Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

МР 2.5

Выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели

МР 2.6

Составлять план решения проблемы

МР 2.7

Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения

МР 2.8

Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса

МР 2.9

Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

МР 3.1

Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности

МР 3.2

Систематизировать (выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности

МР 3.3

Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований

МР 3.4

Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата

МР 3.5

Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата

МР 3.6

Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата

МР 3.7

Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта

МР 3.8

Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять свои ошибки самостоятельно

Группа 2.Таблица детализации метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

МР 4.1

Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи

МР 4.2

Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи

МР 4.3

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий

МР 4.4

Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности

МР 4.5

Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов

МР 4.6

Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

МР 5.1

Наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки

МР 5.2

Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы

МР 5.3

Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность

МР 5.4

Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха

МР 5.5

Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности

МР 5.6

Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения, эффекта восстановления, эффекта активизации

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

МР 6.1

Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства

МР 6.2

Выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчиненных ему слов

МР 6.3

Выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство

МР 6.4

Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

МР 6.5

Выделять явление из общего ряда других явлений

МР 6.6

Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений

МР 6.7

Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям

МР 6.8

Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки

МР 6.9

Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи

МР 6.10

Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации

МР 6.11

Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником

МР 6.12

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности

МР 6.13

Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные причины/наиболее вероятные причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ

Группа 3. Таблица детализации метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

МР 7.1

Обозначать символом и знаком предмет и/или явление

МР 7.2

Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме

МР 7.3

Создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления

МР 7.4

Строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи

МР 7.5

Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией

МР 7.6

Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

МР 7.7

Переводить сложную по составу информацию из графического (символьного) представления в текстовое, и наоборот

МР 7.8

Строить схему, алгоритмы действий, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм

МР 7.9

Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного

МР 7.10

Анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата

8. Смысловое чтение

МР 8.1

Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целью деятельности)

МР 8.2

Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст

МР 8.3

Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов

МР 8.4

Резюмировать главную идею текста

МР 8.5

Преобразовывать текст в другую модальность, интерпретировать текст

Группа 4. Таблица детализации метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

МР 9.1

Определять возможные роли в совместной деятельности

МР 9.2

Играть определенную роль в совместной деятельности

МР 9.3

Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение, доказательство, факты; гипотезы, аксиомы, теории

МР 9.4

Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации

МР 9.5

Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности

МР 9.6

Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль

МР 9.7

Критически относится к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

МР 9.8

Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации

МР 9.9

Выделять общую точку зрения в дискуссии

МР 9.10

Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

МР 10.1

Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства

МР 10.2

Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

МР 10.3

Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности

МР 10.4

Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей

МР 10.5

Высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнера в рамках диалога

МР 10.6

Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником

МР 10.7

Создавать письменные "клишированные" и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств

МР 10.8

Использовать вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления

МР 10.9

Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя

МР 10.10

Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами

МР 11.1

Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ

МР 11.2

Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации

МР 11.3

Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи

МР 11.4

Использовать ИКТ для решения учебных задач (вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.)

МР 11.5

Использовать информацию с учетом этических и правовых норм

МР 11.6

Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности

































1

© 2010-2022